Перспективное планирование по основам безопасности дошкольников
учебно-методическое пособие по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективный план работы для педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_pdd.docx | 65.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В связи с возрастными особенностями детей используются не все существующие формы организации педагогического процесса.
Работу по теме целесообразно начинать со второй половины года в связи с тем, что адаптация к дошкольному учреждению проходит у детей не одновременно и может максимально достигать 4-х месяцев.
Рекомендации могут быть представлены на стендах или ширмах для родителей.
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Январь | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка вокруг детского сада: знать расположение своего участка, уметь ориентироваться на участке детского сада. Наблюдение за пешеходами: дать понятие, что пешеходы – это люди, которые ходят по улице пешком. |
Беседа | «Грузовая и легковая автомашины, автобус»:дать общее представление об автомобиле. Учить понимать слова: машина, машина стоит, машина едет. Дать детям понятие, что у машины есть кузов, кабина, колёса. |
Дидактические игры и упражнения | Построить улицу, отделить строительным материалом проезжую часть и тротуар, предложить покатать машины по проезжей части двора за веревочку, «походить» игрушками по тротуару. Дидактическая игра «Составь узор» Подвижная игра «Бегите ко мне» |
Игровые ситуации | «Правильно ли поступает мишка»: стоит на проезжей части улицы, построенной из строительного материала. |
Работа с родителями | Довести до сведения родителей статистику ДТП с детьми на улице по региону и задачи воспитания культуры поведения детей на улице. Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Узкая дорога». Цели: учить строить из кирпичиков узкую дорогу (тротуар), плотно присоединяя один кирпичик к другому короткой гранью. Побуждать обыгрывать постройку. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка вокруг детского сада: учить идти друг за другом парами, держась за веревочку с колечками по количеству детей. Наблюдение за транспортом: дать детям понятие, что машины бывают легковыми и грузовыми. |
Беседа | «Улица города»: закрепить название и расположение частей улицы: проезжая часть, тротуар; участников движения: транспорт, пешеходы. |
Дидактические игры и упражнения | Построить улицу, закреплять умение катать машины по проезжей части, предлагать пешеходам (игрушкам) двигаться по тротуару. Дидактическая игра «Светофор» Подвижная игра «По ровненькой дорожке» |
Игровые ситуации | «К куклам в гости»: переход через проезжую часть по «зебре». |
Чтение | А. Богданович «Пешеходу-малышу». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Широкая дорога». Цели: учить строить из кирпичиков широкую дорогу (проезжая часть). Закреплять умение плотно приставлять одну деталь к другой. Побуждать обыгрывать постройку (по улице едут машины). |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по участку: приучать детей идти спокойно, парами, не толкаясь. Наблюдение за светофором: познакомить детей с сигналами светофора, с тем, что они обозначают. |
Беседа | «Какой бывает транспорт»: учить различать виды транспорта, выделять части машины и их расположение в ней. |
Дидактические игры и упражнения | Дидактическая игра «Собери целое»: учить составлять предмет (грузовые машины и автобус) из 2-4 частей (кабина + кузов; кабина + кузов + колеса и т.д.) Дидактическая игра «Красный и зелёный» |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: познакомить детей с правилами поведения в автобусе (ногами на сиденье вставать нельзя), побуждать использовать для игры кукол и др. игрушки. |
Игровые ситуации | «Кукла Даша едет в автобусе»: сидит на сиденье, смотрит в окошко, разговаривает негромко. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»: упражнять в беге в разных направлениях и действии по сигналу, закреплять знание об автомобиле. Подвижная игра «Поезд» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица». Цели: закреплять умение строить из кирпичиков широкую и узкую полосы (проезжая часть и тротуар). Предложить для обыгрывания: машины, матрешек, деревянные дома, уточнить их расположение. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: уточнить понятия: проезжая часть и тротуар, дать знания о том, что там, где ездят машины, гулять нельзя. |
Беседа | «Пешеходы ходят по тротуару»: закреплять правила движения пешеходов по улице. |
Дидактические игры и упражнения | «Отремонтируй машину»: учить составлять целое из 2-4 частей. Подвижная игра «Автобус» |
Игровые ситуации | «Улица»: проезжая часть, пешеходный переход, тротуар; дети везут машины за веревочки. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Машины». Цели: учить составлять предмет из нескольких частей, плотно приставляя детали друг к другу, побуждать его обыгрывать. Художественное творческво. Тема: «Улица». Цели: принимать участие в совместной работе со взрослым (дома, машины и деревья рисует воспитатель, дети рисуют «зебру»), побуждать комментировать рисование и обыгрывать свою работу. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по участку: уточнить место, где можно играть. Закрепить знание, что на тротуаре играть нельзя. Целевая прогулка по улице: дать представление, что переходить проезжую часть можно по подземному переходу либо по пешеходному переходу – «зебре», крепко держась за руку взрослого. |
Беседа | «Дети на тротуаре»: закрепить представление, что переходить улицу нужно по пешеходному переходу, держась за руку взрослого. |
Дидактические игры и упражнения | «Кто где ездит и идет»: закреплять знания места движения транспорта и пешеходов. Пешеходный переход» познакомить детей с дорожным знаком , дать детям знания о том, что дорогу нужно переходить в том месте, где есть знак «пешеходный переход» или «зебра». |
Сюжетно-ролевые игры. | «Автобус»: водитель едет по улице, пассажиры ожидают автобус на остановке, входят в него и едут в лес. «Улица»: воспитатель строит проезжую часть улицы, тротуар, пешеходный переход и предлагает игрушки для обыгрывания. |
Игровые ситуации | «Кукла идет в гости»: собирается в гости, идет по тротуару, переходит проезжую часть по «зебре». |
Работа с родителями | Консультация: «Правила движения – всем без исключения». Рекомендации для родителей:
|
Июнь-август | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: учить ходить только по тротуару. Рассматривание машин на проезжей части дороги: грузовые и легковые. Целевая прогулка к светофору: ознакомление с сигналами светофора (красный, желтый, зеленый) и их расположением – вверху, посередине, внизу. |
