Программа по ПДД для старших дошкольников
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКОУ "СОШ №27" ДСП №3
Принято Утверждено
на педагогическом совете Директор МКОУ "СОШ№27"
протокол №1 от 29. 08. 2018 г. _______________М.А. Шериева
приказ №279 от 30.08.2019 г.
Воспитатель Берова М.А.
КБР г.о. Нальчик
Содержание:
Пояснительная записка -------------------------------------------------------3
Направления работы по реализации программы --------------------7
Перспективное планирование в старшей группе ----------------------6
Перспективное планирование в подготовительной группе --------12
Перспективный план работы с родителями --------------------------- 18
Диагностика -------------------------------------------------------------------- 20
Приложение -------------------------------------------------------------------- 22
Заключение -------------------------------------------------------------------- 77
Используемая литература -------------------------------------------------- 78
Пояснительная записка.
«Правил дорожных на свете немало
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки, но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно, увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе дети, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде. Зачастую малыши живут далеко от детского учреждения, поликлиники, дедушки с бабушкой и им приходится пользоваться городским транспортом. В этих случаях ребёнок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, такси.
Актуальность.
Программа «Правила дорожные детям знать положено», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Правила дорожные детям знать положено» включены различные формы взаимодействия с родителями (развлечения, досуги, проекты, консультации).
Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и в городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, троллейбусом, автобусом – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
- Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.
Программа создана на основе принципов:
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности - взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Направления работы по реализации программы.
- Создание условий:
- оформление уголков безопасности;
- подбор литературы, фотографий по ПДД;
- изготовление атрибутов к играм;
- оформление макетов;
2. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:
- экскурсии;
- наблюдения;
- прогулки;
- встречи, беседы с инспектором ГИБДД;
- продуктивные виды деятельности;
- игровая деятельность;
- знакомство с художественной литературой;
- развлечения, досуги.
3. Диагностика.
4.Взаимодействие с родителями:
- консультации;
- беседы;
- буклеты, памятки;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- совместные развлечения;
- проектная деятельность;
- встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.
Перспективное планирование в старшей группе.
Формы работы с детьми и родителями. | Содержание работы. |
Сентябрь. | |
Непосредственно - образовательная деятельность | Познавательное развитие. Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице (на улицу Некрасова): закрепить знания о транспорте, дорожных знаках. |
Беседа | «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. |
Дидактические игры, упражнения | «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой. |
Игровые ситуации | «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. |
Другие формы работы с детьми | Изготовление макета улицы, обыгрывание. |
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие. Тема: «Наш поселок» - уточнить представления о родном поселке: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр. |
Беседы, рассматривание иллюстраций | «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. |
Дидактические игры, упражнения | «Кто лучше знает свой поселок?» - уточнить знания о родном поселке и средствах передвижения по нему. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором. |
Игровые ситуации | «Мы идем по улице» |
Двигательная деятельность | Подвижная игра: «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. |
Другие формы работы с детьми | Просмотр видеофильма. |
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения. Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на перекресток – учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДД. |
Беседа | Тема: Правила и безопасность дорожного движения» |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров. |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат) |
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность | Развитие речи.Тема: «Составление рассказов по картинкам «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественное творчество - Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки и наблюдения | Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить. |
Беседа | «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. |
Игровые ситуации | «Будь внимательным» |
Чтение | М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр мультфильма: «Загадки светофора» |
Январь
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество - Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Развитие речи.Тема: Составление рассказов по картине: «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познавательное развитие. – Формирование элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к «Перекрестку» - дать понятие, что это большой перекресток, познакомить со знаками. |
Беседа | «Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка». |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. |
Игровые ситуации | «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. |
Чтение | Г.Цыферов «Сказки на колесах» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья) |
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Речевое развитие Тема: Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед) |
Беседа | «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых |
Дидактические игры и упражнения | «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» |
Игровые ситуации | «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Светофор» |
Март
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие Тема: Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт Художественное творчество – Рисование. Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов |
Беседа | «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - водители сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора» |
Игровые ситуации | «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте |
Чтение | С.Маршак: « Скверная история». |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для игры «Улица» |
Апрель
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – Аппликация. Тема: «Пешеходы идут по улице» - учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира Коммуникация. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов |
Беседа | «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание) |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - объединение с играми «Ателье», «Магазин» |
Игровые ситуации | «Опасности на дороге» |
Чтение | Д.Денисова: «Как перейти дорогу?» |
Другие формы работы с детьми | Развлечение: «Петрушка на улице». |
Май
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – Аппликация. Тема: «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица города» - побуждать отражать впечатления от окружающего; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами |
Беседа | «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя |
Дидактические игры и упражнения | «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте |
Двигательная деятельность | Езда на самокате - учить детей отталкиваться правой и левой ногой |
Чтение | Н.Носов: « Автомобиль», Д.Денисова: «Как перейти дорогу?» |
Перспективное планирование в подготовительной группе.
