Парциальная программа "Азбука финансов"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma_azbuka_finansov.docx | 125.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная программа
«АЗБУКА ФИНАНСОВ»
по формированию основ финансовой грамотности у
детей старшего и подготовительного
дошкольного возраста.
Автор- составитель: Власюк Марина Павловна, воспитатель
г. Красноярск, 2021г
СОДЕРЖАНИЕ СТР.1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель, принципы, структура Программы 5
1.3. Планируемые результаты освоения Программы 6
2. Содержательный раздел 9
2.1. Содержание образования 9
2.1. 1. Труд и продукт труда (товар) 9
2.1.2. Деньги и цена (стоимость) 10
2.1.3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания
и возможности 12
2.1. 4. Полезные экономические навыки и привычки в быту 14
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации
Программы 18
3. Организационный раздел 21
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 21
3.2. Распорядок и/или режим дня 22
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 23
Приложения
Приложение № 1 План работы МБДОУ с родителями.
Приложение № 2 Примерный тематический план.
- Целевой раздел
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Можно смотреть на деньги свысока,
но, ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
На 3мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
1.2. Цель, принципы, структура Программы
Цель данной программы – способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Основные задачи Программы
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
- сформировать первичные экономические понятия.
Основополагающие принципы Программы:
Научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Работа по Программе будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия с взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков.
В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
Планируемые результаты.
По направленности программы:
1.К концу обучения планируется сформировать у детей основные финансовые представления:
что такое деньги: знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
как заработать и правильно потратить деньги: проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
что такое цена: бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек.
что такое реклама: знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.
2. Смогут регулировать потребности в соответствии с возможностями, выбирать предметы, необходимые в различных условиях, понимать значимость труда, выбирать товар в соответствии с ценой и качеством, разумно расходовать деньги, понимать необходимость экономии денег.
Личностные:
1.Адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия. Адекватно вести себя в общественных местах.
2.Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
3.Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
4.Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд - деньги», понимание факта купли-продажи.
5. Любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
6. С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
7. Замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
8. Проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
9. С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Метапредметные:
1.Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
2.Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
3.Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
4.Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
По завершению освоения программы: Выполнение занимательных заданий. Индивидуальная работа по карточкам «Третий лишний». Игра с мячом «Что можно купить за деньги». Игры – загадки «Расколдуй слово». Дидактическая игра «Назови профессии». Разбор проблемных ситуаций «Где продается товар», «Какие бывают товары», «Как поступить», «На что тратятся деньги семьи». Игра «Магазин игрушек». Выполнение занимательных заданий «Что быстрее купят», «Какое слово лишнее». Индивидуальное творческое задание «Преврати фигуру в предмет экономики». Интерактивная игра "Азбука финансовой грамотности".
Инструменты измерения результатов.
По завершению тем блоков проходят сюжетно - ролевые и Квест игры. В ходе, которых, можно наблюдать за умениями детей применять полученные знания. Так же по завершению каждого блока детям даются задания, выполнение которых оценивается в баллах и фиксируется в таблице. После первого года обучения, по итогам полученных результатов, если необходимо, делается корректировка способов и методов подачи материала. Либо разрабатывается план индивидуальных занятий (если сложности с освоением программы возникают у 1-2 детей). По завершению программы обучения детям также даются задания, по всей программе, для оценивания успешности её освоения.
Форма проведения оценивания результатов освоения программы – индивидуальная.
Для оценки освоения программы разработана бальная система.
Задания и баллы для оценки результатов освоения программы Приложение №3
Таблица фиксации ответов в баллах. Приложение №4.
- Содержательный раздел.
- 2.1. Содержание образования.
- 2.1.1. Труд и продукт труда (товар)
Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.
Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.).
Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах ит.п.
Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям.
Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля.
Педагогические задачи:
- формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
- стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
2.1.2. Деньги и цена (стоимость)
Понятие «деньги»
Что такое деньги и зачем они нужны:
- Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
- Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
- Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
- Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
- Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
- Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
- Деньги как средство платежа, накоплений.
- Обмен денег (причины, правила).
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.
В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег(валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.
Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают - близкие, общество, государство.
Зачем людям нужны деньги.
Цена (стоимость)
- Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спроси предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
- Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.
Дошкольникам не следует давать смыслового различия двух сложных экономических категорий
«цена» и «стоимость».
