программа кружка "Безопастное детство"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Программа кружка «Безопасное детство»
(подготовительная группа)
Пояснительная записка
Актуальность темы кружковой работы «Безопасное детство» обусловлена в первую очередь социальным запросом родителей, чьи дети уже через 1 год становятся школьниками. Большая часть родителей моей группы воспитанников – работающие. Ребенок часть свободного времени после уроков в школе будет проводить без присмотра и контроля взрослых, поэтому родителей волнует, достаточно ли их ребенок внимателен, осторожен и предусмотрителен. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны, безынициативны и не могут принимать верное решение (особенно в экстремальных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома. Это выводы, сделанные по результатам наблюдений и бесед с детьми с моей стороны, как воспитателя старшей группы. То же подтверждает мнение родителей, выявленное в результате проведения родительского собрания на тему «Что значит «подготовка» к школе?». С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасными. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше. Необходимость формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеяеской, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора данной темы кружковой работы в ДОУ.
Целевая аудитория:
программа кружковой работы разработана для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада)
Цель программы:
подготовка дошкольников к встрече с неожиданными, опасными ситуациями на улице и дома, формирование у них потребности в безопасности.
Задачи программы:
1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.
2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.
3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.
4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .
6. Создавать основы правового сознания детей.
7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.
8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
9. Развивать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, в общественных местах, на природе.
10. Воспитывать в детях самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни .
2
3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .
4. Формировать умения ликвидации возможных последствий .
5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим .
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.
2. Воспитывать интерес к своему организму.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему:
- природе,
- животным,
- своему организму,
- окружающим предметам.
4. Воспитывать желание помогать другим.
5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей .
Принципы, лежащие в основе программы:
- Доступности ( простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям );
- Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала).
- Деятельности (действия- способа познания).
- Креативности (организация инновационной деятельности ).
- Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
- Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями ).
- Постепенности (от простого к сложному).
- Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
- Принцип сезонности.
Формы и методы:
Каждое занятие кружка предусматривает несколько этапов работы:
- организационный момент;
- мотивация;
- объяснение;
- проблематизация;
- практическая часть;
- самостоятельная часть;
- итог.
Планируемые результаты:
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:
Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы».
Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
Знает правила пожарной безопасности.
Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
Понимает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знает правила позитивного общения с окружающими.
Реализация поставленных задач предполагается через какие виды деятельности, как:
-упражнения для физического развития детей;
-развивающие игры по ОБЖ;
-задания на укрепление здоровья.
-просмотры фильмов; презентаций;
-дидактические игры для закрепления навыков;
-практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);
-практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);
-Игры-драмматизации;
-Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).
Организация деятельности:
Кружковые занятия проводятся еженедельно, один раз в неделю, с 16.30 до 17.00,
Предметно-развивающая среда группы, в которой проводится кружок, соответствует тематике занятий, подобраны плакаты по темам, методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал, оформлены уголки ПДД, здоровья. Кружковая работа является частью дополнительной образовательной программы.
Планируемые результаты:
Ребенок имеет устойчивую потребность в безопасности.
Ребенок владеет алгоритмом действий в предполагаемых сложных ситуациях.
Ребенок обладает рядом качеств: внимательность, самостоятельность в принятии решений, осторожность, предусмотрительность.
Срок реализации: 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Безопасное детство»
(подготовительная группа)
Пояснительная записка
Актуальность темы кружковой работы «Безопасное детство» обусловлена в первую очередь социальным запросом родителей, чьи дети уже через 1 год становятся школьниками. Большая часть родителей моей группы воспитанников – работающие. Ребенок часть свободного времени после уроков в школе будет проводить без присмотра и контроля взрослых, поэтому родителей волнует, достаточно ли их ребенок внимателен, осторожен и предусмотрителен. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны, безынициативны и не могут принимать верное решение (особенно в экстремальных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома. Это выводы, сделанные по результатам наблюдений и бесед с детьми с моей стороны, как воспитателя старшей группы. То же подтверждает мнение родителей, выявленное в результате проведения родительского собрания на тему «Что значит «подготовка» к школе?». С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасными. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше. Необходимость формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеяеской, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора данной темы кружковой работы в ДОУ.
Целевая аудитория:
программа кружковой работы разработана для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада)
Цель программы:
подготовка дошкольников к встрече с неожиданными, опасными ситуациями на улице и дома, формирование у них потребности в безопасности.
Задачи программы:
1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.
2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.
3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.
4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .
6. Создавать основы правового сознания детей.
7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.
8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
9. Развивать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, в общественных местах, на природе.
10. Воспитывать в детях самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни .
2
3. Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .
4. Формировать умения ликвидации возможных последствий .
5. Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим .
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.
2. Воспитывать интерес к своему организму.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему:
- природе,
- животным,
- своему организму,
- окружающим предметам.