Формы работы с детьми и родителями | Содержание работы |
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – Рисование. Тема: «Улица» - закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к перекрестку. |
Беседа | «Два светофора» - уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе «Железнодорожный транспорт и его опасность» - закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи по группам» - закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов |
Игровые ситуации | «Расставь знаки» - упражнять в правильном расположении знаков на улице |
Двигательная деятельность | Игра в футбол – закреплять знания о том, что играть можно только на специально отведенном месте |
Чтение | С.Михалков: «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица». |
Другие формы работы с детьми | Изготовление пешеходного светофора из бросового материала |
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Транспорт» - совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта Познание - Социальный мир. Тема: Встреча с сотрудником ГИБДД – познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе. |
Целевые прогулки и наблюдения | Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару |
Беседа | «Кто регулирует движение транспорта» - закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы |
Дидактические игры и упражнения | «Автотрасса» - закреплять знания о ПДД и дорожных знаках |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей |
Игровые ситуации | «Кому что говорят сигналы» - закрепить знание сигналов регулировщика |
Чтение | Я.Пишумов: «Говорящая машина», Н.Носов: « Милиционер». |
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие Тема: « Составление рассказа по опорным словам» (дорога, пешеход, знак, машина) – учить составлять творческий рассказ из личного опыта |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть. |
Беседа | «Опасные предметы на дороге» - дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов |
Дидактические игры и упражнения | «Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. |
Игровые ситуации | «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»- закреплять правила перехода через проезжую часть |
Чтение | Я.Пишумов: «Посмотрите, постовой», С.Михалков: «Скверная история», А.Северный: « Светофор». |
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развиие Тема: Составление рассказов по серии картинок «Автобус» - учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный последовательный рассказ |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров |
Беседа | «Ежели вы вежливы» - закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте |
Дидактические игры и упражнения | «Как львенок оказался в больнице» - совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение |
Игровые ситуации | «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу» - учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги и дорожные знаки |
Другие формы работы с детьми | Просмотр мультфильма: «Уроки за рулем» |
Январь
Непосредственно образовательная деятельность | Художественное творчество – Рисование. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице» - побуждать отражать впечатления в рисунке Речевое развитие Тема: Придумывание конца рассказа «Как мы переходим через улицу» - закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на санках за пределы участка – уточнить место безопасного катания |
Беседа | «Полезные знаки» - дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям |
Дидактические игры и упражнения | «Составь рассказ про знак» - учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей. |
Игровые ситуации | «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей» - уточнить знание места для игр и опасности выбегания на проезжую часть улицы |
Чтение | В.Семерин: «Запрещается – разрешается». |
Другие формы работы с детьми | Изготовление удостоверений пешеходов |
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городе светофорных наук» - учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о ПДД Художественная деятельность – Рисование. Тема: «Дорожное движение» - закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки Художественное творчество - Аппликация. Тема: «Наш город» - вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к автобусной остановке – уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя |
Беседа | «Как ходить по улице» |
Дидактические игры и упражнения | «Дорожная грамота» - закрепить знание дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - объединить с играми «Школа», «Библиотека» |
Чтение | И.Лешкевич: « Азбука безопасности», Я Аким: «Улица». |
Другие формы работы с детьми | Аудиозапись «Приключение в городе поющих светофоров» |
Март
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Светофор» - учить делать игрушку из бросового материала, дополнять работу прорисовыванием деталей Познание - Социальный мир. Тема: «Примерный пешеход» - закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице |
Целевые прогулки и наблюдения | Целевая прогулка к школе – закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети» |
Беседа | «Знаки в треугольнике» - дать знания о назначении предупреждающих знаков |
Дидактические игры и упражнения | «Три письма» - выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки |
Игровые ситуации | «Вежливые дети» - ходьба по тротуару |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «По улице, по мостовой» |
Апрель
Непосредственно образовательная деятельность | Речевое развитие Тема: Составление рассказов «Мой путь от дома до сада» - учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до сада, используя схему маршрута Художественное творчество – Рисование. Тема: «Опасности вокруг нас» - побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях |
Целевые прогулки и наблюдения | Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов |
Беседа | «Примерный пассажир» - закрепить правила поведения в транспорте |
Дидактические игры и упражнения | «Люди на дорожных знаках» - закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - способствовать объединению различных игр в единый сюжет |
Чтение | Я.Пишумов: « Самый лучший переход». |
Другие формы работы с детьми | КВН по правилам безопасности движения |
Май
Непосредственно образовательная деятельность | Познавательное развитие Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию коллективной композиции Речевое развитие Тема: Составление рассказов по набору игрушек: машина, кукла с перевязанной рукой, мяч – учить составлять связный, последовательный рассказ по плану |
Целевые прогулки и наблюдения | Наблюдения перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки |
Беседа | «Кого мы называем примерным пешеходом» - закрепить правила передвижения пешеходов по улицам |
Дидактические игры и упражнения | «Найди отличие» - учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица» - закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде |
Чтение | Н.Кончаловская: « Самокат». |
Другие формы работы с детьми | Поход за пределы поселка – упражнять в практическом применении знаний ПДД |
Перспективный план работы с родителями по правилам
дорожного движения.
Старшая группа.
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых». Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД. Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога». Памятка для родителей: «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей: «Родителям о правилах дорожного движения» |
Октябрь | Анкетирование родителей. Фотоконкурс «Мой город». Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада. Консультация для родителей «Как составить индивидуальный маршрут». Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре: «Мы пешеходы») |
Ноябрь | Памятка для родителей: «Как вести себя на дороге». Консультация для родителей: «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения) Беседа для родителей: «Спрашивайте - отвечаем» Презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций. Прогулка к проезжей части. Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Консультация для родителей: «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!» Беседа для родителей: «Дорожные знаки». Совместный досуг развлечение: «Путешествие по городу дорожных знаков» Встреча с сотрудником ГИБДД. |
Январь | Конкурс рисунков. |
Февраль | Консультация для родителей: « Велосипед это тоже транспорт». Фотовыставка: «Мой велосипед». |
Март | Привлечь родителей к организации прогулки. Памятка для родителей: «Все начинается с малого» |
Апрель | Консультация для родителей: «Как воспитать грамотного пассажира» Прогулка на автобусную остановку. Привлечь родителей к организации прогулки. |
Май | Совместно с родителями праздник ПДД. Консультация для родителей: «Отдых и ПДД» |
Перспективный план работы с родителями по правилам
дорожного движения.
Подготовительная к школе группа
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых». Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД. Папка передвижка для родителей «Скоро в школу». Памятка для родителей: «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» Консультация для родителей: «Учите ребенка самостоятельности» |
Октябрь | Анкетирование родителей. Фотоконкурс «Мой город». Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома. Консультация для родителей. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
Ноябрь | Памятка для родителей «Ребенок на дороге». Прогулка к проезжей части. Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки. |
Декабрь | Встреча с сотрудником ГИБДД |
Январь | Конкурс рисунков |
Февраль | Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника» |
Март | Папка передвижка «Ребенок на улице» |
Апрель | КВН с родителями. Родительское собрание «Наши достижения» |
Диагностика.
