Проект "Мы пешеходы".
проект по обж (старшая группа)
Проект
«Мы - пешеходы»
в старше-подготовительной группе
МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»
воспитатель Машкова Е. В.
Тамбов 2018-2019 уч.год
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Мы - пешеходы»
Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Ручеёк» Машкова Е. В.
Обеспечение безопасности движения становится все актуальнее из года в год, поскольку количество автомобилей на улицах города растет устрашающими темпами. Возрастающее число транспортных средств обуславливает и рост их аварийности. К сожалению, часто участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Основными причинами сложных ситуаций на дороге становятся незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части, правил пользования пассажирским транспортом, невнимательность и недисциплинированность на улице.
Проблема: незнание детьми элементарных правил дорожного движения.
Цель проекта: сформировать у детей 5-7 лет культуру поведения на дороге.
Задачи:
- создать систему работы по ознакомлению детей правилами дорожного движения;
- обогатить предметно - развивающую среду новым дидактическим материалом;
- разработать рекомендации для родителей;
- повысить уровень культуры детей на улице, на игровой площадке, в общественном транспорте, на остановке и т.д.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- знают правила дорожного движения;
- активно используют полученными знаниями в повседневной жизни;
- активно используют предметно-развивающую среду в самостоятельной познавательной деятельности.
Родители:
- осознают свою ответственность за формирование у ребенка позиции участника дорожного движения;
- показывают пример правильного поведения на дороге;
- оказывают помощь в пополнении развивающей среды.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019 гг.
Аннотация
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей.
Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно- с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и не может быть детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения. Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как с взрослым, без уменьшительных слов. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. К сожалению, у нас в России нет специальной программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения.
Наше дошкольное учреждение «Детский сад №101 » г. Чебоксары организует педагогический процесс по «Программе воспитания и обучения в детском саду»
( М.А. Васильевой). В качестве методического оснащения к программе реализуется пособие «Красный-стой, зеленый - можно. Желтый светит- осторожно» ( Кириллова О.С.)
Оно включает описание основных задач ознакомления детей того или иного возраста с правилами дорожного движения и методов работы с детьми: рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, занятия, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД и др. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Поэтому необходимо разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению их с формами и методами по обучению правилам дорожного движения. В решении поставленной мною проблемы именно родители должны стать непосредственными помощниками, только так, мы, родители можем избежать случаев детского травматизма.
Содержание проекта
Проблема: незнание детьми элементарных правил дорожного движения.
Цель проекта: сформировать у детей 5-7 лет культуру поведения на дороге.
Задачи:
- Создать систему работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;
- Обогатить предметно-развивающую среду новым дидактическим материалом;
- Разработать рекомендации для родителей;
- Повысить уровень культуры детей на улице, игровой площадке, в общественном транспорте, на остановке и т.д.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Знают правила дорожного движения;
- Активно используют полученные знания в повседневной жизни;
- Активно используют предметно-развивающую среду в самостоятельной познавательной деятельности.
Родители:
- Осознают свою ответственность за формирование у ребенка позиции участника дорожного движения;
- Показывают пример правильного поведения на дороге;
- Оказывают помощь в пополнении развивающей среды.
Анализ условий
Состояние общества в целом, в первую очередь, обуславливает актуальность выбранного направления. Как говорилось выше, с каждым годом неуклонно растет количество дорожно-транспортных происшествий, участниками и жертвами которых становятся дети, в том числе дошкольного возраста. Взрослые борются с этим в своих масштабах, проводя всевозможные акции, ужесточая санкции, применяемые к водителям, причастным к подобным происшествиям, призывая к осторожности с рекламных щитов.
Забота общества о безопасности детей на дороге проявляется и в создании ряда нормативных документов, призванных привлечь внимание водителей, педагогов и родителей к проблеме:
- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000г.;
- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 ТГ 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказание экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995г.;
- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Пирогова. М.1986.;
- Инструкция по предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
- Инструкция для руководителей ДОУ и других лиц, работающих с детьми о обеспечивающих их безопасность на дороге (из журнала «Дошкольная академия»)
- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Характеризуя общепедагогические основания для разработки проблемы воспитания у детей культуры поведения на дороге, проанализируем программы и методические разработки разных авторов. Значительное их число создано в «советский» период (А.Богданович, Н.В.Борисова, В.А.Добрякова, В.Р.Клименко, В.ЭДубляк, Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко и др.). они могут с успехом использоваться и сегодня при условии адаптации к сегодняшним реалиям.
В современной методической литературе для ДОУ вопрос о воспитании у дошкольников культуры поведения на дороге разрабатывается достаточно детально. Он нашел отражение в программе «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста», разработанный Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Там в частности, определены содержание образования и основные задачи работы в данном направлении. Методические материалы к программе изданы отдельно и включают серии сюжетных картин по знакомству детей с типичными ситуациями на дороге.
Методические рекомендации Г.В.Алексеева (Йошкор-Ола, 1993) включает перспективные планы работы в трех возрастных группах, перечень художественных и музыкальных произведений, конспекты мероприятий, проводимых с детьми.
Подобные рекомендации содержатся в пособиях Т.И.Алиевой, Е.П.Арнаутовой, Е.Ю.Протасовой «Безопасность на улице», М.С.Коган «Правила дорожные знать каждому положено!», О.А.Скоролуповой «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» по теме «Правила и безопасность дорожного движения» и др.
Содержание предметно-развивающей среды, стимулирующей освоение детьми правил дорожного движения описано в пособиях Г.В.Алексеева, Ц.Васильевой и др.
Госавтоинспекцией МВД ЧР созданы методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях.
Данные методические пособия, программы, разработки так же будут способствовать успешной реализации педагогического проекта «Мы пешеходы».
Реализация проекта будет проходить на базе МДОУ «Детский сад №101»города Чебоксары и начнется в 2009 году с детьми средней группы..Положительным является то, что у детей имеются знания (в соответствии с возрастной программой), но в соответствии с возрастными особенностями основная работа будет проводиться в старшем д/в, в среднем – пропедевтическая.
В группе частично созданы условия для того, чтобы начать работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения: имеется уголок по правилам дорожного движения, в котором представлены разнообразные игры (настольные, наглядные игры, дорожные знаки, художественная и методическая литература); в приемной оформлен уголок для родителей с информацией по данной теме, которая периодически меняется.
Способствовать реализации проекта будут следующие факторы:
- в учреждении имеются методические пособия, плакаты, журналы с опытом работы в других регионах;
- имеется опросник уровня знания детей;
- имеются родители, являющиеся водителями, которых можно привлечь к проведению различных мероприятий;
- недалеко от детского сада расположено управление ГИБДД по Чувашской Республике, где созданы условия для проведения занятий с дошкольниками;
- вблизи детского садика расположена автодорога, где можно наблюдать за движением транспорта, обучать детей правилам дорожного движения в реальной обстановке.
Считаю, что препятствовать достижению намеченной цели могут следующие аспекты:
- родители часто показывают отрицательный пример поведения на дорогое;
- не будет положительного эффекта, если родители не будут участвовать в закреплении полученных знаний, навыков в условиях семьи.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Пути реализации | Сроки | Субъекты |
1 этап- подготовительный | 1.Выявление уровня подготовленности детей к реализации проекта. 2.Подготовка методического обеспечения для реализации проекта. | 1.Диагностика знаний детей о правилах дорожного движения. 2. Подготовка (анализ) методической литературы. 3. Составление перспективного плана работы с детьми на 2018-2019 уч.гг. | Сентябрь 2018
Сентябрь 2018 | Дети
Воспитатель
|
2 этап- основной
3 этап- заключительный
| 1.Ознакомление детей с правилами дорожного движения.
2. Повышение уровня компетентности родителей по отношению к детям в области «дорожной» грамотности
3. Обогащение предметно-развиваюшей среды
4. Повышение уровня компетентности педагогов по организации педагогического процесса по ознакомлению ПДД среднего и старшего возраста
Оценка эффективности реализации проекта | 1. Совместная деятельность педагога с детьми ( наблюдение за легковым и грузовым транспортом, за автобусом, за работой светофора) 2. Проведение цикла занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (один раз в месяц) 3. Экскурсии («Наша улица», «Гараж», «Мой город») 4. Чтение художественной литературы: М.Пожарский «Машины», М.Приходкин «По улицам города», М.Дружинин «Моя улица», заучивание стихов. 5. Совместная деятельность педагога с детьми в сюжетно-ролевых играх, д/и, п/и. 1. Разработка методической рекомендации для родителей. 2. Выступление на родительском собрании «Чему родители должны научить своих детей» 3. Проведение открытого занятия для родителей. 4. Собрание «поведение в общественном транспорте» 5. Консультация «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»
1.Обогатить библиотеку разнообразными книгами о правилах дорожного движения. 2. С помощью родителей приобрести наглядный материал, дидактические игры, атрибуты для обыгрывания игр, ситуаций.
