картотека игр по ОБЖ - "Безопасность - наше общее дело"
картотека по обж
картотека игр по ОБЖ, позволяющая обучать, повторять и закреплять правила безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_obzh-_bezopasnnost_-_nashe_obshchee_delo.docx | 347.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»
г. Черняховск
Игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей
«Безопасность детей –
наше общее дело»
Группа №16 «Ласточка»
2018г.
Подготовила воспитатель высшей категории Каркина Н.А.
Игры для детей3-4 лет
"Источники опасности"
Цель: закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.
Игровые правила: выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.
Игровое действие: поиск и название предметов.
Ход игры:
Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:
-Что может быть источником пожара?
-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?
-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.
"Знаешь ли ты?"
Цель: закрепить знания о телефонах служб спасения.
Игровые правила: выполнять действия, соответствующие изображению.
Игровые действия: передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.
Ход игры:
В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:
-Красный крест - назвать телефон скорой помощи;
-Дом - назвать домашний адрес;
-Милиционер - назвать телефон милиции;
-Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;
-Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;
-Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;
-Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;
-Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.
"О чём говорит светофор"
Цель: закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.
Материал: карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный), действий пешеходов.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.
"Четвёртый лишний "
Цель: учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.
Игровые правила: найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
Игровое действие: поиск опасного предмета.
Ход игры:
Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
"На прогулке"
Цель: закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Игровые правила: на вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.
-На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.
-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.
"Телефон"
Цель: закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Ход игры:
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
"Пожар"
Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Игровые правила: на вопрос воспитателя показать картинку-ответ.
Материал: картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.
Игровое действие: выбор из предложенных картинок правильной.
Ход игры:
Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.
-Отчего происходит пожар?
-Что нужно делать, если случился пожар?
-По какому телефону вызывают помощь?
За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
"Дело серьезное"
Цель: учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Материал: карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.
Ход игры:
Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
"Тротуар и дети"
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей правильно выбирать место для игр. Воспитывать быструю реакцию на происходящее.
Ход игры:
Предложите детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы через неё могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями. В процессе игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а девочки — игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит. Дети быстро убирают кукол с дороги и переносят подальше от арки. Сюжет можно варьировать. Например, из окна игрушечного дома высовывается зайчик и предупреждает об опасности. Аналогичный сюжет можно разыграть с помощью настольного театра.
"Кто больше назовёт действий"
Цель: учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.
Игровые правила: называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Ход игры:
Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.
Игры для детей 4-5 лет
«Можно – нельзя»
Цель: закреплять представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть.
Оборудование: предметные картинки опасных и безопасных для игры предметов, кукла, сундучок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает вспомнить, что может произойти, если без разрешения брать опасные предметы: нож, ножницы, иголки и т. д. Дети поочередно берут по картинке и кладут около куклы, если с этим предметом играть можно, или в сундучок, если этот предмет для игры опасен. Педагог побуждает детей объяснять свой выбор.
«Разрешается – запрещается»
Цель: закрепить знание правил безопасного поведения детей.
Оборудование: картинки с изображением различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей, символы зеленого и красного цветов (круги, кубики или другие предметы).
Ход игры:
Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем, у кого изображено то, что запрещается делать, а к зеленым символам – с правильными действиями изображенных персонажей.
Усложнение: дополнить оборудование изображениями улицы, дома, пожара. Дети должны подойти к картинкам в соответствии с имеющейся ситуацией, а затем выбрать символ определенного цвета.
«По грибы»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах; продолжать формировать правила безопасного поведения в лесу.
Оборудование: корзинки – по количеству детей, силуэты или муляжи грибов.
Ход игры:
Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения в лесу и предлагает собрать съедобные грибы для супа.
«О чем говорит светофор»
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.
Оборудование: светофор с переключением цветов, автомобили разного назначения, дорожная разметка, куклы.
Ход игры:
Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.
Игры для детей5-6 лет
«Раньше и теперь»
Цель: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
Ход игры:
- Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше:
- Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.
Как поступают сегодня:
- Звонят по телефону 01 или 112.
- Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше:
- На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.
Как поступают сегодня:
- На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.
- Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше:
- Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.
Как поступают сегодня:
- Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.
- Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше:
- Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.
Как поступают сегодня:
- Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
«Горит – не горит»
Цель: быстро и правильно выполнить ответственное действие; закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.
Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.
(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)
«Что нужно пожарным?»
Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.
Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.
«Диалоги по телефону»
Цель: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы; способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.
Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).
«Если возникает пожар»
Цель: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку; закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.
Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.
Ход игры:
Этот шар (мяч) в руках не даром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо шар,
Там везде грозить нам будет
Злой, безжалостный … (пожар).
Раз, два, три, четыре –
У кого пожар в… (квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил … (утюг)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над … (газом).
Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег … (листву).
Дым увидел – не зевай
И пожарных … (вызывай).
Помни, каждый гражданин –
Этот номер … (01)!
«Хорошо – плохо»
Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Ход игры:
Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.
«Лото - пожарная безопасность»
Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, у кого окажется больше закрытых полей.
«Карточная викторина»
Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
«Назови причины пожара»
Цель: формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
Ход игры:
Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
«Выбери нужное»
Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.
Ход игры:
Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель. ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безопасность детей - наше общее дело
Материал для оформления стенда для родителей...
Памятка для родителей «Безопасность детей - наше общее дело»
Лето – пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха....
"Безопасность детей - наше общее дело"
План - конспект родительского собрания по ПДД во второй младшей группе....
«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ – НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО» Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей по...
Консультация для родителей «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО!»
Консультация для родителей по безопасности дошкольников...
"Безопасность-наше общее дело!"
консультация для педагогов дошкольный учреждений...