программа кружка "Безопастное детство"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)

Родина Юлия Юрьевна

Программа кружка «Безопасное детство»

(подготовительная группа)

 

Пояснительная записка

Актуальность темы кружковой работы «Безопасное детство» обусловлена в первую очередь социальным запросом родителей, чьи дети уже через 1 год становятся школьниками. Большая часть родителей моей группы воспитанников – работающие. Ребенок часть свободного времени после уроков в школе будет проводить без присмотра и контроля взрослых, поэтому родителей волнует, достаточно ли их ребенок   внимателен, осторожен и предусмотрителен. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны, безынициативны и не могут принимать верное решение (особенно в экстремальных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома. Это выводы, сделанные по результатам наблюдений и бесед с детьми с моей стороны, как воспитателя старшей группы. То же подтверждает мнение родителей, выявленное в результате проведения родительского собрания на тему «Что значит «подготовка» к школе?».  С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасными. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше. Необходимость формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеяеской, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора данной темы кружковой работы в ДОУ.

Целевая аудитория:

программа кружковой работы разработана для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада)

Цель программы:

подготовка дошкольников к встрече с неожиданными, опасными ситуациями на улице и дома, формирование у них потребности в безопасности.

Задачи программы:

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

9. Развивать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, в общественных местах, на природе.

10. Воспитывать в детях самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.

Развивающие задачи:

1.   Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни .

2

3.  Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .

4.   Формировать умения ликвидации возможных последствий .

5.  Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим .

Воспитательные задачи :

1.  Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.

2.  Воспитывать интерес к своему организму.

3.  Воспитывать бережное отношение к окружающему:

  • природе,
  • животным,
  • своему организму,
  • окружающим предметам.

4.   Воспитывать желание помогать другим.

5.  Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей .

 Принципы, лежащие в основе программы:

  • Доступности ( простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям );
  • Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала).
  •  Деятельности (действия- способа познания).
  • Креативности (организация инновационной деятельности ).
  • Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
  • Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями ).
  • Постепенности (от простого к сложному).
  • Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
  • Принцип сезонности.

Формы и методы:

Каждое занятие кружка предусматривает несколько этапов работы:

- организационный момент;

- мотивация;

- объяснение;

- проблематизация;

- практическая часть;

- самостоятельная часть;

- итог.

Планируемые результаты:

В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:

Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.

Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы».

Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

Знает правила пожарной безопасности.

Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

Понимает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знает правила позитивного общения с окружающими.

Реализация поставленных задач предполагается через какие виды деятельности, как:

-упражнения для физического развития детей;

-развивающие игры по ОБЖ;

-задания на укрепление здоровья.

-просмотры фильмов; презентаций;

-дидактические игры для закрепления навыков;

-практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);

-практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);

-Игры-драмматизации;

-Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).

Организация деятельности:

Кружковые занятия проводятся еженедельно, один раз в неделю, с 16.30 до 17.00,

Предметно-развивающая среда  группы, в которой проводится кружок, соответствует тематике занятий, подобраны  плакаты по темам, методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал, оформлены уголки ПДД, здоровья. Кружковая работа является частью дополнительной образовательной программы.

Планируемые результаты:

Ребенок имеет устойчивую потребность в безопасности.

Ребенок владеет алгоритмом действий в предполагаемых сложных ситуациях.

Ребенок обладает рядом качеств: внимательность, самостоятельность в принятии решений, осторожность, предусмотрительность.

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Безопасное детство»

(подготовительная группа)

Пояснительная записка

Актуальность темы кружковой работы «Безопасное детство» обусловлена в первую очередь социальным запросом родителей, чьи дети уже через 1 год становятся школьниками. Большая часть родителей моей группы воспитанников – работающие. Ребенок часть свободного времени после уроков в школе будет проводить без присмотра и контроля взрослых, поэтому родителей волнует, достаточно ли их ребенок   внимателен, осторожен и предусмотрителен. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны, безынициативны и не могут принимать верное решение (особенно в экстремальных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома. Это выводы, сделанные по результатам наблюдений и бесед с детьми с моей стороны, как воспитателя старшей группы. То же подтверждает мнение родителей, выявленное в результате проведения родительского собрания на тему «Что значит «подготовка» к школе?».  С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасными. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше. Необходимость формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеяеской, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора данной темы кружковой работы в ДОУ.