Беседа | «Можно – нельзя»: побуждать ходить только по отведенным дорожкам, не топтать цветы. «Как вести себя на улице»: определить безопасное место пребывания; учить переходить улицу только по «зебре»; на дорожках, тротуарах, по которым ходят люди, должно быть чисто, мусор нужно бросать в урны или уносить с собой. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери целое»: упражнять в составлении целого из частей (машина – кузов, кабина, мотор, колеса). «Принеси грузовую машину», «Положи кубики в кузов»: закреплять понятия «грузовая машина», «кузов»; упражнять в выполнении словесных указаний. «К куклам в гости» |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: родители поехали с детьми (куклами) на дачу (кукол посадить на колени, ногами на сиденье вставать нельзя). «Улица»: закрепить знания детей о проезжей части улицы, пешеходном переходе, правилах поведения велосипедистов. |
Двигательная деятельность | Катание на велосипеде, машине. Подвижная игра «Автобус» Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица». Цели: учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар), закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для обыгрывания транспорт и матрешек. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: закрепить знания об улице (проезжая часть, тротуар, бордюр (бордюрный камень), дома, деревья, кусты); вспомнить правило: ходить по улице, придерживаясь правой стороны тротуара. |
Беседа | «Что для чего»: закрепить название и назначение частей улицы. |
Дидактические игры и упражнения | «Можно – нельзя»: закреплять знания о правилах движения пешеходов по улице. «Угадай, кто кричит?» |
Игровые ситуации | «Постройка улицы»: проезжая часть (оградить брусочками), пешеходный переход-картон с нарисованными полосками, тротуар; побуждать обыгрывать ситуации: игрушки идут по тротуару, переходят через дорогу. |
Двигательная деятельность. | Подвижная игра «Автомобили – пешеходы»: учить двигаться по словесному сигналу. Подвижная игра «Поезд» |
Чтение | В. Трофимов «Азбука маленького пешехода». |
Работа с родителями | Родительское собрание: 1) Информация о травматизме в регионе за лето. 2) Рекомендации ГИБДД, демонстрация дорожных знаков, с которыми дети будут знакомиться в течение учебного года. 3) Задачи работы с родителями на текущий год. Рекомендации для родителей:
|
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Пешеходный переход». Цели: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке автобуса: познакомить со знаком «Остановка автобуса»; уточнить правило: не выходить на проезжую часть с остановочной площадки. Целевая прогулка к знаку «Пешеходный переход»: закрепить понятие «пешеходный переход». |
Беседа | «Пешеходный переход»: закрепить представления о месте перехода через дорогу. |
Дидактические игры и упражнения. | «Собери знак «Пешеходный переход»: закреплять умение составлять целое из нескольких частей. |
Сюжетно-ролевые игры | «Едем на автобусе»: пассажиры входят в автобус через переднюю дверь, проходят через турникет. Водитель ведет автобус, делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, переходят через дорогу по пешеходному переходу. |
Чтение | С. Маршак «Мяч». С. Михалков «Моя улица» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цели: закреплять умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии (проезжая часть, тротуар, переход). |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по тротуару: воспитывать навыки спокойного, уверенного поведения – не отставать, не отвлекаться. Наблюдение: работа врача в медицинском кабинете. |
Беседа | «Как надо переходить через дорогу»: уточнить правила перехода через проезжую часть улицы по «зебре», по знаку «Пешеходный переход». «Знак «Пункт первой медицинской помощи»: познакомить с новым дорожным знаком, учить выделять его из других. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак «Пешеходный переход»: закреплять название знака, умение составлять его изображение приемом наложения частей друг на друга: треугольник – на квадрат, изображение пешехода – на треугольник. «Наша улица» Закрепить правила дорожного движения, воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Поликлиника»: родители везут больного ребенка в поликлинику, видят по дороге знак «Пункт медицинской помощи», останавливаются, идут на прием к врачу. |
Игровые ситуации | «Мишка заболел»: где ему окажут помощь в дороге. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Воробушки и автомобили»: закреплять умение бегать врассыпную, действовать по сигналу. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Декабрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Рассматривание грузовой машины и автобуса». Цели: учить выделять части грузовой машины: кабину, окна, двери, руль, кузов, колеса, мотор, салон в автобусе; закреплять правила поведения в транспорте. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: закреплять умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не мешать окружающим. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери машину», «Собери знак «Пункт первой медицинской помощи»: составление целого из нескольких частей. «Мишка идет по улице»: закрепить знания о движении по правой стороне тротуара. |
Игровые ситуации | Обыгрывание ситуации («Как перейти дорогу»). |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Цветные автомобили»: учить начинать движение в соответствии с цветом флажка, двигаться, не наталкиваясь друг на друга. |
Чтение | Р. Бабина «Занимательная дорожная азбука». Б. Головко «Правила движения» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Экскурсия на кухню». Цели: познакомить с работой поваров и знаком «Пункт питания». |
Целевые прогулки, наблюдения. | Целевая прогулка к проезжей части улицы: продемонстрировать, что машины движутся по правой стороне проезжей части, пешеходы переходят через дорогу, посмотрев сначала налево, дойдя до середины, – направо. |
Беседа | «Знак «Пункт питания»: закрепить знания о знаке, уточнить его назначение. |
Дидактические игры и упражнения | «Поучим зайчика переходить через дорогу»: остановиться у бордюра, прислушаться к шуму машин, посмотреть налево-направо и потом переходить. «Лото- Дорожные знаки» |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: пассажиры ждут автобуса на остановке, автобус подъезжает, пассажиры садятся в автобус, едут в магазин, поликлинику. Закрепить правила поведения в автобусе. |
Игровые ситуации | «Как узнать, где столовая»: закреплять знание о знаке «Пункт питания». |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Цветные автомобили»: закреплять умение начинать движение в соответствии с цветом флажка, двигаться, не наталкиваясь друг на друга. |
Чтение | А. Крестинского «Светофор» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Светофор». Цели: закреплять навыки составления и наклеивания предмета из нескольких частей, закрепить знания о цвете сигналов светофора, учить выбирать их из 5-7 предложенных цветов. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к светофору: познакомить с назначением сигналов светофора, закрепить название цвета. |
