Детям о профессии "пожарный". Рассказ первый
учебно-методический материал по обж по теме

Резник Анна Сергеевна

 «КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ, ГДЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР»

Прослушивание стихотворения С. Маршака «Пожар».

 

- Итак, ребята, о чём стихотворение? (о пожаре)

- Кто главные герои в стихотворении? (Лена, пожарный Кузьма)

- Что можно сказать о девочке Лене? Какая она? (непослушная, любобытная, приоткрыла дверцу и т.д.)

- А какого мы видим пожарного Кузьму? (сильный, смелый, храбрый, славно справился с пожаром и т.д.)

- Как закончилась эта история? (Хорошо)

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ О ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫХ – «ПОЖАРНЫЙ ИЛИ ПОЖАРНИК»?

- Ребята, а кто знает, как правильно говорить «пожарник» или «пожарный»?

 «Пожарник» – это тот человек, который попал в пожар и пострадал от пожара.  Или тот, кто не пожарный по профессии, а просто интересуется этим делом. А тех людей, которые тушат пожары,  настоящих смелых борцов с огнем  называют правильно «пожарные». Настоящий пожарный никогда не назовет себя «пожарником»! Поэтому о бойцах пожарной охраны всегда говорят только так – «пожарные».

КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ О ПОЖАРЕ

- А как вы думаете, как пожарные узнают, что нужна их помощь и куда им нужно ехать тушить пожар?

Выслушать любые предположения детей, это очень важно — научить рассуждать и давать ответы на проблемные вопросы. И продолжите читать рассказ.

 

Дети: Пожарным люди по телефону звонят, и пожарные к ним приезжают. Есть такой телефон — 101 или 112. Его нужно знать наизусть и по нему звонить в случае пожара. И тогда пожарные узнают, что нужна их помощь, и приедут.

 

- Да, правильно, звонят по телефону, но не пожарным. Звонок поступает в специальный центр. В этом центре информацию уточняют и заявку передают в пожарную часть. По команде диспетчера пожарной охраны уже через 1-2 минуты выезжает пожарная машина. Диспетчер дежурит  и днем, и ночью, ведь ночью тоже бывают пожары и нужно передать пожарным адрес, где их очень ждут.

Диспетчерами часто работают женщины (покажите картинку «Диспетчер пожарной службы за работой»).

- А как вы думаете, что нужно сразу же делать, если начался пожар, а у тебя нет телефона?

(Выслушайте ответы детей. Очень важно не давать им оценки, иначе дети будут бояться сказать что-то не то. Из ответа ребенка мы узнаем, готов ли он к непредсказуемой ситуации и знает ли, что нужно в ней делать. И сможем дать ребенку информацию о правильном выходе из данной ситуации).

- Очень интересные ответы. На самом деле люди всё продумали. В кафе, в  театрах, в магазинах, школах, детских садах – везде — везде, где много людей, всегда есть специальная пожарная кнопка около лестниц. Вот как она выглядит (покажите картинку). На ней написано: «При пожаре открой крышку. Нажми кнопку». Она всегда красного цвета и находится под стеклом или под крышкой. В случае пожара надо попросить взрослых открыть или разбить стекло и нажать на эту кнопку. Как только человек нажмет на эту кнопку, пожарные получат вызов о пожаре. И тут же выедут на помощь. С этой кнопкой баловаться нельзя. Ее нажимают только когда начался пожар.

- А как вы думаете, смогут ли пожарные узнать о пожаре, если в этом здании сейчас людей нет? Например, начался пожар на складе. Люди здесь работают днем. А сейчас вечер, они ушли домой. И никого- никого нет! А начался пожар. Пожарные приедут его тушить или нет? Позвонить ведь некому, людей рядом нет?

(дайте возможность детям ответить на этот вопрос).

- Наверняка люди и здесь  придумали какого-то волшебного помощника! И это даже не помощник, а помощница — фея. И называют эту помощницу —очень важно — «пожарная сигнализация».  Вот какое красивое у нее имя. В домах, на заводах, на складах  есть специальная пожарная сигнализация. Если начинается пожар – например, поднялась температура в этом помещении и стало очень жарко или начался дым, то датчики  пожарной сигнализации срабатывают и дают сигнал пожарному диспетчеру. И тогда пожарные узнают, что возник пожар и могут помочь. Они тут же выезжают по этому адресу и начинают тушить пожар. Вот как люди интересно придумали! У нас в садике она тоже есть. Давайте найдем и посмотрим на неё.