Целевая аудитория:

программа кружковой работы разработана для старшего дошкольного возраста (подготовительная группа детского сада)

Цель программы:

подготовка дошкольников к встрече с неожиданными, опасными ситуациями на улице и дома, формирование у них потребности в безопасности.

Задачи программы:

1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.

2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.

3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.

4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.

5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым) .

6. Создавать основы правового сознания детей.

7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.

8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

9. Развивать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, в общественных местах, на природе.

10. Воспитывать в детях самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.

Развивающие задачи:

1.   Развивать у детей интерес к здоровому образу жизни .

2

3.  Развивать у детей способность распознавать опасности и их источники .

4.   Формировать умения ликвидации возможных последствий .

5.  Формирование умений оказывать помощь себе и окружающим .

Воспитательные задачи :

1.  Воспитывать интерес к правильному поведению в обществе.

2.  Воспитывать интерес к своему организму.

3.  Воспитывать бережное отношение к окружающему:

  • природе,
  • животным,
  • своему организму,
  • окружающим предметам.

4.   Воспитывать желание помогать другим.

5.  Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей .

 Принципы, лежащие в основе программы:

  • Доступности ( простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям );
  • Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала).
  •  Деятельности (действия- способа познания).
  • Креативности (организация инновационной деятельности ).
  • Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
  • Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями ).
  • Постепенности (от простого к сложному).
  • Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
  • Принцип сезонности.

Формы и методы:

Каждое занятие кружка предусматривает несколько этапов работы:

- организационный момент;

- мотивация;

- объяснение;

- проблематизация;

- практическая часть;

- самостоятельная часть;

- итог.

Планируемые результаты:

В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения:

Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.

Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

Знает правила экологического поведения в природе, понимает, что в природе всё взаимосвязано, «человек – друг природы».

Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

Знает правила пожарной безопасности.

Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

Понимает, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знает правила позитивного общения с окружающими.

Реализация поставленных задач предполагается через какие виды деятельности, как:

-упражнения для физического развития детей;

-развивающие игры по ОБЖ;

-задания на укрепление здоровья.

-просмотры фильмов; презентаций;

-дидактические игры для закрепления навыков;

-практические задания;(способы решения задачи в любой ситуации);

-практические действия (оценка ситуации и поведения окружающих);

-Игры-драмматизации;

-Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (по теме ОБЖ).

Организация деятельности:

Кружковые занятия проводятся еженедельно, один раз в неделю, с 16.30 до 17.00,

Предметно-развивающая среда  группы, в которой проводится кружок, соответствует тематике занятий, подобраны  плакаты по темам, методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал, оформлены уголки ПДД, здоровья. Кружковая работа является частью дополнительной образовательной программы.

Планируемые результаты:

Ребенок имеет устойчивую потребность в безопасности.

Ребенок владеет алгоритмом действий в предполагаемых сложных ситуациях.

Ребенок обладает рядом качеств: внимательность, самостоятельность в принятии решений, осторожность, предусмотрительность.

Срок реализации: 1 год

Перспективное планирование

Дата

Тема

Содержание занятия

сентябрь

I неделя

Правила дорожного движения

Беседа о правилах и участниках

дорожного движения. Просмотр серий мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)». Подвижная игра «Автомобили».

Плоскостное конструирование «На улицах города».

II неделя

Светофор и его сигналы.

Беседа «Как появился светофор. Виды светофоров». Дидактическая игра «Светофорики». Аппликация  «Светофор».

III неделя

Дорожные знаки.

Рассматривание предметных картинок «Дорожные знаки».

Беседа с участием инспектора ГИБДД. Настольная игра «Участники дорожного движения».

