Представление опыта работы на РМО воспитателей Советского района. Семинар-практикум для воспитателей "Правила дорожные всем знать положено"
консультация по обж
Семинар-практикум для воспитателей "Правила дорожные всем знать положено"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_vospitateley_pravila_dorozhnye_vsem_znat_polozheno.docx | 24.85 КБ |
seminar_praktikum_dlya_vospitateley.pptx | 1007.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-практикум для воспитателей
«Правила дорожные всем знать положено»
Подготовила воспитатель
Лелюхина Л.Ф.
2018 г.
В рамках недели безопасности дорожного движения в детском саду с педагогами был организован семинар - практикум «Правила дорожные всем знать положено». Цель мероприятия – систематизировать знания педагогов по ПДД, повысить уровень подготовки педагогов, совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах. В ходе мероприятия педагогам был предложен тест для выявления уровня знаний по теме ПДД. В игровой форме участники разобрали типичные ошибки, которые допускают при обучении детей ПДД. Чтобы повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно педагоги вспомнили и разобрали порядок составления маршрута «Дом - детский сад». В конце мероприятия были предложены памятки по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма.
Семинар-практикум для воспитателей
«Правила дорожные всем знать положено»
Цель: Систематизировать знания педагогов по ПДД, повысить уровень подготовки воспитателей, совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах.
Ход.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
При обучении детей ПДД многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.
1.Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД.
Не обращайтесь к дошкольникам так называемым "детским" языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.
2.Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.
3.Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.
- Обходи трамвай спереди, автобус – сзади
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.
ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.
Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.
ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
3. Красный сигнал светофора -«стой», желтый -«приготовиться», зеленый -«иди».
Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».
ПРАВИЛО: красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый - не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток не регулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.
4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.
Эта ситуация крайне опасна.
ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.
5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.
ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и осторожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.
6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).
СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.
Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения.
Предлагаю вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по теме ПДД.
1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:
а) квадрат;
б) круг;
в) треугольник.
2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:
а) спереди;
б) сзади;
в) ваш вариант.
3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:
а) не опасна;
б) опасна;
в) ваш вариант.
4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:
а) посмотрю налево, пойду;
б) посмотрю направо, пойду;
в) ваш вариант.
5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:
а) да;
б) нет?
Ответы: 1-а; 2-в; 3-в; 4-в; 5-а.
Чтобы систематизировать знания по ПДД предлагаю немного поиграть.
1.Задаются вопросы по правилам дорожного движения. На них нужно быстро дать ответ.
Главная автомагистраль - (шоссе)
Край дороги - (обочина)
Изменение направления движения - (поворот)
Наказание за нарушение ПДД - (Штраф)
Животное, обозначающее переход дороги - (зебра)
Пересечение двух дорог - (перекресток)
Двухколесный транспорт с очень низкой скоростью (велосипед)
Человек, управляющий транспортом - (водитель)
Человек, идущий вдоль дороги - (пешеход)
Какой переход самый безопасный? (подземный)
Конец дороги - (тупик)
Человек, не соблюдающий правила (нарушитель)
Устройство, останавливающее движение людей и машин - (светофор).
2. Педагогам раздаются слова, а им надо подобрать к этим словам определения.
Автомобиль - транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям.
Велосипед - двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями.
Дорога - путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения.
Движение - езда, ходьба в разных направлениях.
Транспорт - движущиеся перевозочные средства специального назначения.
Пешеход - человек идущий пешком.
Автобус - многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.
Гонка - быстрое движение, езда.
Жезл - короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам. (толковый словарь русского языка).
3. Предлагаю прослушать сказочные ситуации и найти ошибки.
1. День рождения Винни - Пуха.
Сегодня у Винни - Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу. Какие ошибки допустил Винни-Пух?
(ДЕТЯМ ДО 14 ЛЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО)
2. Колобок на дороге.
По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?»
(ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ)
3. Чип и Дейл.
Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег.
Что за дорожный знак увидели бурундучки?
