Познавательное занятие "ОГОНЬ"
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) на тему

Гетало Ирина Николаевна

Цель:

познакомить детей со свойствами огня, существованием огня в    природе, его силой и неукротимостью. Обратить внимание детей на значение огня в жизни человека, возможности его использования и правила обращения с огнём. Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты); знать, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательное занятие "ОГОНЬ"19.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                ОГОНЬ.

Цель: 

познакомить детей со свойствами огня, существованием огня в    природе, его силой и неукротимостью. Обратить внимание детей на значение огня в жизни человека, возможности его использования и правила обращения с огнём. Способствовать овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать к каким вещам в доме запрещено прикасаться (спички, электрические приборы и инструменты); знать, как и в каких случаях звонить по телефону в службу спасения.

Оборудование: 

стеклянная банка, свеча, вода, песок, деревянные палочки, песок, кусочек резины, ткань, ложка, вата, стеклянная колба, металлический поднос, спички.

                                      Ход занятия.

Воспитатель:

На пламя костра можно смотреть без конца. Наверное, это осталось у нас от наших предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своём жилище.

Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование.

  • Где мы встречаем огонь?
  • Для чего он служит людям? (на огне варят пищу, он спасает от холода, отпугивает хищников, даёт нам свет).

Огню поклонялись как божеству; о нём складывали легенды.

Но огонь может таить в себе опасность. Какую?

Выйдя из повиновения, он становится бешеным врагом, который уничтожает порой целые города.

Чтобы подчинить себе огонь, надо знать его секреты.

Чтобы развести огонь, необходимы три вещи.

Первое – это горючее (дрова, газ, жир), второе – кислород, который находится в воздухе. Горючее быстро начинает соединяться с кислородом. Когда в костре горят дрова или в плите горит газ, происходит взаимодействие между топливом и кислородом, появляется свет и тепло – это и есть огонь.

Поэтому третьей вещью, необходимой для разведения огня – является тепло.

Бумага или дерево не могут загореться просто от одного воздействия на них воздуха. Обычно для этого нужна зажжённая спичка, свеча. Когда бумага нагревается очень сильно, кислород активно вступает с ней в реакцию,- и бумагу охватывает пламя. Проведём некоторые опыты.

Опыт № 1.

Зажжённую свечу накрываем стеклянной банкой, через некоторое время свеча гаснет. Почему?

Вывод:

мы закрыли свечу банкой, прекратился доступ кислорода, а если нет кислорода, то огонь гаснет.

Опыт № 2.

Зажечь бумагу. Залить водой. Что произошло? Огонь погас. Почему?

Вывод:

Мы ликвидировали тепло (жар), понизили температуру. Вода вбирает в себя тепло горящей бумаги и понижает температуру. Бумага перестаёт гореть.

Но в некоторых случаях огонь нельзя затушить водой, тогда применяют песок или специальный пенный раствор.

А теперь посмотрим, что может гореть в огне, а что нет.

Опыт № 3.

На подносе лежат предметы, стоит горящая свеча. Воспитатель проводит опыты.

Вывод:

Горит – дерево, бумага, резина, ткань, вата.

Не горит – ложка, стекло.

Так, где же используется огонь? (Варим пищу, отпугивает хищников, спасает от холода, даёт тепло).

Но чтобы получить столько тепла, сколько надо людям, требуется громадное количество топлива. В глубоких шахтах и гигантских карьерах добывают горы каменного угля. Из нефтяных скважин выкачивают нефть, люди добывают газ. Всё это нужно не только для того, чтобы согреть нас. Огонь горит в топках электростанций, и мы получаем по проводам электрический ток, который служит для освещения домов, школ, детских садов.

Топливо сгорает в моторах и реактивных двигателях.

Значит, сила огня движет и автомобили, и самолёты, и космические корабли.

Но огонь может принести вред и горе.

А без доброго огня
не обойтись ни дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак,
Он ребятам греет ужин,
Хлеб печет, стирает платье.
Вот за что ему почет.

Воспитатель: 

Чтобы огонь приносил нам только радость и пользу, мы    должны уметь правильно с ним обращаться.

                         

                              Чтение «Кошкин дом».

                              После идет беседа:

Какую очень большую ошибку сделали герои этого стихотворения?

  • Почему они не смогли потушить пожар? (Паника)
  • Как бы вы поступили?
  • Кто назовет номер пожарной службы?
  • Почему 01?
  • Как называется профессия людей, которые тушат пожары?

          Чтобы пожаров избежать,
          Нужно много детям знать.

Деревянные сестрички
В коробочке, это (спички) – показывает.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя,
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон 01.
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
обходите стороной
Маленькие детки.

А чтоб не случилось в твоем доме беда,
Советы родителей
Слушай всегда.
Легче чем пожар тушить,
Нам его предупредить.

Ребята, напомните мне правила поведения при пожаре.

Правила:

1. Позвонить “01”, “02”, “03” и сообщить адрес, поставить в известность заведующую садом.

2. Узнать есть ли в помещении люди, и помочь им выбраться.

3. В случае сильного задымления ползти по полу, прикрыть рот и нос мокрой тряпкой.

4. Нельзя открывать окна.

5. Дружно, всем вместе продвигаться к выходу в соответствии с планом.

6. Внимательно слушать указания взрослых.

7. Не паниковать.

Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня работали.

Литература:

1. Энциклопедия для детей « Всё обо всём».стр.262

2. Кэти Уоллард «Как и почему?»

3. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.

В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя  дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду

материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....

ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные

ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...