Парциальная программа "Дорожная азбука"
рабочая программа по обж на тему
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_dorozhnaya_azbuka.docx | 33.15 КБ |
perspektivnyy_plan_po_pdd.doc | 139.5 КБ |
chto_dolzhen_znat_rebenok.doc | 35.5 КБ |
pamyatka_po_pdd.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
Муниципальное образование «Кабанское»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Образовательное учреждение детский сад № 15
Парциальная программа
«Дорожная азбука»
/ Знакомство с основами безопасного поведения на дороге /
Воспитатель Кривошеева И.В.
2016 год
Пояснительная записка
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах необходимо уделять большое внимание. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарные незнания основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самым быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановки. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившееся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять веселую игру. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появления опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши овладевают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача - донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалось жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить так же своих детей.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Актуальность:
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части.
Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовки водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
- Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
- Отслеживать знания и умений детей в начале и конце учебного года.
- Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах.
- Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Для решения поставленных задач важно обеспечить соблюдение следующих
Условий:
- Организация предметно-развивающей среды с учетом избранного направления;
- Библиотека методической и художественной литературы.
- Нагдядно-дидактические пособия.
- Медиатека мультфильмов на тему: «Правила дорожного движения»
Принципы организации образовательного процесса:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
- Участие в соревнованиях.
Содержание работы:
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
набор транспортных средств;
иллюстрации с изображением транспортных средств;
кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостореннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
макет светофора с переключающимися сигналами;
дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
набор дорожных знаков:
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»,
предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»,
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
Интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Диагностическая карта по формированию правил дорожного движения.
вторая младшая группа
№ п\п | Фамилия имя ребенка | Виды транспорта | Название частей транспорта | Сигналы светофора для пешеходов | Практические навыки | Входящая | Итоговая | |||||
грузовой | легковой | общественный | грузового | легкового | общественного | Различает сигналы светофора | назначение сигналов светофора | |||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 |
Критерии качества:
Высокий: По просьбе взрослого уверено называет на картинке вид транспорта. Понимает обобщающее понятие «транспорт», называет управляющих транспортным средством «шофер», «водитель». Уверенно называет части транспортного средства, опираясь на предложенную карту – схему. Называет и показывает сигналы светофора, используя макет, картинку. Умеет применять полученные знания и навыки в дидактических, настольно-печатных играх. Знает назначение сигналов светофора для пешеходов, выполняет действия в соответствии с сигналом, может пояснить свой выбор. В самостоятельной игровой деятельности использует полученные знания и умения.
Средний: Называет и различает виды транспорта (автомобиль, грузовик, автобус) Знает, кто управляет транспортом (шофер). Называет части транспортного средства, с помощью педагога.
Называет и показывает сигналы светофора, используя макет ,картинку. Выполняет действия по сигналу светофора, без помощи взрослого. Участвует в организованной игре, выполняет правила по показу педагога.
Низкий: Неуверенно находит названный и показанный транспорт. Обозначает одним словом «машина» Неуверенно, с помощью педагога показывает названные части транспортного средства.
По просьбе взрослого показывает сигналы светофора на макете. Неуверенно использует сигнал светофора, выполняя задание педагога. Самостоятельно не применяет знания правил дорожного движения в игровой деятельности.
Диагностическая карта уровня детей по формированию правил дорожного движения.