Каждый ответ оценивается по трех бальной системе.
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание.
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя.
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Старшая группа
Вопросы к детям
1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?
2. Какой транспорт перевозит пассажиров?
3. Чем отличается автобус от троллейбуса?
4. Назови правила поведения в автобусе.
5. Назови машины специального назначения
6. Что означают сигналы светофора?
7. Что такое улица?
8. Кто является пешеходом?
9. Назови правила поведения пешеходов.
10. Что такое переход?
11. Что такое проезжая часть?
12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?
13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети».
14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон».
№№ | Ф.И. ребенка | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 78 | 89 | 810 | 111 | 112 | 113 | 114 | Итог |
Подготовительная к школе группа
Вопросы к детям
1. Какой вид транспорта ты знаешь?
2. Для чего нужен пассажирский транспорт?
3. Где его ожидают люди?
4. Как называют людей, едущих в транспорте?
5. Правила поведения в автобусе.
6. Правила поведения в автомобиле.
7. Что такое перекресток?
8. Что такое «»зебра»?
9. Кто контролирует движение?
10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
11. На какие части делится дорога?
12. Правила перехода улицы.
13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
13. Где разрешается ездить на велосипеде?
14. Какие бывают знаки?
15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф.И. ребенка | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | 77 | 78 | 89 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | Итог |
Приложение
Конспект занятий.
Тема: «Городской общественный транспорт».
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей подойти к нему:
- «Знаете, ребята, к нам сегодня в гости обещал прийти лесной житель. Отгадайте, кто это:
Что это за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы». (Заяц)
- ответы детей.
Воспитатель: «Правильно! А вот и он, проходи, Заинька, не стесняйся.
Заяц: «Здравствуйте, ребята! Как долго я к вам добирался. У нас в лесу хорошо, тихо, птички поют. А прибежал я в город там все гудит, шумит, едет на колесах. Так испугался, еле-еле до вас добрался. Чуть меня не задавили. Что же это такое было?».
- ответы детей(машины, автомобили, транспорт).
Воспитатель: «Ребята, давайте расскажем, Зайке какие машины мы знаем».
- ответы детей.
Воспитатель: «А теперь, Зайка, я буду загадывать загадки, а ребята их отгадывать. А ты слушай внимательно и если сможешь, помогай. Игра с загадками называется « Если знаешь - отвечай».
1.Если знаешь – отвечай
По рельсам движется …..(трамвай).
2.Любят ездить все, все, все,
на большом…..(автобусе).
3. Я мчусь, держась за провода,
Не заблужусь я никогда (троллейбус).
( на правильном ответе воспитатель показывает слайды или картинки).
Воспитатель: «Ребята, а как все это можно назвать одним словом?».
( одновременно выставляются картинки или показывается слайд).
- ответы детей. (Машины, транспорт).
Воспитатель: «Вот видишь, Заинька, какие наши дети молодцы! Они все знают. А теперь, скажите-ка Зайке, для чего нужны нам машины, транспорт?».
- ответы детей. (Чтобы ездить в детский сад, в гости, чтобы быстрее передвигаться и т.д.).
Воспитатель: « А кто ездит в транспорте, в городском общественном транспорте?»
- ответы детей. (Папы, мамы, дети, все, пассажиры).
Воспитатель: « Правильно! В транспорте ездят пассажиры. А автобусы, троллейбусы и трамваи называются городским общественным транспортом по перевозке пассажиров».
Д/игра «Убери лишнее».
Воспитатель: «Автобусы, троллейбусы и трамваи движутся по городу быстро, останавливаются только в специально отведенных для этого местах. Подумайте и скажите, как они называются?».
- ответы детей. (Остановка)
Воспитатель: «А, как определить место остановки?».
- ответы и рассуждения детей.
Воспитатель: «Остановка – это специально отведенное место, где общественный транспорт останавливается, чтобы пассажиры могли выйти из автобуса или в него сесть. На каждой остановке есть специальный знак, посмотрите, как он выглядит (показ знаков)
Посмотрите и скажите, какую форму имеют эти знаки?
- ответы детей.
Воспитатель: «Какого они цвета? Что на них нарисовано?».
- ответы детей.
Воспитатель: «Правильно – это синие прямоугольники. Внутри которых расположен белый квадрат с изображением автобуса или трамвая».
Заяц: « Вот как здорово! Теперь и я, и ребята будут точно, знать, где можно ожидать посадки в автобус или трамвай.
Воспитатель: А вот мы сейчас, это проверим. Давайте поиграем в игру «Подумай и ответь».
Заяц: В городе так много разных машин. Они все куда-то спешат, едут в разные стороны. Не понимаю, как только они не сталкиваются между собой?».
Воспитатель: «А для этого существуют специальные правила, которые знают все водители и пешеходы и им подчиняются. А главный помощник машинам и людям в дорожном движении – это светофор».
Заяц: «Что такое светофор?».
Ребенок: «Он и вежливый и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир».
Ребенок: «Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
Я всем людям помогаю
И тебе хочу помочь.
( на груди у ребенка плоскостное изображение светофора или воспитатель показывает слайд с изображением светофора)
Воспитатель: «Знаешь, Зайка, светофор подает нам разные световые сигналы, а наши ребята уже хорошо знают, что нужно делать на разные сигналы светофора».
Ребенок: Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Ребенок: Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!».
(показ слайда с сигналами светофора или макета светофора).
Воспитатель: «А сейчас, чтобы Зайка лучше запомнил сигналы светофора, поиграем в игру, которая называется «Светофор и пешеходы». ( Проводится игра).
Воспитатель: «Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня нового узнал. Расскажи всем лесным жителям о светофоре, о правилах дорожного движения, о городском транспорте, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.
Зайка: Вы знаете, я понял,
Правила движения, все без исключения
Знать должны зверята – зайцы и лисята,
Барсуки и мишки, умные детишки.
Воспитатель: «А на прощанье дети приготовили тебе подарок. Дети дарят Зайчонку свои работы, выполненные накануне, на занятии по аппликации, по теме: «Автобус».
