Программа дополнительного образования
календарно-тематическое планирование по обж (средняя группа) на тему
Кружок "Азбука безопасности" для детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей среднего дошкольного возраста
Кружок
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Руководитель: воспитатель первой
квалификационной категории:
Марковцева Татьяна Петровна
2017-2018 учебный год
Содержание
Введение
1.Пояснительная записка
2.Принципы построения Программы
3.Нормативно-методические документы
4.Цель программы
5.Основные задачи
6.Программное и методическое обеспечение Программы
7.Возрастная направленность (адресность) Программы
8.Формы организации занятий кружка
9.Результаты освоения Программы
10.График и режим работы кружка
11.Условия реализации Программы и материально-техническое обеспечение работы кружка
12.Тематический план работы кружка
13.Содержание работы кружка (приложение 1)
14.План работы с родителями
15.Список литературы
Введение
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и/или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников. Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир. Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Новизна. В основе программы лежит психолого-педагогических подход, который позволяет знакомить детей с правилами безопасного поведения, широко используя рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы, мультфильмов, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Актуальность. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности. Со временем изменились условия жизни человека. Теперь стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, экологическими проблемами, различными отрицательно-бытовыми факторами.
1. Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Программа кружка «Азбука безопасности создана на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной(2010 год), методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А.Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения»(2008год), примерной основной общеобразовательной программе ДОУ Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы»(2015 год), образовательной программы ДОУ и собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей среднего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Программа рассчитана на 1 год обучения.
2.Принципы, построения Программы
-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям );
-Наглядности (иллюстративность, использование ИКТ, видео, раздаточного и практического материала).
-Деятельности (действия- способа познания).
-Креативности (организация инновационной деятельности ).
-Вариативности (педагог использует разные способы решения проблемных задач).
-Систематичности, непрерывности, взаимосвязи с другими областями).
-Постепенности (от простого к сложному).
-Тактичности, доброжелательного отношения к каждому.
-Принцип сезонности.
-Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса
3.Нормативно-методические документы
В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
"Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности....." ( статья 1.Закона Р.Ф.от 5 марта 1992г.№ 2446-1
Любая общепринятая норма поведения должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения .
Дети являются уязвимым звеном общества. Из-за отсутствия опыта и небольшого багажа знаний. И еще, учитывая возрастные особенности, они являются самыми любознательными.
Повышенная ответственность педагогического коллектива за полноценное развитие, эмоциональное благополучие и жизнь каждого ребенка потребовала работы в данном направлении.
В связи с этим разработана программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и воспитателей. В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», которая способствует развитию индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».
4. Цель – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
5. Задачи:
По разделу «Дорожная азбука»
-Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
-Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы (стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)
-Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть)
-Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части.
-Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху», «внизу», «слева», «справа»)
-Знакомить с детской литературой по дорожной тематике.
По разделу «Мой дом»
-Учить называть свой домашний адрес.
-Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
-Знакомить с электроприборами.
-Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
-Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
-Знакомить с детской литературой по теме
По разделу «Я и природа»
-Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
-Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
-Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды.
-Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
-Знакомить с детской литературой о природе
По разделу «Азбука здоровья»
-Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
-Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
-Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
-Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
-Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
-Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
-Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.
По разделу «Я и другие люди»
-Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
-Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
-Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
-Знакомить с детской литературой по теме
6.Программное и методическое обеспечение Программы:
Программа рассчитана на один год. Формы проведения занятий разнообразны: беседы, викторины, экскурсии и чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, развивающие игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Использование на занятиях дидактических игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр, просмотр презентаций, творческих мастерских, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы, оказывают благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы детей.
7.Возрастная направленность Программы
Возраст детей от 4-5 лет (средняя группа)
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю, по 20 мин.
Место проведения: Группа «Жемчужинки»
Время проведения: вторая половина дня (среда)- 15.30-15.50
8.Формы организации занятий кружка
-Рассказ воспитателя с использованием медиапрезентаций.
-Просмотр видеофильмов.
-Знакомство с произведениями художественной литературы.
-Рассматривание иллюстраций, картин.
-Беседы.
-Создание ситуаций и практическое решение.
-Продуктивная деятельность .
-Практические упражнения для закрепления навыков.
-Инсценировка.
-Развлечения.
