Игровые технологии в обучении дошкольников правилам дорожного движения
консультация по обж на тему

Столярова Елена Валентиновна

Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то - водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними  во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД. Для удобства использования создается специальная картотека. Давайте познакомимся, какие именно игры в нее входят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_i_pdd.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в обучении дошкольников Правилам дорожного движения

.

           

            Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то - водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними  во время проведения дидактических, сюжетно- ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД. Для удобства использования создается специальная картотека. Давайте познакомимся, какие именно игры в нее входят.

                  Дидактические игры по ПДД

             Все игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы:

 --  изучение знаков

 - правильного поведения на дороге.

 К первой группе можно отнести следующие игры:

- «Собери дорожный знак»;

- «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки»;

- «Собери дорожный узелок»;

- «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)»; и т.д.

Во вторую группу дидактических  игр по ПДД относят:

- «Большая прогулка»;

- «Дорожная азбука»;

- «Чудо- светофор»;

- «Разрезные картинки»; и т.д.

              Для проведения всех этих дидактических игр необходимо изготовить наглядный материал. Это: основные знаки, регулирующие дорожное движение; светофор; изображения регулировщика; картинки или макеты различного транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями.

     Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх.  Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины, КВН): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Зеленый огонек», «Светофория». Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.

              Интерактивные  игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Повелители непогоды», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.  

             Игры с использованием макета

Цель: изготовление макета для обучения и игрового моделирования в работе с детьми дошкольного возраста по ПДД.

Задачи: познакомить детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками и дорожной разметкой, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на дороге; активизировать детей на самостоятельную деятельность.
           На макете отражены все необходимые компоненты для детей дошкольного возраста:

 2. Перекрестки

  3.Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Место остановки автобуса».

  4. Дорога с разметкой: «Зебра», «Сплошная разделительная полоса», «Прерывистая разделительная полоса».

  5. Проезжая часть.

  6. Направление движения транспортного потока.

  7. Движение детей в (из) образовательного учреждения.

  8. Опасные участки.

             Применение этого макета очень многообразно. Воспитатели используют его и в самостоятельной деятельности детей, и в сюжетно-ролевых играх, где дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.  Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве.

           Сюжетно – ролевые игры

 Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой для этого является сюжетно – ролевая игра. Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.

Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.).

          Сюжетно – ролевая игра «Пешеходы и водители». Помогает обобщить и расширить знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах, правилах перехода улиц и дорог, сигналах светофора. 

           Сюжетно – ролевая игра «Пассажиры в автобусе» знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепляет понятие «автобус» как видом транспортного средства; раскрыть понятия «пассажир», «водитель».

           

             В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие.

           Подвижные игры.

            Подвижные игры так же помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на дороге, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.  Подвижные игры по ПДД помогают проводить время весело и с пользой.  Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков, а именно. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (что-то начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т.д.). Для формирования таких двигательных навыков, как. Определение расстояния (далеко - близко). Скорости (быстрее - медленнее). Размеров (больше - меньше), видимости (кого видно, а кого нет, заслонен ли транспорт), с детьми нужно постоянно играть в подвижные игры.

             Подвижная игра «Передай жезл» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

             Подвижная игра «Стоп -Идите» Цель: развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений, слуховое и зрительное внимание.

   Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» Цель: совершенствование умений свободно ориентироваться в пространстве, действовать в коллективе, быть внимательным.

   Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются  знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в обучении дошкольников Правилам дорожного движения»

Значительное место в обучении старших дошкольников уделяется  игровым технологиям,  позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошко...

Использование игровых технологий в обучении дошкольников Правилам Дорожного движения

Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка?  Это и радость, и познание, и творчество. В процессе взаимодействия с детьми можно использовать разнообразные игровые технологии,...

«Игровые технологии в обучении дошкольников Правилам дорожного движения»

Игра — вид деятельности, имитирующий реальную жизнь.Умение играть – это обязательный показатель культуры,  как личности, так и общества в целом....

Презентация «Игровые технологии в обучении дошкольников Правилам дорожного движения»

игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного   возраста, то через нее они быстрее усваивают, что можно делать на дороге, а чего нельзя. Поэтому использование  игр по изучен...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Как вы уже знаете в нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.Причиной многих дорожно-транспортных происшествий чаще всего становятся сами дети....