ТЕМА: Наш друг Светофор
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В зале на полу изображена схема перекрестка с переходами, макет автобуса со стульями, расставленными в два ряда, машины- игрушки.
Воспитатель: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками, по ним движется много легковых и грузовых автомашин, едут трамваи и автобусы. Мы с вами отправимся в путешествие по городу на автобусе.
Один из ребят у нас будет шофером, например: Коля, а остальные ребята – пассажирами. Рассаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь!
ИСПОЛНЯЕМ ПЕСНЮ « Мы едем, едем, едем».
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Тра-та-та! Тра-та-та!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку- забияку,
Обезьяну, попугая-
Вот компания какая!
Воспитатель: Пока мы будем ехать, расскажите мне о правилах поведения в общественном транспорте.
Дети: Во время движения нельзя руками трогать двери. Нужно ждать, пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка.
Воспитатель: А можно разговаривать во время движения с водителем?
Дети: Нельзя, водитель отвлекается.
Воспитатель: А можно высовываться из окна?
Дети: Нельзя, это опасно.
Воспитатель: Можно ли громко разговаривать в автобусе?
Дети: Нет, это мешает другим пассажирам.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете себя вести, и никто не сделает вам замечания в автобусе. На этом наше путешествие на автобусе заканчивается. Тихо, спокойно выходим из автобуса и становимся пешеходами. Дети, а как нам теперь правильно перейти на другую сторону улицы, чтобы попасть в свою группу?
Ответы детей: Надо дойти до пешеходного перехода. Посмотреть налево, а затем направо.
Воспитатель: Молодцы! У нас есть главный помощник, который помогает в этом. А вы, ребята, знаете кто это?
Дети: Светофор!
Воспитатель: Правильно! Это наш друг – Светофор.
ПОЯВЛЯЕТСЯ СВЕТОФОР.
СВЕТОФОР: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Что-то наш светофор сегодня грустный?
Светофор: У меня неприятность, я заболел, не горят мои три глаза.
Воспитатель: Надо выручить нашего друга. Мы знаем, что у него три цветовых сигнала. Вы можете их назвать, ребята?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ТРИ ЦВЕТНЫХ КРУГА.
Светофор: Но я забыл, в каком порядке они располагаются.
Воспитатель: Чтобы напомнить Светофору их расположение, мы с вами сыграем в игру под названием «Светофор».
ПРОВОДИТСЯ ИГРА «СВЕТОФОР».
Задание: на столах разложены плоскостные светофоры, круги зеленого, красного, желтого цветов. Дети должны разложить сигналы светофора в определенном порядке.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим правильно ли расположили цвета светофора. (На жилете Светофора прикрепляем круги красного, желтого и зеленого цвета, дети сверяют свои задания с образцом). Молодцы! Вы справились с заданием. А вы знаете, что означают сигналы светофора?
Ответы детей: На красный дорогу переходить нельзя. На желтый – обрати внимание и жди. На зеленый можно переходить дорогу.
Светофор: Правильно, ребята. Красный- стой! Желтый- жди! На зеленый - проходи! Вот теперь я в порядке и могу снова управлять дорогой.
Воспитатель(обращаясь к светофору): Он и вежливый, и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир!
Светофор: Я ведь не один управляю дорогой, есть и другие светофоры. Сейчас я познакомлю вас с одним из них.
НА ФЛАНЕЛЛЕГРАФЕ ПОМЕЩАЕТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ С ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДОМ.
Светофор: У этого светофора только два глаза. Он предназначен для пешеходов. Поэтому его называют пешеходный светофор. На нем появляются красный и зеленый человечек. Если горит для пешеходов красный человечек, то переходить дорогу нельзя, даже тогда, когда машин на дороге нет.
Если горит для пешеходов зеленый человечек, то переходить дорогу можно.
ПОКАЗ картинок С СОПРОВОЖДЕНИЕМ ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Посмотри на светофор!
Видишь «человечек красный»
Знак дает: «Идти опасно!»
Значит нужно подождать,
Хоть машин и не видать!
Утка крякнула:-Уря!
Человек зеленый! Кря!
Ну-ка, дети, дружно в ногу
Перейдем через дорогу!
ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПО УЛИЦЕ».
По улице, по улице (Дети бегают по кругу.)
От края и до края.
Бегут, бегут автобусы,
Троллейбусы, трамваи.
Стой, стой, погляди, ( Дети останавливаются.)
Красный свет увидишь- ( Смотрят направо, налево.)
И замри. (Замирают.)
По улице, по улице (Шагают на месте.)
Идет за парой пара.
До перехода мы дошли,
Дошли до тротуара.
Стой, стой! Погляди! (Останавливаются, смотрят по сторонам.)
Свет горит зеленый- ( Идут по кругу.)
Проходи!
Воспитатель: Спасибо, Светофор. Ребята теперь знают, что еще существует пешеходный светофор.
Светофор: Скажите, дети, а если бы не было меня, что тогда могло произойти с транспортом и пешеходами на дорогах?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Могут произойти столкновения машин на дорогах, травмы пешеходов и пассажиров.
Воспитатель: Вот посмотрите, ребята, к чему привело бы отсутствие светофора на дорогах. Подчиняясь сигналам светофора, мы сохраняем свои и чужие жизни.
Светофор: Спасибо, ребята, вы меня так выручили, что я теперь спокойно могу стоять на своем посту. Я с вами прощаюсь. До встречи на дорогах!
Воспитатель: Ребята, мы с вами пройдем на игровую площадку, где сыграем в игру «Разрешается-запрещается»(Игра проводится с мячом: задается вопрос всем ребятам, отвечает тот, кому бросит мяч воспитатель, ответы на вопросы – разрешается, запрещается.
Вопросы к игре:
1.Играть на мостовой…(запрещается).
2.Переходить улицу при зеленом свете светофора …(разрешается).
3.Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается).
4.Переходить улицу при красном свете светофора …(запрещается).
