ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Островок безопасности»
рабочая программа по обж на тему
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Островок безопасности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostravok_bezopasnosti.docx | 138.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад№61 «Соловушка»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Островок безопасности»
Составитель:
Воспитатель
Никитина Т.А.
1. Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
2 | Паспорт программы | 3 |
3 | Пояснительная записка | 4 |
3.1 | Цели и задачи программы | 5 |
3.2 | Планируемые результаты | 8 |
3.3 | Объем образовательной нагрузки | 11 |
4 | Содержание программы "Островок безопасности" | 12 |
5 | Организационно педагогические условия | 17 |
5.1 | Учебный план | 17 |
5.2 | Расписание занятий | 17 |
5.3 | Программно-методическое обеспечение | 18 |
5.4 | Материально – технические обеспечение | 19 |
6 | Мониторинг | 20 |
7 | Список литературы | 22 |
2.Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДПОУ для проведения занятийпо основам знаний по безопасности жизнедеятельности " Островок безопасности" |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 "Соловушка" родители (законные представители) |
Создатель программы | Воспитатель Никитина Т.А. |
Цель программы | Воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. |
Задачи программы |
|
3.Пояснительная записка.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения.
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведения об элементарных правилах безопасной жизнедеятельности человека (пожарная безопасность, обучение правилам дорожного движения, личная безопасность), об опасных и вредных факторах различного происхождения, о способах, методах и приемах защиты человека от их воздействия, о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях.
3.1 Цели и задачи
Цель кружка – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи кружка:
1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
По разделу «Дорожная азбука»
- Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
- Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы(стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)
- Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть
- Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части
- Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)
- Знакомить с детской литературой по дорожной тематике
По разделу «Мой дом»
- Учить называть свой домашний адрес.
- Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
- Знакомить с электроприборами.
- Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
- Знакомить с детской литературой по теме
По разделу «Я и природа»
- Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
- Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
- Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
- Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
- Знакомить с детской литературой о природе
По разделу «Азбука здоровья»
- Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т.д.
- Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
- Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
- Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
- Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
- Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
- Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.
По разделу «Я и другие люди»
- Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
- Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
- Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
- Знакомить с детской литературой по теме
3.2 Планируемые результаты
В результате воспитанники будут иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
3.3. Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы -1 год
программа расчитанна на два занятия в неделю, продолжительностью 1 занятие - 25 минут
4. Содержание программы
Месяцы по неделям | Работа с детьми | |
тема | Задачи, форма проведения | |
Сентябрь | ||
1 неделя 2 занятия | Педагогическая диагностика | Выявление уровня представлений о безопасном поведении Опрос |
2 неделя «Мой дом» | Пожароопасные предметы | Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно |
2 неделя | Предметы, требующие осторожного обращения | Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения |
3 неделя 2 занятия | Использование и хранение опасных предметов | Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. |
4 неделя2 занятия | Пожар | Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара |
Октябрь | ||
1 неделя 2 занятия | Как вызвать милицию | Рассказать о профессии «милиционер», познакомить с номером «02», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях. |
2 неделя 2 занятия | Скорая помощь | Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «03», научить вызывать скорую помощь по телефону. |
3 неделя 2 занятия | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности | Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями. |
4 неделя Азбука здоровья 2 занятия | Как устроено тело человека | Рассказать, как устроено тело человека. |
Ноябрь | ||
1 неделя 2 занятия | Отношение к больному человеку | Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей. |
2 неделя 2 занятия | Микробы и вирусы | Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах. |
3 неделя 2 занятия | Здоровье и болезнь | Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. |
4 неделя 2 занятия | Личная гигиена | Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур. |
Декабрь | ||
1неделя 2 занятия | Витамины и здоровый организм | Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. |
2 неделя 2 занятия | Здоровая пища | Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание. |
3неделя 2 занятия | Режим дня | Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. |
4неделя 2 занятия | Детские страхи | Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха. |
Январь | ||
1 неделя 2 занятия | Педагогическая Диагностика | Выявление уровня представлений о безопасном поведении Опрос |
2 неделя Дорожная азбука 2 занятия | В городском транспорте | Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте |
3 неделя 2 занятия | Наши помощники на дороге | Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками. |
4 неделя 2 занятия | Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их. |
Февраль | ||
1 неделя 2 занятия | Катание на велосипеде, самокате и роликах | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций. |