Беседа | «Светофор»: закрепить знания о сигналах светофора и действиях водителя и пешехода по этим сигналам. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери светофор»: закрепить цвета сигналов светофора и их последовательность, уточнить название цветов и их значение. |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: родители с детьми едут на автобусе, дети сидят на сиденьях, негромко разговаривают, захотели есть, ищут знак «Пункт питания», выходят из автобуса, идут обедать. |
Игровые ситуации | «Как мишка искал кафе»: закреплять знание о знаке «Пункт питания». |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Соберем светофор»: упражнять в беге в разных направлениях, формировать умение быстро находить свое место в соответствии с цветом сигнала светофора. |
Чтение | С. Михалков «Светофор». С. Яковлева «Читает книжку глупый слон...» |
Работа с родителями | Изготовить светофор для игры в группе. Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Музыка. Тема: «Упражнение «Автомобиль» (муз. М.Раухвергера). С использованием действующей модели светофора. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке автобуса: закрепить правило: ожидая транспорт, нельзя стоять у края тротуара. |
Беседа | По иллюстрациям к произведению В. Трофимова «Азбука маленького пешехода». |
Дидактические игры и упражнения | «Отремонтируй светофор»: закрепить знание последовательности сигналов светофора, учить видеть ошибки в расположении сигналов и подборе цветов. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: машины едут по улице, пешеходы переходят через дорогу в соответствии с сигналами светофора. |
Игровые ситуации | «Зайка переходит через дорогу»: закрепление действий по сигналам светофора. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Автомобили»: закреплять знание сигналов светофора, умение двигаться в соответствии с этими сигналами. |
Чтение | С. Маршак «Мяч», А. Пятикоп «Здравствуй, светофор!». |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Разноцветные друзья» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Практическое занятие («Обзор закрыт»): закрепить правило: обходить стоящий автобус спереди и сзади нельзя. Рекомендации для родителей. Закрепите с детьми правила:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Чтение художественной литературы. Тема: «Чтение рассказа» Н. Павловой «На машине». Цели: способствовать пониманию содержания произведения, учить отвечать на вопросы. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за проезжей частью дороги: отметить, какие машины движутся по проезжей части (грузовые, легковые). Наблюдение за проезжей частью улицы около наземного перехода: отметить, как пешеходы переходят через дорогу, как водители ожидают, когда пешеходы пройдут. |
Беседа | «Пешеходы-нарушители» («Внимание отвлечено»): дать понятие, что, играя, нельзя выбегать на проезжую часть улицы. |
Дидактические игры и упражнения | «Назови свой цвет» Развивать внимание, закреплять основные цвета |
Игровые ситуации | «Мы по улице шагаем»: закрепить правила движения транспорта и действий пешеходов. |
Чтение | В. Берестов «Про машину», А. Барто «Грузовик». С. Маршак «Милиционер» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей. Закрепите с детьми правила поведения в транспорте:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: Дидактическая игра «Улица» (с использованием макета или наборного полотна). Цель: закрепить представления детей о поведении водителей и пешеходов на улице. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: закреплять умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не заходить за бордюр. |
Беседа | «Как надо переходить через улицу»: закрепить знание о том, что, переходя через дорогу, нужно смотреть на сигналы светофора по направлению своего движения. |
Дидактические игры и упражнения | «Расставь все по правилам»: закрепить знания о расположении на улице транспорта, пешеходов, знакомых дорожных знаков. «Красный, жёлтый, зелёный». Развивать внимание, закрепить сигналы светофора. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: закреплять правила дорожного движения при езде на велосипеде. |
Игровые ситуации | «Как зайка катался на велосипеде по улице»: ввести правило: кататься на велосипеде только во дворе, на площадке, под наблюдением взрослых. |
Чтение | О. Тарутин «Пешеход». |
Работа с родителями | Стенд «Это мы знаем»: диагностические материалы по проверке знаний детей о правилах дорожного движения. Рекомендации для родителей:
|
Июнь-август | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Музыка. Тема: Упражнение «Автомобиль» (муз. М.Раухвергера), пение: «Машина» (муз. А.Попатенко). Цели: учить двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, закрепить знания о транспорте. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдения: побуждать замечать изменения во дворе, знать, откуда может появиться машина; развивать умение определять расположение транспорта на проезжей части (близко – далеко). |
Беседа | «Как я переходила улицу»: подвести к выводу, что нельзя внезапно выбегать на проезжую часть, это опасно. |
Дидактические игры и упражнения | «Улица»: закреплять знания, полученные в течение года. «Отвезем мишке кубики»: закреплять правила катания на велосипеде. |
Сюжетно-ролевые игры | «Транспорт»: моделирование дорожных ситуаций с использованием трехколесных велосипедов, педальных автомобилей, трафаретов разных видов транспорта. |
Игровые ситуации | «Автобус»: закрепить правило: на остановке входить в переднюю дверь автобуса. «Что изменилось на участке», «Откуда может появиться машина»: развитие наблюдательности. «Далеко – близко»: определение расположения транспорта. |
Двигательная деятельность | Катание на велосипеде по кругу, друг за другом, выполняя повороты направо, налево. |
Чтение | А. Богданович «Пешеходу-малышу», И. Имре «Ходи по улице с умом», В. Лебедев-Кумач. «Про умных зверюшек», Б. Заходер «Шофер». |
Другие формы работы с детьми | Рисование знака «Пешеходный переход». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Экскурсия по улице». Цели: закрепить знания о частях улицы, познакомить с понятием «перекресток», дать понятие о сигналах поворота и их расположении у разных видов транспорта. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за транспортом: показать сигналы поворота и заднего хода и действия транспорта в соответствии с ними. |
Беседа | «Как могут ехать машины»: уточнить особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак «Пешеходный переход»: составление изображения из 6-8 частей. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице движутся разные автомобили, проезжают трехсторонний перекресток, включают световой сигнал и совершают поворот в соответствии с сигналами. |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов» («Обзор закрыт»). Определить предметы, ограничивающие обзор проезжей части на участке детского сада, двора. |