5.Помогать старикам и старушкам переходить улицу …(разрешается)
6.Переходить улицу при желтом свете светофора…(запрещается).
7.Играть на проезжей части…(запрещается).
8. Цепляться за проезжающие автомобили…(запрещается).
Сказка-инсценировка «Веселые гуси» (для детей 5-7 лет)
Ведущий:
В деревне у бабуси, жили-были гуси. Один Серый, другой Белый – веселые гуси. Раз решили гуси в городе побывать, себя показать. Веселые гуси откланялись бабусе, надели рюкзаки и в город пошли.
Шли они, шли, преграды вставали у них на пути. Наконец дошли. А в городе машин видимо-невидимо. И все куда-то спешат. Кругом машины и трамваи, то, вдруг, автобус на пути. Признаться честно, гуси растерялись: Где им дорогу перейти?
Вдруг, гуси видят, навстречу Козел идет, бородой своей трясет.
Гуси: Ты скажи-ка нам, Козел, как в детский садик «Ромашка» попасть, чтоб под машину не попасть?
А Козел им отвечает: «В садик вы зачем идете, а меня с собой возьмете?»
Гуси дружно отвечают: «Мы идем на праздник в детский сад, поплясать и себя показать. Тебя с собой возьмем. Ты скорее нас веди и дорогу покажи».
И отправились друзья в детский сад, они очень, очень спешат.
Ведущий макет светофора ) Внимание! На нас глядит в упор трехглазый светофор.
А гуси спрашивают у козла: «Ты ответь-ка нам, Козел, Что такое светофор?»
Козел:- Хоть у вас терпенья нет, подождите – красный свет!
Желтый свет на пути – приготовьтесь в путь идти!
Свет зеленый впереди – вот теперь переходи!
Ведущий: Перешли они дорогу и видят у обочины зверята – зайцы, барсуки и лисята в мяч играют.
Гуси к ним: «Га-га-га, дайте мяч скорей сюда, мы тоже играть хотим».
И полетел веселый мяч прыгать вскачь.
А Козел к ним идет, бородой трясет, приговаривает:
Козел: У проезжей части, звери, не играйте в игры эти! Бегать можно без оглядки во дворе и на площадке! Правила движения все без исключения знать должны зверюшки, барсуки и хрюшки, зайцы и тигрята, пони и котята.
Звери послушали Козла, и ушли играть на игровую площадку.
Гуси и Козел пошли дальше.
Идут и видят, к перекрестку по обочине Еж идет, на своей колючей спинке яблоки несет. Гуси к нему:
- Ежик, ты куда идешь, кому яблоки несешь?
- Иду я в гости, в детский сад, несу подарки для ребят.
- А чего ты по обочине идешь?
Ежик отвечает:
- Я примерный пешеход,
Знаю каждый переход!
Я по правилам хожу –
Безопасно мне Ежу!
Потому, что знают все:
По дороге и шоссе
Все, как я ходить должны
Только с левой стороны!
Козел хвалит Ежа:
- Молодец Ежик! Знаешь хорошо правила пешеходов!
И продолжили они свой путь вчетвером.
А вот и «Ромашка». В садике музыка слышна, веселится детвора. Гости в зал прошли, поздоровались.
- Мы, ребята, к вам сегодня так спешили, так бежали. Просим извинения, что немного опоздали. И сейчас мы просим вас, чтоб послушали вы нас: мы веселые гуси, живем в деревне у бабуси. К вам в гости мы на праздник шли – преграды встретились нам на пути. Мы не знали правил движения, а мудрый Козел и колючий Ежик нам помогли, научили нас многому. И поэтому сейчас мы хотим с вами поиграть и узнать – знаете ли вы правила движенья. А игра называется «Это я, это я – это все мои друзья».
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Это я, это я – это все мои друзья!
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Дети молчат.
- Кто из вас, идя, домой, держит путь по мостовой?
Дети молчат.
- Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
- Это я, это я – это все мои друзья!
Гуси хвалят детей: «Молодцы, ребята! И поэтому для вас потанцуем мы сейчас!»
И пустились гуси в пляс. Поплясали гуси и стали прощаться: «До свиданья, детвора, нам домой идти пора!» Ежик угостил ребят яблоками, а Козел дал детям такой наказ: «На улице будьте внимательны, дети. Твердо запомните правила эти. Правила, эти помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!»
Инсценировка «Котик Васька» (совместно с родителями).
В маленьком уютном городке, что раскинулся на берегу спокойной речушки, жила – была дружная семья: папа – мудрый кот Тимофей, мама – добрая и заботливая кошка Мурка. Был у них сынок, серенький пушистый непоседа - котик. Звали его Васька.
По утрам кот Тимофей уходил, на рыбалку, мама Мурка, накормив любимого сыночка, отправлялась по своим кошачьим делам.
Возле дома, сразу за тесовыми воротами, проходила шумная дорога. Грузовики и легковушки сновали по ней с раннего утра до позднего вечера. Поэтому каждое утро, отправляясь на рыбалку, мудрый Тимофей наказывал строго сыну:
- У дороги не играй,
На нее не выбегай.
Вдруг споткнёшься, упадешь,
Под колеса попадешь!
Добрая мамочка Мурка, стоя у калитки, напоминала не так строго, но настойчиво:
- У дороги не играй,
На нее не выбегай.
Вдруг споткнёшься, упадешь,
Под колеса попадешь!
Слушая наставления кошачьих родителей, сосед, старый пёс Филимон, одобрительно кивал своей лохматой головой:
- Гав! Не играй!
Ав! Не выбегай!
Р-р-р! Упадешь!
У-у-у! Попадёшь!
Скоро сказка сказывается, и скоро дело делается. Наш Васька –то –известный непоседа, быстрёхонько да тихохонько пробрался к воротам. Выждал, когда мама калиткой хлопнет и шмыг на улицу через дыру в заборе, решил по городу прогуляться, уму – разуму набраться.
Вот дорога перед ним широкая да и очень шумная. Туда –сюда так и снуют юркие старенькие «Жигули», важно проплывают черные «Мерсы», противно завывая, проносятся специальные машины.