IV неделя

Правила поведения в транспорте

Просмотр серии мультфильма «Смешарики (Уроки на дороге)». Коллективное создание памятки «Правила поведения в автобусе». Сюжетно ролевая игра «Поездка в город».

Октябрь

I неделя

Железная дорога.

Памятка «Правила поведения на железной дороге». Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы». Рисунок «железная дорога»

II неделя

Если ты заблудился.

Проблемная ситуация «Я заблудился». Ситуативная

беседа «Назови свой адрес». Игровая ситуация «Кто где живет».

III неделя

Контакты с животными.

Чтение и обсуждение рассказа Т. А. Шорыгиной

«День рождения Васи». Коллективная лепка «Животные вокруг нас» с последующим описанием.

IV неделя

Опасные растения

Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Советы лесной

Мышки». Рассматривание комнатного растения, определение частей растения. Памятка «Осторожно, яд!»

Ноябрь

I неделя

Водоемы.

Просмотр тематического видеофильма «Вода на Земле». Ситуативная беседа «Чем опасен водоем». Опыты с водой «Тонет-не тонет».

II неделя

Гроза.

Просмотр серий мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь», обсуждение. Рассказ воспитателя «Гром и молния». Рисунок «гроза»

III неделя

Прогулки зимой.

Экскурсия по территории детского сада, обсуждение возможных опасностей на зимней прогулке. Рисование в группе «Дети гуляют зимой» с

последующим описанием рисунка.

IV неделя

Фейерверки.

Показ воспитателем хлопушки, бенгальского огня. Диалогическая беседа «Чем опасен фейерверк». Аппликация «хлопушка»

Декабрь

I неделя

Ледоход.

Чтение рассказа Б. Житкова «На льдине», обсуждение. Экспериментирование «Таяние льда». Игровая деятельность «На льдине».

II неделя

Гололед.

Ситуативная беседа «Что такое гололед». Опыты «Таяние

льда. Взаимодействие льда с песком».

III неделя

Электрический ток.

Рассказ воспитателя «Где живет электричество».

Просмотр мультфильма Уроки тетушки совы «электричество»

IV неделя

Бытовые приборы.

Рассказ детей по предметным картинкам «Бытовые при-

боры в доме». Сюжетно ролевая игра «Готовимся к приходу гостей» с использованием  моделей бытовой техники.

Январь

I неделя

Горячие предметы.

Рассказ медсестры. Рассматривание сюжетных картинок по теме.  Экспериментирование «Нагревание предметов»

II неделя

Осторожен будь с водой

Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Наводнение в

кукольном домике», обсуждение. Опыты с водой, объяснение свойств воды.

III неделя

Спички-не игрушки.

Рассказ воспитателя «Кто придумал

спички». Проблемная ситуация «Если рядом огонь». Конструирование из спичечных коробков.

IV неделя

Лекарства.

Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Неосторожная резвушка» Сюжетно- ролевая игра «Кукла заболела».

Февраль

I неделя

Острые предметы и горючие вещества.

Рассказ воспитателя «Чем опасны  острые предметы». Опыты с острыми предметами. Рассказ воспитателя о горючих веществах с демонстрацией

предметных картинок

II неделя

Как вызвать полицию и скорую помощь.

Беседа о ситуациях когда нужна помощь спецальных служб. Практическая работа «Вызываем спецслужбу по телефону»

III неделя

Один дома .Открытое окно и балкон это опасно.

Иллюстрации различных ситуаций .

Чтение сказки – подсказки И.Б.Кочанская « Девочка ,которая любила сидеть на подоконнике»

IV неделя

А у нас в доме газ.

Чем опасен дым ?

Чтение сказки –подсказки Т.А Шорыгина «Любопытный ветерок» Беседа на тему безопасности работы на кухне. Просмотр мультика Аркадий Паровозов «пожар»

Март

I неделя

Если дома ты один

Беседа «Один дома». Театрализация «Один

дома» с практическим решением детьми проблемных ситуаций.