средняя группа
№ п\п | Фамилия имя ребенка | Виды транспорта | Дорожные термины | Сигналы светофора для пешеходов | Практические навыки | Входящая | Итоговая | |||||
грузовой | легковой | маршрутный | тротуар | Проезжая часть | Различает сигналы светофора | назначение сигналов светофора | Ориентировка в пространстве | Поведение в общественном транспорте | ||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 |
Критерии качества:
Высокий: По просьбе взрослого уверено называет на картинке вид транспорта, называет управляющих транспортным средством («шофер», «водитель»), может пояснить, для какого вида деятельности предназначено данное транспортное средство. На макете улицы выполняет действия, соответствующие пешеходам, может объяснить свои действия, использует в речи слова «тротуар», «проезжая часть». Называет и показывает сигналы светофора ,используя макет, картинку. Умеет применять полученные знания и навыки в дидактических, настольно-печатных играх. Знает ,что транспортное средство большего габарита, кусты. сугробы. деревья. медленно идущий транспорт таит в себе большую опасность, т.к. из-за них плохо видна обстановка окружающей местности. Может пояснить свои действия. Рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте, самостоятельно делает выводы о необходимости их соблюдения
Средний: Называет и различает виды транспорта (автомобиль, грузовик, автобус) Знает, кто управляет транспортом (шофер). Называет части транспортного средства, с помощью педагога.
Называет и показывает сигналы светофора, используя макет ,картинку. Выполняет действия по сигналу светофора, без помощи взрослого. Участвует в организованной игре, выполняет правила по показу педагога. Знает, что транспортное средство большего габарита, кусты. сугробы. деревья. медленно идущий транспорт таит в себе большую опасность, т.к. из-за них плохо видна обстановка окружающей местности. Совместно о со взрослым выполняет соответствующие действия, применяет свои знания на практике. Знает правила поведения в общественном транспорте, но не поясняет причины их соблюдения
Низкий: Неуверенно находит названный и показанный транспорт. Обозначает одним словом «машина» Неуверенно, с помощью педагога показывает названные части транспортного средства.
По просьбе взрослого показывает сигналы светофора на макете. Неуверенно использует сигнал светофора, выполняя задание педагога. Самостоятельно не применяет знания правил дорожного движения в игровой деятельности. Ориентируется в ближайшем окружении с помощью взрослого .Выполняет действия совместно и по показу взрослого, имеющиеся знания не применяет в практической деятельности. Называет некоторые правила поведения в общественном транспорте.
Диагностическая карта уровня детей по формированию правил дорожного движения.
старшая группа
№ п\п | Фамилия имя ребенка | Транспорт | Дорожные термины | Сигналы светофора для пешеходов и водителей | Практические навыки | Входящая | Итоговая | ||||||
тротуар | Проезжая часть | Пешеходный переход | Различает сигналы светофора | назначение сигналов светофора | Ориентировка в пространстве | Поведение в общественном транспорте | |||||||
пешеход | водитель | пешеход | водитель | ||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
Критерии качества:
Высокий: просьбе взрослого уверено называет на картинке вид транспорта» ,называет управляющих транспортным средством ( «шофер», «водитель»),может пояснить для какого вида деятельности предназначено данное транспортное средство без опоры на наглядность. На макете улицы выполняет действия, соответствующие пешеходам, может объяснить свои действия, использует в речи слова «тротуар», «проезжая часть», пешеходный переход. Называет и показывает сигналы светофора, используя макет, картинку. Умеет применять полученные знания и навыки в дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых играх. Знает назначение сигналов светофора для водителей, выполняет действия в соответствии с сигналом в сюжетно- ролевой игре. Знает правила дорожного движения пешехода. Самостоятельно использует полученные знания в игровой деятельности. Рассказывает о правилах поведения в общественном транспорте, самостоятельно делает выводы о необходимости их соблюдения.
Средний: Называет и различает виды транспорта, знает его назначение , кто управляет данным видом транспорта (шофер, водитель). На макете улицы находит объекты: «тротуар», «проезжую часть», «пешеходный переход» выполняет действия, соответствующие пешеходам. Называет и показывает сигналы светофора, используя макет, картинку. Выполняет действия по сигналу светофора, без помощи взрослого. Неуверенно выполняет правила дорожного движения в игровой деятельности. Знает правила поведения в общественном транспорте, но не поясняет причины их соблюдения.
