Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности.
материал по обж на тему

Самообразование по пожарной безопасности. Актуальность, цель, задачи, описание опыта работы, практическая часть работы "Осторжно - огонь!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_teme_pozhar.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме:

«Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Актуальность темы

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Главная цель работы: как оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

Задачи:

- Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях.

- Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.

- Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам.

- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику), самостоятельно находить решение проблем.

       Система работы по данной проблеме включает:

- создание предметной среды (художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, макет перекрестка, дорожные знаки, настольно-печатные игры, альбом по дорожному движению, номера телефонов служб);

- совместную деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, дидактические игры, игры - занятия, вечера досуга, КВН, конкурсы рисунков на лучшее знание чрезвычайных ситуаций и умение вести себя в них);

- взаимодействие с родителями (создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация совместных досугов);

- взаимосвязь с работниками службы безопасности.

  1.1.  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у дошкольников знаний по пожарной безопасности.


           Познавательное развитие ребёнка – это физиологические и психологические изменения в общем развитии ребёнка, благодаря которым он получил возможность выйти за рамки непосредственно воспринимаемой  деятельности. Территория познания малыша резко расширилась. Он понял, что мир, в которой он живёт, вовсе не такой маленький – он огромный, многообразный и… незнакомый.

           Познавательное воспитание – целенаправленное развитие ощущений и восприятий как предпосылка игровой и учебной деятельности.

          Важнейшим средством познавательного воспитания ребёнка является окружающая природа и все бытовые предметы.

           Многие правила безопасности возникли ещё в глубокой древности, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей.

           Предлагаемое пособие Т. А. Шорыгиной «Основы Безопасности для детей 5-8 лет», поострено в форме конспектов и загадками, сказками и рассказами, вопросами, заданиями и тестами.

           Ребёнок узнаёт правила обращения с водой, Электра приборами, бытовым газом, некоторыми,  принадлежностями для рукоделия.  Познакомиться с важнейшими правилами пожарной безопасности, а также собраны занятия, рассказывающие, о безопасном поведении на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.

           «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, пожарник, - кто ты будешь такой?»

           Всем знакома это считалка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, малыш, всё не так просто. Ну, вот, подумай на минутку, кем ты и вправду будешь, когда подрастёшь? Царём? Королём? -  хотелось бы, наверное, но – увы!.. А что если сапожником стать? Или пожарным? Вот такие беседы отображены в методическом пособие Т. В. Потапова « Беседы с дошкольниками о профессиях…» для воспитателя ДОУ содержит материалы для бесед с детьми о различных профессиональных праздниках.

           В наши дни профессий стало очень много. Так много, что все не перечислить в одной детской книжке. Но мы этого не будем делать. Мы расскажем только о самых, важных и нужных.

           Учёт  познавательных интересов и потребностей очень сложно. Опыт работы с детьми показал, что такая система позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразие доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира и т.д. Это всё отображено методическом пособии В. Н. Волачкова, Н.В.Степанова  « Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитее», где представлены 72 апробированных занятия, разработанных на основе программы «Детство», по познавательному  развитию дошкольного возраста.

           Материал и формы работы подобраны таким образам, чтобы педагогу было не сложно подготовиться к занятию, а детям приблизиться к более естественным для ребёнка к видам деятельности: игре, общению с взрослыми, и сверстниками, обыгрыванию ситуаций, трудовым поручителям и т.д.

           Именно  в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, социально-личностное развитие дошкольников.

           Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он просто может растеряться.

           Авторы К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская, Л.В. Мерзлякова В.Н. Сахарова предлагаемого методического пособия считают, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человекам нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной  обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и, в-третьих,  развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо или это плохо, почему это с ними случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делаете так. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

           В книге «Спички не игрушка, огонь не забава» авторов В.А. Зубченко, Т.А.Башкатого, В.П. Соловьёва изложены основные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, родителями, сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, освещена профилактическая работа по предупреждению пожаров.

           Рассчитана на общественных организаторов детских организаций, работников добровольных пожарных обществ и государственного надзора, занимающихся организацией работы по предупреждению пожаров.

           Анализ многое происшествия, связанные с поведением ребёнка во время пожара, показывает, что малыш отличает пассивно-оборонительная реакция: ребёнок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к  огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.

           Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста.

           В методическом пособии «О работе с детьми по предупреждению пожаров» авторов Петина М.М. Салдеева М.Н. изложены основные формы и методы работы с дружинами юных пожарных(ДЮП), освещена профилактическая работа по предупреждению пожаров.

           В пособии включены программы по обучению школьников, разнообразные положения, а т.ч. положение о ДЮП, приказы о проведении смотров-конкурсов, профильных смен ДЮП, игры, викторины, КВН, тесты для детей разного школьного возраста.

