Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа) на тему

В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_starshaya_gruppa.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Перспективный план

по  формированию у детей

старшего дошкольного возраста

 безопасного поведения на дорогах

        

Методические рекомендации   по планированию работы

в рамках формирования у  детей  5 – 6 лет  безопасного поведения на дорогах.

У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В старшей группе  воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом). Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей (Лена, иди вперёд, поверни голову налево, стой, поверни голову направо, иди вперёд, остановись, пройди назад таким -  же путём). Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».

Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта). Ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём  можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.

В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода ( только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд. Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении,  смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад). После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.

С детьми 5-6 лет следует  продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.  В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.

Привычки, навыки и правила,

которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:

-если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;

-регулировщик  на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;  

-когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;

-играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;

-выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.

Перспективный план

по обучению детей старшей группы  безопасному поведению на дорогах

Месяц

Формы работы

Сентябрь

1.. Чтение и обсуждение   сказки Н. Извековой "Как веселые человечки учили дорожную азбуку"
2. Целевая прогулка. Наблюдение за движением транспорта 

3. Ситуативная беседа об информационных знаках
4. Рассматривание знаков "Скользкая дорога", Железнодорожный переезд без шлагбаума" и др. , "Выброс гравия", "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"
6. Чтение и обсуждение   Михалков С. "Шагая осторожно"
7. Развивающая игра «Дорожные знаки-лучшие друзья водителей и пешеходов» (с использованием мнемотаблиц)
8. Двигательная  игра "Стоп" 

9. Детский дизайн «Улица города из строительного материала»
10. Ситуативная беседа «Опасные условия дороги».
11. Игры на подиуме (макете) «Улицы города».

12. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Гармония светофора»

13.Дидактическая игра «О чем говорит светофор»
14. НОД "Дорога, транспорт, пешеход"

Октябрь

1. Прогулка  «Дисциплинированный пешеход»
2. Подвижная игра "Кто быстрее провезет машину по дорожке?"
3. Беседа о предупреждающих знаках

4. Сюжетные игры "Автомобилисты", "Гараж"
5. Игры на подиуме (макете) «Расстановка дорожных знаков»
6. Дидактическая игра "Что не так?"
7. Рисование предупреждающих знаков. 

8. Чтение и обсуждение  Дымоховский А. "Чудесный островок"
9. Изготовление атрибутов к игре "Автопарк"

10. Ситуативная беседа «Безопасный перекресток» с просмотром презентации

11.ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо»
12. НОД "Знаки, предупреждающие водителя об опасности на дороге".

13.Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Зебры в городе»

14.Выставка детских рисунков «Береги себя малыш!»

Ноябрь

1. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей
2. Дидактические игры "Улица города", "Что лишнее"
3. Детский дизайн «Разные автомобили» (бросовый материал)
4. Сравнение грузового и легкового автомобиля. 
5. Эвристическая беседа  «Светофор – «Кто его мама? Кто его друзья? О чем спорят светофор и пешеход?»

6. НОД " Путешествие в Автоград"
7. Игры на подиуме (макете) "Расставь правильно знаки"
8. Чтение и обсуждение С. Волков "Про правила движения"
9. Составление загадок о специальных транспортных средствах. 
10.ИКТ-игра «По дороге со Смешариками»

11. Сюжетная игра "Автопарк"

12 Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Пляшущие человечки»

13. Конкурс плакатов  «Я-пешеход»

Декабрь

1.Проблемная ситуация «Как нужно переходить дорогу: быстро или медленно?»
2. Подвижная игра "Три цвета"
3. Ситуативная беседа «Прав Буратино или нет, перейдя дорогу на красный сигнал светофора?»
4. ТРИЗ - игра "О чем говорят знаки"
5. Игровой тренинг «Что было бы, если б в городах не было светофоров?» «Чем же полезен светофор? Почему светофор трехглазый?
6. Проблемные ситуации «Безопасные места для пешехода» (макет)
7. Рисование дорожных знаков, регламентирующих движение велосипедиста. 
8. Отгадывание загадок о велосипеде. 
9. Беседа по правилам безопасной езды на велосипеде. 
10. Чтение отрывков стихов и загадок о велосипеде. 
11. НОД  "Хотим все знать о велосипеде!»

 !2 Работа с картами – схемами «Улицы города»

 13. Рисование «Мой путь в детский сад» (Схема)

14.Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики: азбука безопасности» - «Недетский знак»

Январь

1.Прогулка «Погружение» в звуки транспорта, города»
2. Подвижные игры "Самый быстрый", "Умелый пешеход", "Зимняя дорога"
3.Интеллектуальные игры: «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…»
4. НОД "Городской транспорт"
5. Беседа о правилах поведения на улице. 
6. Рисование велосипедной дорожки и знака, обозначающего ее. 
7. Чтение и обсуждение : Маршак С. "Пострадал он не в атаке"
8. Изготовление из картона знаков регламентирующих движение велосипеде.