Торговля и торг
- Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т.п.).
- Хозяин товара и продавец.
- Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т.п.).
Бюджет (на примере бюджета семьи)
- Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». - Планированиерасходоввсоответствиисбюджетом;распределениебюджета;участие детей в планировании предстоящих покупок.
- Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.
Изчегоскладываетсябюджет(вседеньги,которыеполучаютчленысемьи:еслисложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас ,а что— в следующий раз (приоритетность, планирование).
Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300рублей).
Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Источники дохода
Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».
Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
- познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
2.1.3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только не реально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и ненужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Что такое реклама.
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т.д.).
Беседы о рекламе, запомнившейся детям.
Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует новую игрушку : «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»).
Сочиняем рекламу.
Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т.п.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
- дать представление о рекламе, ее назначении;
- поощрять объективное отношение детей к рекламе;
- развивать у детей способность различать рекламные уловки;
- учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
- учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
2.1.4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др.).
Предметный мир (мир вещей) — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.
Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать ит.п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).
Умениепрогнозироватьпоследствиясвоихрешенийидействийсвещамииденьгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т.п.).
Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использоватьдоходы,распоряжатьсясемейнымбюджетом,ктоничегонетратитзря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.
Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что—позднее; предусматриватьвсепредстоящиерасходы—такиекакоплатаквартиры,воды,электроэнергии, детского сада,проездныхбилетов,обедоввшколе,продуктовпитанияит.д.;способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться
и ради чего.
В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
Воспитание у детей следующих привычек:
- бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам;
- разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т.д.);
- экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
- нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?
Что же важнее денег?
Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее).
Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность.
Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, сделать еще игрушки и т.п.)
Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
- формировать представление о том, что к вещам надо относиться
с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
- воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
- воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
- дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере.
Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок
«Труд и продукт (товар)»
БасняИ.А.Крылова«Стрекозаимуравей»,сказкаШ.Перро«Золушка»,народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка«Репка».
Пословицыипоговорки:«Терпениеитрудвсеперетрут»,«Деломастерабоится»,
«Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда невыловишьирыбкуизпруда!»,«Береженаяпосудадвавекастоит»,«Незарься на чужое, свое береги».
«Деньги и цена (стоимость)»
Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Пословицы и поговорки:«Время—деньги»,«Без копейки рубля нет»,«Без хозяина деньги—черепки»,«Деньги к деньгам льнут»,«Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».
«Реклама»
Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову продавал».
В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова,1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:
1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3–7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3–5 лет).
Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:
- развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);
- развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата;
- освоение ребенком мироустройства в его природных и рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).
Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.
Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающее -образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое)наполнение.
Стержневые развивающе - образовательные задачи вкупе с соответствующим содержанием (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.
Существеннойособенностьюсовместнойпартнерскойдеятельностивзрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В тоже время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
Применение сюжетно-ролевых игр как эффективная форма работы с детьми в сфере экономического воспитания.
Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы: магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.
Совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально. Это материалы для традиционных детских деятельностей — игры, рисования, лепки, конструирования, а также предметное оснащение для самостоятельных физических упражнений, книги, художественные альбомы, материалы для дидактических упражнений.
Примером свободной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков (примеры тематик: моя будущая профессия, я помогаю близким, мои
добрые дела), а также конкурс творческих работ, поделок (примеры тематик: мой товар на ярмарку, игрушка своими руками).
Однако в свете ценностных ориентаций современного общества и требований школы, которые предполагают на выходе из дошкольного возраста первоначальное владение знаково-системными формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для старшего дошкольного возраста (5–7 лет) возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.
Это предполагает включение в образовательный процесс еще одной составляющей — специально организованного обучения в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя — регламентатора содержания и формы детской деятельности.
Позиция учителя становится возможной в результате усложнения и дифференциации партнерских отношений между взрослым и детьми и может вводиться лишь на фоне уже упрочившейся тенденции детей к инициативности (слишком ранний переход взрослого к учительской позиции и регламентированным учебным занятиям может резко затормозить развитие детской инициативности и самостоятельности).
