Речевое развитие. Тема: Составление описательного рассказа по картине Комарова "Плохо дело!"
план-конспект занятия по обж

Квач Любовь  Федоровна

Учить детей составлять описательный рассказ по картине. Развивать связную речь, учить отвечат на вопросы полными предложениями. Воспитывать основы безопасного поведения во время экстримальных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie._sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza.doc83.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию.

Подготовила воспитатель Квач Л.Ф.

     Тема: составление описательного рассказа по картине «Половодье» или по картине Комарова «Дело плохо!».

     Задачи: Развивать связную  речь детей при рассматривании и составлении описательного рассказа по картине.  Развивать зрительное восприятие на основе воспроизведения;

Коррекция памяти на основе припоминания;

Воспитывать основы безопасности поведения во время экстремальных ситуаций;

Материалы: игрушка – зайчик, произведение Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»,  картина худлжника Комарова «Дело плохо!»

     Предварительная  работа: чтение произведения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

     Ход нод:

      1.  Орг момент. Игра «Тень-тень».

В.- Ребята, знаете, а к нам сегодня на занятие придет один из персонажей этой игры. А кто, угадайте, - и стоит среди травы, уши больше головы.

Д. – Зайчик. (стук в дверь)

В.-З. – Здравствуйте, дети.

Д.- Здравствуй, зайчик.

В.-З. – Здравствуйте, гости. (гости здороваются)

     2.В.- Ребята, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить,  отгадайте загадку, которую принес зайчик:

-Долго шла она тайком от ветров и стужи,

А сегодня – прямиком шлепает по лужам.

Гонит талые снега с гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

Дети думают и называют: - Весна.

В. – А как вы догадались?

Дети говорят, что она шлепает по лужам  тайком от стужи, что весна топит снега и гонит их с гомоном и звоном – это ручьи бегут… и т.д.

В.- А почему зайка загадал вам такую загадку?

Д.- Потому что  сейчас идет весна.

В.- А какие приметы весны вы знаете?

Д.- Снег тает, и днем появляются лужи. Сосульки на крышах все длиннее, потому что днем солнце пригревает, а вечером опять морозец. Солнце стало теплее и ярче, и когда мы выходим на улицу, то глаза закрываются от яркого света. День стал длиннее, а ночь короче. Река весной вскрывается ото льда и начинается ледоход. Кое-где появляются  первые проталины. Птицы возвращаются.

В.- Зайчик, а знаешь, дети недавно познакомились с произведением, в котором рассказывается о зайцах, попавших в беду весной. Ребята, как называется это произведение?

Дети говорят о том, что оно называется «Дедушка Мазай и зайцы» и что написал его Николай Некрасов. Затем ребята кратко, 5-6 предложений вспоминают сюжет произведения.

В.- Если писатель рассказывает об  услышанном или увиденном  словом, и мы можем взять книгу и прочитать ее, то как же художник сделает это?

- Да - при помощи краски, при помощи написания картины.

    -  И сегодня мы познакомимся с картиной Комарова, который писал свои картины специально для маленьких детей. Эта картина по сюжету близка  знакомому вам произведению о дедушке Мазае и зайцах.  Мы  рассмотрим  картину и составим по ней рассказ. Зайка будет смотреть, как вы хорошо будете это делать,  отвечать на вопросы надо полным ответом. (Вос-ль ставит картину и дает возможность 5 -7 сек. рассмотреть ее).

 В.- Какое время года изобразил художник?

Д.- Художник на картине изобразил весну. Река разлилась и затопила луг. Даже несколько деревьев в воде. Листочков на деревьях нет. В.- А кто вспомнит, как в природе называется явление, когда весной река разливается?

Д.-  Это явление в природе называется половодье или наводнение.

В.- Да, половодье бывает только весной при таянии снега и вскрытии ото льда рек. Ребята, каждая картина имеет свое название.

-  А как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).

В.- А художник назвал свою работу: «Плохо дело!». Почему же он так назвал ее?

Д.- Потому что зайцам из-за половодья грозит беда, опасность….

В.- Да, ребята, вы правы. Но чтобы лучше понять, что хотел сказать нам художник, мы с вами внимательно рассмотрим картину.  Кто изображен на этой картине?

Д.- На этой картине изображены зайцы. Они попали в беду из-за половодья.

