Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа) на тему
В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_starshaya_gruppa.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Перспективный план
по формированию у детей
старшего дошкольного возраста
безопасного поведения на дорогах
Методические рекомендации по планированию работы
в рамках формирования у детей 5 – 6 лет безопасного поведения на дорогах.
У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом). Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей (Лена, иди вперёд, поверни голову налево, стой, поверни голову направо, иди вперёд, остановись, пройди назад таким - же путём). Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».
Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта). Ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.
В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода ( только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд. Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад). После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.
С детьми 5-6 лет следует продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.
Привычки, навыки и правила,
которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:
-если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;
-регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;
-когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;
-играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;
-выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.
Перспективный план
по обучению детей старшей группы безопасному поведению на дорогах
Месяц | Формы работы | |
Сентябрь | 1.. Чтение и обсуждение сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку" 3. Ситуативная беседа об информационных знаках 9. Детский дизайн «Улица города из строительного материала» 12. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Гармония светофора» 13.Дидактическая игра «О чем говорит светофор» | |
Октябрь | 1. Прогулка «Дисциплинированный пешеход» 4. Сюжетные игры "Автомобилисты", "Гараж" 8. Чтение и обсуждение Дымоховский А. "Чудесный островок" 10. Ситуативная беседа «Безопасный перекресток» с просмотром презентации 11.ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо» 13.Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Зебры в городе» 14.Выставка детских рисунков «Береги себя малыш!» | |
Ноябрь | 1. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей 6. НОД " Путешествие в Автоград" 11. Сюжетная игра "Автопарк" 12 Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Пляшущие человечки» 13. Конкурс плакатов «Я-пешеход» | |
Декабрь | 1.Проблемная ситуация «Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?» !2 Работа с картами – схемами «Улицы города» 13. Рисование «Мой путь в детский сад» (Схема) 14.Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Недетский знак» | |
Январь | 1.Прогулка «Погружение» в звуки транспорта, города» 9.Театрализованная игра "На лесном перекрёстке" 10. Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры» 11.Составление сказок «Живая Улица» (ТРИЗ) 12. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Некультурные автомобили» 13.Практические задания «По дороге со Смешариками» | |
Февраль | 1.Проблемные ситуации: «Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры» 12.Эксперимент «Тормозной путь» 13. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Нетерпеливые водители» | |
Март | 1.Чтение и обсуждение М. Ильин, Е. Сегал "Рассказы о машинах" 11. ИКТ – игры «Раскраска дорожных знаков» 12. Эвристическая беседа «Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?» 13. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Пограничная территория» | |
Апрель | 1.Дидактические игры "Найди отличия", "Перекресток" 2.Интеллектуально-познавательные игры «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге» 13. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики азбука безопасности» - «Пристегните ремни» | |
Май | 1. Моделирование дорожных ситуаций. "Переведи малыша через дорогу" 3. Беседа о правилах поведения на дороге 11. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Безопасное место» 12. Викторина «По дороге со Смешариками» | |
Июнь | 1.Игровая ситуация "Куда спешат машины?" 2. Беседа о видах дорожных знаков 3. Рисование палочками на песке грузового и легкового транспорта 4. ТРИЗ - игра "Поездка за город" 5. Игры на площадке с дорожной разметкой. | |
Июль | 1. Игры на площадке с дорожной разметкой | |
Август | 1. Ситуативная игра "Оцени поступок" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к районному смотру - конкурсу «Зеленый огонек» На тему: «Организация сотрудничества ДОО с родителями воспитанников в обучении детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах»
Отчет для районного конкурса "Зеленый огонек"...
Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах
Перспективный план...
Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет
В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...
"Эффективность здоровье сберегающих технологий в обучении детей с частичной потерей зрения старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах".
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, пости...
Перспективный план работы по формированию у дошкольников безопасного поведения вблизи дороги
В условиях роста интенсивности движения и плотности транспортных потоков одна из актуальных проблем современности связана с обеспечением безопасности на дорогах и соблюдением правил дорожного движения...
Перспективный план по самообразованию Тема: «Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения»
Перспективные планы по теме "Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения"...
«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)
в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного возроаста по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....