Формирование основ безопасного поведения у дошкольников
учебно-методический материал по обж на тему
В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) безопасность человека определяется как состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_bezopasnosti._140220018.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила воспитатель:
Группы №12
Назарова Лариса Михайловна
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников
В словаре терминов Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) безопасность человека определяется как состояние защищённости человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений.
Для защиты от опасностей необходимо понять, откуда исходит угроза. Существуют самые разнообразные классификации источников опасностей. Однако выделим два условных источника: естественный и социальный.
Естественные источники опасностей связаны с природой: сезонные явления, сильное движение воздуха (ураганы, штормы и пр.), влажность (высокая или низкая), атмосферное давление, недостаточная освещенность, химические вещества в разных состоянии ( твердом, газообразном, жидком), различные представители флоры и фауны, микроорганизмы и др.
Социальные источник опасностей связаны с деятельностью человека и результатами его труда: разнообразные ситуации общения и взаимодействия с социумом, рукотворные предметы, нервно- психические перегрузки ( умственные, эмоциональные), техногенные источники опасности (использование транспортных средств, эксплуатация подъемно- транспортного оборудования, горючих, взрывоопасных веществ и материалов, использовании электрической энергии, химических веществ и материалов, использование электрической энергии, химических веществ и др.)
Содержательные линии в работе с детьми дошкольного возраста определяются той классификацией опасностей, которую выбирает педагог в своей работе. В программе Радуга предлагается материал по следующим содержательным линиям:
∙ Безопасность на улицах и дорогах;
∙ Безопасность в быту (рукотворные предметы, микроорганизмы, микробы, правила личной гигиены);
∙ Безопасность в природе (растительный и животный мир, природные явления, стихии);
∙ Безопасность взаимодействия с социумом;
∙ Пожарная безопасность.
Постигая источник опасностей, человечество нарабатывает разнообразные правила безопасного поведения, которые можно условно отнести к двум группам:
∙ Предупредительные правила, которые носят профилактический характер и нацелены на предотвращение возможных опасных ситуаций;
∙ Правила поведения в ситуации опасности, которые носят действенный характер и нацелены на сохранение жизни и здоровья в ситуации возникшей (протекающей) опасности.
В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, например в рамках формирования культурно- гигиенических навыков, речевого этикета и пр. вторая группа правил ( правила поведения в ситуации этикета) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания. Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто-то из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто- то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системы работы по формированию основ безопасного поведения.
К ним относятся:
∙Знание (опасностей, их особенностей, причин возникновения), которые необходимо давать детям;
∙Навыки (защиты от опасности и предотвращения опасных ситуаций), которые надо формировать;
∙Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.
Практически каждая содержательная линия пособия включает в себя все блоки работы. Только так появляется система, и соответственно есть надежда на положительный результат в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника
В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...
«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...
Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».
В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня, она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...
«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников»
Консультация для воспитателей "Формирование основ безопасного поведения у дошкольников"...