Семинар- практикум для Воспитателей. Дорожные правила.
учебно-методический материал по обж

Тема: Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения.

Цель. Обмен опытом работы с педагогами.
Задачи:
Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения. Развивать практические умения педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx191.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

        для воспитателей ДОУ

Выполнила: Копылова Евгения    Николаевна.

Тема: Система работы с детьми по ознакомлению с правилами уличного движения.

Цель. Обмен опытом работы с педагогами.
Задачи:
Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения. Развивать практические умения педагогов.

Вступительное слово

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе«Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей.

  В организации деятельности по изучению правил дорожного движения необходимо знакомить с различным видом транспорта. Это поможет расширить представление об окружающем мире и сформировать правильное отношение к дорожной ситуации. На улице не «дорожки», а «дороги», и по ним мчатся «не машинки», а «машины», и у них не «колесики», а «колеса», под которыми каждый год гибнут сотни детей.

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков.

 В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Поэтому, важнейшей задачей является:

-  создание единых подходов к разработке и организации ( слайд № 5)  дидактических игр для детей дошкольного возраста;

- создание условий, необходимых для более широкого (слайд № 6)

внедрения дидактических игр в учебно- воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

 -  Работа с раскрасками «Транспорт», ( слайд № 7)

-  вырезывание транспорта из журналов и составление коллажей и плакатов, (слайд № 8) листовок и т. д. поможет ребенку осознать всю серьезность движущегося потока тяжелых грузовиков, скоростных автомобилей, трамваев, не умеющих объезжать пешеходов.

Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности. Для этого мы разделимся на 2 команды. Выбор жюри.

  1. Конкурс

 Команды придумывают себе название команды и эмблему в виде нового дорожного знака.

"Защита эмблемы команды" жюри оценивает этот конкурс по 5-бальной системе.

  1. Конкурс. "Скоростное шоссе"

Членам каждой команды быстро задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро дать ответ. Учитывается время, за которое команда ответит на все вопросы. Выигрывает команда, которая за меньшее количество времени ответила на большее число ответов.

Вопросы для 1 команды

1.Сердце машины - (мотор)

2.Главная автомагистраль - (шоссе)

3.Знак, обозначающий "Проезд запрещен" (кирпич)

4.Край дороги - (обочина)

5.Изменение направления движения - (поворот)

6.Наказание за нарушение ПДД - (Штраф)

7.Заторы транспорта на дороге - (пробка)

8.Животное, обозначающее переход дороги - (зебра)

9.Пересечение двух дорог - (перекресток)

10.Транспорт, выравнивающий дорогу - (каток)

11.Мужчина, держащий в руках полосатую палку - (инспектор)

12Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)

Вопросы для 2 команды

1.Человек, управляющий транспортом - (водитель)

2.Человек, идущий вдоль дороги - (пешеход)

3.Где люди ждут транспорт? (остановка)

4.Транспортное происшествие - (авария, дтп)

5.Какой переход самый безопасный? (подземный)

6.Конец дороги - (тупик)

7.Что за знак дорожный: красный крест на белом? -  (пункт медпомощи)

8.Машина с зеленым глазом - (такси)

9.Человек,  не соблюдающий правила (нарушитель)

10.Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор)

11.Транспорт с коляской - (мотоцикл)

12.Усатый транспорт - (троллейбус)

Пальчиковые игра: Мой любимый детский сад 

Большой пальчик хочет спать, (Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большойпальчик).

Указательный - играть, (зажимаем в кулачок указательный пальчик)

Средний пальчик задремал(зажимаем в кулачок средний пальчик)

Безымянный уж устал. (зажимаем в кулачок безымянный пальчик)

Мизинчик всем кричит «Ура!» (зажимаем в кулачок мизинчик)

В детский сад идти пора! (сжимаем и разжимаем кулачок)

3) Конкурс. «Автомульти»

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)
  2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (двухколёсный велосипед)
  3. Что подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед)
  4. Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету)
  5. На чём летал старик Хотаббыч? (На ковре-самолёте)
  6. Какой личный транспорт у Бабы-Яги? (Ступа)
  7. На чём катался Кай? (на санках)
  8. При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (На повозке)
  9. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный? (на поезде)

Конкурс 4) "Собери знак"

Командам предлагается на скорость собрать дорожный знак из частей.

