"Социальная адаптация ребенка через формирование правил безопасного поведения".
статья по обж (старшая, подготовительная группа)
Леденящие душу сообщения о преступлениях против детей свидетельствуют о том, насколько наши дети не защищены перед лицом опасности. Основная задача педагогов и родителей в этой ситуации заключается в том, чтобы в доступной для детей форме научить их не пасовать перед опасностью, а уметь ей противостоять и защитить себя.В нашем МДОУ проводится разнообразная работа по формированию безопасного поведения дошкольников.В каждой группе создан развивающий уголок,в котором собран материал для игровой деятельности,знакомства с правилами дорожного движения,атрибуты для сюжетно-ролевых игр.Педагоги подобрали художественную литературу ,плакаты,буклеты-всё это позволяет успешно реализовывать поставленные цели. Многие атрибуты изготавливаем своими руками. В марте провели педагогический совет и районный семинар по данной теме .Научив дошкольников правилам безопасности ,мы поможем им в дольнейшем избегать опасные ситуации.
В рамках этой темы было проведено родительское собрание ,подготовлены буклеты и памятки. Только совместными усилиями мы поможем стать нашим детям взрослыми,научим их правильно вести себя в различных непредвиденных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Доклад на педсовет
на тему: «Нужно правила движения выполнять без возражения».
Подготовила: Алтунина
Наталья Юрьевна
Воспитатель
1 квалификационной
Категории
Г. Балабаново, 2019г.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно- транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
«Самое дорогое у человека – это жизнь». – писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Условием для снижения детского травматизма является активно взаимодействующая работа органов ГИБДД, образования, общественности по воспитанию у детей умения правильно ориентироваться в окружающей обстановке.
Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях дороги, проводя мероприятия в различных формах.
Основные причины дорожно – транспортных происшествий с участием детей:
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части).
- Выход на проезжую часть из-за автобуса, трамвая или троллейбуса.
- Игра на проезжей части.
- Ходьба по проезжей части, а не по тротуару.
Особую значимость в поведении детей на дороге оказывают их возрастные особенности:
- Ребенок до 8 лет плохо распознает источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны.
- Поле зрения ребенка гораздо уже чем у взрослого. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6-летнем возрасте – на расстоянии 10 метров. Он видит только то, что находится, напротив. Машины слева и справа остаются незамеченными.
- Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.
- Надежная ориентация: посмотреть налево – направо приобретается не ранее, чем в 7 лет.
Главная цель образовательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения – формирование необходимых умений и навыков; выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи образовательной деятельности:
1. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 2. Уточнение знаний детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора.
3. Знакомство с названиями ближайших микрорайонов к детскому саду и микрорайонов, где живут дети.
4. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
5. Знакомство с дорожными знаками « Дети», « Остановка автобуса», «Пешеходный переход», « Пункт медицинской помощи», « Велосипедная дорожка», « Дорожные работы», «Место стоянки», « Подземный переход».
В своей работе применяю следующие методы и формы:
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, обсуждение по картинке.
Практические: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); продуктивная конструктивная деятельность.
Игры, игровые ситуации, проблемные ситуации на настольном перекрестке.
Развлечения, театральные представления.
Индивидуальная работа : работа по карточкам, рассматривание отдельных ситуаций..
Экскурсии и целевые прогулки.
Образовательный процесс осуществляю:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;
- в процессе специальной развивающей и образовательной деятельности по дорожной тематике.
Во время бесед с детьми обсуждаем следующие темы: «Дорога в детский сад», «Виды транспортных средств», «Опасности на улицах», «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», «Правила перехода проезжей части со взрослыми», «Виды и сигналы светофоров», «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный», « Дорожные знаки для пешеходов»
Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты домов, светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге.
Занимаясь художественным творчеством, мы рисуем с детьми различные виды транспорта: автобус, грузовые автомобили. В интересной стихотворной форме знакомимся с их назначением. Рассматриваем их форму, величину, строение, соотношения частей. При проведении лепки продолжаем знакомиться с транспортом.
