Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
консультация по обж (средняя группа)

гунина татьяна ивановна

:      В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная деятельность влияет на речь детей.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fevral.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Бахмисова Н. В., Гунина Т. И., Тимофеева И. В.

  Ключевые слова:   театр, деятельность, речь, речевое общение.

Аннотация:      В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная деятельность влияет на речь детей.                                                                                

В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. В связи с этим Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [ 6, с. 45]. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф. Фребель.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась классификация детских игр, разработанная Новоселовой С. Л. В основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В этой классификации особое место занимают театрализованные игры.

По мнению Артемовой Л. В., театрализованные игры учат детей анализироватьразвивают эмпатийные и эстетические способности. [ 3, с. 15 ]. Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно.

Маханева М. Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [ 12, с. 4 ] и  отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [ 12, с. 5 ].

Артемова Л. В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации. Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л. В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [ 3, с. 10 ].

Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развиваету них эмпатийные способности, выразительность речи.

Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [ 12, с. 9 ]. В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих.

Таким образом, для развития навыковречевого общения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях - всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. [ 11, с. 22]

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 2004. – 128 с.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 20 с.

4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – М., 2004. – 120 с.

5. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С. 91-97.

6. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – 128 с.

7. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 2-6.

8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 25-28.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.

10. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М., 1997. – 345 с.

11. Лисина М. И. Общение ребенка с взрослым как деятельность // общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сб. науч. тр. – М., 1974. – 290 с.

12. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003. – 128 с.

13. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2002. – 456 с.

14. Смирнова Е. О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников психологического института // вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С. 54-62.

15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – 255 с.

16. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения. – С. -Пб., 2002. – 476 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Экспериментальное исследование Тема: "Влияние театрализованных игр на формирование актерских способностей у детей старшего дошкольного возраста".

. Теоретические основы влияния театрализованных игр на развитие актерских способностей детей дошкольного возраста.1.1 Влияние театрализованных игр на развитие актерских способностей детей в психолого ...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

"Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций"

Проблема речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной. В настоящее время прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой упадок об...