Обобщение опыта по теме "Формирование социальной безопасности через игру"
статья по обж (младшая, старшая группа) на тему

В статье раскрывается важность работы по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности жизни через игровую деятельность. Описываются игры из опыта работы, которые помогают детям усваивать знания и умения для защиты себя в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_bezopasnosti.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Формирование социальной безопасности через игру»

МБДОУ ЦРР – ДС «Сказка»

Воспитатель Родюкова С.М.

На сегодняшний день безопасность является актуальной проблемой современности. По данным статистики МЧС России большое количество детей ежегодно становятся жертвами чрезвычайных ситуаций. Все это не может не вызывать тревогу. Происходит так чаще всего из-за незнания как вести себя в экстремальных ситуациях и легкомыслия детей. Задача  нас, взрослых, состоит не только в том, чтобы самим защищать и оберегать детей, но и в том, чтобы подготовить их  к  встрече с различными сложными, иногда даже опасными жизненными ситуациями. Во-первых, дети должны усвоить сумму знаний общепринятых  человеком нормах поведения. Во-вторых, научиться адекватно и осознанно действовать в той или другой обстановке, овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.  В-третьих, необходимо  развивать у дошкольников  самостоятельность и ответственность, чтобы в опасной ситуации они могли найти быстрое решение проблемы  и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. В формировании  социального опыта ребенка участвуют окружающие его взрослые, дети, родители, то есть те люди, которые находятся рядом каждый день. Задача современного дошкольного учреждения и состоит в том, чтобы из его стен  воспитанники вышли с запасом знаний, умений и навыков, необходимых им быть готовыми к различным чрезвычайным ситуациям.

 Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра,   в которой и происходит социализация ребенка. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будет зависеть успешность его социальной практики. Одна из целей нашей работы является знакомство детей   с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения  социального опыта через игру.

В нашей группе мы создали для детей предметно-развивающую среду для различных видов игр по ознакомлению   с основами безопасного поведения. Это уголок безопасности со следующими материалами:

-  макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор;

-    атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Автобус»,  «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь». «Светофор»;

- папки-передвижки для детей по ПДД, ОБЖ и ПБ;

- наглядно-дидактические пособия : «Дорожная азбука», «Безопасность дома и на улице», «Правила маленького пешехода», «Уроки безопасности», «Уроки поведения для малышей»;

- Диски мультфильмов «Смешуроки на дороге и в быту»;

- тематические папки: «Дорожное движение», «Профессии», «Транспорт», «Машины специального назначения», «Основы безопасности жизни»;

- коллекция  книг  по ПДД, ОБЖ, ПБ;

- картотека дидактических игр по основам  безопасности жизни;

- книжки-раскраски по пожарной безопасности;

- настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

 Если в младшем возрасте  игры с небольшими сюжетами в 2-3 действия, то в старшем возрасте значительно расширяется игровой опыт детей и количество действий значительно увеличивается. Игры, разнообразные по форме и содержанию, вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений и  повышают качество усвоения познавательного материала. Для расширения кругозора детей и приобретения личного опыта о жизни взрослых, ежедневно читаю  художественную литературу («Колобок», «Красная шапочка», «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом»), обсуждаем вопросы безопасного поведения или нарушения правил безопасности жизнедеятельности. При закреплении  использую  театрализованные игры:  игры–драматизации,  с использованием масок и других атрибутов; пальчиковый театр; настольный театр; сказку-матрешку; куклы би-ба-бо.

Как можно чаще вовлекаю детей в активные игры, которые помогают лучше осознать опасности и научиться избегать их. Дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, в которых воспроизводят события, взаимоотношения из жизни и деятельности окружающих («Пожарная часть», «Мы - пешеходы», « «Поездка на автобусе»). В них дети говорят с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Так, в игре «Мы – пешеходы» закрепили правила поведения пешеходов на улице; в игре «Поездка на автобусе» - правила поведения в общественных местах без травматизма; в игре «Пожарная часть» - освоили правила действий пожарных на пожаре.

Возможность обучать дошкольников посредством интересной  и активной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Например, с помощью  дидактической  игры «Не всякому грибу место в лукошке» закрепили  знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные; как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы. Игры: «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Красный, желтый, зеленый» помогли лучше запомнить правила дорожного движения. С помощью игры «Собери машинку» дети усвоили названия частей транспортного средства. А дидактическая игра «Вызови пожарных» помогла  усвоить как правильно вызвать пожарных,  по какому номеру телефона, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. В игре «Найди опасные предметы» детям легче запомнились предметы, которые могут быть для них опасны.

Начиная с младшего возраста детям интересны настольно-печатные игры своим наглядным материалом, красочностью. В работе по ознакомлению с правилами дорожного движения использовала игры: «Дорожные знаки», «Стойте! Идите!», «Азбука пешехода», «Юные водители», «Говорящие знаки».

В старшем возрасте, опираясь на возможности детей и уровень их подготовленности, использовала  игровой тренинг, который дает возможность детям побывать в ситуации, подобной жизненной и выработать правильный алгоритм поведения. Детям  предлагала  ответить на вопросы и разыграть сценку (Как следует вести себя, если заблудился? Как защитить себя от назойливого незнакомца?). Например, рассматривали ситуацию, как правильно вести себя дома, когда остаются дети одни. Благодаря обыгрыванию, у детей сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери чужим людям. В ходе тренингов отрабатывали с детьми защитное поведение в данной ситуации. Каждый ребенок мог поупражняться, преодолеть  свой комплекс «я не умею». Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

Современные условия жизни  таковы, что чаще всего дети могут играть только в детском саду и задача воспитателя в совместной игре стать партнером, с которым ребенок чувствует себя на равных.  Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остается приоритетом в работе каждого учреждения.  Всем взрослым нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...