- А как вы думаете, что было раньше, когда не было электричества, не было кнопок, не было машин, телефонов и сигнализации? Как пожарные узнавали о пожаре?

 «В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан».

- А при чем здесь дядя Степа? — спросите вы. А Вы знаете, почему дядю Степу называли все «каланча»? И что такое «каланча»?

Каланча — это  значит, большой, огромный, он ведь самый главный великан был. Ну просто имя такое ему придумали — не Миша, не Стёпа, не Федя, а Каланча!

- Посмотрите. Это старинная пожарная каланча! (покажите детям фото каланчи).

- Конечно, такая высокая каланча нужна была пожарным, чтобы видеть все дома вокруг и вовремя заметить огонь в доме.

Раньше огня очень боялись. Ведь многие дома были деревянными, легко горели. Если горел один дом, то огонь мог перейти на другой дом. И так мог сгореть целый город! Поэтому и день, и ночь на пожарной каланче несли дозор  люди. Как увидят огонь и дым — тут же выезжают тушить пожар. Мчится по булыжной мостовой пожарный обоз, все ему место уступают. Машин тогда еще не было. Поэтому и ездили пожарные на лошадях! 

 

Везет пожарный обоз на лошадях большую бочку с водой для тушения пожара (покажите на картинке ниже, как раньше ездили пожарные — не на машине, а на обозе с бочкой!).

- А еще раньше, когда даже каланчи не было, в случае пожаров звонили в колокол. Такой звон назывался «набат». Набат слышали все — все люди, они тут же прибегали помогать друг другу тушить огонь. Ведь тогда пожарных еще не было, и людям приходилось тушить огонь всем вместе, всем миром, самим. Даже загадка такая есть — о набате:

Если вдруг пришла беда,
Бьём мы в колокол всегда.
Наводнение, пожар —
Все сбегутся: мал и стар.

- Как хорошо, что сейчас есть пожарные машины! И что есть и телефоны, и специальные кнопки, и сигнализация, которая подает сигналы.

Они передают информацию на землю об этом. И тут же пожарные едут тушить пожар.

ПОЧЕМУ ПОЖАРНАЯ МАШИНА КРАСНОГО ЦВЕТА?

- А сейчас пожарная машина красного цвета? Причем во всех странах пожарная машина именно такого цвета? Как вы думаете почему?

Потому что красный цвет — очень яркий, это цвет огня. Он издалека виден. И такую машину быстро все замечают и уступают ей дорогу, чтобы она быстрее доехала до горящего дома. И еще поэтому пожарная машина всегда едет с сиреной – чтобы ее все сразу же слышали.

- Вот как звучит сирена (дайте послушать звук сирены ).

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ «МЧАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР»

- Есть такое выражение «мчаться как на пожар». Что оно означает?

Это означает — очень — очень быстро ехать или бежать! Как будто тебя вызвали на пожар. А ты когда- нибудь бегал так быстро, что о тебе можно было бы сказать, что ты мчался как на пожар?

ДАВАЙТЕ ОТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ! ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ  ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

- А сейчас мы поиграем в игру на внимание. И проверим, научились ли мы быть помощниками пожарных. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!». Я буду говорить предложение. А Вы после него будете соглашаться со мной и отвечать, если Вы согласны: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же Вы не согласны, то нужно промолчать. Готовы? Начинаем!

(взрослый специально провоцирует детей на то, чтобы в каждой строфе они соглашались с ним, начиная говорить за них, путая их жестами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_beseda.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

1 БЕСЕДА «КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ, ГДЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР»

Прослушивание стихотворения С. Маршака «Пожар».

- Итак, ребята, о чём стихотворение? (о пожаре)

- Кто главные герои в стихотворении? (Лена, пожарный Кузьма)

- Что можно сказать о девочке Лене? Какая она? (непослушная, любобытная, приоткрыла дверцу и т.д.)