Двигательная деятельность | Езда на трехколесном велосипеде: учить выполнять повороты направо, налево. |
Чтение | Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Я. Пишумова «Машины» |
Работа с родителями | Родительское собрание «Что дети средней группы должны знать о правилах безопасного поведения на дороге». |
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цели: учить передавать впечатление от экскурсии, изображать части улицы: проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, дома. Познание. Тема: «Дороги и мосты». Цели: учить строить дороги разной ширины, в соответствии с этим определять и строить мосты для пешеходов, транспорта. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по тротуару: ввести правило, что нельзя подлезать под ограждения. |
Беседа | «Это опасно»: показать опасность преодоления заграждений на проезжей части улицы. |
Дидактические игры и упражнения | «Найди пешехода-нарушителя»: закрепить правила перехода через улицу. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: дети едут на велосипедах, в ладони – импровизированный сигнал поворота (желтый кружок на резинке). Дети разжимают по мере необходимости кулачок, показывают желтый кружок – сигнал поворота. |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов» («Обзор закрыт», ситуация 3), макеты и машины разного размера. |
Двигательная деятельность | Езда на велосипеде с поворотами направо – налево. Подвижная игра «Цветные автомобили» |
Чтение | Л. Новогрудский «Движется – не движется». С. Михалков «Моя улица» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Загадки улицы» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Наша улица». Цели: учить разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять пешеходный переход, дома, деревья, наклеивать их. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к стоянке транспорта (знак «Место стоянки»): познакомить с новым знаком и поведением около стоянки автотранспорта. Наблюдение за движением автотранспорта: продолжать знакомить детей с сигналами поворота транспорта и их местонахождением (впереди, сзади, сбоку). |
Беседа | «Опасность около стоящих машин»: дать знания о том, что из-за стоящей машины может выехать другая. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки»): составление из частей и наложение одной формы на другую, используя мозаику, детали конструктора, плоскостные и объемные фигуры. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице движутся разные автомобили и автобусы, останавливаются у знака «Место стоянки». |
Игровые ситуации | «Чего не хватает на перекрестке»: уточнить составные части: «зебра», светофор. |
Чтение | В. Суслов «Его сигнал для всех закон». С. Михалков «Скверная история» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Декабрь | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к таксофону: уточнить его назначение, познакомить со знаком «Телефон». Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта: направо, налево, вперед, назад, стоит на месте, определять местонахождение сигналов. |
Беседа | «О чем говорят сигналы на транспорте»: закрепить знание сигналов поворота и движения назад у транспорта. |
Дидактические игры и упражнения | «Позвоним по телефону»: упражнять в правилах телефонного этикета, закрепить знания о знаке «Телефон». «Мы идём в гости» Закрепить правила пешеходов: ходить по улицам спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу при зелёном сигнале светофора. |
Сюжетно-ролевые игры | «Транспорт»: по улице ездят грузовые и легковые автомашины, автобусы. «Скорая помощь» едет на вызов к больному, другие автомобили уступают ей дорогу, чтобы она быстрее приехала на помощь. |
Двигательная деятельность | Катание на ледяной горке: учить обращать внимание на тех, кто находится в зоне спуска. |
Чтение | А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо». А. Северного «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Разноцветные друзья» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Транспорт на улице». Цель: учить делать легковой, грузовой, пассажирский транспорт из бумаги, используя прием сгибания листа бумаги пополам, дополняя работу аппликацией. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по двору: отметить, что ограничивает обзор проезжей части двора. Целевая прогулка к остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения – посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди). |
Беседа | «Кто должен заходить первым в транспорт»: уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Телефон», «Стоянка транспорта», «Пешеходный переход» и др. по желанию): составление из частей, наложение одной формы на другую. «Кто больше знает»: закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: транспорт и пешеходы движутся на Т-образном перекрестке, водители сигнализируют желтыми кружками повороты. |
Чтение | С. Михалков «Одна рифма». Я. Ишумого «Машина моя» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Девочка идет по тротуару». Цели: учить изображать фигуру человека, передавая относительную величину частей тела. Закреплять представление о частях улицы и правилах поведения при ходьбе по правой стороне тротуара. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение движения автотранспорта: упражнять в определении скорости движения машин (быстро – медленно проезжают мимо деревьев, зданий). |
Беседа | «Разные виды перекрестков»: познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть дороги. |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Пешеход»: закреплять правила поведения на улице. «Наша улица» Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора: учить различать дорожные знаки. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: пешеходы и водители выполняют правила движения в соответствии с сигналами светофора. |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов» («Обзор закрыт», ситуация 2): выход из-за снежного вала, забора, кустов (моделирование на макете). |
Чтение | Н. Мигунов «Друг светофора». В. Кожевникова «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Новые приключения Хрюши и его друзей». Предложить детям вырезать и наклеить Т-образный перекресток, обыграть движение на нем с маленькими машинками. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Машины на дороге». Цели: учить делать прямые разрезы, составлять изображение предмета из нескольких частей; закреплять знания о правилах поведения на дороге. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к стройке: познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено». |
Беседа | «Здесь строительство идет»: уточнить правила поведения вблизи строительства. |
