Пересказ рассказа «Первая охота» (по В. Бианки.)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием графических схем
(для детей дошкольного возраста 6-7 лет).
ТЕМА: Пересказ рассказа «Первая охота» ( по В. Бианки.)
ЦЕЛЬ: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
2. Формирование у детей активного зрительного и слухового контроль правильности составления пересказа, последовательности и полноты передачи содержания.
3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
4. Активизация и обогащение словаря по теме «Насекомые».
Развивающие:
- Развитие навыков планирования пересказа текста.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Развитие интереса к речевым занятиям.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважительное отношение друг к другу.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: рассматривание иллюстрации; беседа; подбор графических схем (моделирование); лексико – грамматические упражнения по тексту; чтение стихотворения; загадки; чтение рассказа; упражнения на развития мелкой моторики рук.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка; запись «Звуки луга»; запись песни «От носика до хвостика» для музыкально-ритмической гимнастики; графические схемы для пересказа, кроссворд, мольберт, магнитная доска, магниты, сухие бассейны, пластмассовые насекомые, природный материал-сосновые шишки для пальчиковой гимнастики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение рассказа В.Бианки «Первая охота»;
- Изучение лексической темы «Насекомые»;
- Лексико – семантическая работа:
насекомые - самая большая группа очень маленьких животных на Земле;
гусеница – этап развития бабочки;
загадочная – неясная, непонятная;
крошечная – очень маленькая;
едкая – жидкость, которая щиплет;
замереть – перестать двигаться;
пальнуть – выстрелить;
забиться – спрятаться;
притаиться – спрятаться, замереть;
отличать – видеть разницу.
- Работа с графическими схемами.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Части речи | Слова, сложные по семантике | Слова, сложные по слоговой структуре |
Существительные | насекомые, гусеница | кузнечик, гусеница, насекомые, бомбардир |
Прилагательные | Загадочная, крошечная, едкая | Загадочная, крошечная |
Глаголы | Замереть, пальнуть, забиться, взвизгнуть, притаиться, отличать | Посмотреть, разбирать. схватить, вытянуться, взвизгнуть, спрятаться, останавливаться |
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент: развитие внимания, памяти, логического мышления.
Дети проходят в зал. (Звучит запись - звуки луга)
Друг на друга посмотрите,
Крепко за руки возьмитесь.
Влево-вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
- Посмотрите, сколько гостей у нас в зале! Поздоровайтесь с ними.
- Сюрпризный момент: (слышны голоса птиц на лугу)
- Вы слышите это чудесное пение?
Мы с вами оказались на лугу (Появляется картинка луга).
А кого здесь встретим, вы мне сами расскажите:
На сосне рисунок яркий
Разглядеть его хотел,
Вдруг сложились половинки
И рисунок улетел… (Бабочка)
- Проверим: на экране появляются отгадки.
- Дыхательная гимнастика.
- Посмотрите какие яркие бабочки прилетели на наш луг. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. (Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку не надувая щек, вытянув губы трубочкой).
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Волосата, зелена
В листьях прячется она.
Хоть имеет много ножек,
Бегать всё равно не может.
(Гусеница)
Разноцветными бывают,
Ползают да и летают,
Есть с рогами и двумя,
И жужжат они всегда!
( Жук)
- Ребята, вы правильно отгадали все загадки, а как можно одним словом назвать бабочку, кузнечика, гусеницу, жука? (ответ детей).
- Правильно (Насекомые).
- Подготовка к восприятию текста. Развитие слуховой памяти. Активизация предметного словаря по теме.
- Ребята, послушайте стихотворение и выделите из текста название насекомых.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое увидишь, друг!
Личинку тащит муравей
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела!
Дети называют насекомых, названия которых услышали в тексте.
(На экране картинки названных насекомых).
- Чтение рассказа. Формирование действий целенаправленного восприятия и анализа текста.
- Ребята, сейчас я прочитаю вам интересную историю про маленького щенка, которую рассказал В.Бианки в своём произведении
«Первая охота» (слушают). Но сначала давайте вспомним, какие рассказы этого писателя мы уже читали. (Дети называют). Садятся на стулья. Воспитатель читает.
Выбежал щенок на луг, посмотрел вокруг, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, по веткам гусеницы ползают, по воздуху бабочки летают. Бросился щенок ловить их. И вдруг – спрятались все.
Зелёные кузнечики в зелёной траве притаились. Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
Один крошечный Жук – бомбардир идёт себе по земле, никуда не прячется. Догнал его щенок, хотел схватить, а Жук – бомбардир остановился, да как пальнёт в него летучей едкой струйкой – прямо в нос попал!
Взвизгнул щенок, хвост поджал. Да в свою конуру убежал и спрятался.
4. Беседа по тексту. Развитие диалогической речи. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
- А сейчас я предлагаю вам отвечать полным ответом на вопросы по тексту, а я покажу, как все происходило на самом деле.
(Воспитатель на магнитной доске воспроизводит с помощью предметных картинок сюжет рассказа.)
- Куда выбежал щенок? (Щенок выбежал на луг.)