4. Воспитывать желание помогать другим.
5. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей .
Принципы, лежащие в основе программы:
- Доступности ( простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям );
- Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала).
- Деятельности (действия- способа познания).
- Креативности (организация инновационной деятельности ).
- Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
- Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями ).
- Постепенности (от простого к сложному).
- Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
- Принцип сезонности.
Формы и методы:
Каждое занятие кружка предусматривает несколько этапов работы:
- организационный момент;
- мотивация;
- объяснение;
- проблематизация;
- практическая часть;
- самостоятельная часть;
- итог.
Планируемые результаты:
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:
Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы».
Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
Знает правила пожарной безопасности.
Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
Понимает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знает правила позитивного общения с окружающими.
Реализация поставленных задач предполагается через какие виды деятельности, как:
-упражнения для физического развития детей;
-развивающие игры по ОБЖ;
-задания на укрепление здоровья.
-просмотры фильмов; презентаций;
-дидактические игры для закрепления навыков;
-практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);
-практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);
-Игры-драмматизации;
-Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).
Организация деятельности:
Кружковые занятия проводятся еженедельно, один раз в неделю, с 16.30 до 17.00,
Предметно-развивающая среда группы, в которой проводится кружок, соответствует тематике занятий, подобраны плакаты по темам, методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал, оформлены уголки ПДД, здоровья. Кружковая работа является частью дополнительной образовательной программы.
Планируемые результаты:
Ребенок имеет устойчивую потребность в безопасности.
Ребенок владеет алгоритмом действий в предполагаемых сложных ситуациях.
Ребенок обладает рядом качеств: внимательность, самостоятельность в принятии решений, осторожность, предусмотрительность.
Срок реализации: 1 год
Перспективное планирование
Дата | Тема | Содержание занятия |
сентябрь | ||
I неделя | Правила дорожного движения | Беседа о правилах и участниках дорожного движения. Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)». Подвижная игра «Автомобили». Плоскостное конструирование «На улицах города». |
II неделя | Светофор и его сигналы. | Беседа «Как появился светофор. Виды светофоров». Дидактическая игра «Светофорики». Аппликация «Светофор». |
III неделя | Дорожные знаки. | Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки». Беседа с участием инспектора ГИБДД. Настольная игра «Участники дорожного движения». |
IV неделя | Правила поведения в транспорте | Просмотр серии мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)». Коллективное создание памятки «Правила поведения в автобусе». Сюжетно ролевая игра «Поездка в город». |
Октябрь | ||
I неделя | Железная дорога. | Памятка «Правила поведения на железной дороге». Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы». Рисунок «железная дорога» |
II неделя | Если ты заблудился. | Проблемная ситуация «Я заблудился». Ситуативная беседа «Назови свой адрес». Игровая ситуация «Кто где живет». |
III неделя | Контакты с животными. | Чтение и обсуждение рассказа Т. А. Шорыгиной «День рождения Васи». Коллективная лепка «Животные вокруг нас» с последующим описанием. |
IV неделя | Опасные растения | Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Советы лесной Мышки». Рассматривание комнатного растения, определение частей растения. Памятка «Осторожно, яд!» |
Ноябрь | ||
I неделя | Водоемы. | Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле». Ситуативная беседа «Чем опасен водоем». Опыты с водой «Тонет-не тонет». |
II неделя | Гроза. | Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение. Рассказ воспитателя «Гром и молния». Рисунок «гроза» |
III неделя | Прогулки зимой. | Экскурсия по территории детского сада, обсуждение возможных опасностей на зимней прогулке. Рисование в группе «Дети гуляют зимой» с последующим описанием рисунка. |
IV неделя | Фейерверки. | Показ воспитателем хлопушки, бенгальского огня. Диалогическая беседа «Чем опасен фейерверк». Аппликация «хлопушка» |
Декабрь | ||
I неделя | Ледоход. | Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине», обсуждение. Экспериментирование «Таяние льда». Игровая деятельность «На льдине». |
II неделя | Гололед. | Ситуативная беседа «Что такое гололед». Опыты «Таяние льда. Взаимодействие льда с песком». |
III неделя | Электрический ток. | Рассказ воспитателя «Где живет электричество». Просмотр мультфильма Уроки тетушки совы «электричество» |
IV неделя | Бытовые приборы. | Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые при- боры в доме». Сюжетно ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием моделей бытовой техники. |
Январь | ||
I неделя | Горячие предметы. | Рассказ медсестры. Рассматривание сюжетных картинок по теме. Экспериментирование «Нагревание предметов» |
II неделя | Осторожен будь с водой | Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в кукольном домике», обсуждение. Опыты с водой, объяснение свойств воды. |