На продуктивном конструировании у детей формируем интерес к созданию разнообразных транспортных сооружений из строительного материала (мосты для пешеходов, мосты для транспорта). Дети учатся создавать различные модели (машины, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
В изучении ПДД особенно важным является приобретение умений и навыков в процессе игровой деятельности. Игра у детей представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение в условиях реальной общественной жизни. Игра является основным видом активности дошкольников, в процессе которой они упражняют свои силы, расширяют ориентировку, усваивают социальный опыт. Особый интерес по изучению ПДД вызывает у детей сюжетно- ролевая игра «Перекресток». На перекрестке разыгрываем с детьми различные ситуации на дороге: пропусти пешехода, остановись на красный свет, участники дорожного движения, о чем говорят дорожные знаки, перейди правильно улицу. С большим увлечением дети играют в сюжетно-ролевую игру «Автобус». При проведении игры мы знакомимся с правилами поведения в общественном транспорте.
В нашей группе используеться макет дороги с улицами. Поставив детей вокруг макета, мы обсуждаем дорожные знаки, сигналы светофора, пешеходные переходы. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показываем, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняем, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах города. При изучении с детьми ПДД использую и дидактические игры: «Какой знак», « Доскажи словечко», « Слушай и запоминай», « Лабиринт», «Угадай знак», «Собери машину»; настольно – печатные игры: «Транспорт», «Дорожное домино», «Правила движения», «Подбери знак», « Лото осторожностей». Во время прогулок использую подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», « Цветные автомобили», « Ловкий пешеход», «Светофор».
В ходе проведения развлечений дети знакомятся с ПДД вместе с героями сказок. Им особенно нравится решать проблемные ситуации на дороге, помогая любимым сказочным персонажам. При этом развиваются аналитические способности, память, внимание. Совместно с родителями в старшей группе мы проводили развлечение «Путешествие в страну Дорожных знаков»; в средней группе «В гостях у Светофора Светофорыча».
Значительное место в обучении детей ПДД отвожу практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам. Во время, которых мы изучаем правила для пешеходов, наблюдаем дорожное движение. На прогулках обучаем детей ориентироваться на местности, а именно на территории детского сада. Также объясняю детям, что за пределы детского сада самостоятельно выходить нельзя. На территории нашего детского сада размещены макеты дорожных знаков, светофора, дороги. Мы закрепляем знания, полученные в группе, на прогулках. А также разыгрываем ситуации на дороге, используя атрибуты постового: жезл, свисток, головной убор; рули для такси.
Экскурсии и целевые прогулки по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма начиная со средней группы носят более расширенный характер. Мы знакомимся с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, с понятиями: проезжая часть, пешеход, переход, светофор, двустороннее движение, одностороннее движение. В старшей группе экскурсии проводим ежемесячно. На них закрепляем представления о проезжей части, знакомимся с перекрестком, дорожными знаками, изучаем правила для пешеходов и пассажиров. В подготовительной к школе группе во время экскурсий наблюдаем с детьми за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяем знания детей о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжаем знакомство с назначением дорожных знаков и их изображением. Закрепляем правильное употребление пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль. Дети учатся ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Основное отличие прогулок и экскурсий от деятельности в группе заключается в характере познавательной деятельности при непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Реализация образовательной области "Безопасность" через формирование навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте у детей дошкольного возраста"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников...
Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)
В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...
Формирование правил безопасного поведения дошкольников через театрализованную деятельность
Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую...
"Социальная адаптация ребенка через формирование правил безопасного поведения".
Леденящие душу сообщения о преступлениях против детей свидетельствуют о том, насколько наши дети не защищены перед лицом опасности. Основная задача педагогов и родителей в этой ситуации заключается в ...
Формирование правил безопасного поведения дошкольников через познавательную активность н
для дошкольников...
Социально – коммуникативное развитие дошкольников через формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Подготовка детей к безопасной жизни в окружающем мире, формирование у дошкольников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитание готовности к правильным действиям, чт...