Низкий: Неуверенно находит названный транспорт. Называет назначение некоторых видов транспорта, кто им управляет. С помощью взрослого находит на картинках:
- «тротуар», ориентируясь на идущих по нему людей;
-«проезжую часть» по проезжающему по ней транспорту
-«пешеходный переход»- по разметке «зебра». По просьбе взрослого показывает сигналы светофора на макете. Неуверенно использует сигнал светофора, выполняя задание педагога. С помощью взрослого выполняет правила дорожного движения в игровой деятельности. Называет некоторые правила поведения в общественном транспорте.
Список используемой литературы:
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. ,1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. , 2002.
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М. , 2004.
Бутырина Н. М. , Боруха С. Ю, Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М. ,2004.
Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная пелагогика. 2006. №5
Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском. – М. ,2006.
Козлов А. В. , Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. ,2000.
Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО «Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2002.
Майер А. А. , Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград:ИТД «Корифей»
Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. – Волгоград:ИТД «Корифей»
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошк. /Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др. , - М. ,2003.
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Предварительный просмотр:
Перспективный тематический план работы
Первая младшая группа
Месяц | Тема занятия | Задачи | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Сентябрь | Мы знакомимся с улицей | Познакомить детей с улицей (проезжая часть, тротуар, бордюр, дома, деревья, кусты). | Консультация «Моя улица» | |
Продуктивная ( конструктивная) деятельность « Широкая и узкая дорожка». Прогулка по территории сада Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». | ||||
Октябрь | Транспорт на проезжей части улицы. | Обратить внимание на то, что машины ездят по дороге | 1. Разучивание стихотворения А.Барто «Грузовик». 2.Игра «Угадай транспорт» | 3.Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» |
Ноябрь | Профессия – водитель. | Познакомить детей с профессией «водитель» (он управляет автомобилем, перевозит грузы, людей). | Сюжетно - ролевая игра «Шофёр водит машину». Продуктивная деятельность( рисование) « Колеса к машине». | Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле» |
Декабрь | Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей Шофёр. | Дать детям представление о грузовом и пассажирском транспорте, Закрепить знания о составных частях грузовой машины. | Рассматривание рисунков с изображением автобуса и грузовика. Д/игра «Чего не хватает». . | Консультация для родителей « Внимание дорога».. |
Январь | Улица. | Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, закрепить знания о пешеходном переходе. | Подвижная игра «Цветные автомобили». Продуктивная деятельность ( конструирование) «Гараж для машин». | Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо знакомить детей с ПДД. |
Февраль | Грузовая и легковая машина, автобус | Учить различать виды транспорта, выделять части машины и их расположение в ней | Словесная игра «Изобрази сигнал машины» С/ролевая игра « Автобус». | Консультация: « Безопасность в общественном транспорте» |
Март | Мой друг светофор. | Закрепить знание о значении светофора на дороге, о сигналах светофора. | Беседа « Светофор» П / игра « Светофор» И\ситуация «Зайка переходит через дорогу» | Стенд «Это мы знаем» |
Апрель | Труд водителя | Развивать у детей интерес к машинам, работе водителя, правилам дорожного движения | Беседы по сюжетным картинкам. Дидактическая игра « Собери такой же автомобиль» С/ролевая игра « Едем на автобусе». | Консультация «Будьте примером для ваших детей!» |
Май | Не попади в беду на дороге | Побуждать замечать изменения во дворе, знать, откуда может появиться машина; развивать умение определять расположение транспорта на проезжей части ( близко – далеко) | И\ситуация «Мы по улице шагаем» В. Берестов «Про машину» А. Барто « Грузовик» | Рекомендации: « Что должен знать ребёнок младшей группы о правилах дорожного движения |