III неделя | Спички-не игрушки. | Рассказ воспитателя «Кто придумал спички». Проблемная ситуация «Если рядом огонь». Конструирование из спичечных коробков. |
IV неделя | Лекарства. | Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» Сюжетно- ролевая игра «Кукла заболела». |
Февраль | ||
I неделя | Острые предметы и горючие вещества. | Рассказ воспитателя «Чем опасны острые предметы». Опыты с острыми предметами. Рассказ воспитателя о горючих веществах с демонстрацией предметных картинок |
II неделя | Как вызвать полицию и скорую помощь. | Беседа о ситуациях когда нужна помощь спецальных служб. Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону» |
III неделя | Один дома .Открытое окно и балкон это опасно. | Иллюстрации различных ситуаций . Чтение сказки – подсказки И.Б.Кочанская « Девочка ,которая любила сидеть на подоконнике» |
IV неделя | А у нас в доме газ. Чем опасен дым ? | Чтение сказки –подсказки Т.А Шорыгина «Любопытный ветерок» Беседа на тему безопасности работы на кухне. Просмотр мультика Аркадий Паровозов «пожар» |
Март | ||
I неделя | Если дома ты один | Беседа «Один дома». Театрализация «Один дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций. |
II неделя | Незнакомцы на улице | Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Встреча с незнакомцем». Игра ситуация с незнакомым взрослым «А как бы поступили вы». |
III неделя | Если ты оказался один на улице. | Уточнить знания детей о том ,что нужно делать ,если ты потерялся .Закрепить правила поведения на улице ,в общественных местах. Рассматривание плакатов «Безопасность на улице». Авдеева «Безопасность» Составление модельных схем о правилах поведения на улице. |
IV неделя | Что такое хорошо и что такое плохо. | Работа с учебным пособием «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Рисование иллюстраций к произведению. |
Апрель | ||
I неделя | Ребенок и приятели. | Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики». Игра ситуация «А как бы поступили вы». Игры на сплочение коллектива по выбору детей. |
II неделя | Ребенок и взрослые. | Беседа о правах ребенка. Обсуждение сказок, в сюжете которых нарушаются права персонажей. Игра перевоплощение «Мы взрослые». |
III неделя | Бережем свое здоровье, | Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Беседа с медсестрой о профилактике. |
IV неделя | Как устроен мой организм | Просмотр и остужения мультфильма Смешарики «наука о теле» |
Май | ||
I неделя | О правильном питании и пользе витаминов | Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. Лепка любимых витаминных фрктов |
II неделя | Микробы и вирусы | Чтение рассказа «Как СТО бед хотел убить микробов ,а сам заболел» Рисунок «микробы» |
III неделя | Личная гигиена. | Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур. Чтение с обсуждением К. Чуковский «Мойдодыр». |
IV неделя | Мониторинг проведенной работы | |
Пособия для занятий:
Книги:
- Л. Н. Толстой «Девочка и грибы».
- Т. А. Шорыгина «День рождения Васи» «Советы лесной Мышки» «Наводнение в кукольном домике», «Любопытный ветерок» «Встреча с незнакомцем»
- И.Б.Кочанская «Девочка ,которая любила сидеть на подоконнике»
- В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»
- Б. Житков «На льдине»
- В. Осеевой «Обидчики»
- К. Чуковский «Мойдодыр»
Мультфильмы:
- Смешарики
- Уроки тетушки совы
- Аркадий Поровозов
Ссылки на источники
1.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010.
-128с.
2. Ефанова З. А. Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»? Разработка занятий.
-Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. -112 с.
3.Жукова Р. А. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия. Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. - 96 с.
Меньшикова Н. А. Программа кружка «Безопасное детство»
(подготовительная группа)// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2015. –No 26. –ART 13 4 300. – 0,3 п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/134300.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307928254.
4.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.-128 с.
5.Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2013. -80 с.
6.Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-128 с.-(Сказки- подсказки).
7.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.-М: ТЦ Сфера, 2014.-80 с.
8.Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.-М: ТЦ Сфера, 2012.-64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к образовательной программе ДОУ "Детство"
Содержание образовательной программы "Детство" по возрастным группам....
Рабочая программа по "Детству" 2 младшая группа (3-4 лет)
Рабочая программа по "Детству" 2 младшая группа (3-4 лет)...
Комплексно-тематическое планирование по программе "Из детства в отрочество" для 2 мл. гр. и средней гр.
В данном материале представлены названия недель в соответствии с ФГТ на весь уч. год. Названия недель даны на основе раздела программы "Познавательное развитие"....
авторская программа "Безопасное детство"
В программе представлено тематическое планирование работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения. В программе приведены показатели уровня знаний безопасно...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа
Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - подготовительная группа
Планирование работы с родителями детей подготовительной группы...
Сравнительный анализ воспитательных программы ДОО : «Детство» и «От рождения до школы» , по разделу "Труд"
«От рождения до школы» : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с....