           Пособие рассчитано на преподавателей ОБЖ, педагогов-организаторов детских организаций по работе с ДЮП.

           В книге «Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях данного детского сада» авторов Т.Н. Доронова, С.Г.Якобсон, Е. В. Соловьёва раскрывается комплексная программа направлена на воспитание, образования и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны характеристики ребёнка, определены задачи работы с детьми и  пути их решения, показаны главные направления взаимодействий ДОУ с родителями.

           «Радуга» - это комплексная программа для дошкольных образовательных учреждений. Её цель:  

сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни;

своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей;

предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

    Данное издание программы подготовлено авторским коллективом в ответ на заявки педагогов, уже более 10 лет работающих по программе «Радуга» во всех регионах нашей страны. При переработке авторы учли замечание и предложения, которые были высказаны в ходе внедрения программы, а также включили в неё результаты последних исследований.

           В научно – практическом журнале «Управление ДОУ» №2 (52) 2009г. рассматривается актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, при обретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленно деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

        Безопасной жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие « безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

           Работа  по формированию основ безопасности жизнедеятельности базируется на материалах программ «Будь здоров!» ( авт. Н. И. Бочарова, Т.В. Плотникова и др.) «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и «Безопасность» (авт. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина).

1.2. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности.

          Опираясь на статью А.Т. Захаровой «Формирование у дошкольников по пожарной безопасности» мы узнаём, что не редко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники.

           Чем это можно объяснить? Во – первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во – вторых, в ДОУ ещё недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

           Система работы по данной проблеме включает:

                 - создание предметной среды – художественная литература, иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;

                  - совместная деятельность педагога и детей – наблюдения, беседы, игры – занятия, вечера досуга и т.д. И умение вести себя в них;

                   - работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола, организация современных досугов;

                  - взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

                  - работу педагога по подбору дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

           А также от Татьяны Александровны нам стало понятно, что этот опыт базируется на материалах программ «Будь здоровы!» (авт. Н.И. Бочарова, Т.В. Плотникова и др.) «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и «Безопасность» (авт. Н.Н Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина). Она проводится в три этапа:

                   Цель 1 –го этапа.

- формирование у детей интерес к проблемам собственной безопасности.
          Для этого создавалось предметная среда, включая яркие игрушки, атрибутику дидактические и настольно – печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план, знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

          Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

           Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картинок, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками. Объяснить их устройство и назначение, занятие надо построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно надо привести примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.

                   Цель 2 – го этапа.

- формирование основы безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

            Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не применять меры предосторожности.

           На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т.д.

           На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей;

         - личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;

         - определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожар.

            В работе используются различные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры – эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасителей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно - ролевых игр имеются игрушки – модели: утюги, газовые и электрические плиты.

             Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила « Нельзя!».

           «Нельзя»:

           - брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

           - разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;

           -класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

                   Цель 3-го этапа.

           - формировать правила пожарной безопасности;

  расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

            В старших группах дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Проводится экскурсия в пожарную часть, где эксперт знакомит детей с пожарной техникой, средствами тушения. На занятиях детям объясняют, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места(так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно называть адрес  и  своё имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

            Одновременно с изучением правил при возникновении пожара расширялись знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются плакаты, дети знакомятся с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

            Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводятся дидактические игры, а также знакомятся с произведениями художественной литературой по данной теме, картинками, рассказывающими о борьбе людей с огнем.

            На данном этапа целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

            Педагогам следует помнить о том, что содержание занятий, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

            При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.

            Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.

            Основные направления работы по взаимодействию с родителями включают:

        - информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

        - о том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

        - формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

           Разнообразные формы работы с семьей:

        - беседы о пожарной безопасности;

        - размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

        -оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

         - открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

         - анкетирование;

         - консультации;

         - встречи с инспектором пожарной охраны.

            Проанализировав опыт работы  Т.А.Захаровой по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источниками пожара.

             Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать по телефону 01 пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес, или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под кровать, убегать в другую комнату – лучше совсем убежать из квартиры.

            Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.

           Таким образом, модно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. Дети, посещающие детские сады, более развиты и активы, обладают необходимым объемом знаний, соответствующим возрасту.

           Как правило, в огне пожаров гибнул дети, которые остались дома одни, без присмотра взрослых.

           Что нужно знать, если у вас в доме случился пожар? Караул! Пожар!

           Хуже всего, когда вы проснулись от того, что в доме сильно пахнет дымом.

           Каждый год в России от пожаров погибает не менее 12000 человек. Что делать, если загорелась ваша квартира?

           Пожарные утверждают: пожар развивается лавинообразно – в первую секунду его можно погасить стаканом воды, во вторую – нужно уже ведро, в третью – пожарная машина.

