Программа по экологии
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Программа по экологии на 2019-2020 учебный год для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekoprogramma.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №57» ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Рабочая программа по экологии «Юный эколог»
(подготовительная группа
«Капельки»)
Воспитатели: Долматович М.Е.
Пупкова Т.В.
Новолуговое 2019
Содержание:
1. Пояснительная записка группы общеразвивающей направленности по
экологическому воспитанию..................................................................................... 3
1.1 Задачи экспериментально-исследовательской деятельности
для детей подготовительной группы.........................................................................4
1.2. Основные принципы............................................................................................5
1.3 Взаимодействие с семьей: ...................................................................................8
2. Содержание.
2.1. Перспективный план...........................................................................................9
2.2. План работы с родителями...............................................................................28
2.3. Требования к уровню подготовки детей.........................................................30
Список литературы: ................................................................................................ 37
2
1.Пояснительная записка.
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова - это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Изучив разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей; уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы; развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания
- способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи
1.1. Задачи
Образовательные:
• внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
• научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
• обогатить развивающую предметно-пространственную среду,
направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Воспитательные:
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
• воспитывать в детях уверенность в своих силах.
4
Методы, используемые для реализации программы:
Наглядные методы:
• экскурсии, целевые прогулки;
• наблюдения;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• применение дидактических игр;
Словесные методы
• чтение литературных произведений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно - ролевых,
дидактических игр.);
• загадывание загадок;
Практические методы
• организация продуктивной деятельности детей;
• оформление гербария растений, плодов;
• чтение литературных произведений;
• изготовление с детьми наглядных пособий.
1.2. Основные принципы
• принцип учёта возрастных особенностей детей;
• принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей;
• принцип психологической комфортности создание особой предметно
развивающей среды, обеспечивающей эмоционально -комфортные условия образовательного процесса;
• принцип доступности, опирающийся на психические особенности
детей;
• принцип систематичности и последовательности, реализует через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области проектно-исследовательской деятельности;
5 • принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность.
Виды деятельности Организованные:
• непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);
• использование мультимедийного и интерактивного стола;
• наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе;
• совместная деятельность;
• наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
• целевые прогулки;
• использование компьютера для прослушивания голосов животных и пение птиц;
• чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
• рассматривание картин из жизни диких животных;
• рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
• беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
• сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр.;
• опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом
кружке или лаборатории юного исследователя;
• экологические тропы;
• игры (подвижные, дидактические);
• различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
• работа с календарями природы;
• изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные,
домашние животные, животные жарких стран, лес - наше богатство, кто в море живет).
6 Для систематичности организации учебно-воспитательного процесса разработан перспективный план работы по экологическому образованию, который предусматривает планирование НОД.
При построении системы работы обратили особое внимание на следующие основные направления.:
• познавательно-исследовательское направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, через интерактивное оборудование;
• практическое направление -изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
1.3. Работа с родителями
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие -то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводятся беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Взаимодействие с семьей:
• анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
• домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
• привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
• консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
• индивидуальные консультации по осуществлению акций;
• оформление наглядной информации в родительском уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...
Программа по экологии "Путешествие в природу"
Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...
Программа по экологии
Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...
Программа по экологии "Юные экологи"
программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».
Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...