Дидактические игры и упражнения | Игры с экзаменатором (дорожные знаки, правила поведения). «Собери знаки»: составление изображения из нескольких частей, закрепление знания дорожных знаков и правил поведения на дороге. «Угадай какой знак?» Закрепить знания о дорожных знаках, об их применении и назначении. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: машины движутся по улице, останавливаются в соответствии со знаками «Больница», «Пункт питания». |
Игровые ситуации | «Ушки-слушки»: побуждать слышать, различать и называть звуки улицы. |
Чтение | Р. Фархади «Светофор». Н. Носов «Автомобиль» |
Другие формы работы с детьми | Совместный ручной труд с воспитателем: изготовление транспорта из бросового материала. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цель: побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, кусты, движение транспорта в двух направлениях и т.д. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение». |
Беседа | «Опасности на дороге» («Обзор закрыт»).«Как выходить из автобуса»: уточнить правила поведения в общественном транспорте. |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай что изменилось» Закреплять знания детей о предупреждающих знаках. «Шофёры» Учить детей придумывать и изображать различные действия, рассказывать о воображаемых событиях. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Стань первым» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует двустороннее движение. |
Чтение | А. Клименко «Когда мы пассажиры», Я. Пишумов «Дорожная азбука». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица» (коллективная работа). Цели: учить создавать коллективную постройку, используя полученные впечатления; побуждать строить дома, гараж, проезжую часть, транспорт. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребенок. |
Беседа | «Как вести себя в транспорте»: уточнить правила культуры поведения в общественном транспорте. «Если ты потерялся»: уточнить знание домашнего адреса. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Найди своё место» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила движения. |
Игровые ситуации | «Движение пешехода» («Обзор закрыт», ситуация 1); макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера. |
Чтение | А. Барто «Любочка». Н. Кончаловская «Самокат» |
Другие формы работы с детьми | Опыты: «Что мы видим под зонтом»: показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Июнь-август | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевые прогулки к проезжей части улицы: 1) наблюдать за транспортом, сигналами, которые подает транспорт, показать аварийный сигнал; 2) наблюдать за тем, как стоящая большая машина закрывает маленькую легковую, которая находится за ней; 3) наблюдать за порядком на улице, уточнить знания о том, кто заботится о чистоте. |
Беседа | «Где можно кататься на велосипеде»: уточнить правила. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Движение пешеходов запрещено», «Телефон», «Двустороннее движение»): составление изображения из нескольких частей с использованием разных материалов. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: включение в дорожное движение знаков «Телефон», «Больница», «Пункт питания». |
Игровые ситуации | «Играть на улице нельзя» («Внимание отвлечено»). «Бабушка на другой стороне улицы» («Родители с детьми»). |
Двигательная деятельность | Обучение езде на двухколесном велосипеде: 1) взрослый держит за седло и за руль; 2) взрослый держит за седло; 3) взрослый идет рядом; 4) учить садиться на велосипед самостоятельно; 5) учить выполнять поворот. |
Чтение | С. Михалков «Велосипедист». |
Работа с родителями | Тематический стенд «Ребенок на улице»: что дети должны знать, находясь на улице (знаки, правила). Рекомендации для родителей. Постоянно объясняйте детям, что:
При движении по тротуару не разрешайте детям залезать, подлезать, перелезать через ограждения, играть на них (объясняйте причину). При поездке с ребенком в транспорте удобнее занимать место по ходу движения, чтобы видеть дорожную обстановку. В случае аварии с машиной нужно по возможности быстрее покинуть ее и отойти подальше от транспортного средства. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Транспорт». Цели: учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре. Наблюдение за движением грузового и пассажирского транспорта. |
Беседа | «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. «Что ты знаешь о правилах дорожного движения»: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, закрепить правила поведения на улице. |
Чтение | Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный» |
Дидактические игры и упражнения | «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков. «Светофор» : закрепить знания о том, как правильно вести себя на улице и соблюдать правила дорожного движения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой. |
Игровые ситуации | «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. |
Другие формы работы с детьми | Изготовление макета улицы, на которой находится детский сад, обыгрывание. Развлечение: «Красный, желтый, зеленый». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Наш город». Цели: уточнить представления о родном городе: улицы, проспекты, переулки, площади, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места для игр. |
Беседы, рассматривание иллюстраций | «Безопасность на улице» (по материалам книги Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах»): закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. |
Дидактические игры и упражнения | «Кто лучше знает свой город»: уточнить знания о родном городе и средствах передвижения в нем. «Найди такой же» закрепить знания о дорожных знаках. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: дорожное движение с четырехсторонним перекрестком и светофором. |
Игровые ситуации | «Мы идем по улице» («Обзор закрыт»). |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор»: упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. «Воробышки и автомобиль» |
Чтение | М. Ильина, Ч. Сегал «Машины нашей улицы» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр диафильма «Загадки улицы». Подготовка к игре «Улица»: изготовление пособий для ЛОР (зеркало на ободке) и кабинета офтальмолога (таблицы с изображением предметов и их силуэтами трех размеров). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
Консультация «Обучение детей правилам уличного движения» |
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Чтение художественной литературы. Тема: Чтение рассказа Б. Житкова «Что я видел» (главы о Москве, улицах, светофоре). Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Познание. Тема: «Улица». Цели: учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о правилах дорожного движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на Т-образный перекресток: учить детей определять скорость (быстро – медленно) движущегося транспорта по счету до 10 и мельканию деревьев, домов и транспорта. |