           И поэтому категорически – сначала звоните «01» и лишь потом смотрите, нельзя ли потушить огонь своими силами.

           Вызывая пожарных, четко отвечайте на вопросы телефонистки службы «01». Точно называйте улицу, номер дома, подъезда, этаж и номер квартиры.

           Если есть возможность, машины надо встретить. Это тоже сбережет лишние минуты.

           Иногда люди пытаются потушить огонь своими силами. При этом нужно помнить, что загоревшийся телевизор, чадящий утюг или электрочайник можно тушить, только выдернув вилку электропроводки из розетки – иначе ударит током.

           Телевизор опасен еще возможным взрывом кинескопа с выделением ядовито дыма.

           На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма – ожоги получает уже труп.

           Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения.

           Поэтому при тушении огня всеми способами защищайтесь от дыма, а если это невозможно – уходите из квартиры, закрывая дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя уменьшится без кислорода, а может и вовсе погаснуть).

           Уходить из квартиры можно только точно зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми: от дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в туалетах и ваннах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире можно заблудиться и у себя дома – помните об этой опасности. Дышите через мокрую тряпку. По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. Закрывайте за собой двери.

           Выбравшись из квартиры, тут же поднимайте соседей – в старых домах с деревянными перекрытиями огонь распространяется очень быстро, а в соседней квартире может оказаться старый человек, которому очень трудно передвигаться.

           Если огонь уже разгорелся настолько, что пробираться на лестницу нет никакой возможности, уходите на балкон или в крайнем случае на карниз. Тщательно закройте за собой дверь или окно, чтобы вас не достал рвущийся следом огонь, и ждите помощи.

           Не забывайте, что во многих домах, кроме обычных есть еще и пожарные лестницы – на ваше счастье, одна из них может оказаться прямо под окном.

           Спускаться по связанным простыням или веревке опасно – как бы ваша страховка не порвалась. Но если нет иного выхода, дерзайте.

           Главное, не теряйте присутствие духа. Иногда люди в панике прыгают с высоты 4-5 или более высоких этажей, хотя возможности спасения далеко не исчерпаны. Их толкает на это страх.

           А ведь бывало, когда люди спасались даже, в казалось бы, безвыходной ситуации.

           Так, известен случай, когда человек выжил, укрывшись от огня в наполненной водой ванне прикрыв себя сверху намоченным одеялом.

Заключение

      Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

           Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им.  Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними. Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т.д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение  с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами ( как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

           При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и опираться на передовой опыт.

Список литературы.

1. Потапова Т.В, « Беседы с дошкольниками о профессиях»// Т.В. Потапова Т.Ц. Москва «Просвещение – 2005-62.

2. Волочкова В.Н.,  Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»// Н.В.Степанова – Воронеж «Учитель» - 2004-207

3.Кузина В.М. «Огонь – друг и огонь – враг»// отделом противопожарной службы  М Ч С. «Ребёнок в детском саду.» №15 2003 № 6-40-44.

4. Кузина В.М «огонь - наш друг, огонь – наш враг»// С. Придручная «Дошкольное воспитание» № 5 2006 -44-46

5. Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»// Б.Жидков-М. Фламинго»-2000-50

6.Прохорова А.Ф. «Правила противопожарной безопасности.»// Прохорова А.Ф. «Основы безопасности жизни» №8,9 -05г.-20 – 22,40-43, .

7.Л.А Ганина, «Сказка о том, как мальчики победили табачный дом»//Л.А.Галина-М. «Фламинго» -2005 – 12

8. Маршак С.Я «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», « Кошкин дом»//С.Я Маршак-М. « фламинго» -2000- 62.

9. Петина М.М. « О работе с детьми по предупреждению пожаров»// М.М. Петина, М.Н Салдеева. Оренбург- 2006-200

10. К.Ю Белая, В.Н, Зимоника « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96

11. Цветкова Т.В..Захарова Т.А. «Формирование у дошкольникав знаний по пожарной безопасности»/Т.А. Захарова// Управление ДОУ._2009 №2-С-18=29

12. Литвинова Е,Н, Смирнов А.Т., Фролов М.П., Петров С.В. «ОБЖ  ( основы безопасности жизнедеятельности)» Хочу всё знать автор статьи С.Н Зигуненко; - м. 2005 – 398 с.

В.В.Гербова, Т.И. Гризик, Л.Д Гусарова, Е.В. Соловьёва, Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова, С.Г. Якобсон. Т.Н. Дронова, Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию детей 5-6 лет в детском саду «радуга»// М. «Просвещение» 2003-с270

14. Зубченко В.А., Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

15. Степанов В.А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15

16. Толстой Л.Н. « Пожарные собаки».// Толстой Л.Н.М.- «Фламинго»-2000-с.20

17. Чуковский К.И «Путаница».// Чуковский-М. «Самовар»-2003-с-50

18. Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.

