ПДД-консультация для педагогов.
консультация по обж (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге
…Ребенка обучи – дашь миру человека.
В.Гюго
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей – как дань своей автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное – он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучению знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, знание правил – дело очень важное, но главная задача в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Воспитатели дошкольных учреждений по тому воздействию, которое они оказывают на ребенка, идут следом за родителями. Порой они дома что-то делают или не делают именно по тому, что так сказала их любимая воспитательница. Их авторитет порой ставится выше, чем авторитет родителей. Именно это воспитатели должны максимально использовать и учитывать, когда они ведут работу по воспитанию у ребенка правил безопасного поведения на дороге.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания.
Навык – это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате воспитания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной полосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при наличии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специальными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных навыков. От того, на сколько развиты мыслительные навыки, зависит скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий методикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный навык. Хорошо развитые мыслительные навыки обеспечивают быстрое и точное выполнение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка таких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.
Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет, знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с участием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дошкольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребенка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть специальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под руководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные признаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные технические средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наибольший эффект дает ситуативное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавливает, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как действовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных грубых ошибок, что подтверждает статистика ДТП.
Задача любого воспитателя – дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях. Позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать их.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге – главная задача воспитателя. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
- использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчить их своим поведением;
- показать возможные последствия лично для ребенка;
- использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
- активизировать его творческую саморегуляцию;
- развивать его мыслительные (умственные) навыки.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких мотивов правильного поведения на дороге, как:
- «Это нужно для меня»;
- «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя;
- «Я буду хорошим пешеходом»;
- «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые правила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Использовать эти возможности – задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
- педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- знание собственного предмета «Правила дорожного движения и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;
- знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...