- А какого мы видим пожарного Кузьму? (сильный, смелый, храбрый, славно справился с пожаром и т.д.)

- Как закончилась эта история? (Хорошо)

КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ О ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫХ – «ПОЖАРНЫЙ ИЛИ ПОЖАРНИК»?

- Ребята, а кто знает, как правильно говорить «пожарник» или «пожарный»?

 «Пожарник» – это тот человек, который попал в пожар и пострадал от пожара.  Или тот, кто не пожарный по профессии, а просто интересуется этим делом. А тех людей, которые тушат пожары,  настоящих смелых борцов с огнем  называют правильно «пожарные». Настоящий пожарный никогда не назовет себя «пожарником»! Поэтому о бойцах пожарной охраны всегда говорят только так – «пожарные».

КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ О ПОЖАРЕ

- А как вы думаете, как пожарные узнают, что нужна их помощь и куда им нужно ехать тушить пожар?

Выслушать любые предположения детей, это очень важно — научить рассуждать и давать ответы на проблемные вопросы. И продолжите читать рассказ.

Дети: Пожарным люди по телефону звонят, и пожарные к ним приезжают. Есть такой телефон — 101 или 112. Его нужно знать наизусть и по нему звонить в случае пожара. И тогда пожарные узнают, что нужна их помощь, и приедут.

- Да, правильно, звонят по телефону, но не пожарным. Звонок поступает в специальный центр. В этом центре информацию уточняют и заявку передают в пожарную часть. По команде диспетчера пожарной охраны уже через 1-2 минуты выезжает пожарная машина. Диспетчер дежурит  и днем, и ночью, ведь ночью тоже бывают пожары и нужно передать пожарным адрес, где их очень ждут.

Диспетчерами часто работают женщины (покажите картинку «Диспетчер пожарной службы за работой»).

- А как вы думаете, что нужно сразу же делать, если начался пожар, а у тебя нет телефона?

(Выслушайте ответы детей. Очень важно не давать им оценки, иначе дети будут бояться сказать что-то не то. Из ответа ребенка мы узнаем, готов ли он к непредсказуемой ситуации и знает ли, что нужно в ней делать. И сможем дать ребенку информацию о правильном выходе из данной ситуации).

- Очень интересные ответы. На самом деле люди всё продумали. В кафе, в  театрах, в магазинах, школах, детских садах – везде — везде, где много людей, всегда есть специальная пожарная кнопка около лестниц. Вот как она выглядит (покажите картинку). На ней написано: «При пожаре открой крышку. Нажми кнопку». Она всегда красного цвета и находится под стеклом или под крышкой. В случае пожара надо попросить взрослых открыть или разбить стекло и нажать на эту кнопку. Как только человек нажмет на эту кнопку, пожарные получат вызов о пожаре. И тут же выедут на помощь. С этой кнопкой баловаться нельзя. Ее нажимают только когда начался пожар.

- А как вы думаете, смогут ли пожарные узнать о пожаре, если в этом здании сейчас людей нет? Например, начался пожар на складе. Люди здесь работают днем. А сейчас вечер, они ушли домой. И никого- никого нет! А начался пожар. Пожарные приедут его тушить или нет? Позвонить ведь некому, людей рядом нет?

(дайте возможность детям ответить на этот вопрос).

- Наверняка люди и здесь  придумали какого-то волшебного помощника! И это даже не помощник, а помощница — фея. И называют эту помощницу —очень важно — «пожарная сигнализация».  Вот какое красивое у нее имя. В домах, на заводах, на складах  есть специальная пожарная сигнализация. Если начинается пожар – например, поднялась температура в этом помещении и стало очень жарко или начался дым, то датчики  пожарной сигнализации срабатывают и дают сигнал пожарному диспетчеру. И тогда пожарные узнают, что возник пожар и могут помочь. Они тут же выезжают по этому адресу и начинают тушить пожар. Вот как люди интересно придумали! У нас в садике она тоже есть. Давайте найдем и посмотрим на неё.

- А как вы думаете, что было раньше, когда не было электричества, не было кнопок, не было машин, телефонов и сигнализации? Как пожарные узнавали о пожаре?

