Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Разговор пойдёт о том, как загорелся Кошкин дом»
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа) на тему
Познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении: бежать к воде, намочить полотенце, платок или любую другую ткань холодной водой и дышать через мокрую ткань.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kontrolnaya_rabota.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Разговор пойдёт о том, как загорелся Кошкин дом»
Воспитатель I квалификационной категории
Вавилова В.В
2018 год
Актуальность:
Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
Мы уже не раз слышали старую русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Данные статистики дают нам знать, что количество пожаров от детской шалости с огнём не уменьшается. На пожарах гибнут дети.
Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную, а тем более за чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определённой ситуации, но маленький ребёнок не обладает способностью распознать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность - безопасность».
Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнём, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети часто проявляют интерес к огню тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Дети часто остаются одни дома, так как родители находятся на работе. Чаще всего это бывает в неполных семьях. В некоторых семьях, у детей есть старшие братья и сёстры, которые могли бы присмотреть за младшими. Иногда безопасность зависит от места проживания: многоквартирный дом или частный. Поэтому стало необходимостью составить характеристику контингента детей посещающих группу.
Характеристика контингента детей:
Полная семья - 60%, неполная семья - 40%. Особенности проживания: многоквартирный дом - 88%, частный дом - 12%. Имеются старшие братья и сёстры: да – 66%, нет – 34%
Цель: Формирование основных правил пожарной безопасности.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении: бежать к воде, намочить полотенце, платок или любую другую ткань холодной водой и дышать через мокрую ткань.
- Способствовать формированию представлений о правилах пожарной безопасности в быту и на улице.
- Учить правильно действовать в различных ситуациях при пожаре через восприятие художественной литературы произведения С.Я Маршака «Кошкин дом»
- Развивать память, логическое мышление и речевые способности через дидактические игры, театрализованную деятельность (обыгрывание игровых ситуаций)
- Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких, находчивость, доброжелательность.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие: побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций.
- Речевое развитие: развитие свободного общения, связной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание.
- Художественно-эстетическое развитие: слушание и обсуждение художественных произведений, театрализованная деятельность на темы прочитанного. Развитие образного представления, наблюдательности и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (коллаж – коллективная работа).
- Познавательное развитие: формировать представления о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них. Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, моделирование безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе.
Виды деятельности:
- Игровая
- Познавательная
- Коммуникативная
- Творческая
Материал и оборудование:
Иллюстрации: кошкин дом, герои сказки «Кошкин дом», сильный дым; игрушка кошка, перфокарты, видефильм «Спасик и его друзья», телефон, пазл-картинка пожарной машины, картинки для вырезания и создания коллажа, ватман, ножницы, тарелочка для обрезков бумаги, досочка, клей, ноутбук.
Методы и приёмы:
Беседы, вопросы, решение проблемных ситуаций, просмотр видеофильма, мастерская по изготовлению продукта детского творчества.
Предварительная работа:
Чтение произведений С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л.Толстой Пожарные собаки», «Пожар», чтение стихов, пословиц, отгадывание загадок, беседа о профессии «пожарный», рассматривание иллюстраций, рисование по рассказам о пожаре, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, словесные игры.
- Вводная часть – 3 минуты
а) просмотр слайда
б) чтение потешки
в) вопросы
- Основная часть – 22 минуты
а) работа с перфокартами
б) просмотр видеофильма
в) вопросы по просмотру видеофильма
г) игра «Хлопай-топай)
д) обсуждение «Как нужно вести себя в задымленном помещении?»
е) игра «Собери пазл»
- Заключительная часть- 5 минут
а) работа в творческой мастерской
б) обобщение воспитателя
в) самоанализ детей
Ход НОД
1. Водная часть:
На ноутбуке включить слайд с сюжетом сказки «Кошкин дом»
Что случилось, что за шум.
Тили –тили, тили – тили,
Тили – тили, тили – бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливать кошкин дом.
А лошадка - с фонарём,
А собачка - с помелом.
Серый заюшка - с листом
Тили – тили, тили – бом!
Загорелся кошкин дом!
Воспитатель: Ребята, у кошки случился пожар, у неё сгорел дом. Вспомним, почему случился пожар в доме?
Дети: Неправильное обращение с огнём. Несоблюдение правил пожарной безопасности.
Воспитатель: Дети, мы вместе должны вспомнить правила пожарной безопасности и рассказать их нашей кошке
2. Основная часть:
Работа за столами с перфокартами.
Воспитатель: Ребята, обведите на карточке пожароопасные предметы. (Дети обводят). Перечислите, пожалуйста, все пожароопасные предметы.
Дети: Спички, зажигалка, газовая плита, электроплитка со спиралью, свеча, утюг, печь.
Воспитатель: Как вы будете вести себя по отношению к ним и почему?
Дети: Не играть, не брать в руки. Можно обжечься, может случиться пожар.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма по правилам пожарной безопасности. Называется фильм «Спасик и его друзья». Смотрите внимательно, потом мы с вами ответим на некоторые вопросы.
Просмотр видеофильма.
Воспитатель: Какие ошибки героев фильма привели к пожару?
Дети: Сушили бельё над горящим газом, включили в сеть большое количество электроприборов.
Воспитатель: Как бы вы повели себя на месте героев фильма?