1.Проведение открытого занятия для воспитателей. 2.Анкетирование воспитателей. 3.Презентация педагогического проекта «Мы – пешеходы»
1.Диагностика знаний детей ПДД 2. Презентация результатов реализации проекта перед родителями. 3. Составление отчета по итогам реализации проекта | В течении года
Декабрь 2018г.
Сентябрь 2018г.
Март 2019г.
Январь 2019г.
Апрель 2019г.
В течении года
Ноябрь 2018г.
Апрель 2019г.
Май 2019г. | Дети, воспитатель
Дети, Родители Воспитатель
Воспитатель
|
Перспективный план на 2018-2019 учебный год
Сентябрь |
|
Знакомство с улицей города | Задачи: расширить представление об улицах города; формировать понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним; знакомить со знаком «Двустороннее движение»; закреплять знания о назначении дорожного знака. |
Октябрь |
|
Путешествие по городу | Знакомить с особенностями передвижения по городу на троллейбусе; дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»; знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге; закрепить правила поведения в общественном транспорте. |
Ноябрь |
|
Наш друг светофор («красный, жёлтый, зелёный») | Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности; закрепить правила поведения в общественном транспорте; развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора. |
Декабрь |
|
Помощники на дороге | Закреплять знания о безопасном поведении на дороге (проезжей части) и на тротуаре; продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения; формировать знания о труде водителя. |
Январь |
|
Осторожно: зимняя дорога | Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним; расширить знания о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно дети»; знакомить с особенности передвижения машин по зимней дороге; продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге. |
Февраль |
|
Я – грамотный пешеход | Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности; развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за движением машин по зимней дороге. |
Март |
|
Осторожно: перекрёсток | Знакомить с перекрёстком; расширять знания о назначении дорожных знаков; продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре; учит использовать свои знания правил дорожного движения на практике. |
Апрель |
|
Мой микрорайон | Учит ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения; учить ориентироваться на макете микрорайона; закреплять правила катания на велосипеде; формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду. |
Май |
|
Пешеход на дороге | Закреплять знания правил безопасного поведения на улице города; развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за движением машин на проезжей части; совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях; закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке. |
Список литературы:
- Алиева Т.И., Ариаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице.-М.: Карапуз, 1999.
- Алексеева Г.В. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений по предупреждению дорожного травматизма у детей. Часть 2./Сост. Г.Ф.Ларина, Л.И.Уланова. – Йошкар-Ола, 1993.
- Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. – М., 1997.
- Бабина Р.П. Уроки светофора. – М., 1997.
- Бараева Л.Б. Азбука дорожного движения. – М., 2007.
- Безопасность детей на дороге: пособие для родителей, педагогов, воспитателей, водителей. – Йошкар-Ола, 2000.
- «Истоки»: базисная программа развития ребёнка – дошкольника/ Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. Научн. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2001.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М., 1073.
- Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении. – Чебоксары, 1989.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного/ Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова.; Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками/ Авт.-сост. М.С.Коган – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2006.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного/ Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова.; Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Рубляк В.Э. Правила дорожного движения. – М., 1983.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М., 1975.
- Степаненкова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. – М., 1978.
- Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М., 2005.
- Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга./Сост. Т.Ф.Саулина. – М., 1989.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М., 2007
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_peshehody.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мы - пешеходы»
в старше-подготовительной группе
МАДОУ «Детский сад «Ручеёк»
воспитатель Машкова Е. В.
Тамбов 2018-2019 уч.год
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Мы - пешеходы»
Воспитатель МАДОУ «Детский сад «Ручеёк» Машкова Е. В.
Обеспечение безопасности движения становится все актуальнее из года в год, поскольку количество автомобилей на улицах города растет устрашающими темпами. Возрастающее число транспортных средств обуславливает и рост их аварийности. К сожалению, часто участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Основными причинами сложных ситуаций на дороге становятся незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части, правил пользования пассажирским транспортом, невнимательность и недисциплинированность на улице.
Проблема: незнание детьми элементарных правил дорожного движения.