Беседа | Комплект наглядных пособий О.А. Скоролуповой по теме «Правила и безопасность дорожного движения»: побуждать оценивать поступки героев. |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знания дорожных знаков. «Знаки на дорогах» «Мы едем, едем, едем». |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров. |
Двигательная деятельность | «Кто первый» «Беги к светофору» |
Чтение | Коршунов «Едет, спит мальчик» Жидков «Что я видел», «Три чудесных света» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, циферблат, шланг). Просмотр диафильма «Новые приключения Хрюши и его друзей». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей: При ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. |
Декабрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения». Цели: формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественное творчество. Тема: «Пешеходы идут по улице». Цели: побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться, шалить. |
Беседа | «Переходим проезжую часть улицы»: закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку, алгоритму. |
Дидактические игры и упражнения | «Красный, жёлтый, зелёный» «За рулём» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. |
Игровые ситуации | «Будь внимательным» («Внимание отвлечено»). |
Чтение | М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице». Тарутин «Для чего нужен светофор» Клименко «Кто важнее всех на улице» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр диафильма «Загадки светофора» (или мультфильмов из серии «Азбука безопасности Смешариков». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
Папка-передвижка «Что должны знать дети старшей группы о правилах дорожного движения» |
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Знаки дорожного движения». Цели: упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города». Цели: учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познание. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь». Цели: учить ориентироваться в пространстве: движения прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к площади: дать понятие, что площадь – это большой перекресток, к ней примыкает несколько улиц; познакомить со знаком «Круговое движение». |
Беседа | «Где ремонтируют машины»: уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка». |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай, что изменилось»: побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Лабиринт» («Пройди и собери»): закрепить знания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. |
Игровые ситуации | «Как поступить»: закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. |
Двигательная деятельность | «Стоп» «Перебежки» |
Чтение | Г. Цыферов «Сказки на колесах». Житков «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья, кусты). Просмотр диафильма «Козел и осел». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей: При выезде с детьми за пределы города обратите внимание на дорожные знаки (форму, цвет, назначение). |
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала). Цель: уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Коммуникация. Тема: Составление рассказа «Моя улица». Цель: учить составлять последовательный рассказ по схеме, предложенной воспитателем, использовать имеющиеся знания о правилах дорожного движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед). |
Беседа | «Правила поведения в транспорте». На основе пособия Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах» закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых. |
Дидактические игры и упражнения | «Построй город»: закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. «Я начну, а ты закончи»: закрепить знания об отличиях улицы, проспекта, площади. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др. |
Игровые ситуации | «Бабушка на другой стороне улицы» («Родители с детьми»): упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке. |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Светофор». |
Родительский всеобуч, наглядная педпропаганда | Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе». Цели: упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт; закреплять знания о поведении в общественном транспорте. Художественное творчество. Тема: «Моя любимая улица». Цели: закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов. |
Беседа | «Чем можем – поможем»: учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак»: закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие (знаки) Дьенеша. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре «Школа Светофора». |
Игровые ситуации | «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна»: закрепить правила поведения в транспорте. |
Чтение | С. Маршак «Скверная история». |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для игры «Улица». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Пешеходы идут по улице». Цели: учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира. Коммуникация. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад». Цель: учить составлять рассказ на предложенную тему. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов. |
Беседа | «Как перейти улицу»: закрепить правила движения по знаку, по алгоритму. |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Найди пару знаку»: закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание). |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: объединение с играми «Ателье», «Магазин» и др. |
Игровые ситуации | «Опасности на дороге» («Обзор закрыт»). |
Чтение | Д. Денисова «Как перейти дорогу». |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Петрушка на улице». Аудиозапись детских рассказов о правилах дорожного движения. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цель: побуждать создавать сюжетную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию. Художественное творчество. Тема: «Улица города». Цели: побуждать отражать впечатления от окружающего, используя имеющиеся изобразительные навыки и умения; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами: отметить, где переходят улицу пешеходы, какой рядом стоит знак (алгоритм). |
Беседа | «Что должны знать и уметь водители»: уточнить знания о транспорте и правилах дорожного движения (знаки, сигналы светофора и действия на них), состояние здоровья водителя. |
Дидактические игры и упражнения | «Закончи движение машины»: упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта (выполнение поворотов, подчинение сигналам светофора). |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: грузовые и легковые машины едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте: моют, ремонтируют, ездят на станцию техобслуживания (в соответствии со знаками). |