9.Театрализованная игра "На лесном перекрёстке"

10. Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

11.Составление сказок «Живая Улица» (ТРИЗ)

12. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики:  азбука безопасности» - «Некультурные автомобили»

13.Практические задания «По дороге со Смешариками»

Февраль

1.Проблемные ситуации: «Пешеходы и водители», «Мы –

 пассажиры»
2. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 
3. Встреча с автоинспектором. 
4. Беседа и показ сигналов регулировщика. 
5. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Регулировщики"
6. Изготовление атрибутов регулировщика. 
7. Чтение и обсуждение  Н. Носов «Автомобиль»
8. Подвижные игры "Стоп", "Не ошибись"
9. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"
10.НОД  "Многополосное движение"
11 Обсуждение  «Мозговой штурм» - Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой. облитая жидкостью?

12.Эксперимент «Тормозной путь»

13. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики:

 азбука безопасности» - «Нетерпеливые водители»

Март

1.Чтение и обсуждение  М. Ильин, Е. Сегал "Рассказы о машинах"
2. Рисование различных марок и видов машин 
3. Беседа о машинах специального назначения
4. Дидактические игры "Куда спешат машины", "Светофорик"
5. Игры с ЛЕПБУКОМ
6. Коллективная аппликация "Улица города"
7. Сюжетная игра "Диспетчер"
8. Рисование атрибутов регулировщика. 
9. Беседа и показ сигналов регулировщика. 
10.НОД " Регулировщик"

11. ИКТ – игры «Раскраска дорожных знаков»

12. Эвристическая беседа «Почему нельзя разговаривать с водителем транспорта?»

 13. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики:

 азбука безопасности» - «Пограничная территория»

Апрель

1.Дидактические игры "Найди отличия", "Перекресток"

2.Интеллектуально-познавательные игры «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге»
2. Чтение и обсуждение  С. Михалков "Бездельник- светофор"
3. Игра-соревнование "Кто быстрее соберет автомобиль?"
4. Изготовление информационно-указательных знаков для игр с макетом. 
5.Детский дизайн «Транспорт на нашей улице»
6.Дидактическая игра «Подбери символ к дорожному знаку»
7. Ситуативная беседа  «Правила поведения пешеходов за городом»
8. Знакомство с информационно-указательными знаками. 
9. Чтение и обсуждение стихотворения О. Бедарева "Если бы…"
10. Оформление коллекции «Легковые автомобили»
11. Рисование знаков: "Конец населенного пункта", "Начало населенного пункта"
12. НОД " Знаки, регламентирующие движение пешехода на перекрестке"

13. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики   азбука безопасности» - «Пристегните ремни»

Май

1. Моделирование дорожных ситуаций. "Переведи малыша через дорогу"
2. Решение проблемных ситуаций «Почему нельзя ходить по проезжей части?»

3. Беседа о правилах поведения на дороге
4. Чтение рассказа Дорохова А. "Подземный ход"
5. Изготовление указательных знаков для игр с макетом
6. Дидактическая игра "Поставь правильно знак"
8. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Надземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"
9. Прогулка на перекресток
10. Изготовление аппликации улицы, беседа в процессе работы.

11. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики:

азбука безопасности» - «Безопасное место»

12. Викторина «По дороге со Смешариками»

Июнь

1.Игровая ситуация  "Куда спешат машины?"

2. Беседа о видах дорожных знаков

3. Рисование палочками на песке грузового и легкового транспорта

4. ТРИЗ - игра "Поездка за город"

5. Игры на площадке с дорожной разметкой. 
6. Чтение и обсуждение стихотворения Я. Пишумова "Это улица моя"
7. Знакомство с настольной игрой "Правила дорожного движения"
8. Сюжетная игра "Автосервис"
9. Изготовление милицейской фуражки, погон, жезла и др. атрибутов регулировщика
10. Подвижные игры "Горелки", "Правила уличного движения"

Июль

1. Игры на площадке с дорожной разметкой
2. Подвижная игра "Мяч в корзину"
3. Сюжетные игры "Дальнее плавание", "Самолеты"
4. Постройка города из песка и разметка улиц
5. Дидактические игры "Отвечай быстро", "Мы – пешеходы"
6. Развлечение «Веселый перекресток»

Август

1. Ситуативная  игра "Оцени поступок"
2. Подвижная игра "День – ночь"
3. Сюжетная игра "Едем в гости"
4. Обсуждение «Воспитанные пассажиры»
5. Игры на площадке с дорожной разметкой
6. Чтение В. Берестов "Это еду я бегом"
7. Беседа о правилах езды на велосипеде
8.
 Моделирование дорожной ситуации «Опасный перекресток»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

"Эффективность здоровье сберегающих технологий в обучении детей с частичной потерей зрения старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах".

   «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, пости...

Перспективный план работы по формированию у дошкольников безопасного поведения вблизи дороги

В условиях роста интенсивности движения и плотности транспортных потоков одна из актуальных проблем современности связана с обеспечением безопасности на дорогах и соблюдением правил дорожного движения...

Перспективный план по самообразованию Тема: «Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения»

Перспективные планы по теме "Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей через ознакомление с правилами дорожного движения"...

«Использование интерактивных развивающих игр при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа безопасности», как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»(презентация)

в презентации отображен опыты работы с детьми дошкольного  возроаста  по формированию безопасного поведения на дорогах через интерактивные развивающие игры....