 «В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан».

- А при чем здесь дядя Степа? — спросите вы. А Вы знаете, почему дядю Степу называли все «каланча»? И что такое «каланча»?

Каланча — это  значит, большой, огромный, он ведь самый главный великан был. Ну просто имя такое ему придумали — не Миша, не Стёпа, не Федя, а Каланча!

- Посмотрите. Это старинная пожарная каланча! (покажите детям фото каланчи).

- Конечно, такая высокая каланча нужна была пожарным, чтобы видеть все дома вокруг и вовремя заметить огонь в доме. 

Раньше огня очень боялись. Ведь многие дома были деревянными, легко горели. Если горел один дом, то огонь мог перейти на другой дом. И так мог сгореть целый город! Поэтому и день, и ночь на пожарной каланче несли дозор  люди. Как увидят огонь и дым — тут же выезжают тушить пожар. Мчится по булыжной мостовой пожарный обоз, все ему место уступают. Машин тогда еще не было. Поэтому и ездили пожарные на лошадях! 

Везет пожарный обоз на лошадях большую бочку с водой для тушения пожара (покажите на картинке ниже, как раньше ездили пожарные — не на машине, а на обозе с бочкой!).

- А еще раньше, когда даже каланчи не было, в случае пожаров звонили в колокол. Такой звон назывался «набат». Набат слышали все — все люди, они тут же прибегали помогать друг другу тушить огонь. Ведь тогда пожарных еще не было, и людям приходилось тушить огонь всем вместе, всем миром, самим. Даже загадка такая есть — о набате:

Если вдруг пришла беда,
Бьём мы в колокол всегда.
Наводнение, пожар —
Все сбегутся: мал и стар.

- Как хорошо, что сейчас есть пожарные машины! И что есть и телефоны, и специальные кнопки, и сигнализация, которая подает сигналы.

Они передают информацию на землю об этом. И тут же пожарные едут тушить пожар.

ПОЧЕМУ ПОЖАРНАЯ МАШИНА КРАСНОГО ЦВЕТА?

- А сейчас пожарная машина красного цвета? Причем во всех странах пожарная машина именно такого цвета? Как вы думаете почему?

Потому что красный цвет — очень яркий, это цвет огня. Он издалека виден. И такую машину быстро все замечают и уступают ей дорогу, чтобы она быстрее доехала до горящего дома. И еще поэтому пожарная машина всегда едет с сиреной – чтобы ее все сразу же слышали.

- Вот как звучит сирена (дайте послушать звук сирены в видео ниже).

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ «МЧАТЬСЯ КАК НА ПОЖАР»

- Есть такое выражение «мчаться как на пожар». Что оно означает?

Это означает — очень — очень быстро ехать или бежать! Как будто тебя вызвали на пожар. А ты когда- нибудь бегал так быстро, что о тебе можно было бы сказать, что ты мчался как на пожар?

ДАВАЙТЕ ОТДОХНЕМ И ПОИГРАЕМ! ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ  ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

- А сейчас мы поиграем в игру на внимание. И проверим, научились ли мы быть помощниками пожарных. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!». Я буду говорить предложение. А Вы после него будете соглашаться со мной и отвечать, если Вы согласны: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же Вы не согласны, то нужно промолчать. Готовы? Начинаем!

(взрослый специально провоцирует детей на то, чтобы в каждой строфе они соглашались с ним, начиная говорить за них, путая их жестами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе девочек «Подготовка детей к пересказу рассказа «Первая охота» по В. Бианки»

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет «Первый раз в первый класс»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет «Первый раз в первый класс» с учетом интеграции образовательных областей: «Коммуни...

И.С.Бах. Рассказ "Первая скрипка"

Детям о музыке и музыкантах....

Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки.)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих  последовательность событий....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Пересказ рассказа Первая рыбка"

Цель: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Задачи:Образовательные:активизировать словарный запас: - глаголами, существительными, прилагательным.упражнять в у...

Рассказ "Первый космонавт"

Рассказ детям  во второй младшей группе на тему: «Первые космонавты».Цель: Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю. Гагарине.Оборудование: портрет Ю.А. Гагарина, ка...