Развитие речи детей раннего возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»
После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей.
Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой.
• Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.
• Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет.
Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.
Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносить «Ы».
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.
Желаем успехов!
Консультация для родителей «Развитие детей раннего возраста»
Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.
Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.
В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.
В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.
Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.
Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.
Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.
Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.
В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.
Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.
Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/29/picture-629021-1430325911.jpg)
Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"
В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-74998-1417689413.jpg)
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»
Цель: Повышение профессионального уровня в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1306898-1612099822.jpg)
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-1264234-1598548453.jpg)
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-415740-1394993375.jpg)
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста
Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/22/picture-640289-1679504660.jpg)
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....