Методическая разработка "Организация социальной безопасности и физического комфорта в группах раннего возраста"
методическая разработка по обж (младшая группа)
Дети раннего возраста только входят в социальный мир, задача на взрослых как можнограмотнее адаптировать детей 2-3 лет к условиям современной социальной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_bezopastnosti_s_detmi_rannego_vozrasta.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация социальной безопасности и физического комфорта в группах раннего возраста
Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как: повышенная двигательная активность; рост самостоятельности; интерес ко всему новому; полное доверие ко всем и всему, что вокруг; отсутствие ощущения опасности.
Физические возможности двухлетних детей и естественная жажда познания окружающего мира могут очень быстро привести к беде. Ведь дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно, хорошо, а тем, чего хочется, что интересно, приятно.
Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность. Цель педагогов — сохранить жизнь и здоровье малышей и вооружить их навыками безопасного поведения в окружающей среде.
На третьем году жизни дети стремятся быть самостоятельными. Они осознают, что взрослый является организатором совместных действий и помощником. Он дает оценку поведению, учит первым правилам, основам взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми.
В этом возрасте у детей активно развиваются нравственные чувства, они демонстрируют готовность играть со сверстниками, общаться с ними. Учитывая эти особенности малышей, мы и строим свою работу по организации их безопасной жизнедеятельности и формированию у них собственного опыта безопасного поведения.
Методы и приемы обучения малышей безопасному поведению
С первых дней посещения детьми детского сада, знакомя их с групповыми помещениями, территорией, мы объясняем им, что безопасно, а что — нет. Для этого используем многочисленные методы и приемы, в частности: объяснения; напоминания; беседа; рассматривание иллюстраций; игровые ситуации; ролевые и дидактические игры и упражнения; наблюдения; художественное слово и тому подобное.
Организуя занятия, режимные моменты, досуг детей в течение дня, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для объяснения детям правил и норм поведения используем художественное слово: стихи, потешки, приговорки, короткие сказки и рассказы.
Обучая детей, мы широко используем их желание быть похожими на взрослых, подражать им. Поэтому одним из основных приемов формирования безопасного поведения у маленьких воспитанников есть пример значимых для них взрослых — воспитателей и родителей, с которыми они тесно и охотно сотрудничают.
Для активизации закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты.
Предметная среда как фактор безопасности жизнедеятельности
Чтобы обеспечить безопасное пребывание детей в групповых помещениях, все застежки в хозяйственных шкафах, дверях туалетной комнаты, раздевалки размещаются значительно выше роста ребенка и систематически проверяются, чтобы они были в рабочем состоянии.
Ведущей деятельностью детей третьего года жизни является предметно-манипулятивная.
Тщательно подбирая игрушки и игровое оборудование, необходимо следить, чтобы они соответствовали стандартам качества, изготовленные из экологически безопасных материалов, соответствовали возрасту и развитию детей. Все игрушки легкие и простые в использовании, удобно размещаются в игровых ячейках не выше уровня глаз детей.
Самостоятельность и дисциплинированность — гарантия безопасности
Самостоятельность и дисциплинированность являются определенными гарантами безопасности малышей. Поэтому воспитанию этих качеств уделяется должное внимание. Прежде всего, детей обучают самообслуживанию, формируют у них культурно-гигиенические навыки.
Дисциплинированность, прежде всего, предполагает способность к самоконтролю, который в раннем возрасте еще только начинает развиваться. Дисциплина — это сбалансированность между потребностью ребенка в самостоятельности и необходимостью придерживаться определенных ограничений. Развивая в детях дисциплинированность, взрослые направляют их поведение, постепенно уменьшая степень своего контроля и давая детям возможность самостоятельно управлять поведением собственного.
Демонстрации доверия детям и признание их возможностей ведет к росту в них самоуважения и уверенности в себе. А когда дети довольны собой и взаимоотношениями с другими людьми, они более подготовлены слушать и учиться.
Ожидания и требования взрослого относительно дисциплины должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, то есть тому, что он способен делать и понимать.
Практическое ознакомление детей с правилами безопасного поведения
Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, мы значительное внимание уделяем формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого, а также учим детей сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Работа по организации безопасности жизнедеятельности малышей предполагает формирование у них культурно-гигиенических навыков, в частности, мы учим детей правилам поведения за столом, как-вот: не залезать руками в тарелку или чашку другого ребенка; не брать в рот предметы; не сосать пальцы; не грызть ногти.
Во время еды напоминаем детям, что чашку следует держать за ушко, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное.
Учим детей, как правильно сидеть на стуле: спина ребенка прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогаем каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.
Во время работы с раздаточными материалами на занятиях учим детей:
не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, восприятие мира благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке отдаем предпочтение использованию экологически чистых материалов (глины, соленого теста и др). При этом каждый раз напоминаем детям, что брать глину или тесто в рот не следует.
Во время игровой деятельности учим детей:
уходя с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать;н е подходить близко к лошадке-качалке, ничего не доставать из-под нее, когда кто-то из детей качается; не толкать ребенка, который качается, чтобы он не упал, дождаться своей очереди
В туалетной комнате напоминаем детям о правилах обращения с горшочком: не метаться на горшках; не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.