Двигательная деятельность | Езда на самокате: учить детей отталкиваться правой и левой ногой. |
Чтение, разучивание | Н. Носов «Автомобиль», Д. Денисова «Как перейти дорогу». |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма». |
Июнь-август | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке транспорта. Закрепить правила:
|
Беседа | «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно»: знать безопасные места для игры. «Где можно кататься на велосипеде»: уточнить правила езды на велосипеде, познакомить со знаком «Движение на велосипедах запрещено». |
Дидактические игры и упражнения | «Автотрасса», «Законы улиц и дорог»: закрепить правила дорожного движения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители сдают экзамены по вождению в соответствии со знаками дорожного движения в игре «Школа Светофора». |
Игровые ситуации | «Мы выходим из такси» («Родители с детьми»): уточнить правила езды в автомобиле и выхода из него в условиях города. |
Двигательная деятельность | Катание на самокате, роликах: уточнить правила: можно кататься только во дворе или по правой стороне тротуара, соблюдая дистанцию. |
Чтение | О. Тарутин «Для чего нам светофор?», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный». |
Другие формы работы с детьми | Инсценировка рассказа Г. Тумаринсон «Новые приключения Буратино». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цели: закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к перекрестку: показать работу пешеходного и транспортного светофоров. |
Беседа | «Два светофора»: уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе. «Железнодорожный транспорт и его опасность»: закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги. |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи по группам»: закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса. «Школа автомобилиста» «Большая прогулка» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов. |
Игровые ситуации | «Расставь знаки» (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг, дорожный знак»): упражнять в правильном расположении знаков на улице. |
Двигательная деятельность | Игра в футбол: закреплять знание о том, что играть можно только на специально отведенном месте. Езда на велосипеде с поворотами, змейкой, через ворота. «Перебежки» |
Чтение | С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица». Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление пешеходного светофора из бросового материала. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Транспорт». Цели: совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта, уточнить представление о том, как знаки «говорят» с водителями. Безопасность. Тема: Встреча с сотрудниками ГИБДД. Цели: познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе. Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток), случаях ДТП в районе. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару: на узком месте пропустить девочку, пожилого человека. Наблюдение за движением спецтранспорта (ГИБДД, «скорая помощь», пожарная машина): при включенном сигнале (мигалка, звук) движение пешеходов запрещено. |
Беседа | «Кто регулирует движение транспорта»: закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы, который регулирует движение транспорта и пешеходов. |
Дидактические игры и упражнения | «Автотрасса», лото «Осторожность»: закреплять знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках. «Правила дорожного движения» «Лото» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей, следят за соблюдением правил дорожного движения, иногда сами регулируют движение при помощи жезла. |
Игровые ситуации | «Кому и что говорят сигналы»: закрепить знание сигналов регулировщика. |
Чтение | Я. Пишумов «Говорящая машина», Н. Носов «Милиционер». |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Замечательный подарок» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
Консультация «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» |
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: Составление рассказов по опорным словам (дорога, пешеход, знак, машина). Цель: учить составлять творческий рассказ на основе личного опыта. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть. Наблюдение за ремонтными работами: дать представление о работе ремонтной службы, познакомить со знаком «Дорожные работы». |
Беседа | «Опасные предметы на дороге»: дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов. Рассматривание типичных ошибок («Обзор закрыт», ситуации 3, 4). |
Дидактические игры и упражнения | «Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям. «Пройди правильно по улице» «Расставь знаки» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. Нарушителей дорожного движения штрафует, отправляет учиться в «Школу Светофора». |
Игровые ситуации | «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть. |
Двигательная деятельность | «Шофёры» «Лошадки» |
Чтение | Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», С. Михалков «Скверная история», А. Северный «Светофор». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Декабрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказов по серии картинок «Автобус». Цели: учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный, последовательный рассказ, закреплять знания о поведении в автобусе. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров, уточнить номера транспорта, проходящего вблизи дома и детского сада. |
Беседа | «Ежели вы вежливы»: закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте. «Наши верные друзья» Закрепить знания о дорожных знаках. |
Дидактические игры и упражнения | «Как львенок оказался в больнице»: совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ. «Ладошки»: закрепить знания о правилах культуры поведения во дворе, на тротуаре, остановке, в транспорте, при переходе через дорогу, использовать цветовые обозначения (красные, зеленые ладошки). |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение, используя положение корпуса и жезл. |
Игровые ситуации | «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу»: учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги (перекрестки, повороты) и дорожные знаки. |
Двигательная деятельность | «Милиционер-регулировщик» «Перебежки» |
Чтение | Тарутин «Для чего нужен светофор» Клименко «Кто важнее всех на улице», «Происшествие с игрушками» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Уроки за рулем» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей. Не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы. |