Дети: Мы бы не стали играть зажигалкой. Выключили бы электроприборы. Не стали сушить белье над газовой плитой. А если случился пожар, то вызвали пожарную помощь.
Игра «Хлопай – топай»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Топай – хлопай». Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы хлопайте, а если действия, которые я назову, могут привести к пожару – то тогда топайте:
- Рисование
- Чтение
- Поджигание бумаги
- Пение
- Лепка из пластилина
- Вырезывание из бумаги
- Игра с зажигалкой
- Зажигание свечки
- Чтение стихотворений
- Игра в мяч
- Игра со спичками
- Поджигание сухой травы
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами разговаривали и играли, у героев помещение заполнилось дымом. (Показ слайда)
Обсуждение «Как нужно вести себя в задымленном помещении?»
Воспитатель: Если помещение наполнилось дымом, нужно сразу бежать к воде, намочить полотенце, платок или любую другую ткань и дышать через мокрую ткань, потому что она задерживает большую часть ядовитых веществ и дышать становится намного легче. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, внизу ядовитого газа гораздо меньше и продолжать дышать через мокрую ткань.
Воспитатель: Дети, представьте себе, что вдруг в квартире возник пожар. В квартире вы остались одни, без взрослых. Что тогда делать?
Дети: Нужно плотно закрыть дверь квартиры и быстро бежать на улицу, вызывать пожарную помощь. Если не получается самим, то попросит взрослых на улице.
Воспитатель: Ребята, зачем же нужно плотно закрыть дверь?
Дети: Это чтобы огонь не разгорался сильнее и не перешёл в другие помещения.
Воспитатель: Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
Номерок мы наберём,
Мы пожарных позовём!
Воспитатель: Как правильно вызывать пожарную машину?
Дети: Набрать номер 01, чётко и ясно назвать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, какой этаж, а так же назвать фамилию и кто остался в квартире.
Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами потренируемся и покажем нашей кошке, как правильно звонить по телефону и вызывать пожарную машину.
Несколько детей набирает номер пожарной части и указывает адрес.
Воспитатель: Кто тушит пожар?
Дети: Пожарные
Воспитатель: А вот на чём приедут пожарные, мы сейчас с вами узнаем.
Игра «Собери пазл» (картинка пожарной машины)
Воспитатель: На столе у вас лежат разрезанная на части картинка. Вам нужно её сложить и сказать нам, что у вас получилось.
Воспитатель: Ребята, какая необычная машина получилась. Кто нам скажет, как она называется?
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: А как вы думаете, почему её так называют?
Дети: Потому что она приезжает тушить пожар. От слова пожар.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, от слова ПОЖАР её называют пожарной, а люди, которые тушат пожар, называются пожарными.
Воспитатель: Какого цвета пожарная машина?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, почему пожарные машины всегда красного цвета?
Дети: Чтобы её далеко было видно.
Воспитатель: Как едут пожарные машины, быстро или медленно?
Дети: Машина едет быстро, чтобы быстрее приехать и потушить пожар.
Воспитатель: Пожарная машина – это машина специального назначения. Машина всегда красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – это цвет огня. Пожарная машина едет быстро, чтобы скорее потушить пожар, спасти людей, а возможно и животных. Водители других машин на дороге должны пропустить пожарную машину, не препятствовать ей на дороге.
Работа в творческой мастерской. Выполнение коллективной работы- коллаж новый дом для кошки.
Воспитатель: Ребята, у кошки сгорел дом и всё что было в доме. Чем мы с вами можем помочь ей?
Дети: Мы можем подарить ей новый дом.
Воспитатель: Я предлагаю вам присесть за стол и из картинок собрать для кошки новый и красивый дом для кошки, который она будет беречь и аккуратно будет обращаться с огнем.
Дети вырезают картинки и наклеивают их на ватман, собирая новый дом для кошки.
3.Заключительная часть:
Воспитатель: Вот какой у нас получился замечательный дом. Кошка очень рада этому новому и красивому дому. В знак благодарности она говорит вам спасибо.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: Мы рассказывали, как нужно себя вести в задымленном помещении, играли в игу «Топай – хлопай», собирали пазл пожарной машины, повторили, как правильно вызывать пожарных, сделали дом в подарок кошке.
Воспитатель: Для чего же мы это с вами делали?
Дети: Чтобы научить кошку правилам пожарной безопасности.
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да, понравилось?
Воспитатель: А теперь секундочку подумайте и скажите, что для вас было выполнить трудно, а что легко.
Самоанализ детей.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Максим, Варя и Арсений хорошо справились с заданием на перфокарте, Катя, Вова и Акмаль быстро собрали пазл пожарной машины. Правильно отвечали на вопросы Ксюша, Наташа и Маша. Вы все сегодня хорошо потрудились, вы все большие молодцы, и я уверена, что ни у кошки в новом доме ни у вас никогда не будет пожаров.
Литература:
1. Климченко Т. «Играем в театр»
2. Маршак С. Я. «Кошкин дом»
3. Телегина Т. «Моя безопасность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»
Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недел...
Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»
Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В гостях у Воздушного шара и Капельки»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. «Ты казачка, я - казак».
Формирование гендерных качеств детей через нравственно-патриотическое воспитание....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"
Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и, посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что ...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Профессия – строитель»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста...