Сравнительный анализ воспитательных программы ДОО : «Детство» и «От рождения до школы» , по разделу "Труд"
статья на тему
«От рождения до школы» : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
«Детство» : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_dvukh_programm.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ воспитательных программы ДОО :
«Детство» и «От рождения до школы» ,
по разделу "Труд"
«От рождения до школы» : Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
«Детство» : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
«Детство» | «От рождения до школы» | |
Содержание программы | Содержание программы представлено в следующих возрастных группах: вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы (в программе «Детство» 2004 г.в. содержание работы в первой и второй младшей группах представлено как младший дошкольный возраст). Более подробно расписаны задачи воспитания в каждой возрастной группе, охарактеризованы разделы трудового воспитания, итоги освоения программы включают достижения ребенка и его неудачи. | Содержание программы представлено во всех возрастных группах: первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы. Даны задачи воспитания, кратко расписаны разделы трудового воспитания, итоги освоения программы сформулированы кратко. |
Первая младшая группа (2-3 года) | Образовательная область «Труд» содержит разделы: - задачи воспитания; - РАЗДЕЛЫ: • развитие трудовой деятельности; • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; - промежуточные итоги освоения программы: - Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов). - Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. | |
Вторая младшая группа (3-4 года) | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания и развития детей; РАЗДЕЛЫ: - труд взрослых и рукотворный мир (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - самообслуживание и детский труд (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - итоги освоения содержания представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей) Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда. - Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно- бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей. - Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. - Может назвать хорошо знакомые трудовые действия. - По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете. - Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения. - Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику. | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания; - разделы: • развитие трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе); • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; - промежуточные итоги освоения программы: - Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. - Может помочь накрыть стол к обеду. - Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя). |
Средняя группа (4-5 лет) | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания и развития детей; - РАЗДЕЛЫ: - труд взрослых и рукотворный мир (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - самообслуживание и детский труд (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - итоги освоения содержания представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей) Достижения ребенка (Что нас радует) У ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, к технике. Ребенок интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе, охотно отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх. Различает разные профессии по существенным признакам. Способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, самостоятельно составить описательный рассказ о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан. Поведение ребенка свидетельствует о бережном отношении к предметному миру как результату труда взрослых. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий и достижения результата. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания; - РАЗДЕЛЫ: • развитие трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе); • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; - промежуточные итоги освоения программы Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. |
Старшая группа (5-6 лет) | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания и развития детей; - РАЗДЕЛЫ: - труд взрослых и рукотворный мир (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - самообслуживание и детский труд (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - итоги освоения содержания представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей) Достижения ребенка (Что нас радует) Ребенок активен в стремлении к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению своих представлений в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх. Имеет представление о значимости разных профессий, труда родителей, устанавливает связи между видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде. Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру как результату труда взрослых, бережливости, желании принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывая посильную помощь. Успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым. При небольшой помощи взрослых труд ребенка результативен; сформированы основы культуры труда — бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места. Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла (экспериментирование с материалами, использование обобщенных способов конструирования и т. п.). | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания; - РАЗДЕЛЫ: • развитие трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе + ручной труд); • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; - промежуточные итоги освоения программы Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью. Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол. Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада. Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы. |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания и развития детей; - РАЗДЕЛЫ: - труд взрослых и рукотворный мир (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - самообслуживание и детский труд (ориентация детей в образовательной области – о чем узнают дети; организация опыта освоения образовательной области – что осваивают дети); - итоги освоения содержания представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей) Достижения ребенка (Что нас радует) - У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный интерес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрослыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фотографий, просмотр телепередач). - Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профессий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался. - Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, рисунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные качества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения. - Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отношений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции желаний и приобретенных основ культуры потребления (бережливость в использовании воды, света, продуктов питания, материалов). - Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой; он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хороший организатор и помощник, труд ребенка результативен, основан на самоконтроле. | Образовательная область «Труд» - задачи воспитания; - РАЗДЕЛЫ: • развитие трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе + ручной труд (работа с бумагой и картоном, работа с тканью, работа с природным материалом); • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; - промежуточные итоги освоения программы Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде. Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр. |
Основные методы воспитания | Выделены различные методы воспитания в каждой возрастной группе, которые рекомендуется применять с целью трудового воспитания (наблюдение, беседы, рассматривание картин, игры и игровые ситуации, коллективный труд и др.). | Программой нет указаний по использованию методов воспитания |
Работа с родителями | Задачи трудового воспитания включены в задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников | В разделе «Работа с родителями» выделен отдельный пункт «Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям», в частности образовательной области «Труд» |
Коррекционная работа | Не предусмотрено программой | В разделе «Коррекционная работа» отдельно выделен пункт Основные направления работы с детьми с ОВЗ образовательная область «Труд». |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы», можно сделать следующие выводы:
- содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;
- в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);
- в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;
- работа с родителями в направлении трудового воспитания более полно прописана в программе «От рождения до школы»;
- в программе «От рождения до школы» имеется раздел по коррекционной работе, в частности основные направления работы с детьми с ОВЗ образовательная область «Труд».
Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.
В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....
Проведение сравнительного анализа современных программ по следующим критериям (в таблице)
Для всех программ характерна постановка задач, направленных на решение задач раздела, то есть непосредственно развитие речи детей, а также воспитание и развитие детей. Методический характер задач прис...
Сравнительный анализ воспитательной работы за 2010 - 2013 гг.
Сравнительный анализ воспитательной работы за 2010 - 2013 гг. с положительной динамикой с построением диаграммы....
Проведение сравнительного анализа современных программ по критериям.
Для всех программ характерна постановка задач, направленных на решение задач раздела, то есть непосредственно развитие речи детей, а также воспитание и развитие детей. Методический характер задач прис...
Сравнительный анализ 2х программ: традиционный и методики М.Монтессори
В этом материале размещено о методике М.Мантессори и сравнителный анализ....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"...
Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в предметно – продуктивной деятельности. Сравнительный анализ образовательных программ «Детство» и «Вдохновение»
Формирование и развитие творческих способностей дошкольников в предметно – продуктивной деятельности. Сравнительный анализ образовательных программ «Детство» и «Вдохновение&raq...