5) Конкурс «Литературный»

 Вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Каждый правильный ответ –  2 балла

                                                  1 команда

Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый  звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО)

Из какой книги эти строчки:

«Рассуждать Степан не стал,

Светофор рукой достал,

В середину заглянул,

Что-то где-то повернул…?» («ДЯДЯ СТЕПА»)

В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»)

                                           2 команда

В каком произведении и кому герою трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ)

Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК)

Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ)

На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? (ГУЖЕВОМ)

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

6)  Конкурс   «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ».

Я хочу спросить про знак, нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то.

 («Осторожно, дети!»)

 Шли из сада мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет!

(«Велосипедная дорожка»)

 Вот кружок с каемкой красной,

А внутри рисунка нет.

Может, девушки прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

(«Движение запрещено»)

  В треугольнике — два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете —

Это просто рядом ...

 («Дети»)

 В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.

  («Пешеходная дорожка»)

 Что за знак такой висит?

Стоп — машинам он велит...

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым.

 («Пешеходный переход»)

Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки...

Только здесь не тротуар —

Дело все в дорожном знаке.

   («Пешеходная дорожка»)

 Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти.

Какой?

(«Пункт первой медицинской помощи»)

Конкурс 7 «Умники и умницы».

Каждая команда отвечает поочередно на вопросы:

А) Как называют людей идущих по улице? (пешеходы)

Б) По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар)

В) По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой)

Г) В каком месте нужно переходить дорогу? (на пешеходных переходах)

Д) С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми)

Е) Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке)

Ж) Почему нельзя играть на дороге? (что бы не сбили машины).

З) Пpo кого или что говорят - главный командир на дороге? (светофор)

И) Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки)

К) Где ожидают пассажиры автобус? (остановка)

Л) С какой стороны нужно обходить автобус? (сзади)

М) Дом для автомобилей? (гараж)

Н) Место посадки и высадки пассажиров? (остановка)

О) Безбилетный пассажир (кто не платит за проезд)

8) Конкурс. Музыкальный

Командам педагогов предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию.

На мелодию песни "Улыбка" (для 1 команды)

Никогда, нигде не забывай

 Пешеходам быть внимательным, хорошим,

 На проезжей части не играй

 И на тротуаре не толкай прохожих

И тогда наверняка не получишь синяка,

 И считать тебе не надо будет шишек.

 Даже строгий постовой -

 Старый или молодой -

 Станет другом для девчонок и мальчишек.

На мелодию песни "Облака - белогривые лошадки" (для 2 команды)

Мимо белых полосок "переход",

 Мимо красных сигналов светофора

 Пешеход невнимательный идет,

 Попадает в беду он очень скоро.

Пешеход - для водителей загадка.

 Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?

 Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,

 Если рядышком находится переход.

Жюри подводят итог игры. Награждение победителей.

    Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких!

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. ОБЖ:

2. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофораДидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.

3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2005.

4. Грёзина, О. Ю., Пятаева, С. А. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения. – Волгоград Перемена, 1998.

5. Степаненкова, Э. Я., Филенко, М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1979.

6. Я дружу со светофоромпознавательно-игровой материал для детей 3–5 лет. – М.: Ансел-М, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Защита прав детей"

Материал разработан для воспитателей. Может использоваться на родительском собрании. Затрагивает проблемы нравственного и правового воспитания....

Выступление на семинаре - практикуме для воспитателей «Изучаем правила дорожного движения».

Цель:- повысить  уровень профессиональной компетентности педагогов;-  познакомить педагогов с  системой планирования  и формами организации образовательного процесса по изучению ПД...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум для воспитателей. «Условия и правила обучения детей игре в баскетбол».

БАСКЕТБОЛ – игра командная. В ней одновременно участвуют 2 команды. В каждой – 5 основных и несколько запасных игроков. Время игры ограничено двумя таймами по 5 мин (всего 10 мин), между к...