9. Результаты освоения Программы
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими детьми;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
- о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
-о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
10.График и режим работы кружка
11.Тематический план работы кружка
Дата | Тема | Цель |
Сентябрь | По дороге в детский сад | Подробно рассказать детям, где безопасно переходить улицу. Рассказать о дорожных знаках «Пешеход» «Дети» «Внимание». Закреплять умение детей применять полученные знания в играх, инсценировках. |
Сентябрь | Игра «Займи свое место» | Закреплять знания о значении красного, желтого, зеленого цветов светофора. |
Сентябрь | Чтение сказки «Теремок» «Старая сказка на новый лад для примерных дошколят» | Повторить значение сигналов светофора, его назначение. |
Сентябрь | Занятие (ИЗО) Аппликация «Автобус» | Учить детей рисовать автобус, закреплять знания о правилах дорожного движения. |
Октябрь | Будем беречь, и охранять природу. | Воспитать у детей природоохранное поведение; развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. |
Октябрь | Съедобные и несъедобные грибы. | Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). |
Октябрь | Занятие (ИЗО) лепка «Съедобный грибок положи в кузовок» | Учить детей рисовать грибы, различать их, съедобные или не съедобные по внешнему виду. |
Октябрь | Съедобные ягоды и ядовитые растения. | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а так же научить различать их и правильно называть. |
Ноябрь | Экскурсия в пожарную часть | Обобщить знания детей о противопожарной безопасности, о профессии пожарного. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей одной из самых опасных профессий. |
Ноябрь | Конкурс рисунков «Огонь и человек» | Обучать детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем. |
Ноябрь | Предновогоднее развлечение «Наряжаем елку» | Выяснить какие игрушки могут быть пожароопасными и почему; сформировать у детей навыки пожароопасного поведения в период новогодних и рождественских праздников. |
Ноябрь | Игра «Опасная сказка» | Закрепить знания правил пожарной безопасности. |
Декабрь | Как вызвать милицию и скорую помощь | Научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02», скорой помощи «03», учить запоминать свой домашний адрес. |
Декабрь | Тренинг | Учить использовать игрушечный телефон или отключенный настоящий аппарат для того чтобы дети научились набирать номера «01», «022, «03». |
Декабрь | Знаешь ли ты свой адрес и телефон. | Учить детей запоминать и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые смогут найти их место жительства. |
Декабрь | Занятие (ИЗО) «Дом, где я живу» | Учить детей рисовать дом в котором они живут, указывать место положение подъезда, окон квартиры. |
Январь | Изучаем свой организм. | Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, сообщить элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм. |
Январь | Чтение сказки «Заячья дорожка» | Познакомить детей с новой сказкой. Рассказать о факторах, укрепляющих здоровье человека, познакомить с основными правилами закаливания организма. |
Январь | День здоровья. | Прививать детям санитарно-гигиенические навыки, потребность быть здоровым, закаленным. Умение в случае заболеваний, не боятся лечится. Принимать лекарства делать уколы. Воспитывать уважительное отношение к докторам. |
Январь | Дидактическая игра «Видим, слышим, ощущаем» | Закреплять представление об органах чувств, упражнять умения анализировать свои ощущения и выражать их вербально. Закреплять слова (видеть, слышать, ощущать) |
Февраль | Конфликты между детьми | Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а так же пользоваться нормами регуляторами. |
Февраль | Занятия (ИЗО) рисование «Детские страхи» | Научить детей справляться с детскими страхами. Учить рисовать свой страх в маленьком квадратике, постепенно «уничтожая» его. |
Февраль | Дидактическая игра «У нас порядок» | Закреплять знания о правилах безопасного поведения в быту. Формировать знания о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место. |
Февраль | Викторина «Знатоки правил безопасности» | Учить детей находить на картинках ситуации нарушения правил безопасности. |
Март | Занятие инсценировка «Когда мамы нет дома» | Учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни. Сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. |
Март | Разбор ситуаций | Обучать детей правилам безопасности в ситуации, когда они остаются дома одни. Познакомить с противоположными качествами людей: злой - добрый. |
Март | Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | Вспомнить с детьми уже знакомую им сказку. Довести до сознания детей о том, что среди людей есть опасные незнакомцы, которым не следует доверять, даже если они имеют приятный внешний вид. |
Март | Если ты потерялся на улице | Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному и продавцу. |
Апрель | Огонь друг или враг | Дать представление о роли огня в жизни человека. Закрепить знания пожарной безопасности; формировать представления о поведении при угрозе пожара. |
Апрель | Чтение отрывков из стихотворения «Не шали с огнем» Д.Лапиня П.Юрциньш | Познакомить детей с новым произведением; продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, осторожному обращению с огнем. |
Апрель | Развлечение «Кошкин дом» | Познакомить детей с «добрыми» и «злыми» делами огня, рассказать, что он издавна был другом человека. Учить осторожному обращению с электроприборами. Воспитывать уважение к опасной профессии пожарного |
Апрель | Эстафеты «Добраться до места происшествия» «Разбор завалов» | Повторение и закрепления элементарных правил пожарной безопасности. Прививать уважение к труду пожарных. |
Май | Игра-загадка «Кто это?» | Учить детей отгадывать загадки. Расширять кругозор ребенка. Развивать мышление и речь. Учить находить домашнее животное по описанию. |
Май | «Осторожно, я кусаюсь» Проблемная ситуация. | Способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с пчелами и осами. |
Май | Общение с природой (занятие инсценировка) | Учить детей ответственному и бережному отношению к природе. Сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными, при встрече неизвестного растения. Воспитывать добрые чувства ко всему живому. |
Май | Кошки и собаки наши друзья | Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером. Воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним. |
12.Условия реализации Программы и материально- техническое обеспечение работы кружка.
