ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИМЕЮТ В ЖИЗНИ ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ!»
Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Актуальность проекта связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Представленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, и ее скорость и переоценивают собственные способности, и считают себя быстрыми и ловкими.
Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способность этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения. И может быть эффективной, при условии, если работу по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма педагог проводит целенаправленно с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи: обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и развитие у них необходимых навыков;
• Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
• Привлечение внимание родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
• Привлечение внимания предприятия, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
• Воспитывать в детях грамотного пешехода.
Вид проекта: познавательно- творческий.
Продолжительность:среднесрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели и др. педагоги д/с.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Мероприятия проведения в свободное от занятий время в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, конкурсы, рисунка, отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Игры – соревнования, праздники, разминки, оформление уголка по правилам дорожного движения.
Предполагаемый результат: Воспитать грамотного пешехода;
• Уметь ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выходы из них;
• Снизить процент ДДТТ (детского дорожно-транспортного травматизма) .
Работа при подготовке к проекту:
• Консультации;
• Изучение инструкций;
• Создание и разработка дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения;
• Подбор материала о Правилах дорожного движения;
• Организованные собрания;
• Конкурсы на лучший конспект занятий;
Материалы:
Элементы дорожных знаков, картинки с изображением ситуаций на дорогах, детские машины-каталки, элементы костюма постового (фуражка, жезл), фартуки с изображением автомобилей, светофора, рули, конструктор - трансформе, информационное поле по дорожному движению.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.
2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
3. Просмотр видео материала.
4. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А.Северный «Три чудесных цвета», Я Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой..», «Постовой», «Продуктовая машина», Н. Носов «Автомобиль» и т.д.
5. Изготовление дидактических игр по ПДД.
6. Использование игр: Дидактических: «Час пик», «Транспорт», «Светофор», «Назови знак», «Мы едим и идем», «Слушай – запоминай». Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий Пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т.д.
7. Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».
8. Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения».
9. Альбом «автотранспорт».
10. Дорожная грамота.
11. Парты и кубики с изображением различных марок автомобилей.
12. Книжка – раскраска.
13. Домино «Дорожные знаки».
14. Коллекция дорожных знаков и машин.
Основной этап работы:
• Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.
• Решение игровых ситуаций.
• Викторины ПДД.
• На зарядку становись («физкультминутка»).
• Проведение с воспитателями тематических досугов и развлечений: Игра – путешествие «Светофорик и дорога»
• Экскурсия к дороге.
• Викторина «Дорожная азбука»
• Кроссворды по правилам дорожного движения»
• Проведение бесед: «Обязанности пешехода», «твой приятель светофор», «Обязанности пассажира в общественном транспорте», «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад», «Сигналы регулировщика», «Сведенья о дорогах», «Правила перехода улицы», «Дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте».
• Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода».
• Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.
• Игровые задания («Транспорт»)
• Пополнение и обновление к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение», «Город – транспорт» по Правилам дорожного движения
• Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты).
• Проверь себя (Карточки с вопросами и ответами).
Заключительный этап:
• Инсценировка «На опасном перекрестке».
• Посвящение в пешеходы.
• Памятки для родителей.
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;
- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.
- создание открытого образовательного пространства.