Таким образом, в группах старшего дошкольного возраста (5–7 лет) образовательный процесс может приобрести трехчастную структуру (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995). Все три составляющие образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста должны быть уравновешены, образуя гармоничное единство, как в отношении типа взаимодействия взрослого с детьми, так и в отношении баланса свободной/регламентированной деятельности детей, инициатив взрослого и ребенка. Соответственно, даже в старшем дошкольном возрасте удельный вес регламентированных учебных занятий в целостном образовательном процессе должен быть очень невелик.
Учебный блок образовательной деятельности вводится лишь для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) при решении задач формирования у них предпосылок знаково-системных форм мышления. Данный учебный блок вместе с позицией взрослого-учителя обеспечивают непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе. Ни воспитатель, ни дети не свободны здесь в своем движении. Воспитатель должен опираться на специально разработанную систему задач, последовательно вводящую детей в эти знаковые реальности, т.е. должен иметь общий временной план действий и конкретные цели занятий в виде учебной программы.
В целом предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.
3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы.
В ДОУ должны быть созданы материально-технические условия обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
2) выполнение организацией требований:
— санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться особенности их физического и психофизиологического развития.
Организация должна иметь необходимое оснащение и оборудование для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности:
— учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
— помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
— оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста;
— мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
Подбор разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, вытекает исходя из особенностей реализации основной образовательной программы.
Программой предусмотрено также использование обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2. Распорядок и/или режим дня
Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)
Оптимальный режим работы с детьми по Программе — не реже одного раза в месяц.
Занятия необходимо проводить 4 раза в месяц, каждое четвёртое в игровой форме для закрепления полученных знаний и приобретения навыка пользования ими в быту.
При этом в процессе повседневной деятельности необходимо закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например: собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и рассказать что при этом, колесико счетчика электроэнергии начинает крутиться медленнее (могут понаблюдать дома с родителями)), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Нормативные документы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 21.10.2014).
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и дополнениями от 20 июля, 27 августа 2015г. (далее – СанПиН).
Рекомендуемая литература
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Приложение №1
План работы МБДОУ с родителями.
1 год реализации программы.
Месяц | Собрание: форма, тема. | НОД (проводят родители) | Праздники, развлечения. | Консультации, памятки | Выставки, смотры – конкурсы. |
Сентябрь | Круглый стол. Тема: «Нужно ли ребёнку дошкольного возраста изучать финансовую грамотность?» | Что мне нужно или, что такое потребности? Потребности семьи. | Консультация :Зачем ребёнку нужна финансовая грамотность? | ||
Октябрь | Что такое работа и почему все взрослые работают? | Экскурсия «Где и кем работает папа» | Памятка: «Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности» | Лучшая карта маршрут «Путешествие монетки» Как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и т.д. | |
Ноябрь | Квест – игра «Профессии» | Всякому делу учиться надо. | Познавательный квест «Где и кем работает мама» | Консультация: «Все профессии важны! Или как объяснить ребенку значимость любого труда» | |
Декабрь | Что такое товар? Что такое стоимость товара? | Познавательный маршрут «Магазин» | Ярмарка поделок. Цель: учить детей оценивать свой труд и устанавливать собственную цену. | ||
Январь | Брей – ринг «Как научить детей планировать финансы и бережно относиться к деньгам. | Откуда появились деньги? | Буклет: Как научить детей контролировать свои финансы. | ||
Февраль | Деньги. Монета. Банкнота. Жители кошелька. Знакомство с пластиковой картой. | Консультация «Правила карманных денег» | «Самый удобный кошелек» | ||
Март | Аукцион знаний, или «Как накопить на необходимую вещь». | «Полезность товара» | Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку». | ||
Апрель | «Имеет ли цену здоровье?» | Памятка «Советы родителям по финансовому воспитанию» | Лучший семейный бизнес проект | ||
Май | Мастер- класс «Пекарня, семейный бизнес» | « Семейный бюджет» Семейные доходы и расходы. | Экономический квест «Страна Экономика» | Консультация «Семейные расходы или как объяснить ребёнку что деньги лежащие в кошельке отложены на ежедневные необходимые покупки» |
План работы с родителями.
2 год реализации программы.