Вторая младшая группа
Месяц | Тема занятия | Задачи | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Сентябрь | Рассказ воспитателя «Мы знакомимся с улицей» | Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге. | П/и «Воробушки и автомобиль» | Оформление наглядной агитации, информации по ОБЖ Ознакомление с Программой знаний и умений детей 3 -4 - лет по данной теме |
| ||||
Октябрь | Конструирование из строительного материала «Дорога для машин» | Закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность. | П/и «Цветные автомобили» Строительные игры | Выставка литературы на тему «Дети и дорога» |
Ноябрь | Знакомство со светофором | Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах. | Рассматривание светофора на площадке ПДД Чтение произведения О. Тарутина «Для чего нам нужен светофор | Д/з: Закрепить дома знание сигналов светофора. Выучить отрывок из стихотворения С.Михалкова «Если свет зажегся красный, |
Декабрь | Аппликация «Светофор» | Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый). | Д/и «Соберем светофор» Д/и «Красный, зеленый» | Обновление наглядной агитации, информации по ОБЖ |
Январь | «Мы на прогулке» | Уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди, о транспорте. | Чтение стихотворения М. Пляцковского «Стоп, машина!» | Д/з: Выучить с ребенком правило: Перед быстрою машиной Никому нельзя бежать. У дороги надо маму Крепко за руку держать. |
Февраль | Знакомство с автобусом | Учить различать транспорт по внешнему виду; Называть основные части автомобиля; Закреплять навыки поведения в автобусе. | Наблюдения на прогулках Игры на площадке ПДД Д/и «Сложи картинку» (2 части) | Выставка дидактических плакатов «Дети и дорога» |
Март | Аппликация «Автобус» | Учить различать предметы прямоугольной, круглой и квадратной форм. Закрепить навыки нанесения клея на деталь аппликации; ориентироваться на листе бумаги, приклеивая детали в необходимых местах; воспитывать в процессе совместной работы дружелюбие. | Рассматривание картины «Едем в автобусе» С/р игра «Путешествие» | Обновление наглядной агитации, информации по ОБЖ |
Апрель | Рассматривание грузового автомобиля | Познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, колёса, руль). | Наблюдения на прогулках Создание альбома «Какие бывают автомобили» | Д/з: Подобрать картинки с изображением грузовых автомобилей разных видов |
Май | Конструирование «Ворота для автомобилей» | Учить строить ворота низкие и высокие. Разбирать постройки, складывать материал в коробки. | Рассматривание альбома «Какие бывают автомобили» Д/и «Сложи картинку» (4 части) Лото «Транспорт» | Индивидуальные беседы |
Средняя группа
Месяц | Тема занятия | Задачи | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Сентябрь | «Что такое улица?» | Закрепить навыки культурного поведения на дороге. | Игры с песком «Улица нашего поселка» | Оформление наглядной агитации, информации по ОБЖ Ознакомление с Программой знаний и умений детей 4 – 5 лет по данной теме Анкетирование родителей воспитанников «Я и мой ребенок на улицах поселка» Д/з: Выучить с ребенком домашний адрес |
Октябрь | «Мы – пешеходы», правила поведения на дороге. | Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход. | Беседа «Как я шел в детский сад» | Выставка методической литературы по теме Д/з При переходе проезжей части обращать внимание детей на обозначения пешеходных переходов Выучить отрывок из стихотворения Я. Пишумова «Эй, машины, полный ход! Я примерный пешеход: Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю» |
Ноябрь | «Наш помощник – светофор» | Объяснить детям, для чего нужен светофор, рассказать, как он выглядит. Уточнить, что обозначают цвета светофора. | Изготовление атрибутов для П/и «Цветные автомобили» П/и «Красный, желтый, зеленый» | Выставка детской художественной литературы по теме Д/з: Повторить правила перехода через проезжую часть по сигналам светофора. |
Декабрь | «Наблюдение за движущимся транспортом» | Закрепить знания детей о видах транспорта. | Беседа о труде водителя Пополнение альбома «Какие бывают автомобили» | Обновление наглядной агитации, информации по ОБЖ Д/з: Подобрать картинки с изображением общественного транспорта |