Растерялся наш шустрик. Бросился вправо, влево, - без толку, чуть не угодил под колеса огромного автомобиля, а усатый шофёр, высунувшись из окна, крикнул:
- Ты, котенок, больно скор! Без оглядки ты бежишь, под машину угодишь!
Сел Васька на обочину дороги и горько заплакал. Забыл он слова мамы, строгие, но мудрые советы отца.
Вдруг кто-то тронул его за ушко. Оглянулся Васька, а это кошечка Пушинка, что с соседней улицы, глядит на Ваську, щурится:
- Отчего, Васенька, слёзы льёшь, а домой не идёшь?
Отвечает ей котик с грустью:
- Захотел я город посмотреть, не послушал запретов отца – матери, вышел к широкой улице. А как назад вернуться, не знаю, не ведаю.
- Это разве беда? Это полбеды. Я твоему горю помогу.
Взяла Пушинка своей нежной лапкой Васю за серую лапку и подвела к полосатой дорожке:
- Чтоб в беду не угодить,
Нужно здесь переходить!
«Зеброю» зовется метко
специальная разметка.
Пока переходили котята улицу, машины их уважительно пропускали, пофыркивая на месте.
Вот и тротуар. Он всегда для пешеходов, здесь машинам нету хода.
- Скажи, Пушинка, а что это за чудо глазастое видели мы на перекрестке? Три глаза у него и все разные. Мигает чудище ими, как - будто дразнится.
- Глупый ты, Васька! Не чудо – юдо это страшное, а друг пешеходов и водителей – светофор. Запомни:
- Загорелся красный свет, -
Пешеходам хода нет!
Желтый – значит подожди,
А зеленый проходи!
Незаметно за разговорами подошли они к знакомым тесовым воротам. Чем – то вкусным пахнет из открытого окна. Возле дома греется на солнышке кот Тимофей. Не стали родители сердиться на своего непоседу – сына, ведь он вернулся домой живым и здоровым да еще и поумневшим, с подружкой – умницей. На радостях подарили родители Ваське большую книгу с яркими картинками. «Правила дорожного движения» называется. Сели на крыльце Васька с Пушинкой эти правила читать, книгу листать, все написанное запоминать.
А тут и кашка молочная поспела. Мурка всю семью кликнула, Пушинку пригласила да и нам чуток досталось. Вкусно!
Тема: «Посадка в общественный транспорт,
выход из общественного транспорта»
Ход занятия. Дети сидят полукругом.
Дети, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить об очень важном – о правилах дорожного движения.
Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Вот она, азбука над головой-
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.
-Что вы видите на картине?(улица, дорога, машины, тротуар, светофор)
-На какие части делится улица?(проезжая часть, тротуар)
- По какой части улицы едут машины? (проезжая часть)
-А где ходят пешеходы? (тротуар)
-Вы ездите со взрослыми на автобусе, трамвае, троллейбусе, такси?
-А кто управляет транспортом?(водитель)
- А сейчас послушайте загадки.
Дом по улице идёт на работу всех везёт
Не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках. (автобус)
Что такое отгадай не автобус, не трамвай,
не нуждается в бензине, хоть колёса на резине. (троллейбус)
Мы стоим на остановке, мы поедем за обновкой
Рельсы есть, ты не зевай, к нам спешит большой ... (трамвай)
Пьёт бензин, как молоко
Может бегать далеко
Позвони по телефону,
Увезу тебя к знакомым. (такси)
-Что вы видите на картине?
-А какой это транспорт?
-Где пассажиры ждут транспортна?(остановка)
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать, Пассажиром хочет стать.
Да, пассажиры ждут общественный транспорт на остановках.
На остановке есть знаки, которые указывают какой транспорт здесь останавливается.
Рассматривание знаков -«остановка общественного транспорта»
-Как нужно вести себя на остановке? (ждать транспорт на посадочной площадке, не выходить на проезжую часть дороги)
Игра: «Поставь нужный знак остановки общественного транспорта».
А сейчас мы поиграем в игру «Мы – пассажиры».
Представьте, что вы пассажиры.(Выбираем 4 водителя и кондуктора. Кондуктор раздает билеты детям которые говорят вежливые слова. Теперь мы входим в транспорт, согласно билету. Как называют людей, которые едут в транспорте?
-Через какую дверь входят в транспорт? (через заднюю)
Занимайте места, поехали! (звучит музыка) «поехали, поехали»
Запомните, дети, во время движения транспорта руками двери не трогают, нужно ждать, пока их откроет водитель, у которого есть специальная кнопка. Нажмёт водитель – и двери откроются.
-А разговаривать с водителем во время движения можно? Почему?
-А высовываться из окна можно? Почему?
-А ногами вставать на сидение можно? Почему?
-Можно ходить по транспорту во время движения? Почему нельзя?
-Можно в транспорте громко разговаривать? Почему?
Вот мы и приехали.
-Через какую дверь надо выходить из транспорта? (через переднюю)
Выходим из транспорта спокойно, не спеша. Выйдя на нужной остановке, не торопитесь перебегать через дорогу, подождите пока транспорт, на котором вы приехали, отъедет и вы можете спокойно переходить дорогу.
-В каком месте надо переходить дорогу?
-На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Предлагается ситуация:(Ты с мамой зашел в общественный транспорт и увидел своего товарища Вы стали громко разговаривать. Вам сделали замечание. Что ответить?
Чтобы прочными были знания. Вам, друзья, предлагаю задания.
-Посмотрите внимательно на слайды и скажите какие нарушения допустили ребята. Как надо поступать в этой ситуации?
Игра «Хорошо-плохо»
(Дети встают в круг)
Ведущей называет чье-то имя и при этом задает вопрос: Тот, кого назвали , должен ответить: «Хорошо» или «плохо».
Вопросы:
1. Уступить и трамвае место?
2. Толкнуть кого-то в транспорте?
3. Ждать транспорт на остановке?
4. Отвлекать водителя?
5. Выходить через переднюю дверь?
6. Входить в транспорт через заднюю дверь?
7. Высовываться из окна?)