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице». Цель: побуждать отражать впечатления в рисунке (улица, разные дома, транспорт, переход, знаки). Коммуникация. Тема: Придумывание конца рассказа «Как мы переходим через улицу». Цели: закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы (знак, «зебра», светофор), способствовать закреплению алгоритма действий при переходе через улицу. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на лыжах за пределы участка: учить правильно переносить лыжи, уточнить место безопасного катания на них, чтобы спуск не выходил на проезжую часть улицы или двора. |
Беседа | «Полезные знаки»: дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям. |
Дидактические игры и упражнения | «Составь рассказ про знак»: учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение. «Говорящие знаки» «Лото» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей и пешеходов. |
Игровые ситуации | «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей»: уточнить знание места для игр и опасности попадания на проезжую часть улицы. |
Двигательная деятельность | «Стоп» «Добеги до светофора» |
Чтение | В. Семернин «Запрещается – разрешается». Жидков «Три чудесных света» Бедарёв «Азбука безопасности» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление удостоверений пешеходов. Изготовление вместе с детьми дорожных знаков. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городе светофорных наук». Цели: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о правилах дорожного движения и поведении на улице города. Художественное творчество. Тема: «Дорожное движение». Цели: закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки. Художественное творчество. Тема: «Наш город». Цели: побуждать вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию, дополняя работу прорисовыванием деталей. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к автобусной остановке: наблюдать за переходом проезжей части пешеходами после выхода из транспорта, уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя. |
Беседа | «Как ходить по улице» («Обзор закрыт», ситуации 1, 2, 3, 4: «кажется, не опасно»). «Играем в хоккей»: уточнить, как и где можно играть в хоккей. |
Дидактические игры и упражнения | «Дорожная грамота»: закрепить знания дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей. «Дорожные знаки» «Светофор» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: объединить с играми «Школа», «Библиотека» и др. |
Двигательная деятельность | «Воробышки и автомобиль» «Автобус» |
Чтение | И. Лешкевич «Азбука безопасности», Я. Аким «Улица». |
Другие формы работы с детьми | Аудиозапись «Приключение в городе Поющих светофоров». |
Работа с родителями | Анкетирование родителей. Рекомендации для родителей:
Памятки для родителей «Пристегни себя и ребёнка» |
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Светофор». Цели: учить делать игрушку из бросового материала (бумаги, катушки, коробки), дополнять работу прорисовыванием деталей. Безопасность. Тема: «Примерный пешеход». Цель: закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице. Познание. Тема: «Дорожные знаки». Цели: побуждать выбирать материал для изготовления знаков, объяснять свой выбор и значение знака. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети». |
Беседа | «Знаки в треугольнике»: дать знания о назначении предупреждающих дорожных знаков. |
Дидактические игры и упражнения | «Три письма» (настольно-печатная игра): выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве. «Кто быстрее нарисует знак» «Школа автомобилиста» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки «Дети», «Пункт питания», «Больница» и др. |
Игровые ситуации | «Вежливые дети»: ходьба по тротуару, придерживаясь правой стороны, на узком месте пропустить вперед девочку. |
Двигательная деятельность | «Машины нашей улицы» «Красный, жёлтый, зелёный» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «По улице, по мостовой» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Родительское собрание вместе с детьми (О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения»). Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказов «Мой путь от дома до школы». Цель: учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до школы, используя схему маршрута. Художественное творчество. Тема: «Опасности вокруг нас». Цели: побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях, изображать опасные ситуации на улице. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов: познакомить со знаком «Пешеходная дорожка». |
Беседа | «Примерный пассажир»: закрепить правила поведения в транспорте, умение принимать устойчивое положение, держаться правой рукой за поручень, ноги слегка расставить, заранее готовиться к выходу, выходя, пропускать пожилых людей и т.д. |
Дидактические игры и упражнения | «Люди на дорожных знаках»: закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей («Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка»). «С Хрюшей через дорогу» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: способствовать объединению различных игр в единый сюжет. |
Двигательная деятельность | «На перегонки» «Поезд» |
Чтение | Я. Пишумов «Самый лучший переход». Житков «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | КВН по правилам безопасности движения. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица». Цели: закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию коллективной композиции, передающей вид близлежащей улицы. Коммуникация. Тема: Составление рассказов по набору игрушек: машина, кукла с перевязанной рукой, мяч. Цель: учить составлять связный, последовательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки: уточнить правила безопасности. |
Беседа | «Кого мы называем примерным пешеходом»: закрепить правила передвижения пешеходов по улицам. |
Дидактические игры и упражнения | «Найди отличие»: учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» (1.22 и 5.19). «Дорожные знаки» «Берегись автомобиля» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде и самокате. |
Чтение, заучивание | Н. Кончаловская «Самокат». Кудреш «Зелёная волна» |
Другие формы работы с детьми | Поход за город: упражнять в практическом применении знаний правил поведения при ходьбе по обочине и переходе проезжей части улицы. Развлечение «На лесном перекрестке». |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Безопасность детей на дорогах». Рекомендации для родителей:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)
Планирование разделено по кварталам. Включает разделы "Ребенок и другие люди", "Ребенок и улица", "Ребенок дома", "Ребенок и природа", "Здоровье ребенка"....
Перспективное планирование по основам безопасной жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)
В материале представлено перспективное планирование по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(безопасность)....
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп.
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп....
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе (2016 -2017г.)
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....