Январь | Аппликация «Мы переходим улицу» | Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения | Досуг «Изучаем дорожную азбуку» | Распространение памяток о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Выставка д/и, пособий по ознакомлению дошкольников с ПДД |
Февраль | Конструирование «Гараж для машины» | Учить детей делать постройки из бросового материала (кубики) | Рассматривание альбома «Какие бывают автомобили» Строительные игры «Машины на нашей улице» | Д/з: Рисование «Самый лучший автомобиль» |
Март | Знакомство с трамваем и троллейбусом. | Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: Троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам. | П/и «Трамвай» Разучивание песни-игры «Автобус» Игры на площадке ПДД | Обновление наглядной агитации, информации по ОБЖ Д/з: Совершить поездку на автобусе |
Апрель | Беседа о правилах поведения в общественном транспорте | Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём. | Беседа «Как я ехал в автобусе» Изготовление атрибутов для с/р игры «Пассажиры» С/р игра «Пассажиры» | Привлечь родителей воспитанников к изготовлению атрибутов к с/р игре «Пассажиры» |
Май | «Весна, весна на улице...» | Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице. | Чтение стихотворений «Мяч» С. Маршака, «Самокат» Н. Кончаловской Итоговая диагностика | Индивидуальные беседы о динамике усвоения ребенком знаний и умений по данному разделу программы |
Фотовыставка «Путешествуем всей семьей!»!» |
Старший группа
Месяц | Тема занятия | Задачи | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Сентябрь | Целевая прогулка «Улицы нашего поселка» | Учить детей не нарушать правила дорожного движения, гулять на улице только с родителями и под их присмотром. | Чтение рассказа И. Серебрякова «Улица, где все спешат», стихотворения С. Михалкова «Скверная история» Катание на самокатах, велосипедах | Оформление наглядной агитации, информации по ОБЖ Ознакомление с Программой знаний и умений детей 5 – 6 лет по данной теме Анкетирование родителей воспитанников «Я и мой ребенок на улицах поселка» Д/з: Повторить с ребенком знание домашнего адреса |
Выставка рисунков «Осторожно: опасность!» | ||||
Октябрь | «Переходим через дорогу, где нет светофора» | Закрепить знание о значении светофора на дороге, правила регулирования движения транспорта и пешеходов | Рассматривание картины «Милиционер-регулировщик» Разучивание песни «Пешеход» Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль» П/и «Светофор», «Стоп» | Выставка детской художественной литературы по теме Материал наглядной агитации: «Переходим через улицу» Памятки для родителей «Правила перехода через дорогу» Д/з: Выучить с детьми правило перехода через дорогу Составить рассказ «Мой путь в детский сад» |
Ноябрь | «Наши помощники – дорожные знаки» | Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра» | Аппликация «Дорожные знаки» (для с/р игр) Беседа «Как я иду в детский сад» Лото «Дорожные знаки» Д/и «Светофор» Встреча с инспектором ГИБДД | Д/з: Обратить внимание детей на знаки дорожного движения, встречающиеся по дороге в детский сад. Совместное творчество с ребенком: «Дорожный знак» |
Групповая выставка «Наши помощники - дорожные знаки» Развлечение « Путешествие в город дорожных знаков» | ||||
Декабрь | «Дорожная азбука в загадках» | Знакомить детей с дорожными знаками | Изготовление макета дорожного движения поселка Анализ ситуаций развивающей игры «Что такое хорошо, и что такое плохо» П/и «Три движения» | Обновление наглядной агитации, информации по ОБЖ Д/з: Подобрать загадки о видах транспорта, ПДД. Выучить с ребенком одну из загадок. |
Январь | «Когда на улице скользко» | Знакомить детей с правилами поведения на зимней дороге. | Чтение стихотворения И. Лешкевича «Гололед» Катание по ледяным дорожкам Зимний спортивный праздник «Нам на улице не страшно» | Материал наглядной агитации «Скользкая дорога» |
Февраль | Наблюдение за трудом водителя | Познакомить детей с профессией «водитель» (он управляет автомобилем, перевозит грузы, людей). | Изготовление атрибутов для с/р игры С/р игра «Движеньем полон город» Встреча-беседа «Мой папа работает водителем» | Приглашение пап, работающих водителями, на встречу-беседу с детьми. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для с/р игр Встреча с инспектором ГИБДД |