Дети, сегодня мы узнали много нового и интересного, Познакомились с правилами поведения в общественном транспорте, с правилами посадки и высадки из него. Со знаками остановки общественного транспорта.
Сказка «В гости к светофору »
Я светофорик, к вам пришел не зря,
Здравствуйте, мои друзья,
Сегодня вам я дам совет,
Со мной дружите сотню лет.
Правила мои просты,
Сигнал зеленый, ты иди!
Вот, машина поспешила,
В яму быстро угадила,
На ремонте вот стоит,
Плачет, просто всё болит.
Вот машина, поспешила,
В яму быстро угодила,
Больше не буду нарушать,
Хочу я ездить, не стоять!
Вот, что бывает если плохо,
Кто-то смотрит на дорогу,
Вы ребята, не спешите,
Правила мои учите!
Красный загорается, идти всем запрещается!
Желтый ты остановись,
Вправо, влево повернись!
А зеленый путь открыт!
Кукольный спектакль «Доктор Айболит и Пятачок»
Собачка:
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту свинья
Свинья:
«Доктор горе, беда у меня:
Мой любимый сынок,
Мой малыш Пятачок
Побежал за мячом
И был сбит «Москвичом»
Он упал на дороге,
У него переломаны ноги,
Кровь из носа бежит…
Помоги Айболит!»
Доктор Айболит:
С Пятачком приключилась беда?
Подавайте его сюда.
Свинья:
Вы поможете доктор ему
Малышу, Пятачку моему?
Доктор Айболит:
Помогу непременно,
Но скажу откровенно
Я сердит на сынка твоего
Почему не учили его,
Чтобы правила знал он дорожные
Чтоб внимательным и осторожным был.
(Свинья приносит Пятачка.)
Собачка:
Лечит доктор поросёнка:
Мажет лоб и нос зелёнкой,
Лечит хвостик, лечит ножки,
И журит его немножко:
Доктор Айболит:
Разве можно играть на дороге?
Вот теперь переломаны ноги!
Даже маленькие знают:
На дороге не играют,
И кататься там нельзя,
Это помните друзья!
Пятачок:
Больше делать так не буду.
Правил этих не забуду.
Доктор Айболит:
Делаем ребятам предостереженье:
Выучите срочно правила движения,
Свинья:
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители!
Пятачок:
Ты правила помни! Внимательным будь,
И станет тогда безопасным твой путь!
Памятки по безопасности на дороге в дождливый день
Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стёкла автомобилей покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителю трудно ехать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не перебегайте улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход.
ЗАПОМНИТЕ: даже старый опытный водитель не сможет мгновенно остановить автомобиль.
В туман
Сегодня на улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по ней не идёт автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу. В тумане надо быть особенно осторожным.
В морозную погоду
Сегодня на улице холодно. Стёкла автомобилей покрываются изморозью, и водителю очень трудно наблюдать за дорогой.
Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас тем более. И чтобы с вами не случилось беды, - не торопитесь, подождите, пока пройдёт весь транспорт. Только после этого можно переходить улицу. Не забудьте, что движение пешехода может быть затруднено из-за гололёда на проезжей части.
В гололёд
После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой., стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. По этому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, т. к. можно неожиданно упасть и оказаться под колёсами.
Весной
Наступила весна. Весеннее солнышко манит на воздух. Но, к сожалению, не все дети правильно ведут себя на улице. Они игра ют на проезжей части, перебегают дорогу в запрещенных местах. Это кончается иногда трагически.
Нельзя забывать, что в весенние дни движение на улицах становится интенсивнее: выезжают и те водители, которые зимой обычно не ездят. Это владельцы индивидуальных транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров, мопедов. Кроме того, в сухую солнечную погоду водители ведут свой транспорт быстрее, чем обычно. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, внимательно посмотрите по сторонам. И если увидите приближающийся автомобиль, пропустите его. На велосипеде катайтесь только во дворах или на специальных площадках.
Запомните, что от несчастного случая вы убережёте себя только безукоризненным соблюдением правил дорожного движения.
Всегда помните, что знание и соблюдение Правил дорожного движения — гарантия безопасности вашей жизни.
Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма
Уважаемые родители!
Анализ дорожных происшествий с детьми свидетельствует о том, что чаще всего юные пешеходы попадают в беду по собственной неосторожности:
- переходят проезжую часть на красный сигнал светофора;
- допускают игры и катание на велосипеде по дорогам с оживленным транспортным движением;
- неправильно обходят стоящий транспорт;
- играют на проезжей части дорог;
- переходят дорогу в неустановленном месте и перед близко идущим транспортом.
В целях безопасности ваших детей на дороге с детства приучайте ребенка к уважению ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, воспитывайте в нем чувства осторожности и осмотрительности. Проводите эту работу не от случая к случаю, а последовательно и ежедневно.
Переходя дорогу с ребенком, крепко держите его за руку, всегда строго соблюдайте правила дорожного движения. Сами добивайтесь этого от своего ребенка.
Находясь на улице с ребенком:
- На проезжей части не спешите и не бегите: переходите улицу всегда размеренным шагом. Иначе вы обучите ребенка спешить и бегать там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры, ребенок должен привыкнуть, что при переходе улицы разговоры излишни.
. - Никогда не переходите улицу наискосок, подчеркивайте ребенку всякий раз, что идете строго поперек улицы.
- Никогда не переходите улицу на красный свет или желтый сигнал светофора. Если ребенок сделает это с вами, он тем более сделает это без вас.
- Переходите улицу только на пешеходных переходах или на перекрестках по линии тротуаров.
- Если вы приучите детей ходить, где придется, никакая школа не будет в силах его переучить. I
- Из автобуса, трамвая, такси старайтесь выходить первым, впереди ребенка, в противном случае он может упасть или выбежать на проезжую часть улицы.
- Привлекайте ребенка к участию в вашем наблюдении обстановки на улице: показывайте ему те машины, которые вы увидели издали и которые едут с большой скоростью, их надо пропустить.