Месяц | Собрание: форма, тема. | НОД (проводят родители) | Праздники, развлечения. | Консультации, памятки | Выставки, смотры – конкурсы. |
Сентябрь | Лучшее рекламное агентство. | Правда или ложь? | Памятка «Как научить ребёнка понимать скрытый смысл рекламы?» | Лучшая рекламная листовка. | |
Октябрь | Хочу и надо.Необходимость покупки. | Сюжетно ролевая игра «Супермаркет» | Консультация «Хочу и надо. Или как объяснить ребёнку необходимость покупки» | ||
Ноябрь | Мастер – класс. Обмен или бартер. | Скидки на товары. | Консультация «Акции и скидки» | Конкурс на лучший рекламный ролик. | |
Декабрь | Народные промыслы | «Аукцион идей» | Памятка « Ценность ручного труда» | ||
Январь | Деловая игра «Финансовая безопасность» | «Производители и ресурсы» | Памятка «Как сберечь ресурсы Планеты?» | Народные промыслы. Выставка поделок. | |
Февраль | «Программист – великий волшебник» | Деловая игра «Финансовый компас» | Памятка «Сила печатного слова» | ||
Март | Школа гнома Эконома | Что же такое честность? | Консультация «Копейка рубль бережёт» | Конкурс на лучшую денежку | |
Апрель | Бережливый хозяин. | Деловая игра «Директор магазина» | Памятка «Вторая жизнь бросового материала» | ||
Май | Мастер- класс.Учимся делать необходимые вещи из бросового материала. | «Уходя гасите свет и выключайте воду». Как сберечь природные ресурсы | Квест – чемпионат «Личный финансовый план» | Консультация « Как научить ребёнка делиться игрушками» | Лучший семейный бизнес проект |
Приложение 2.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
№ п/п | Месяц | Блок | Тема занятия |
1. | Сентябрь | Что такое труд? | |
Предметы труда. | |||
Что мне нужно или, что такое потребности? Потребности семьи | |||
«Без труда не вытянешь рыбку из пруда» | |||
2. | Октябрь | Как построить дом. | |
Что такое работа и почему все взрослые работают? | |||
Оплата труда. | |||
Как медведь Мишка лень преодолел. | |||
3. | Ноябрь | Рабочее место и рабочее время. | |
Путешествие в Страну профессий | |||
Всякому делу учиться надо. | |||
Игра «Профессии» | |||
4. | Декабрь | Что такое товар? | |
Что такое стоимость товара? | |||
Обмен и покупка товаров. | |||
Ярмарка. | |||
5. | Январь | Что такое деньги? Откуда пришли деньги. | |
Деньги. Монета. Банкнота. | |||
Жители кошелька. Знакомство с пластиковой картой. | |||
«Как Лиса Алиса кота Базилио перехитрила» | |||
6. | Февраль | ||
Как правильно тратить деньги? | |||
«Карманные деньги» | |||
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. | |||
«Сохранить и приумножить» | |||
7. | Март | ||
Откуда берутся товары в магазине. | |||
«Полезность товара» | |||
«Ценные вещи» | |||
Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку». | |||
8. | Апрель | От купца до продавца | |
«Имеет ли цену здоровье?» | |||
Шкатулка с желаниями. | |||
Экскурсия в магазин. | |||
9. | Май | Бюджет семьи. | |
Расходы. | |||
Как правильно выбирать товары в магазине. | |||
Квест игра «Финансовые звёзды» |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Подготовительная группа
№ п/п | Месяц | Блок | Тема занятия |
1. | Сентябрь | «Наука Экономика» | |
Реклама и её формы. | |||
Правда или ложь? | |||
«Как мужик корову продавал» | |||
2. | Октябрь | Распродажа | |
Хочу и надо.Необходимость покупки. | |||
Определяем свои финансовые возможности. | |||
Сюжетно ролевая игра «Супермаркет» | |||
3. | Ноябрь | «Если бы у меня было свое дело…» | |
Скидки на товары. | |||
Обмен или бартер. | |||
«Аукцион идей» | |||
4. | Декабрь | Народные промыслы | |
Пейте дети молоко будете здоровы. | |||
Чей домик лучше? Сказка «Три поросёнка» | |||
«Разрекламируй товар» | |||
5. | Январь | ||
«Производители и ресурсы» | |||
«Как сберечь ресурсы Планеты?» | |||
«Как стать экономным?» | |||
Деловая игра «Финансовая безопасность» | |||
6. | Февраль | ||
«Программист – великий волшебник» | |||
«Сила печатного слова» | |||
«На страже закона» | |||
Деловая игра «Финансовый компас» | |||
7. | Март | ||
Копейка рубль бережет | |||
Школа гнома Эконома | |||
Что же такое честность? | |||
Дидактическая игра «Что? Где? Когда?» | |||
8. | Апрель | Бережливый хозяин. | |
Учимся делать запасы. | |||
Вторая жизнь бросового материала. | |||
Деловая игра «Директор магазина» | |||
9. | Май | Учимся делиться игрушками. | |
«Уходя гасите свет и выключайте воду». Как сберечь природные ресурсы | |||
У всего есть своё место. | |||
Квест – чемпионат «Личный финансовый план» |
Приложение 3
Педагогическая диагностика: Определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой
грамотности. 1 год обучения
№ | Фамилия Имя. | Блок «Труд и продукт (товар)» (баллы) | Итого по блоку (баллов) | «Деньги и цена (стоимость)» | Итого по блоку (баллов) | Итого 1 год обучения. (баллов) | ||||||
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | |||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3.. | ||||||||||||
Всего детей с высоким уровнем | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем |
Уровни освоения программы в баллах.