   В: - Три зайца кое-как поместились на маленьком островке. Вода уже начала его потоплять и задние  лапы у одного зайца в воде. Он приподнял передние лапы, чтобы  они не были в воде. Другой заяц приподнялся на задние лапы и смотрит вдаль. Он наверно смотрит,  где есть сухое место, а может быть надеется на помощь людей. Еще на этом островке сидит большая зайчиха, она прижала уши, съежилась, ей  наверно совсем плохо. А на пенечке сидит маленький зайчик, может даже сынок зайчихи. Видно, как ему страшно одному и холодно. Глаза у зайцев грустные, наполнены страхом. Они очень боятся, ведь им угрожает опасность.

- Что может случиться с зайчатами? (ответы детей).

- Что еще изображено на картине?

Д.- На заднем плане   маленькие домики. Видно, что вода очень близко подошла и к ним.  Почти от самых домов  художник нарисовал узкую полоску леса. Она тоже темно-серая. Может быть, зайцы прибежали сюда из этого леса.

В.- Ребята, а какого цвета больше на этой картине?

Д.- Художник использует коричневый, серый, немного желтого и светло-голубого.

В.- А почему?

Д.- Потому что эта картина  грустная, ведь здесь зайцам угрожает опасность. И только на небе есть немного светло-желтого. Это лучи солнышка, которое прячется  за тучами. И на воде есть немного отражения от этих лучей.

В.- О чем это говорит?

Д.- Наверно, солнце скоро выглянет, и зайцы обсохнут и им уже не будет так плохо. Это надежда, что зайчики все-таки спасутся.

В.- Ребята, что хотел нам сказать художник?

Д.- Он хотел нам сказать, что природу надо беречь, и что зайчики весной беззащитны и им надо помогать. И что  охотиться весной на зайцев нельзя. Это плохо. Об этом говорит и Мазай.

В.- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

Д.- Грусть, жалость к зайцам, желание помочь им, сострадание..

В- Как вы думаете, а что произошло с жителями деревни? Да, жителей оповестили заранее, и они находятся в безопасном месте. Они забрали с собой все самое необходимое, перевели всех животных туда, где нет наводнения и ждут, когда вода уйдет. Поэтому, если  нам вдруг скажут, что у нас будет наводнение, мы дружно поедем туда, где нам всем будет безопасно. Ваши мамы приготовили сумки с вещами, мы их тоже заберем. И будем ждать, когда вода уйдет.

     3. Физминутка

     4. В.- Ребята, мы с вами рассмотрели картину Комарова «Плохо дело!», а сейчас станем сами писателями и составим свой рассказ по этой картине. А чтобы вам было легче, предлагаю план, по которому вы будете составлять свой рассказ. 1) Кто изображен на картине и в какое время года?

2)Что случилось? Описать передний и задний план картины.

 3) Какие краски использовал художник? Почему?

 4) Что хотел нам сказать художник? Мое отношение к картине.

     Составляется рассказ, воспитатель при затруднении помогает наводящими вопросами. Можно составить общий рассказ по цепочке.

     В конце занятия зайчик, который пришел к детям на занятие, хвалит всех детей и отмечает достоинства каждого. А еще зайчик говорит, что все дети знают как вести себя при наводнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Составление творческих рассказов по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» от лица разных объектов".

Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова. Тема по ком...

НОД по речевому развитию на тему: «Составление описательного рассказа по картине в старшей группе».

Весьма сложным и трудоемким процессом в развитии связной речи детей является умение давать полные развернутые ответы на вопросы и составление связного предложения, рассказа. Методика Мурашковской Н., ...

Конспект ООД по ОО «Речевое развитие» тема: Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»

Цель  данной образовательной деятельности научить детей составлять описательные рассказы по картине,развивать связную речь и умение видеть красоту родной природы....

Конспект ООД в старшей группе общеразвивающей направленности по речевому развитию.Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект составлен с применением методического пособия для педагогов дошкольных учреждений для развития связной речи Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н....

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Составление описательного рассказа о новогоднем подарке".

Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова. Тема по ком...

Конспект НОД в средней группе по речевому развитию Тема «Составление описательного рассказа о посуде»

Задачи:Образовательная область «Речевое развитие»-обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь, формировать умение образовывать слова с помощь...