- Подчеркивайте свои движения, находясь с ребенком на улице: поворот головы для осмотра улицы, остановку для пропуска машин, остановку для осмотра улицы. Если ребенок заметит их, значит, он обучается на вашем примере.
- Не выходите с ребенком из-за машины или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, это типичная ошибка детей, и надо, чтобы они ее не повторяли.
- Не посылайте ребенка переходить или пересекать улицу впереди вас - этим вы обучаете его идти через улицу, не глядя по сторонам.
- Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться. Это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребенка смотреть:
- У ребенка должен быть навык - прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает улицу в обоих направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда с противоположной стороны находится родной дом, знакомые, родные, когда ребенок переходит улицу вслед за другими детьми или взрослыми. В этом случае легко не заметить машину.
- Смотреть «налево-направо» при переходе улицы иногда надо несколько раз, так как обстановка на дороге, улице может измениться.
- Иногда ребенок смотрит, но не замечает, например, легковую машину или мотоцикл, издалека. Научите его всматриваться вдаль и быстро замечать машину, мотоцикл, велосипед.
Учите ребенка предвидеть скрытую опасность:
- Неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающую из-за него попутную машину.
- Стоящий грузовик - и внезапно выезжающую из-за него другую машину.
- Кусты, деревья, забор и машину из-за них. Ребенок должен привыкнуть, убедиться своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.
Памятка родителям по правилам дорожного движения
«Все начинается с малого».
Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются все правила.
Родителям необходимо знать следующее:
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуару, придерживаясь правой стороны .
2. Пешеходы обязаны переходить улицу или дорогу только шагом по пешеходному переходу.
3. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а дойдя до середины — направо.
4. В местах перехода, где движение регулируется, переходить улицу следует только при зеленом свете светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Следите за поведением детей, не позволяйте им нарушать Правила дорожного движения, а также устраивать игры на проезжей части дороги, улицы, объясните, чем это может закончиться.
6. Не разрешайте детям кататься на велосипедах по проезжей части.
7. Переходя улицу, не отпускайте руку ребенка, идущего с вами, не оставляйте детей на улице без присмотра.
8. Родители не должны пропускать ни одного случая нарушения правил детьми, своими или чужими.
9. Родители в обязательном порядке должны сами приводить детей в группу и забирать их домой. Очень опасно доверять уводить ребенка из сада ученику начальных классов. Он сам еще не твердо знает Правила дорожного движения, может заиграться на дороге или растеряться в сложной ситуации.
10. Родители должны знать о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на велосипедах, санках, в колясках в разное время года, при различной погоде. Особенно в непогоду родители должны быть внимательны: не торопиться, не закрываться зонтиком при переходе улицы.
11. Родители должны хорошо знать место расположения дошкольного учреждения относительно городских магистралей, улиц, переулков, наиболее опасные места. Важно, чтобы родители, ведя ребенка за руку, учили его азбуке передвижения по улицам и дорогам.
12. Родители должны стать первыми помощниками воспитателя в таком важном деле, от которого зависит жизнь и здоровье детей.
Советы родителям по ПДД.
Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не пришел домой, родители начинают волноваться: « все ли благополучно?», придумывая различные варианты развития событий, судорожно обзванивая друзей и знакомых, с которыми, возможно находится их дитя. Только бы ничего не случилось! Это извечная человеческая боязнь случая в наше время и обоснована она тем, что вот уже несколько десятков лет несчастные случаи, как угроза здоровью и жизни ребенка, опережают болезни.
В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, погулять, научить читать или рисовать, определить его в спортивные секции, во всевозможные кружки, но редко находят пять минут в день, полчаса в неделю, чтобы научить ребенка избегать несчастного случая, особенно на улице.
Достаточно изучить "истории болезней" детей, пострадавших от травм, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия, побеседовать с врачом — хирургом или травматологом, чтобы понять простую истину: Из каждых двадцати случаев девятнадцать, оказывается, типичны, - часто повторяются, возникают в одних и тех же стандартных ситуациях, число которых не так уж велико. Ситуации эти можно знать, а поведению в них — научить. А значит, несчастье можно предотвратить!
Главным в воспитании законопослушного гражданина (в том числе и как участника дорожного движения) для родителей должен быть принцип «Делай, как я». Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать - у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Даже если вы опаздываете, все равно переходите дорогу там, где это разрешено Правилами; в собственном автомобиле соблюдайте скоростной режим; пристегивайтесь ремнями безопасности и не позволяйте находиться детям до 12 лет на переднем сиденье. Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова « не ходи на красный свет».
Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!
Помните, что вы становитесь участником дорожного движения не с проезжей части улиц, а с тротуара. Поэтому отправляясь в школу с малышом, объясните ему, что нужно быть внимательным с первых же шагов, выходя из подъезда дома. Пройдите с ним весь путь и старайтесь показывать наиболее опасные участки на дороге. Укажите на опасности, которые возникают при посадке в общественный транспорт и, особенно, при высадке из автобуса или троллейбуса.
Научите своих детей правилам безопасного перехода проезжей части дороги!
Вместе обсуждайте наиболее безопасные пути движения, ежедневно напоминайте ребенку:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с детства!
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Используемая литература
- Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.
- Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС» 2009 – 208с.
- Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
- Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
- Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного движения. м., 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа « Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
кружковая работа...
Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника
Программа развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников, состоящая из трех разделов и рассчитанная на два учебных года....
Программа «Развитие познавательной сферы старших дошкольников»
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте...
Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
Макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с эталонами формы, цвета и величины разработан в рамках процесса реализации профессионального проекта п...
Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников "Театр маленьких актеров"
Мной разработана программа по эмоциональному и артистическому развитию старших дошкольников с подробными конспектами занятий. Кроме того, в программу помещена диагностика артистических способнос...
конкурсная программа по ПДД для старших дошкольников
квн по правилам дорожного движения для старших дошкольников...
авторская разработка" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках"
Уважаемые родители и коллеги. Предлагаю вашему вниманию авторскую разработку" Рабочая тетрадь по программе развития патриотического самосознания старших дошкольников "Мир в твоих руках". В ней вы найд...