Высокий уровень –3- 4 баллов, Средний уровень – 2 балла, Низкий уровень – 0-1балл.
Педагогическая диагностика: Определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. 2 год обучения
№ | Фамилия Имя. | «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» | Итого по блоку (баллов) | «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | Итого по блоку (баллов) | Итого 2 год обучения | ||||||
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | |||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3.. | ||||||||||||
Всего детей с высоким уровнем | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем |
Уровни освоения программы в баллах.
Высокий уровень –3- 4 баллов, Средний уровень – 2 балла, Низкий уровень – 0-1балл.
№ | Фамилия Имя. | Итого по программе (баллов) | ||
1 год обучения (баллов) | 2 год обучения (Баллов) | |||
1 | ||||
2 | ||||
3.. | ||||
Всего детей с высоким уровнем | ||||
Всего детей со средним уровнем | ||||
Всего детей с низким уровнем |
Педагогическая диагностика: Определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Итого за 2 года обучения.
Уровни освоения программы в баллах.
Высокий уровень –3- 4 баллов, Средний уровень – 2 балла, Низкий уровень – 0-1балл.
Приложение № 4
Система оценки результатов освоения Программы.
С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей был разработан мониторинг, составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика»
Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы формирования основ финансовой грамотности. Мониторинг проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. В сентябре мониторинг проводиться для определения первичных экономических знаний детей. В мае для выявления уже полученных знаний или пробелов, если таковые имеются, для корректировки программы. Мониторинг проводит воспитатель. Данные о результатах, полученных в ходе мониторинга заносятся в диагностический лист «Определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности». Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе.
Уровни усвоения программы.
Старшая группа.
Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.
Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.
Подготовительная группа
Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.
Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.
Бальная система оценки результатов:
4 балла – правильное, быстрое выполнение задания;
3 балла (уровень выше среднего) – ответ сопровождается 1-2 несистематическими ошибками, задание выполняется самостоятельно.
2 балла (средний уровень) – выраженные трудности в составлении ответа, помощь воспитателя приводит к исправлению ошибок;
1 балл (уровень ниже среднего) – стойкие ошибки в ответе на задание. Помощь воспитателя не приводит к исправлению ошибок.
0 баллов (низкий уровень) – неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.
Приложение 1. Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Знания по каждому блоку оцениваются по 2 группам заданий, каждое из которых состоят из более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. Все задания проводятся в форме дидактических или сюжетно – ролевых игр. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Старшая группа
| Товар | Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров |
Может объяснить зависимость цены от его качества и количества | ||
Имеет представление о формах сбыта продукции | ||
Труд | Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний т.д.) | |
Умеет выделять последовательность трудовых действий. | ||
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека. | ||
Знает основные виды профессий. | ||
Деньги | Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10 | |
Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия) | ||
Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии. | ||
Цена (стоимость) | Владеет понятием «цена» | |
Прослеживает взаимосвязь между ценой товара и его качеством. | ||
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) |
Старшая группа (задания).
1 Блок «Труд и продукт (товар)» (нумерация заданий всего по блоку)
Задания по теме «Труд».
1задание:
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кто кем работает», «Кому, что нужно для работы», «Чудесный мешочек».
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
2задание:
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Кто как работает».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.