Цель проекта: сформировать у детей 5-7 лет культуру поведения на дороге.
Задачи:
- создать систему работы по ознакомлению детей правилами дорожного движения;
- обогатить предметно - развивающую среду новым дидактическим материалом;
- разработать рекомендации для родителей;
- повысить уровень культуры детей на улице, на игровой площадке, в общественном транспорте, на остановке и т.д.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- знают правила дорожного движения;
- активно используют полученными знаниями в повседневной жизни;
- активно используют предметно-развивающую среду в самостоятельной познавательной деятельности.
Родители:
- осознают свою ответственность за формирование у ребенка позиции участника дорожного движения;
- показывают пример правильного поведения на дороге;
- оказывают помощь в пополнении развивающей среды.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 - май 2019 гг.
Аннотация
Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей.
Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно- с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и не может быть детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения. Разговаривать с детьми о безопасности следует серьезно, как с взрослым, без уменьшительных слов. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. К сожалению, у нас в России нет специальной программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения.
Наше дошкольное учреждение «Детский сад №101 » г. Чебоксары организует педагогический процесс по «Программе воспитания и обучения в детском саду»
( М.А. Васильевой). В качестве методического оснащения к программе реализуется пособие «Красный-стой, зеленый - можно. Желтый светит- осторожно» ( Кириллова О.С.)
Оно включает описание основных задач ознакомления детей того или иного возраста с правилами дорожного движения и методов работы с детьми: рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, занятия, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД и др. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Поэтому необходимо разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению их с формами и методами по обучению правилам дорожного движения. В решении поставленной мною проблемы именно родители должны стать непосредственными помощниками, только так, мы, родители можем избежать случаев детского травматизма.
Содержание проекта
Проблема: незнание детьми элементарных правил дорожного движения.
Цель проекта: сформировать у детей 5-7 лет культуру поведения на дороге.
Задачи:
- Создать систему работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;
- Обогатить предметно-развивающую среду новым дидактическим материалом;
- Разработать рекомендации для родителей;
- Повысить уровень культуры детей на улице, игровой площадке, в общественном транспорте, на остановке и т.д.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Знают правила дорожного движения;
- Активно используют полученные знания в повседневной жизни;
- Активно используют предметно-развивающую среду в самостоятельной познавательной деятельности.
Родители:
- Осознают свою ответственность за формирование у ребенка позиции участника дорожного движения;
- Показывают пример правильного поведения на дороге;
- Оказывают помощь в пополнении развивающей среды.
Анализ условий
Состояние общества в целом, в первую очередь, обуславливает актуальность выбранного направления. Как говорилось выше, с каждым годом неуклонно растет количество дорожно-транспортных происшествий, участниками и жертвами которых становятся дети, в том числе дошкольного возраста. Взрослые борются с этим в своих масштабах, проводя всевозможные акции, ужесточая санкции, применяемые к водителям, причастным к подобным происшествиям, призывая к осторожности с рекламных щитов.
Забота общества о безопасности детей на дороге проявляется и в создании ряда нормативных документов, призванных привлечь внимание водителей, педагогов и родителей к проблеме:
- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000г.;
- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 ТГ 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказание экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995г.;
- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Пирогова. М.1986.;
- Инструкция по предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
- Инструкция для руководителей ДОУ и других лиц, работающих с детьми о обеспечивающих их безопасность на дороге (из журнала «Дошкольная академия»)
- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Характеризуя общепедагогические основания для разработки проблемы воспитания у детей культуры поведения на дороге, проанализируем программы и методические разработки разных авторов. Значительное их число создано в «советский» период (А.Богданович, Н.В.Борисова, В.А.Добрякова, В.Р.Клименко, В.ЭДубляк, Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко и др.). они могут с успехом использоваться и сегодня при условии адаптации к сегодняшним реалиям.
В современной методической литературе для ДОУ вопрос о воспитании у дошкольников культуры поведения на дороге разрабатывается достаточно детально. Он нашел отражение в программе «Основы безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста», разработанный Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Там в частности, определены содержание образования и основные задачи работы в данном направлении. Методические материалы к программе изданы отдельно и включают серии сюжетных картин по знакомству детей с типичными ситуациями на дороге.
Методические рекомендации Г.В.Алексеева (Йошкор-Ола, 1993) включает перспективные планы работы в трех возрастных группах, перечень художественных и музыкальных произведений, конспекты мероприятий, проводимых с детьми.
