Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки.)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шмелева Наталья Анатольевна

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием графических схем

(для детей дошкольного возраста 6-7 лет).

ТЕМА: Пересказ рассказа  «Первая охота» ( по В. Бианки.)

ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой  в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.         Формирование действий целенаправленного восприятия текста.

2.        Формирование у детей активного зрительного и слухового контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.

3.         Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

4.         Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые».

Развивающие:

  1. Развитие навыков планирования пересказа текста.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления.
  3. Развитие интереса к речевым занятиям.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважительное отношение друг к другу.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:  рассматривание иллюстрации; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико – грамматические упражнения по тексту; чтение стихотворения; загадки; чтение рассказа; упражнения на развития мелкой моторики рук.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка; запись «Звуки луга»; запись песни «От носика до хвостика» для музыкально-ритмической гимнастики; графические схемы для пересказа, кроссворд, мольберт, магнитная доска,  магниты, сухие бассейны, пластмассовые насекомые, природный материал-сосновые шишки для пальчиковой гимнастики.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Чтение рассказа В.Бианки «Первая охота»;
  • Изучение лексической темы «Насекомые»;
  • Лексико – семантическая работа:

насекомые -  самая большая группа очень маленьких животных на Земле;

гусеница – этап развития бабочки;

загадочная – неясная, непонятная;

крошечная – очень маленькая;

едкая – жидкость, которая щиплет;

замереть – перестать двигаться;

пальнуть – выстрелить;

забиться – спрятаться;

притаиться – спрятаться, замереть;

отличать – видеть разницу.

  • Работа с графическими схемами.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Части речи

Слова, сложные

по  семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

насекомые,

гусеница

кузнечик, гусеница, насекомые, бомбардир

Прилагательные

Загадочная, крошечная, едкая

Загадочная, крошечная

Глаголы

Замереть, пальнуть, забиться, взвизгнуть, притаиться, отличать

Посмотреть, разбирать. схватить, вытянуться, взвизгнуть, спрятаться, останавливаться

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент: развитие внимания, памяти, логического мышления.

Дети проходят в зал. (Звучит запись -  звуки луга)

Друг на друга посмотрите,

Крепко за руки возьмитесь.

Влево-вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь!

- Посмотрите, сколько гостей у нас в зале! Поздоровайтесь с ними.

  • Сюрпризный момент: (слышны голоса птиц на лугу)

- Вы слышите это чудесное пение?

Мы с вами оказались на лугу  (Появляется картинка луга).

А кого здесь встретим, вы мне сами расскажите:

                 На сосне рисунок яркий
                 Разглядеть его хотел,
                 Вдруг сложились половинки
                И рисунок улетел… (Бабочка)

- Проверим: на экране появляются отгадки.

  • Дыхательная гимнастика.

- Посмотрите какие яркие бабочки прилетели  на наш луг. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. (Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку не надувая щек, вытянув губы трубочкой).

На лугу живет скрипач,

       Носит фрак и ходит вскачь.

                             (Кузнечик)

              Волосата, зелена

              В листьях прячется она.

              Хоть имеет много ножек,

              Бегать всё равно не может.

                            (Гусеница)

              Разноцветными бывают,

          Ползают да и летают,

             Есть с рогами и двумя,

           И жужжат они всегда!

                             ( Жук)

- Ребята, вы правильно отгадали все загадки, а как можно одним словом назвать бабочку, кузнечика, гусеницу, жука? (ответ детей).

- Правильно (Насекомые).

  1. Подготовка к восприятию текста. Развитие слуховой памяти. Активизация предметного словаря по теме.

- Ребята, послушайте стихотворение и выделите из текста название насекомых.

              Когда в душистом сосняке

              Присядешь летом на пеньке,

              Внимательно вглядись вокруг –

              Ты многое увидишь, друг!

             Личинку тащит  муравей

             Спешит куда – то меж корней

             Большой сосны. На толстый сук

             Уселся золотистый  жук.

            Порхает лёгкий  мотылёк

            Пьёт хоботком душистый сок,

            И собирает мёд  пчела.

            Все заняты, у всех дела!

Дети называют насекомых, названия которых услышали в тексте.

(На экране картинки названных насекомых).

  1. Чтение рассказа. Формирование действий целенаправленного восприятия и анализа текста.

- Ребята, сейчас я прочитаю вам интересную историю про маленького щенка, которую рассказал  В.Бианки в своём произведении

«Первая охота» (слушают). Но сначала давайте вспомним, какие рассказы этого писателя мы уже читали. (Дети называют). Садятся на стулья. Воспитатель читает.

     Выбежал щенок на луг, посмотрел вокруг, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают. Бросился щенок ловить их. И вдруг – спрятались все.

     Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились. Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.

     Один крошечный Жук – бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется. Догнал его щенок, хотел схватить, а Жук – бомбардир остановился, да как пальнёт в него летучей едкой струйкой – прямо в нос попал!

