Познавательное занятие "ОГОНЬ"
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) на тему
Цель:
познакомить детей со свойствами огня, существованием огня в природе, его силой и неукротимостью. Обратить внимание детей на значение огня в жизни человека, возможности его использования и правила обращения с огнём. Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты); знать, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательное занятие "ОГОНЬ" | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГОНЬ.
Цель:
познакомить детей со свойствами огня, существованием огня в природе, его силой и неукротимостью. Обратить внимание детей на значение огня в жизни человека, возможности его использования и правила обращения с огнём. Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты); знать, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.
Оборудование:
стеклянная банка, свеча, вода, песок, деревянные палочки, песок, кусочек резины, ткань, ложка, вата, стеклянная колба, металлический поднос, спички.
Ход занятия.
Воспитатель:
На пламя костра можно смотреть без конца. Наверное, это осталось у нас от наших предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своём жилище.
Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование.
- Где мы встречаем огонь?
- Для чего он служит людям? (на огне варят пищу, он спасает от холода, отпугивает хищников, даёт нам свет).
Огню поклонялись как божеству; о нём складывали легенды.
Но огонь может таить в себе опасность. Какую?
Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, который уничтожает порой целые города.
Чтобы подчинить себе огонь, надо знать его секреты.
Чтобы развести огонь, необходимы три вещи.
Первое – это горючее (дрова, газ, жир), второе – кислород, который находится в воздухе. Горючее быстро начинает соединяться с кислородом. Когда в костре горят дрова или в плите горит газ, происходит взаимодействие между топливом и кислородом, появляется свет и тепло – это и есть огонь.
Поэтому третьей вещью, необходимой для разведения огня – является тепло.
Бумага или дерево не могут загореться просто от одного воздействия на них воздуха. Обычно для этого нужна зажжённая спичка, свеча. Когда бумага нагревается очень сильно, кислород активно вступает с ней в реакцию,- и бумагу охватывает пламя. Проведём некоторые опыты.
Опыт № 1.
Зажжённую свечу накрываем стеклянной банкой, через некоторое время свеча гаснет. Почему?
Вывод:
мы закрыли свечу банкой, прекратился доступ кислорода, а если нет кислорода, то огонь гаснет.
Опыт № 2.
Зажечь бумагу. Залить водой. Что произошло? Огонь погас. Почему?
Вывод:
Мы ликвидировали тепло (жар), понизили температуру. Вода вбирает в себя тепло горящей бумаги и понижает температуру. Бумага перестаёт гореть.
Но в некоторых случаях огонь нельзя затушить водой, тогда применяют песок или специальный пенный раствор.
А теперь посмотрим, что может гореть в огне, а что нет.
Опыт № 3.
На подносе лежат предметы, стоит горящая свеча. Воспитатель проводит опыты.
Вывод:
Горит – дерево, бумага, резина, ткань, вата.
Не горит – ложка, стекло.
Так, где же используется огонь? (Варим пищу, отпугивает хищников, спасает от холода, даёт тепло).
Но чтобы получить столько тепла, сколько надо людям, требуется громадное количество топлива. В глубоких шахтах и гигантских карьерах добывают горы каменного угля. Из нефтяных скважин выкачивают нефть, люди добывают газ. Всё это нужно не только для того, чтобы согреть нас. Огонь горит в топках электростанций, и мы получаем по проводам электрический ток, который служит для освещения домов, школ, детских садов.
Топливо сгорает в моторах и реактивных двигателях.
Значит, сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли.
Но огонь может принести вред и горе.
А без доброго огня
не обойтись ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он ребятам греет ужин,
Хлеб печет, стирает платье.
Вот за что ему почет.
Воспитатель:
Чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы должны уметь правильно с ним обращаться.
Чтение «Кошкин дом».
После идет беседа:
Какую очень большую ошибку сделали герои этого стихотворения?
- Почему они не смогли потушить пожар? (Паника)
- Как бы вы поступили?
- Кто назовет номер пожарной службы?
- Почему 01?
- Как называется профессия людей, которые тушат пожары?
Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.
Деревянные сестрички
В коробочке, это (спички) – показывает.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя,
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон 01.
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
обходите стороной
Маленькие детки.
А чтоб не случилось в твоем доме беда,
Советы родителей
Слушай всегда.
Легче чем пожар тушить,
Нам его предупредить.
Ребята, напомните мне правила поведения при пожаре.
Правила:
1. Позвонить “01”, “02”, “03” и сообщить адрес, поставить в известность заведующую садом.
2. Узнать есть ли в помещении люди, и помочь им выбраться.
3. В случае сильного задымления ползти по полу, прикрыть рот и нос мокрой тряпкой.
4. Нельзя открывать окна.
5. Дружно, всем вместе продвигаться к выходу в соответствии с планом.
6. Внимательно слушать указания взрослых.
7. Не паниковать.
Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали.
Литература:
1. Энциклопедия для детей « Всё обо всём».стр.262
2. Кэти Уоллард «Как и почему?»
3. Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...