Материально – техническое
1. Музыкальный зал
2. Уголок ОБЖ ( в группе)
В группе детского сада оформлен центр «Безопасность», оснащение которого проводится в соответствии с возрастными особенностями детей:
-Лэпбук «ОБЖ»
-Карточки «Безопасность на улице»
-Карточки «Пожарная безопасность»
-Карточки «Безопасность на дороге»
-Светофор
-Дорожные знаки
-Экологические знаки
-Пожарный щит
-Игра «Правила дорожного движения»
-Игра «Составь дорогу»
-Машинки (скорая пожарная полиция)
-Папка-ширма «Правила поведения при пожаре»
-Папка-ширма «Правила дорожного движения»
-Папка-ширма «Безопасность ребенка»
-Папка-ширма «Здоровый образ жизни семьи»
-Раскраски «Безопасность»
-Плакаты
Технические средства
1.Музыкальный центр
2. Ноутбук
13.Содержание работы кружка (приложение 1)
14.План работы с родителями:
Сентябрь
-Беседа «Значение обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения».
-Информация в родительский уголок «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения»
Октябрь
-Выставка литературы в уголке для родителей.
-Консультация: «Профилактика детского травматизма»
Ноябрь
-Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь»
Декабрь
-Беседа «Чем и как занять ребенка дома?»
-Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Зима».
Январь
-Консультация в родительский уголок «Поощрять или наказывать?»
-Изготовить вместе с детьми кормушки для птиц и в зимнее время подкармливать птиц.
Февраль
-Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда?»
Март
-Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника»
-Выставка: «Осторожно! Ядовитые грибы!»
Апрель
-Консультация «Изучаем дорожную азбуку»
-Санбюллетень: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».
Май
-Разместить информацию на стенде в родительском уголке об общении ребенка – дошкольника со старшими детьми.
-Санбюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».
Памятки для родителей
БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ
Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например заброшенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор — основа уличной безопасности.
Ребенок должен запомнить следующие правила:
1. Не выходить на улицу без взрослых.
2. Не играть на тротуаре около проезжей части.
3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).
5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; -детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.
6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.
7. Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.
8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.
9.Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
10.Не привлекать к себе внимание манерой поведения.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрослых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.
Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контролером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разумеется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.
При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.
1.Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.
2.Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.
3.Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров.
4.Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
5.Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ
Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это могут быть милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека, школа). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.
Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в Сбербанке) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.
ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.
КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ
1. Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
2. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.
3. Не подходить и не трогать руками любых животных с детенышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.
4. Нельзя дразнить и мучить животных.
РЕБЕНОК ДОМА
1.Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, включенными электроприборами.
2.Детей старшего дошкольного возраста нужно научить правильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.
3.Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
4.Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.
5. Нужно уметь использовать телефон в случаях возникновения пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в случае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).
6. Нужно знать свой адрес, номера телефонов знакомых взрослых, живущих поблизости.
7. Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников.
8. Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.
ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
1. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым.
2. Обязательно рассказать взрослым о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.
3. Закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых.
4. Сильно замерзло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом.
5. Замерзли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами.
6. Промокли ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА. ДЕТСКИЕ СТРАХИ
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:
• относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их;
• давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»);
• помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»);
• рассказывали о собственных детских страхах;
• давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
• допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
• давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
• реагировали на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»).
15.Список литературы
1. «Правила Дорожного Движения для детей дошкольного возраста» под редакцией Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкиной. ТЦ. Москва 2007 год.
2. «Травы. Какие они?» Т.А. Шорыгина. Москва 2004 год.
3. «Грибы. Какие они?» Т.А. Шорыгина. Москва 2004 год.
4. «Формирование основ безопасности у дошкольников» ФГОС. К.Ю.Белая.
Мозаика-синтез. Москва, 2016 год.
5. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» ФГОС.
Т.Ф.Саулина. Мозаика-синтез. Москва, 2016 год.
6. «Детская безопасность» В.А.Шипунова. Издательский Дом «Цветной мир»
Москва, 2013 год.
7. «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филененко. Москва, 1979 год.
8. «Три сигнала светофора» Т.Ф.Саулина. Москва, 1989 год.
9. «Правила безопасности дома и на улице» С.А.Шинкарчук. Санкт-Петпрбург, 1997 год.
10. «Азбука пешехода для дошкольников»
11. «Уроки Айболита. Расти здоровым» под редакцией доктора медицинских наук профессора В.В.Колбанова. Издательство «Акцидент», Санкт-Петербург, 1997 год.
11. «Воспитай-ка. Правила поведения для малышей» Москва, 2013 год.
12. «Как правильно вести себя» Этикет для малышей. Ю.Чичев.
13. «Быть послушным хорошо» О.Корнеева, 2010 год.
14.http://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»
15 .http://festival.1september.ru/articles/517441/
16..Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
17.С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...