- Кого он увидел на лугу? (Он увидел на лугу насекомых.)
- Что делали кузнечики, гусеницы, бабочки? (Кузнечики в зелёной траве прыгали, гусеницы по веткам ползали, бабочки по воздуху летали.)
- Что случилось с насекомыми, когда щенок бросился их ловить? (Все насекомые спрятались.)
- Где притаились кузнечики? (Кузнечики в зелёной траве притаились.)
- Где замерли гусеницы? (Гусеницы на веточках замерли, их от сучков не отличить.)
- Как спрятались бабочки? (Бабочки сели на деревья, крылья сложили, не разберёшь, где кора, где листья, где бабочки.
- Кто не испугался щенка? (Крошечный Жук – бомбардир не испугался щенка.)
- Как Жук – бомбардир защищался? (Жук остановился и пальнул в щенка летучей едкой струйкой – прямо в нос попал)
- Что сделал щенок от испуга? ( Щенок взвизгнул, хвост поджал, да в свою конуру убежал.)
- Музыкально-ритмическая физминутка «Щенок»
- Дидактическая игра «Подбери признак». Актуализация словаря по теме «Насекомые», закрепление навыка подбора признаков к предметам.
- Ребята мы сейчас поиграем с вами в игру, которая называется
«Подбери признак». Я буду называть насекомого, а вы должны его описать, т.е. дать характеристику:
- Кузнечик какой? (зелёный, длинноногий, поющий, стрекочущий, стройный, усатый, весёлый, крылатый, звонкий.)
- Бабочка какая? (нарядная, пёстрая, красивая, разноцветная, легкокрылая, порхающая, большая, маленькая.)
- Гусеница какая? (толстая, неуклюжая, лохматая, зелёная, медлительная, неповоротливая, большая, маленькая.)
- Игровое упражнение «Отгадай кроссворд». Развитие внимания, памяти. Логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Насекомые»
- нужно узнать по схеме на экране насекомое и вписать его название по порядку в клеточки так, чтобы в вертикальном столбце получилось слово – ЩЕНОК (главный герой рассказа).
7. Упражнение на развитие сенсорики.
- А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы ловить насекомых?
(Дети достают из трех пластиковых контейнеров, наполненных: пластиковыми цилиндриками, горохом, геркулесом пластмассовых насекомых).
- Все ли пойманные вами являются насекомыми? (Дети отвечают, что насекомыми не являются: в одном контейнере - утенок, во втором – улитка, а в третьем – паук).
-Ребята, а можно ли ловить насекомых в природе? (Дети объясняют, почему ловить насекомых в природе нельзя).
- Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной памяти.
- Я сейчас прочитаю еще раз рассказ. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.
9. Составление графического плана рассказа. Формирование логической цельности речи.
- Ребята, необходимо выстроить по порядку схемы так, чтобы мы могли составить правильно рассказ. Дети выставляют на доске схемы в соответствии с действием в рассказе. Поясняют свой выбор.
10. Пальчиковая гимнастика. (Между ладоней детей сосновая шишка).
- Чтобы хорошо рассказать рассказ по плану проведем речевую разминку.
На столе лежала шишка,
по столу бежала мышка,
шишку хвостиком задела,
шишка на пол полетела,
вслед за шишкой скачет мышка:
- Догоняю, шалунишка!
11 . Пересказ рассказа по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи.
- Дети пересказывают рассказ по цепочке, парами, индивидуально.
11. Итог занятия. Дифференцированная оценка деятельности детей.
- Ребята, занятие подходит к концу, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (с рассказом «Первая охота».)
- Кто его написал? (его написал Виталий Бианки.)
-А что мы еще делали на занятии? (отгадывали загадки про насекомых, слушали стихотворение, отгадывали кроссворд, составляли рассказ по схемам.)
- Самыми активными сегодня на занятии были….
- самыми внимательными…
- пересказывали близко к тексту…
- Вы сегодня молодцы! Я хочу вам в группу подарить настольную игру «Разноцветные гусенички». В этой игре можно вырастить гусеницу и посмотреть в какую бабочку она превратиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе девочек «Подготовка детей к пересказу рассказа «Первая охота» по В. Бианки»
Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Детям о профессии "пожарный". Рассказ первый
laquo;КАК ПОЖАРНЫЕ УЗНАЮТ, ГДЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР»Прослушивание стихотворения С. Маршака «Пожар». - Итак, ребята, о чём стихотворение? (о пожаре)- Кто главные герои в стихотво...
конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"
конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Купание медвежат" (по В.Бианки)"...
И.С.Бах. Рассказ "Первая скрипка"
Детям о музыке и музыкантах....
статья-презентация сборника рассказов "Первые шаги девочки Кати по тропинкам экономики"
Пособие по финансовой грамотности...
Пересказ отрывка из рассказа В.В.Бианки "Купание медвежат"
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» с детьми старшей группы.Пересказ отрывка из рассказа В.В Бианки «Купание медвежат&raq...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Пересказ рассказа Первая рыбка"
Цель: продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.Задачи:Образовательные:активизировать словарный запас: - глаголами, существительными, прилагательным.упражнять в у...