Педсовет: "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет посредством эффективных методов и приёмов"
материал по обж по теме

Донец Светлана Леонидовна

Педсовет: "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет посредством эффективных методов и приёмов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

Тема: Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет посредством эффективных методов и приёмов. 

Дата проведения: 26.11.2015 года.

Цель: выявить состояние   воспитательно - образовательной работы педагогов по формированию основ безопасности жизнедеятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию основ безопасности у воспитанников.

2. Анализ использования разнообразных форм и методов работы по данной теме в возрастных группах на основе самоанализа педагогов.

 План:

1. Формирование культуры  безопасности как составляющей «социально – коммуникативного  развития» детей дошкольного возраста.

Справка по итогам тематической проверки «Система работы по безопасности в группах». Зам. зав по ВМР Донец С.Л.

2. Система работы по формированию основ безопасности в группе. Воспитатель группы «Солнышко» Бескровная Т.Н.

3.Самоанализ организации работы  по ПДД в возрастных группах. (Воспитатели).

4. Награждение по итогам Смотра – конкурса уголков по ПДД «Лучший макет по ПДД».

Ход:

1 теоретическая часть

Актуальность. В соответствие с сегодняшними реалиями тема безопасности становится особенно актуальным направлением работы в ДОУ в новом контексте: безопасный образ жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед педагогами задачи: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями: 

  • отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.
  • отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.

Рассмотрим проблему более узко: организация воспитательно – образовательной деятельности с воспитанниками.            

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.

 Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Направления работы:

- охрана жизни и здоровья детей;

- противопожарная и техногенная безопасность;

- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

Безопасность включена в образовательную область «Социально – коммуникативное развитие». Почему?

Основные задачи работы:

• формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности,

• формирование основ безопасности связанное с социальным окружающим миром;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы  как предпосылки экологического сознания.

В нашем детском саду уделяется большое внимание формированию основ безопасности жизни, так как давно известно, именно в дошкольном возрасте основы безопасности собственной жизнедеятельности усваиваются быстрее и лучше, чем в школьном возрасте.

В соответствии с планом работы ДОУ на 2015-2016 в ноябре был проведен тематический контроль «Ведение документации по направлению работы «Безопасность по ПДД» в возрастных группах:  

1.Наличие информационного уголка для родителей.

2. Наличие картотеки дидактических игр по ПДД.

3.Ведение паспортов безопасности в группах. (Зачитать справку, нет в группах «ромашка», «звёздочка»). При проверке организации  работы воспитателей по формированию представлений по основам безопасности у детей дошкольного возраста было выявлено, что воспитатели всех групп знают программные требования по данному вопросу. В планах воспитательно – образовательной деятельности прослеживается систематичность  при планировании по теме «Безопасность», используются разнообразные  виды деятельности: беседы, тематические занятия, целевые прогулки, сюжетно-ролевые игры, ознакомление с художественной литературой. Во всех группах есть дидактические игры, книги, оборудованы и размещаются в доступном для детей месте уголки по ПДД, информационные уголки для родителей.

Требования к планированию работы по данному направлению:

- системность: цикличность включения тем по безопасности в календарно – тематических план (как отдельных тематических недель, так и рассматривание вопросов по безопасности в течение других тем: при изучение видов  деревьев в лесу, рассмотреть ядовитые растения),

- итогом каждой тематической недели должно стать итоговое мероприятия, продукт, что подводи нас к использованию проектной деятельности (пример тематический месячник по ПДД: продуктом стал уголок ПДД, макет),

- продукт должен быть выполнен детьми, родителями под руководством воспитателя. Данный продукт должен использоваться в образовательной деятельности.

Новые методы и формы:

Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени,  в    ходе  которых решаются  одновременно  разные  задачи:  познавательные,  нравственные,  этические.

Акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

Варианты:

“Милосердие”  - детям было предложено участвовать в концерте посвященному “Дню инвалидов”;

изготовить поделки-игрушки для детей с ограниченными возможностями. 

“Подарок ветерану”,

по  ПДД - светоотражатели.

развешивание кормушек для птиц,

трудовые десанты,

развешивание плакатов и многое другое.

В акции  включены все участники педагогического процесса: педагоги, дети, родители; данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности.  Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Квест игра (от англ. Quest, что переводится как «загадка, головоломка, вопрос» — это поиски приключений ) - игра – путешествие, приключенческая игра, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Движение детей по маршруту заданному «квестом»). Цель квеста состоит в том, чтобы получить задание, выполнить его и получить за это награду. ( как вариант «Зарница», Форд «Баяр»). 