II неделя

Незнакомцы на улице

Чтение рассказа Т. А. Шорыгиной «Встреча с незнакомцем». Игра ситуация с незнакомым взрослым «А как бы поступили вы».

III неделя

Если ты оказался один на улице.

Уточнить знания детей о том ,что нужно делать ,если ты потерялся .Закрепить правила поведения на улице ,в общественных местах. Рассматривание плакатов «Безопасность на улице». Авдеева «Безопасность»

Составление модельных схем о правилах поведения на улице.

IV неделя

Что такое хорошо и что такое плохо.

Работа с учебным пособием «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое

хорошо, что такое плохо». Рисование иллюстраций к произведению.

Апрель

I неделя

Ребенок и приятели.

Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики».  Игра

ситуация «А как бы поступили вы». Игры на сплочение

коллектива по выбору детей.

II неделя

Ребенок и взрослые.

Беседа о правах ребенка. Обсуждение сказок, в сюжете которых нарушаются права персонажей. Игра

перевоплощение «Мы взрослые».

III неделя

Бережем свое здоровье,

Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Беседа с медсестрой о профилактике.

IV неделя

Как устроен мой организм

Просмотр и остужения мультфильма Смешарики «наука о теле»

Май

I неделя

О правильном питании и пользе витаминов

Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

Лепка любимых витаминных фрктов

II неделя

Микробы и вирусы

Чтение рассказа «Как СТО бед хотел убить микробов ,а сам заболел» Рисунок «микробы»

III неделя

Личная гигиена.

Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

Чтение с обсуждением К. Чуковский «Мойдодыр».

IV неделя

Мониторинг проведенной работы

Пособия для занятий:

Книги:

  1. Л. Н. Толстой «Девочка и грибы».
  2. Т. А. Шорыгина «День рождения Васи» «Советы лесной Мышки» «Наводнение в кукольном домике», «Любопытный ветерок» «Встреча с незнакомцем»
  3. И.Б.Кочанская «Девочка ,которая любила сидеть на подоконнике»
  4. В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»
  5. Б. Житков «На льдине»
  6. В. Осеевой «Обидчики»
  7. К. Чуковский «Мойдодыр»

Мультфильмы:

  1. Смешарики
  2. Уроки тетушки совы
  3. Аркадий Поровозов

Ссылки на источники

1.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры.СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010.

-128с.

2. Ефанова З. А. Что такое «хорошо»? Что такое «плохо»? Разработка занятий.

-Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. -112 с.

3.Жукова Р. А. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия. Подготовительная группа.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.  - 96 с.

Меньшикова Н. А.  Программа кружка «Безопасное детство»

(подготовительная группа)// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –2015. –No 26. –ART 13 4 300. – 0,3 п.л. –URL: http://www.kids.covenok.ru/134300.htm. –Гос. рег. Эл No ФС77-46214. –ISSN: 2307928254.

4.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.-128 с.

5.Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2013. -80 с.

6.Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице.-М.: ТЦ Сфера, 2014.-128 с.-(Сказки- подсказки).

7.Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.-М: ТЦ Сфера, 2014.-80 с.

8.Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. Методическое пособие.-М: ТЦ Сфера, 2012.-64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к образовательной программе ДОУ "Детство"

Содержание образовательной программы "Детство" по возрастным группам....

Рабочая программа по "Детству" 2 младшая группа (3-4 лет)

Рабочая программа по "Детству" 2 младшая группа (3-4 лет)...

Комплексно-тематическое планирование по программе "Из детства в отрочество" для 2 мл. гр. и средней гр.

В данном материале представлены названия недель в соответствии с ФГТ на весь уч. год. Названия недель даны на основе раздела программы "Познавательное развитие"....

авторская программа "Безопасное детство"

В программе представлено тематическое планирование работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения.  В программе приведены показатели уровня знаний безопасно...

Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа

Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...

Сравнительный анализ воспитательных программы ДОО : «Детство» и «От рождения до школы» , по разделу "Труд"

«От рождения до школы» : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с....