Использования кинестетических упражнений посредством формирование знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста
консультация по обж (младшая группа) на тему
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно – транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Чтобы привычки, закреплённые в детстве, остались на всю жизнь, необходимо использовать всё более разнообразные формы работы с детьми.
Главная задача педагогов доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Высокий уровень ДТП во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kinestiticheskie_uprazhneniya.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
Использования кинестетических упражнений посредством
формирование знаний правил дорожного движения
у детей дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель
Орлова Алла Ивановна
МАДОУ «Детский сад «Белочка»
Шебекинского района
Белгородской области
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно – транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Чтобы привычки, закреплённые в детстве, остались на всю жизнь, необходимо использовать всё более разнообразные формы работы с детьми.
Главная задача педагогов доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Высокий уровень ДТП во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Ведущая педагогическая идея инновационного подхода к формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, основана на использовании кинестетических упражнений. Вся деятельность по формированию устойчивых знаний правил дорожного движения строится на интеграции различных образовательных областей и видов детской деятельности. Интегрированная деятельность ориентируются на мотивы, потребности, склонности, интерес, связанные с содержанием детской деятельности.
Мы нацелены на воспитании личности безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.
Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слушанья, запоминания.
Кинестетические ощущения (от греч. kineo — двигаюсь и aesthesis — ощущение) — ощущения движения. Уровень развития дорожной грамотности детей может находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук и общей осознанной двигательной активности положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребёнка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. При этом запоминание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Движение служит рабочим инструментом при восприятии предметов и их свойств, а также явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребёнку быстро и точно воспринимать воздействия и реагировать на них. Овладение разнообразными движениями подготавливает ребёнка к учебной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе ознакомления с правилами дорожного движения.
Свободное владение своим телом осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов.
Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном повторении движения. Автоматизация движений достигается путём выполнения разнообразных упражнений с тактильными карточками, перфокартами, мнемотаблицами, направленных на формирование знаний конкретной тематики, придание действиям осознанности и нужной скорости. Сразу же отметим, что основные формы работы, используемые в образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения — это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры. Двигательное действие - понятие психологическое; по механизму возникновения оно всегда произвольно и преднамеренно (то есть сознательно управляемо), а, следовательно, и мотивированно - формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия (выкладывание знаков, создание макетов, действия по перемещению тела (пантомимика), действия по установке и поддержанию позы (изображение знаков, дорожных ситуаций с помощью изменения положения рук), коммуникативные действия (передача информации с помощью жестов). Главное при выполнении двигательных упражнений - почувствовать своё тело, сформировать правильные представления о его позе в статическом положении и в движении на основе пережитых кинестетических ощущений.
Восприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребёнок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию.
Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.
В первой младшей группе мы приучали детей к восприятию сигналов светофора. Показывали им цветные кружки, имитирующие сигнал светофора, и приучали их к тому, что при виде красного кружка необходимо остановиться, а если дети видят кружок зелёного цвета, они должны повернуть голову вначале налево, затем направо, после чего могут идти вперед. Детей также знакомят с автомобилями – грузовыми и легковыми. Поэтому развивающая среда должна иметь игровые автомобили, такие игровые элементы, как рули, нагрудные игровые знаки. Совместно с детьми проводили первые дидактические игры – «Светофор», «Поставь в гараж машину» и т.п. Где мы закрепляли представления детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный). Раздавали детям кружки жёлтого, красного, зелёного цветов. Последовательно переключали светофор, а дети показывали соответствующие кружки и объясняли, что означает каждый сигнал. В игре «Красный и зеленый» учили детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу. Игра проводилась сначала с одним ребёнком. Брали два кружка — красный и зелёный, — предлагали ребёнку взять игрушку: машину и говорили, что ты шофёр, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зелёный кружок, машина может ехать, а когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться. На последующих занятиях эту игру проводили с подгруппой детей. Во время проведения игр использовали показ иллюстраций транспорта, улицы, домов.
Возникает вопрос: а нужно ли развивать восприятие, ведь ребёнок и так способен видеть, слышать, осязать? Можем ли мы добавить что-либо к тому, что дала природа?
Да, несомненно. Малышу нужно давать богатый материал для восприятия всеми органами чувств, расширяя опыт, знакомить его с новыми словами — названиями того, что он видит, слышит, осязает и т. д., предлагать описывать, а значит, и осмысливать свои ощущения.
Все эти весёлые и интересные развлечения несут в себе важнейший смысл: дети в их ходе обучаются основам правил дорожного движения, запоминают их на глубоком уровне и впоследствии автоматически применяют на практике. В том периоде жизни, когда ребёнок еще не может полноценно ориентироваться на дороге, эти навыки позволяют избежать опасных ситуацией и являются неизменной заботой о жизни и здоровье малышей.
Для усвоения материала по ПДД были использованы игры по типу «Чудесный мешочек» (с тактильными карточками), «Определи знак на ощупь», «Найди нужный знак», «Покажи знак».
На развитие осязания мы проводили игры «Круглое квадратное», «Найди такой знак», где дети учились ощупывать предметы. В игре «Круглое квадратное», детям предлагалось подержать в руках, ощупать кубики и шарики. Затем это проделать с закрытыми глазами. Складывали предметы в коробку или мешочек и предлагали детям поиграть. Просили кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребёнку предлагали достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
В игре «Найди такой знак» ребёнок многократно проводит рукой по карточке, ощупывает её и называет. Одновременно запоминается не только форма знака, но и его вид (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки сервиса), которые связываются с их названием. Причём информационность знака, так же может быть закреплена с помощью тактильных ощущений (на них имеются метки, изготовленные из различных по фактуре материалов) – запрещающие знаки - шершавые на ощупь, предупреждающие – ребристые, информационные – гладкие, знаки сервиса – мягкие, пушистые и т.д.
Кодирование стихотворений определённой тематики (о светофоре, зебре, транспорте, дорожных знаках) вместе с детьми - пальчиковый игротренинг. Обговариваем, как можно кинестетически изобразить каждую фразу стихотворения. Здесь мы можем узнать всеми знакомый и любимый классический метод работы воспитателя – пальчиковые игры. Получаются стихи в рисунках - символах, понятных детям, так как они сами предлагали образы для кодирования слов. Секрет прост: каждая строка произведения ассоциируется с определенным пальчиковым рисунком, с каким - то символом. Рассказывая стихи, ребёнок переходит от одного рисунка к другому.
Сначала можно кодировать небольшие объёмы стихов для запоминания правил по ПДД. А в последующем увеличивать, тем самым развивая память ребёнка.
Таким образом, использования кинестетических упражнений по формирование знаний правил дорожного движения способствует выработке у детей положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице, а также использование в речи лексических понятий по ПДД.
И всё это обязательно должно проводиться в совместном тандеме с семьёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №53«СВЕТОФОРИК» г. АЛЬМЕТЬЕВСКА» Представление опыта работы«Фор...
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование навыков правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма всегда была актуальна, к сожалению, она остается актуальна и на сегодняшний день.Одной из пробле...
«Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»
Обучение детей безопасному поведению в дорожной среде...
Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста
Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"
Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ
В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....
Тема по самообразованию: Формирование знаний правил дорожного правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через проектную деятельность
Тема по самообразованию:Формирование знаний правил дорожного правил дорожного движения у детей дошкольного возраста через ...