Подобные рекомендации содержатся в пособиях Т.И.Алиевой, Е.П.Арнаутовой, Е.Ю.Протасовой «Безопасность на улице», М.С.Коган «Правила дорожные знать каждому положено!», О.А.Скоролуповой «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» по теме «Правила и безопасность дорожного движения» и др.
Содержание предметно-развивающей среды, стимулирующей освоение детьми правил дорожного движения описано в пособиях Г.В.Алексеева, Ц.Васильевой и др.
Госавтоинспекцией МВД ЧР созданы методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях.
Данные методические пособия, программы, разработки так же будут способствовать успешной реализации педагогического проекта «Мы пешеходы».
Реализация проекта будет проходить на базе МДОУ «Детский сад №101»города Чебоксары и начнется в 2009 году с детьми средней группы..Положительным является то, что у детей имеются знания (в соответствии с возрастной программой), но в соответствии с возрастными особенностями основная работа будет проводиться в старшем д/в, в среднем – пропедевтическая.
В группе частично созданы условия для того, чтобы начать работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения: имеется уголок по правилам дорожного движения, в котором представлены разнообразные игры (настольные, наглядные игры, дорожные знаки, художественная и методическая литература); в приемной оформлен уголок для родителей с информацией по данной теме, которая периодически меняется.
Способствовать реализации проекта будут следующие факторы:
- в учреждении имеются методические пособия, плакаты, журналы с опытом работы в других регионах;
- имеется опросник уровня знания детей;
- имеются родители, являющиеся водителями, которых можно привлечь к проведению различных мероприятий;
- недалеко от детского сада расположено управление ГИБДД по Чувашской Республике, где созданы условия для проведения занятий с дошкольниками;
- вблизи детского садика расположена автодорога, где можно наблюдать за движением транспорта, обучать детей правилам дорожного движения в реальной обстановке.
Считаю, что препятствовать достижению намеченной цели могут следующие аспекты:
- родители часто показывают отрицательный пример поведения на дорогое;
- не будет положительного эффекта, если родители не будут участвовать в закреплении полученных знаний, навыков в условиях семьи.
Этапы реализации проекта
Этапы | Задачи | Пути реализации | Сроки | Субъекты |
1 этап- подготовительный | 1.Выявление уровня подготовленности детей к реализации проекта. 2.Подготовка методического обеспечения для реализации проекта. | 1.Диагностика знаний детей о правилах дорожного движения. 2. Подготовка (анализ) методической литературы. 3. Составление перспективного плана работы с детьми на 2018-2019 уч.гг. | Сентябрь 2015 Сентябрь 2018 | Дети Воспитатель |
2 этап- основной 3 этап- заключительный | 1.Ознакомление детей с правилами дорожного движения. 2. Повышение уровня компетентности родителей по отношению к детям в области «дорожной» грамотности 3. Обогащение предметно-развиваюшей среды 4. Повышение уровня компетентности педагогов по организации педагогического процесса по ознакомлению ПДД среднего и старшего возраста Оценка эффективности реализации проекта | 1. Совместная деятельность педагога с детьми ( наблюдение за легковым и грузовым транспортом, за автобусом, за работой светофора) 2. Проведение цикла занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (один раз в месяц) 3. Экскурсии («Наша улица», «Гараж», «Мой город») 4. Чтение художественной литературы: М.Пожарский «Машины», М.Приходкин «По улицам города», М.Дружинин «Моя улица», заучивание стихов. 5. Совместная деятельность педагога с детьми в сюжетно-ролевых играх, д/и, п/и. 1. Разработка методической рекомендации для родителей. 2. Выступление на родительском собрании «Чему родители должны научить своих детей» 3. Проведение открытого занятия для родителей. 4. Собрание «поведение в общественном транспорте» 5. Консультация «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице» 1.Обогатить библиотеку разнообразными книгами о правилах дорожного движения. 2. С помощью родителей приобрести наглядный материал, дидактические игры, атрибуты для обыгрывания игр, ситуаций. 1.Проведение открытого занятия для воспитателей. 2.Анкетирование воспитателей. 3.Презентация педагогического проекта «Мы – пешеходы» 1.Диагностика знаний детей ПДД 2. Презентация результатов реализации проекта перед родителями. 3. Составление отчета по итогам реализации проекта | В течении года Декабрь 2018г. Сентябрь 2018г. Март 2019г. Январь 2019г. Апрель 2019г. В течении года Ноябрь 2016г. Апрель 2019г. Май 2019г. | Дети, воспитатель Дети, Родители Воспитатель Воспитатель |
Перспективный план на 2018-2019 учебный год
Сентябрь | |
Знакомство с улицей города | Задачи: расширить представление об улицах города; формировать понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним; знакомить со знаком «Двустороннее движение»; закреплять знания о назначении дорожного знака. |
Октябрь | |