Март | «Машины – помощники» (общественный транспорт) | Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль). | Рассматривание альбома «Какие бывают автомобили» Игровые ситуации: «Я еду в автобусе», «Я покупаю билет в кассе» Конструирование из бросового материала «Транспорт» | Обновление наглядной агитации, информации по ОБЖ Д/з Совместное творчество с ребенком «Транспорт» (конструирование из бросового материала) |
Групповая выставка моделей транспорта из бросового материала | ||||
Апрель | «Машины - спасатели» (специальные машины) | Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека | Пополнение альбома «Какие бывают автомобили» Д/и «Четвертый лишний», «Собери целое» Игры на площадке ПДД Досуг «На чем люди ездят» | Д/з: подобрать картинки с изображением служебного транспорта |
Май | «Играй –не зевай» | Закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улицах, в домашних условиях. Воспитывать внимание, умение оказывать помощь другому. | Катание на самокатах, велосипедах по размеченным дорожкам детского сада Рассматривание плакатов по ПДД Итоговая диагностика | Выставка плакатов по ПДД Д/з: Выучить с детьми правило: Можно ездить по бульвару, По дорожке беговой, Но нельзя по тротуару, И нельзя по мостовой Индивидуальные беседы о динамике усвоения ребенком знаний и умений по данному разделу программы |
Подготовительная группа
Месяц | Тема занятия | Задачи | Работа вне занятий | Работа с родителями |
Сентябрь | Экскурсия по поселку «Дорожное движение в нашем поселке» | Познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. | Катание на велосипедах, игры с мячом Чтение стихотворения А. Гангова «Кто храбрей» Конструирование «На чем мы ездили отдыхать». С/р игра «Едем в отпуск». | Оформление наглядной агитации, информации по ОБЖ Ознакомление с Программой знаний и умений детей 6– 7 лет по данной теме Анкетирование родителей воспитанников «Я и мой ребенок на улицах поселка» |
Октябрь | Правила пешеходов | Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения. | Заучивание стихотворения Я. Пишумова «Песенка о правилах» Игровые ситуации «Мы с мамой идем в магазин», «Мы с мамой торопимся в детский сад» | Выставка методической литературы по теме Д/з: Закрепить с ребенком знание домашнего адреса Составить маршрут от дома до детского сада Выучить правило: «Полезно знать для пешеходов Обозначенье переходов. Чтоб выбрать верный путь прямой Путь к школе, скверу и домой!» |
Развлечение «Путешествие в город дорожных знаков» | ||||
Ноябрь | Знакомство с трудом взрослых. Встреча с инспектором ГИБДД | Закрепить полученные знания о правилах поведения на улице. Уточнить знания о работе ГИБДД, дорожных знаков | Составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик» Чтение стихотворений «Милиционер» С. Маршака, «Постовой» Я. Пишумова » Д/и «Дорога», «Кому что нужно?» С/р игра «Перекресток» | Выставка детской художественной литературы по теме Д/з: Выучить с ребенком одно из предложенных стихотворений Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для с/р игр |
Декабрь | Переход проезжей части в разное время года | Закрепить знания детей о правилах поведения на улице. Продолжать учить различать дорожные знаки. Заучить правила при сезонных изменениях погоды | П/и «Тише едешь – дальше будешь» Д/и «Лото осторожностей» | Памятка для родителей «Правила поведения на улице при сезонных изменениях погоды» Д/з: совместное творчество с ребенком: рисование «Скользкая дорога» |
Январь | Специальный транспорт Сигналы помощи. Служба «01», «02», «03» | Познакомить детей с сигналами помощи, научит обращаться за помощью в экстренных случаях, различать экстренные случаи и обычные ситуации. | Чтение сказки «Новогодний снег «Беседы о правилах дорожного движения» с детьми Чтение стихотворения Я. Пишумова «Говорящая машина» Пополнение альбома «Какие бывают автомобили» | Д/з: Подобрать картинки с изображением машин специального назначения. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для с/р игр |