В умывальной комнате, во время мытья рук, учим детей правилам пользования мылом, водой:
не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.
Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате:
не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели; не засовывать ноги между прутиками в постели.
Воспитывая у детей безопасное поведение, следует соблюдать чувство меры. Необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Недопустимо применение так называемой «шоковой терапии» с акцентированием внимания на страшных последствиях чрезвычайных ситуаций.
Такой подход может травмировать психику детей и в будущем повлиять на их психическое состояние и поведение. Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.
Во время прогулки закрепляем у детей такие правила поведения:
не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.
В зимний период напоминаем детям, что нельзя:
брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки.
Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подводим детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно:
не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Ведь, если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь сложно или даже невозможно.
Поэтому во время индивидуальных бесед с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.
Подчеркиваем, что родители должны:
- обучать ребенка правилам обращения с опасными предметами, в частности острыми — вилками, ножами, иглами, ножницами и тому подобное;
- следить за тем, чтобы ребенок не приносил в детский сад опасные предметы — таблетки, мелкие монеты, шарики, гвозди, булавки, лезвия, металлические украшения, некачественные и сломанные игрушки;
- проверять все карманы детской одежды перед выходом в детский сад;
- знакомить ребенка с правилами открывания и закрывания шкафа — открывать осторожно, держа дверь за ручку;
- не открывать резко; не стучать дверцами;
- не использовать конфеты или игрушки как средство уговора ребенка идти в детский сад, научиться договариваться с ребенком;
- следить за исправностью детской одежды и игрушек;
- обучать ребенка осторожности в быту, правил пожарной безопасности и безопасности на улице.
Игровые ситуации для воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста
Правила поведения в туалетной комнате
Сажаем куклу Олесю на горшок (в горшке жидкость). Создаем ситуацию, при которой кукла Олеся обливается жидкостью.
Почему кукла облилась?
Правила поведения в умывальной комнате
Маленькие енотики игрались, разбрызгивали воду. Рядом проходил мишка, поскользнулся, упал, ушиб лапку.
Почему мишка ушиб лапку?
Правила поведения за столом
Незнайка упал со стульчика.
Почему это произошло?
Правила поведения во время игр
У Зайчика болит ушко, он плачет:
Почему Зайчик плачет?
— Ему больно. Мишка сунул бумажку в ушко
Правила поведения со сверстниками
Рассказ воспитателя:
«В садик пришел мальчик Дима. С первых дней пребывания в садике Дима обижал деток. А однажды он захотел игрушку, которой игрался в это время Костя. Он подошел к Косте и стал забирать игрушку, толкнул его, Костя заплакал».
Беседа с детьми по поводу ситуации
Правила поведения во время прогулки
Кукла Рая болеет, у нее болят глазки.
Почему? Там песок.
Правила поведения во время прогулки в зимний период
У Незнайки заболело горлышко, у него ангина.
Почему? – ел снег или сосал сосульку
Правила поведения с острыми предметами
Кукла Зоя была очень непослушной. Она украдкой от мамы взяла ножницы, хотела сама срезать себе ногти на ручках. Срезая ноготка, порезала пальчик. Ой, как ей больно!
У нее болит пальчик! Идет кровь.
Правила личной гигиены
Кукла Лина заболела. У нее болит животик.
Почему? Не мыла руки перед едой.
Воспитывая у детей безопасное поведение, необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Необходимо создание душевного тепла и эмоционального благополучия, физического комфорта в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре в группе раннего возраста (образовательная область физическое развитие) «Путешествие в осенний лес»
Программное содержание:Обогащать словарь названиями диких животных. Учить отвечать на вопросы. Закрепить знания детей о времени года - осень и ее признаках. Развивать познавательные процессы, сообрази...
«Игрушки» интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное»,«Социально-Коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в группе раннего возраста.
laquo;Игрушки»интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное»,«Социально-Коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие»,...
Конспект занятия по физической культуре в группе раннего возраста (образовательная область физическое развитие) «Путешествие в осенний лес»
Программное содержание: Обогащать словарь названиями диких животных. Учить отвечать на вопросы. Закрепить знания детей о времени года - осень и ее признаках. Развивать познавательные процессы, со...
Программа формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей второй группы раннего возраста на 2022-2023 учебный год «Ребёнок и безопасность»
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких дет...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Раннее детство — это совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л. С. Выготский писал, что он сенситивен во всем(.период в жизни человека, создаю...
Конспект ООД по физкультуре в 1 младшей группе ДОУ ООД по физической культуре в группе раннего возраста. «В гости к мишке». Воспитатель группы №2: Шестакова О.И
Воспитатель приносит угощение бочонок меда. Загадывает загадкупро медведя.Делают Мишкину зарядку.Затем проходят через различные препятствия: перешагивают через ручеек,Бросают одной рукой мешочки.Подни...
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Перспективное планирование по физическому развитию в группе раннего возраста на 2020-2021гг.
Календарно- тематический план разработан на весь учебный год с учетом ФГОС. В него включены общеразвивающие упражнения, основные виды деятельности, подвижные игры, подвижные игры на прогулке, малоподв...