(КЕМПИНГ).
Чтобы повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно; научить ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно, родители совместно с детьми разрабатывают маршрут "Дом-детский сад".
Маршрут "Дом-детский сад"- это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со среденей группы.
Для этого нам как педагогам необходимо организовать консультацию для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.
А прежде чем консультировать родителей мы сами должны владеть информацией по составлению маршрута.
Порядок разработки маршрута (три этапа)
Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.
Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают название улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.
Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.
При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5-6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4-5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. (Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый – стоим, зеленый – убедимся в безопасности перехода и будем переходить)
Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть, идти по двору, где ездят автомобили и т.д. для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:
- интенсивность движения автомашин;
- возможность появления их из-за поворота;
- предметы, мешающие осмотру улицы.
Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. часто дети бегут к своему дому, не смотрят по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом»
Использование маршрута «Дом – детский сад»
После составления маршрута Вы, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит ли и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно Вы вырабатываете у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а так же стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.
Помните! Безопасность детей в наших руках!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типичные ошибки при обучении детей по ПДД Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других. Говори правильно. Неправильно Машина дорога шофер пешеходная дорожка « свет » или « цвет » светофора Красный - « стой » , желтый- « приготовься » , зеленый- « иди » Правильно Транспортное средство Проезжая часть Водитель Пешеходный переход «сигнал» светофора красный, желтый - «стоп», зеленый - «убедись в безопасности и иди»
2 . Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов)
Обучение по старым правилам. Старые правила Новые правила Обходи трамвай спереди, автобус – сзади. Жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрёстка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо. Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию Красный – «стой», желтый – «приготовиться», зеленый 0- «иди» зеленый сигнал разрешает движение; желтый сигнал запрещает движение красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение . Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороге. Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороге, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороге, не делая ни шагу ни вперед, ни назад. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома. Выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и осторожен, т.к. вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости!). играй на специально отведенных детских площадках.
Автомобиль - транспортное средство на колесном ходу с собственным двигателем для перевозки грузов по безрельсовым путям. Велосипед - двух- или трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями. Дорога - путь сообщения, полоса земли, предназначенная для передвижения. Движение - езда, ходьба в разных направлениях. Транспорт - движущиеся перевозочные средства специального назначения. Пешеход - человек идущий пешком. Автобус - многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. Гонка - быстрое движение, езда. Жезл - короткая палка, которой регулировщик движения дает указания транспорту, пешеходам. (толковый словарь русского языка).
. Сегодня у Винни - Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу. Какие ошибки допустил Винни - Пух?
ДЕТЯМ ДО 14 ЛЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО.
По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?»
ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ.
Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег. Что за дорожный знак увидели Чип и Дейл?
кемпинг
Порядок разработки маршрута «Дом-детский сад» Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают название улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.
Литература Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. ООО «ТЦ Сфера»,2008 Котельникова Г.Н., Полуянова Н.К. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных учреждений: «Зеленый огонек». Ханты-Мансийск 2002 Коган М.С. "Правила дорожные знать каждому положено". 4-е изд., Новосибирск: Сиб . Унив. Изд-во, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для старших дошкольников "Правила дорожные всем знать положено"
Развлечение содержит в себе разные игры, загадки, которые позволяют детям проявить свои знания правил дорожого движения. Праздник вызывает у детей эмоциональный подъём, воспитывается чувство коллектив...
Презентация по ПДД в детском с саду на тему:"Правила дорожные всем знать положено".
Презентация по ПДД в детском саду....
Методический проект по профилактике дорожно – транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено.»
Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. В Российской Феде...
Викторина по правилам дорожного движения "Правила дорожные всем знать положено"
Данная работа посвящена закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....
Отчет о проведении КВН по правилам дорожного движения между родителями групп «Правила дорожные всем знать положено!»
КВН по ПДД...
Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Правила дорожные всем знать положено»
Уважаемые родители, как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?Казалось бы, что это очень легко, надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и...