Февраль | Обобщающее занятие «Транспорт» | Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении.. | Рассматривание альбома «Какие бывают автомобили» Аппликация «Машины бывают разные» Д/и «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Собери целое», «Кому что нужно» С/р игра «Автопарк» | Встреча с инспектором ГИБДД Д/з: подобрать и выучить загадки о правилах дорожного движения, нарисовать отгадку к одной из загадок. |
Март | Коллективное изготовление плакатов «Помни правила движения!» | Составление рассказов по плакатам Досуг «Дорожные правила в загадках» | Д/з: Нарисовать рисунок-плакат «Помни правила движения!» | |
Апрель | Обобщающее занятие «Законы улиц и дорог» (с использованием изготовленных плакатов) | Закрепить знания детей об опасностях на проезжей части дороги. Уточнить и закрепить знания детей о ПДД. Закрепление знаний детей о дорожных знаках. Убедить детей в необходимости реагирования на световые и звуковые сигналы машин | Д/и «Лото осторожностей», «Найди ошибку», «Так –не так» Строительные игры «Улицы и дороги» | Выставка детских плакатов «Помни правила движения!» Д/з: Составить маршрут от дома до школы |
Май | Дорога не место для игр | Закрепить знания о правилах перехода улицы, расширить знания об улице, дороге, перекрестке. Продолжать учить правила дорожного движения. Развивать внимательность, осторожность при переходе улицы. | Катание на велосипедах, игры с мячом Анализ видеоситуаций развивающей игры «Что такое хорошо, что такое плохо» Игровые ситуации «Мы с другом играем в мяч», «Я катаюсь на самокате» | Д/з: Выучить с детьми правило: Надо помнить ежечасно: У дорог играть опасно! Надо место выбирать Где не страшно поиграть. Индивидуальные беседы о динамике усвоения ребенком знаний и умений по данному разделу программы |
Предварительный просмотр:
Что должен знать воспитатель о ПДД"
3-4 года
Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения:
- Поведение на улице
- Поведение в общественном транспорте
- Сигналы светофора
Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет
Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»
Художественная литература:
Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
1. Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2. Закрепить правила поведения на улице:
- Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
- Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги
Развивающая среда:
1. Макет, имеющий разные виды перекрёстков
2. Альбомы «Разные виды транспорта»
3. Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения:
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с не-обозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.
Предварительный просмотр:
ВНИМАНИЕ!
Памятка для родителей
Обучение детей безопасному поведению на дороге.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
- Неумение наблюдать.
- Невнимательность.
- Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Правила безопасности для детей:
- Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо.
- Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
- Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
- Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
- Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
- Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
Тьюторская позиция при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...
Парциальна программа по формированию ЗОЖ "Азбука здоровья"
Разработанная программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по ...
Парциальная программа «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Программа "Азбука общения" имеет коммуникативную направленность...
Парциальная программа "Азбука этики и морали"
Разработанная программа ориентирована на формирование у ребенка культуры поведения, развития культура речи, духовности....
Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...
Планирование занятий по парциальной программе "Азбука общения"
Планирование занятий по парциальной программе "Азбука общения"План зянятий на год для второй младшей группы...
Парциальная программа "Азбука финансов"
Парциальная программа "Азбука финансов ". Разработана для детей старшего дошкольного возраста. В программе 4 блока по 2 на каждый год обучения. Имеется план работы с родителями, так же на 2 года работ...