Путешествие по городу | Знакомить с особенностями передвижения по городу на троллейбусе; дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»; знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге; закрепить правила поведения в общественном транспорте. |
Ноябрь | |
Наш друг светофор («красный, жёлтый, зелёный») | Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности; закрепить правила поведения в общественном транспорте; развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора. |
Декабрь | |
Помощники на дороге | Закреплять знания о безопасном поведении на дороге (проезжей части) и на тротуаре; продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения; формировать знания о труде водителя. |
Январь | |
Осторожно: зимняя дорога | Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним; расширить знания о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно дети»; знакомить с особенности передвижения машин по зимней дороге; продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге. |
Февраль | |
Я – грамотный пешеход | Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности; развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за движением машин по зимней дороге. |
Март | |
Осторожно: перекрёсток | Знакомить с перекрёстком; расширять знания о назначении дорожных знаков; продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре; учит использовать свои знания правил дорожного движения на практике. |
Апрель | |
Мой микрорайон | Учит ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения; учить ориентироваться на макете микрорайона; закреплять правила катания на велосипеде; формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду. |
Май | |
Пешеход на дороге | Закреплять знания правил безопасного поведения на улице города; развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать за движением машин на проезжей части; совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях; закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке. |
Список литературы:
- Алиева Т.И., Ариаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице.-М.: Карапуз, 1999.
- Алексеева Г.В. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений по предупреждению дорожного травматизма у детей. Часть 2./Сост. Г.Ф.Ларина, Л.И.Уланова. – Йошкар-Ола, 1993.
- Бабина Р.П. Занимательная дорожная азбука. – М., 1997.
- Бабина Р.П. Уроки светофора. – М., 1997.
- Бараева Л.Б. Азбука дорожного движения. – М., 2007.
- Безопасность детей на дороге: пособие для родителей, педагогов, воспитателей, водителей. – Йошкар-Ола, 2000.
- «Истоки»: базисная программа развития ребёнка – дошкольника/ Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. Научн. Ред. Л.А.Парамонова и др. – М., 2001.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М., 1073.
- Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в дошкольном учреждении. – Чебоксары, 1989.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного/ Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова.; Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками/ Авт.-сост. М.С.Коган – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2006.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного/ Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова.; Под ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкина.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Рубляк В.Э. Правила дорожного движения. – М., 1983.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М., 1975.
- Степаненкова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. – М., 1978.
- Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М., 2005.
- Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга./Сост. Т.Ф.Саулина. – М., 1989.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная акция "Пешеход, пешеход поспеши на переход"
Раскрывается система работы по взаимодействию с социальными инстутами детсва посредством проведения акций...
Сценарий развлечения - КВН по ПДД «На проезжей части. Водители и пешеходы» (приуроченное к неделе «Осторожный пешеход»)
Цель: Совершенствование представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах.Задачи:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.Формирование ориентировки в пространстве.Воспитывать у дошк...
Развлечение по ПДД "Пешеход,пешеход не забывай про переход!"
Приключение во время которого дети, разгадывая загадки, играя по правилам в дидактические игр, продолжают, путешествуя на автобусе, знакомиться с новыми знаками дорожными ,и закреплять зна...
Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов
Правила безопасности для детей – пешеходов и сопровождающих их взрослых пешеходов....
Планирование воспитательно -образовательной работы по темам: "Поэты и писатели детям"; "Пешеход, пешеход - он по правилам идет"; "Я расту здоровым"
Планирование по лексическим темам на неделю...
Заметный пешеход-безопасный пешеход
Заметный пешеход-безопасный пешеход...
Развлечение в группе общеразвивающей направленности детей 4-6 лет. «Правила умелого пешехода!» «Правила умелого пешехода!»
Развличчение "Правило умелого пешехода!"...