Флэш-моб — от англ. flash mob— flash— вспышка; миг, мгновение; mob— толпа; переводится как «мгновенная толпа«— это заранее спланированная акция, в которой группа людей в общественном месте выполняет заранее оговоренные действия.

2. Деловая игра «По ступенькам педагогического мастерства»

Все мы знаем, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Сегодня мы тоже будем играть.

 

Задание «Сказка к нам приходит».

Вы с детьми читаете сказки, где герои, доверяясь незнакомцам, попали в беду. Давайте вспомним эти сказки.

 

1. У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это?.. (Буратино.)   

 

2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка.)

 

3. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят.)

 

4. Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок.)

 

5. В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок. (Зайкина избушка.) 

 

6. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла. (Гуси – лебеди.)

При чтении этих сказок возможно организовать беседу по безопасному поведению.

 

Задание «Эти правила важны»

Вам необходимо на стихотворные строчки сформулировать правила.

1. Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

 

2. Если дядя незнакомый,

Хочет прокатить,

Или дать тебе конфет,

Ты ответить должен: «Нет»

Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.

 

3. Если тётя подошла,

Тебя за руку взяла,

Говорит: «Пойдём в кино», -

Не ходи с ней всё равно.

Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.

 

4. Нельзя доверчивым быть,

Незнакомым секреты говорить

Они обманут ребёнка легко

И деньги его унесут далеко.

Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.

 

Задание «Реши задачу»

1. Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли проезжую часть по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно ПДД?

(Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить улицу.)

 

2.Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, другому – 14, а остальным по 15. Сколько человек поступило правильно?

(трое – старше 14)

 Вот такие задания, игры вы можете применять в работе с детьми.

3 . Знакомство с новыми требованиями к планированию. Работа с раздаточным материалом.

 При планировании используем: технологическую карту.

(Знакомство с технологической картой, раздача памяток по использованию, рассмотрение технологической карты и объяснение их составления).

Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств, цели, задачи и предполагаемые результаты. Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту

Примерный алгоритм составления технологической карты,  универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:

Определение темы ( так же требования к конспекту)

Реализация содержания программы в образовательных областях.

Виды  детской деятельности: 

Цели деятельности воспитателя:

Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:

Определение  этапов НОД, их целей и промежуточных результатов

Наполнение содержанием, подбор материала

Выбор методов и приемов

Промежуточный результат.

Педсовет – это площадка, где проявляется новаторство каждого педагога, осуществляется поиск решений методических проблем и обобщение опыта коллег.

4. Система работы по формированию основ безопасности в группе. Бескровная Т.Н.

В группе «Солнышко» второй год реализуется проект по данной теме. Слово воспитателю Бескровной Т.Н.

5.Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ.

Самоанализ работы в рамках тематической недели воспитателями. С опорой на презентации.

6. Награждение по итогам Смотра – конкурса уголков по ПДД «Лучший макет по ПДД».

Младший возраст.

3 место – I младшая группа «Ромашка»,

2 место - I младшая группа «Сказка»

1 место –II младшая группа «Аистёнок»

Средний и старший возраст.

3 место - подготовительная группа «Белочка», средняя группа «Радуга»

2 место – подготовительная группа «Солнышко», старшая группа «Цветок»,

1 место – старшая группа «Забава».

7 . Решение педсовета:

  • Совершенствовать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников через новые формы работы.
  • Усилить контроль за реализуемыми мерам по всем направлениям безопасности: пожарная, антитеррористическая,  профилактика детского дорожного травматизма.  
  • Продолжать совершенствовать и пополнять предметно-развивающую среду по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников по пожарной безопасности.

8.Задание к следующему педсовету:

  • Отчёт по реализации социально – значимых акций в рамках гражданско – патриотического воспитания реализуемых на уровне группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

quot;Самое дорогое у человека - это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном мире и от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необход...

“Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов”

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов  "Самое дорогое у человека - это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он только д...

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

Формирование у детей навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов...

Выступление на педсовете "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на педсовете "Формирование основ экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Основы безопасности жизнедеятельности -  это  наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления  его здоровья.  Актуальность э...

Сообщение на тему: «Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов» (в том числе компьютерных технологий в сфере антитеррористической деятельности)

 Формирование у дошкольников культуры безопасности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместной деятельности детей и взрослых ...