    Взвизгнул щенок, хвост поджал. Да в свою конуру убежал и спрятался.

4. Беседа по тексту. Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

- А сейчас я предлагаю вам отвечать полным ответом на вопросы по тексту, а я покажу,  как все происходило на самом деле.

(Воспитатель на магнитной доске воспроизводит с помощью предметных картинок сюжет рассказа.)

  • Куда выбежал щенок?  (Щенок выбежал на луг.)
  • Кого он увидел на лугу? (Он увидел на лугу насекомых.)
  • Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (Кузнечики в зелёной траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали.)
  • Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (Все насекомые спрятались.)
  • Где притаились кузнечики? (Кузнечики в зелёной траве притаились.)
  • Где замерли гусеницы? (Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить.)
  • Как спрятались бабочки? (Бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
  • Кто не испугался щенка? (Крошечный Жук – бомбардир не испугался щенка.)
  • Как Жук – бомбардир защищался? (Жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прямо в нос попал)
  • Что сделал щенок от испуга? ( Щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал.)
  1. Музыкально-ритмическая физминутка «Щенок»  

  1. Дидактическая игра «Подбери признак». Актуализация словаря по теме «Насекомые», закрепление навыка подбора признаков к предметам.

- Ребята мы сейчас поиграем с вами в игру, которая называется

«Подбери признак». Я буду называть насекомого, а вы должны его описать, т.е. дать характеристику:

  • Кузнечик какой? (зелёный, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, весёлый, крылатый, звонкий.)
  • Бабочка какая? (нарядная, пёстрая, красивая, разноцветная, легкокрылая, порхающая, большая, маленькая.)
  • Гусеница какая? (толстая, неуклюжая, лохматая, зелёная, медлительная, неповоротливая, большая, маленькая.)

  1. Игровое упражнение «Отгадай кроссворд». Развитие внимания, памяти. Логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Насекомые»

- нужно узнать по схеме на экране насекомое и вписать его название по порядку в клеточки так, чтобы в вертикальном столбце получилось слово – ЩЕНОК (главный герой рассказа).

7. Упражнение на развитие сенсорики.

- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы ловить насекомых?

(Дети достают из трех пластиковых контейнеров, наполненных: пластиковыми цилиндриками, горохом, геркулесом пластмассовых насекомых).

- Все ли пойманные вами являются насекомыми? (Дети отвечают, что насекомыми не являются: в одном контейнере  - утенок, во втором – улитка, а в третьем – паук).

-Ребята, а можно ли ловить насекомых в природе? (Дети объясняют, почему ловить насекомых в природе нельзя).

  1. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной памяти.

- Я сейчас прочитаю еще раз рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

      9. Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности речи.

   - Ребята,  необходимо выстроить по порядку схемы так, чтобы мы могли составить правильно рассказ. Дети выставляют на доске схемы в соответствии с действием в рассказе. Поясняют свой выбор.

10. Пальчиковая гимнастика. (Между ладоней детей сосновая шишка).      

- Чтобы хорошо рассказать рассказ по плану проведем речевую разминку.

На столе лежала шишка,
по столу бежала мышка, 
шишку хвостиком задела,
шишка на пол полетела,
вслед за шишкой скачет мышка:
- Догоняю, шалунишка!

     11 .  Пересказ рассказа по плану с  наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.

   - Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами, индивидуально.

    11. Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.

    - Ребята, занятие подходит к концу, с каким рассказом мы сегодня познакомились?  (с рассказом «Первая охота».)

   - Кто его написал? (его написал Виталий Бианки.)

   -А что мы еще делали на занятии?  (отгадывали загадки про насекомых, слушали стихотворение, отгадывали кроссворд, составляли рассказ по схемам.)

- Самыми активными сегодня на занятии были….

- самыми внимательными…

- пересказывали близко к тексту…

  - Вы сегодня молодцы!  Я хочу вам в группу подарить настольную игру «Разноцветные гусенички». В этой игре можно вырастить гусеницу и посмотреть в какую бабочку она превратиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе девочек «Подготовка детей к пересказу рассказа «Первая охота» по В. Бианки»

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Детям о профессии "пожарный". Рассказ первый

laquo;КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ, ГДЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР»Прослушивание стихотворения С. Маршака «Пожар». - Итак, ребята, о чём стихотворение? (о пожаре)- Кто главные герои в стихотво...

конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"

конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"...

И.С.Бах. Рассказ "Первая скрипка"

Детям о музыке и музыкантах....

Пересказ отрывка из рассказа В.В.Бианки "Купание медвежат"

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми старшей группы.Пересказ отрывка из рассказа В.В Бианки «Купание медвежат&raq...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Пересказ рассказа Первая рыбка"

Цель: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Задачи:Образовательные:активизировать словарный запас: - глаголами, существительными, прилагательным.упражнять в у...