Парциальная программа "Островок безопасности"
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему
Парциальная программа "Островок безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_ostrovok_bezopasnosti.docx | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании Педагогического совета
Протокол №____ от ____________
«_____»______________ 2018.
Утверждаю
Заведующий МКДОУ
Борисовский детским садом
______ О. М. Кобер
«______»__________ 2018г.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Борисовский детский сад»
Программа
«Островок безопасности»
Подготовительная группа
С.Борисово
Пояснительная записка
Актуальность
Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные.
С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.
За основу в своей работе мы использовали программу Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Новизна
Программа создана с целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека. Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости образования.
Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое. Это прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Концепция
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Данная программа включает в себя такие разделы как: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
- Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»
- Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно»
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
- Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников
- Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группе, которая включает:
- Уголок безопасности
- Познавательно–агитационные материалы
- Иллюстративные стенды для детей и взрослых
- Подборка литературы
- Подборка иллюстрационного материала
Основные принципы работы
Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня.
Принцип сезонности. По возможности следует использовать местные условия.
Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть общей образовательной программы. Прежде всего, это касается областей «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие» и режимных моментов.
Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.
Принцип преемственности ДОУ и семьи. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Основные направления работы
- Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Формы организации по формированию основ безопасного поведения
- Беседы
- Дискуссии
- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
- Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка)
- Развлечения
- Праздники
- Экскурсии
При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме.
В основе лежат следующие образовательные технологии:
- Игровая;
- ТРИЗ;
- Развивающее обучение
- Технология проектов
Срок реализации программы - 1 год и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7 лет в рамках кружка. Курс рассчитан на 26 самостоятельных занятий, которые проводятся течение всего учебного года 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут во вторую половину дн
Содержание программы
Тематический план работы
Тема | Программные задачи | Материал | |
сентябрь | Диагностика | Определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности. | Диагностический материал |
октябрь | «Внешность человека может быть обманчива» | Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Цв. карандаши, листы с заданиями. |
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации с незнакомыми людьми на улице, научит ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями | |
«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома» | Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. | Цв. карандаши, листы с заданиями. | |
«Насильственные действия незнакомого взрослого на улице | Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения. | Цв. карандаши, листы с заданиями ножницы, клей. | |
ноябрь | «Пожароопасные предметы» | Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. |
«Использование и хранение опасных предметов» | Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. | Ножницы, клей, листы с заданиями. | |
«Пожар» | Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Как вызвать полицию» | Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции «02» (запомнить номер). | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
декабрь | «Скорая помощь» | Познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес). | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. |
«Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями, клей. | |
«Взаимосвязь и взаимодействие в природе» | Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздуха. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Будем беречь и охранять природу» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, какие способствуют ее восстановлению. | Цв.карандаши, фломастеры, листы с заданиями, клей. | |
январь | «Съедобные и несъедобные грибы» | Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с задани-ями, картинки грибов. |
«Съедобные ягоды и ядовитые растения» | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. | Цв.карандаши, фломастеры, листы с зада-ниями, картинки ягод. | |
февраль | «Сбор грибов и ягод | Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. | Клей, разрезной материал. |
«Контакты с животными» | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Как устроено тело человека» | Познакомить детей с тем, как устроено тело человека. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Как работает сердце человека» | Познакомить детей с назначением и работой сердца. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
март | «Что мы делаем, когда едим» | Познакомить детей с назначением и работой системы пищеварения. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. |
«Как мы дышим» | Познакомить детей с органами дыхания. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Как движутся части тела» | Познакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Витамины» | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
апрель | «Спорт» | Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. |
«Конфликты между детьми» | Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). | Цв.карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
«Дорожные знаки» | Закрепить знания детей о дорожных знаках. | Ножницы, клей, дорожные знаки, цв. карандаши. | |
«Безопасное поведение на улице» | Уточнить и закрепить знания детей правила поведения на улице, где можно и нельзя играть. | Цв. карандаши, фломастеры, листы с заданиями. | |
май | Диагностика | определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (результаты проведенной работы). | Диагностический материал. |
Ожидаемые результаты
- Усвоение детьми правил безопасного поведения и применение их в повседневной жизни
- Положительные отзывы родителей обучаемых детей
- Повышение уровня знаний, умений и навыков у детей в области правил безопасного поведения
- Применение знаний, умений и навыков в игровой и практической деятельности.
Методический инструментарий
Методы ознакомления детей с основами безопасности:
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома.
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара, о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Сотрудничество с родителями. В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе.
Материально-техническое оснащение
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
- правильное освещение;
- магнитофон;
- компьютер.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка, способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Рекомендации для реализации программы
Воспитательная среда. Создание в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.
Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. Создать пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные»
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску.
Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон».
Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Чтобы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения в совместной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Заключение
Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Особенность содержания предлагаемых материалов заключается в ванной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями.
Критерии оценки знаний детей (6 -7 ЛЕТ)
1. Как нужно вести себя с незнакомым человеком?
2. Назови бытовые приборы, можно ли детям ими пользоваться?
3. Что означают номера «01», «02», «03»?
4. Какие знаешь бытовые опасности?
5. Как ты понимаешь слово «здоровье»?
6. Как устроено тело человека, его организм?
7. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
8. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?
9. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные ягоды?
10. Как называется часть улицы, по которой едут машины?
11. Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов
12. Кого называют пешеходом?
13. Где безопасно переходить улицу?
14. Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?
15. Почему нельзя играть на дороге?
16. Назовите виды транспорта.
17. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?
18. Какие знаки вам известны, что они обозначают?
19. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?
Список литературы
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
- Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
- Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
- Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа «безопасность дома и на улице»
Программа разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возраст...
Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников
Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников...
"Безопасная дорога домой". Парциальная программа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.
Программа разработана для системного, углублённого изучения основ безопасного поведения ребёнка на дорогах и улицах села, умение ориентироваться на них, принимать правильное решение в нестандартной си...
Реализация парциальной программы "Безопасность"
Комплексно-тематическое планирование ОО "Безопасность" старший возраст...
КОНСПЕКТ НОД в рамках апробации парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир безопасности. Безопасность жизни и здоровья» И.А. Лыковой, в группах компенсирующей направленности (5-6 и 6 -7 лет): "Медицина на страже здоровья"
КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностив рамках апробации парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста «Мир безопасности. Безопасность жизни и здоровья&raqu...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неож...