Задания по теме «Товар»
3 задание.
Цель: выявить знания детей о продукте труда – товаре.
Дидактическая игра «Что продаётся в магазине», «Что быстрее купят», «Какой товар лишний».
Материал: Игровая зона «Магазин», разнообразные игрушки, карточки – картинки с изображениями разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
4 задание.
Цель: выявить знания детей о качестве товара и его полезности.
Дидактическая игра и беседа «Давай поменяемся»
Материал для изготовления кошелька разными способами.
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.
2 Блок. «Деньги и цена (стоимость»).
Деньги
Задание 1.
Цель: выявить знания детей о достоинстве денег, умение считать, сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса»
Материал: деньги различного достоинства.
Задание 2.
Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия), а так же о желаниях и возможностях.
Дидактические игры «Доходы Буратино», «Расходы семьи дяди Федора из деревни Простоквашино»
Модель «Семейный бюджет»
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.
Цена (стоимость).
3 Задание
Цель: выявить знания детей о том, как формируется стоимость на товары и услуги.
Дидактические игры: «Что, сколько стоит», «Что дешевле, что дороже».
Материалы: карточки с изображением товаров и ценой товара; также карточки с одинаковым товаром, но разным его качеством и соответственно ценой.
4 Задание.
Цель: выявить знания детей о материальных, духовных потребностях и их ценности для человека.
Беседа: «Всё ли можно купить за деньги»
Дидактические игры: «Кому что нужно», «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»
Материал: карточки с изображением материальных потребностей (еда, одежда, вода), духовных (книги, муз. инструменты и т. д.,) ; карточки с изображением солнца, природы, здорового человека.
Подготовительная к школе группа
Владеет понятием «Реклама». | ||
Осознаѐт взаимосвязь «Реклама-продажа» | ||
Умеет рекламировать товар, услугу. | ||
Владеет понятием «бартер», применяет свои знания в жизни. | ||
Владеет понятиями «выгода», «убыток». | ||
Самостоятельно совершает обменные операции | ||
Умеет устанавливать взаимосвязь потребности и возможности | ||
Деньги | Владеет понятием «экономика» | |
Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений. | ||
Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров | ||
Умеет выделять цепочку трудовых действий | ||
Осознаѐт взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» | ||
Владеет понятием бережливость. | ||
Знает способы экономии природных ресурсов |
Подготовительная группа (задания)
Блок 3. «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Задание 1.
Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).
Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
Задание 2.
Цель: выявить знания детей о.
Дидактические и сюжетно – ролевые игры
Материал:
Блок 4. «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Задание 3.
Цель:
Дидактические и сюжетно – ролевые игры
Материал:
Экономика
Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).
Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека
Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.
Труд, профессии
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги» Дидактическая игра «Необычайное путешествие».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.
Бартер
Цель: выявить знания детей о бартере Игра – ситуация «Бартер»
Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «Интересный обмен»
Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «В стране «Обмении» Материал: карточки, фломастеры, карандаши.
Выгода и убыток
Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке
Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок» Материал: товары, деньги
Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»
Деньги
Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»
Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги Дидактические игры «Магазин «Катюша»
Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.
Реклама
Цель: выявить знания детей о рекламе Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи
Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар» Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.
Бизнес и капитал
Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»
Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.
Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)
Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)
Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл
№ п/п | Фамилия, имя ребѐнка | эконо мика | Потреб ности | Труд профес сии | Бартер | Выг ода убыт ок | Деньг и | Рекла ма | Бизне с капит ал | ||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
Всего детей с высоким уровнем | |||||||||||||||||||||||
Всего детей со средним уровнем | |||||||||||||||||||||||
Всего детей с низким уровнем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука финансов" (обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
Программа предназначена для обучения основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....
Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...
Парциальная образовательная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности от 4 до 7 лет "Академия финансов для дошколят"
Данная Программа направлена на ознакомление обучающих среднего и старшего дошкольного возраста с основами экономической и финансовой грамотности, через игровую деятельность, чтение сказок и нахождение...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
СтаховичЛ.В.Е.В.Семенкова,Л.Ю.Рыжановская" парциальная программа "Занимательные финансы"
Азы финансовой культуры для дошкольников...
Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"
Формирование первичных экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...
Iэтап «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»
Мероприятия с детьми в рамках I этапа «Семейные финансы» Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы»....