2 неделя 2 занятия | Опасные участки на пешеходной части улицы | Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы. |
3неделя 2 занятия | Безопасное поведение на улице | Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал. |
4 неделя 2 занятия | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице. |
Март | ||
1 неделя 2 занятия | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить где живешь | Отработать с детьми запоминание и твердое знание своего адреса; умение называть ориентиры, по которым можно найти свое место жительства. |
2 неделя Я и природа 2 занятия | Почему хорошо на свете? | Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы. |
3 неделя 2 занятия | Будем беречь и охранять природу | Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле |
4 неделя 2 занятия | Съедобные и несъедобные грибы | Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду. |
Апрель | ||
1 неделя 2 занятия | Съедобные ягоды и ядовитые растения | Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним признакам. |
2 неделя 2 занятия | Сбор грибов и ягод | Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях по темам: «Съедобные и несъедобные грибы», «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
3 неделя 2 занятия | Контакты с животными | Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным. |
4неделя Я и другие люди 2 занятия | Внешность человека может быть обманчива | Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения. |
Май | ||
1 неделя 2 занятия | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице | Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми. |
2 неделя 2 занятия | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома. | Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях. |
3 неделя 2 занятия | Ребенок и его старшие приятели | Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие. |
4 неделя 2 занятия | Педагогическая Диагностика | Выявление уровня представлений о безопасном поведении Опрос |
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
Направления работы | Количество занятий |
Мой дом | 12 |
Азбука здоровья | 18 |
Дорожная азбука | 16 |
Я и природа | 12 |
Я и другие люди | 8 |
5.2 Расписание занятий
Дни недели | Время |
Вторник | 15.30-15.55 |
Четверг | 15.30-15.55 |
5.3 Программно-методическое обеспечение
- необходимые материалы и инструменты для экспериментов и проигрывания ситуаций
- Предметы и муляжи по ПДД и ППБ;
- картотека сюжетно –ролевых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
- ИТК
5.4 Материально – технические условия для реализации программы
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания богатой развивающей среды:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов;
- стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул;
- правильное освещение;
- магнитофон;
- компьютер;
- DVD
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
6. Мониторинг
" Островок безопасности"
Руководитель кружка_____________________________________________ Дата ____________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дорожная азбука | Мой дом | Я и природа | Азбука здоровья | Я и другие люди |
Оценка работы по 3-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень развития;
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы:
2,5 – 3 балла – высокий уровень
1,5 – 2,4 – средний уровень
1,4 и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
7. Список литературы.
- Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 160 c.
- Анастасова, Л. П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности / Л. П. Анастасова, И.В. Иванова, П.В. Ижевский - М.: Просвещение, 1996. -144 с.
- Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей /Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
- Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.
- Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. – 2007 . - № 3.- С. 19 – 20.
- Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2006., - 200 с.
- Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.
- Нуждина О.Е. Профилактика дорожного травматизма в детском саду // Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. – 2006 . - № 5. – С. 40 – 44 План – программа по профилактике дорожного травматизма.
- Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольноеноспитание. 1999. № 10. – С. 44-52.
- Познаем, общаемся, играем: Методическое пособие /Сост. Н.А.Олюнина / Под научн. ред. Т.И.Софроновой. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования», 2007. – 192 с.
- Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.- С. 111 – 113.
- http://ddd-gazeta.ru – газета «Добрая дорога детства»
- http://festival.1september.ru/articles/517441/ - Диагностический материал по ПДД + конспект по ПДД с дошкольниками
- Журнал «Ребёнок в детском саду» № 6 2006 год.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5 2006 год.
- С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
Данный проект расчитан для работы с родителями старших дошкольников.Основная его цель-повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме чер...
Презентация проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
Данная презентация расчитана для работы с родителями старших дошкольников.Основной её целю- повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социу...
Опыт работы по теме самообразования и реализации проекта "Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в быту и социуме через организацию работы клуба"Островок безопасности".
В данной статье описан опыт педагога по реализации проекта-«Повышение педагогической компетентности родителей по формированию безопасного поведения детей в социуме через организацию работы клуба «Остр...
Программа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Островок безопасности»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безо...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в разновозрастной группе «Островок безопасности»
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьк...
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями Безопасность жизнедеятельности Тема: «Островок Безопасности»
Совместный проект воспитателя с детьми и их родителямиБезопасность жизнедеятельностиТема: «Островок Безопасности»...
Методическая разработка по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Островок безопасности»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека на сегодняшний день признается во всем мире. Очевидно, что особенная роль в обеспечении безопасности и жизнедеятельности отдельной личности и общества ...