 

Практическая часть работы: проект «Осторожно – огонь!»

Тип проекта:  творческий.

Вид проекта:  групповой.

Цель проекта:  формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Срок реализации проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
  2. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
  3. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

Развивающие:

  1. Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  2. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  3. Развивать творческие способности дошкольников.
  4. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  2. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
  3. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Актуальность проекта

Веселый детский смех... Что может быть радостнее для родителей, бабушек и дедушек, да и вообще, для всех окружающих, включая и нас - педагогов. Но, к сожалению, иногда случается, что жизнь малыша трагически обрывается в огне пожара. И, чаще всего, взрослые сами подвергают опасности жизни детей, не уделяя должного внимания привитию детям навыков осторожного обращения с огнем и обучению их элементарным правилам профилактики пожаров и правилам поведения при их возникновении.

Тема нашего проекта была инициирована самими детьми, они же придумали и название темы. Основанием для выбора темы послужила информация о том, что летом в семье Кожемякина Богдана произошел пожар, виновниками пожара стали сами дети: Кожемякин Богдан (воспитанник нашей группы) и его младший брат Иван. Мальчики взяли зажигалку, которую оставил папа на балконе, и стали с ней играть, в результате они подожгли шторы в комнате, мама во время заметила пожар, самостоятельно его затушила, но получила небольшой ожог кисти руки.

Желание детей постоянно открывать что-то новое, непосредственно часто ставит их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся  жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Чтобы изменить отношение человека к  этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами  пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии. Что мы и попытались сделать в нашей группе, воплотив в жизнь наш проект «Осторожно, огонь!»

Принципы реализации проекта:

  1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
  2. Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
  3. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
  4. Принцип гуманнизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Этапы осуществления проекта:

1) Подготовительный этап:

  • Постановка проблемы.                       
  • Обогащение предметно - развивающей среды.                      
  • Подготовка программно - методического обеспечения    для реализации проекта.
  • Изучение опыта работы   педагогов других ДОУ по теме проекта.    

                  

2) Реализация проекта:

•        Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

•        Практическая часть: беседы, непосредственная  образовательная деятельность, продуктивная деятельность, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые  и подвижные игры.

3) Заключительный этап:  

•        Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

•        Презентация проекта в форме  викторины.

Формы реализации проекта:

  1. Непосредственная образовательная деятельность.
  2. Досуговая деятельность.
  3. Игровая деятельность.
  4. Экскурсии, встречи.
  5. Продуктивная деятельность детей и родителей.

Ожидаемые результаты

  1. повышение  у детей уровня знаний  о пожарной безопасности;
  2. становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
  3. создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
  4. координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Вывод по итогам проекта: Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных, выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.

Перспективное планирование по проекту

Сентябрь

НОД

«Познание» - «Добрый и злой огонь»,

«Коммуникация» - «Спички не тронь – в спичках огонь»

Чтение худ. литературы

С.Маршак «Пожар»,

«Сказка про спички»

Социализация

Игра «Угадай электрический прибор»

Другие формы работы

Практическая ситуация

«Эвакуация в случае возникновения пожара»

Взаимодействие с родителями

 Родительское собрание (обсуждение темы проекта,

анкета «Пожарная безопасность»)

Октябрь

НОД

«Познание» - «О правилах пожарной безопасности»

«Коммуникация» - «Наш сектор пожарной безопасности»

Чтение худ. литературы

О.Вациетис «Спички»,

Е. Хоринская «Спичка – невеличка»

Социализация

Игра «Найди, что лишнее»

Другие формы работы

Конкурс детского рисунка

на противопожарную тематику

Взаимодействие с родителями

Оформление папки передвижки

 «Пожарная безопасность»

Ноябрь

НОД

«Познание» - «Путешествие в прошлое утюга»

«Коммуникация» - «Осторожно - электроприборы»

Чтение худ. литературы

Б.Житков «В дыму»,

С.Маршак «Кошкин дом»

Социализация

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Другие формы работы

Оформление детского уголка

пожарной безопасности

Взаимодействие с родителями

Создание мини-макетов

 «Пожарной части»

Декабрь

НОД

«Познание» - «Чем опасен дым»

«Коммуникация» - «Детские шалости с огнем»

Чтение худ. литературы

Л.Толстой «Пожарные собаки»

К.Чуковский «Путаница»

Социализация

Игра «Пожарная команда»,

 драматизация стихотворения К.Чуковского «Путаница»

Другие формы работы

Викторина

на противопожарную тематику

Взаимодействие с родителями

Оформление пожарного щита

для сектора  пожарной безопасности

Январь

НОД

«Познание» - «Пожарный герой, он с огнем

 вступает в бой»»

«Коммуникация» - «Кухня не место для игр!»

Чтение худ. литературы

Г.Юрмин «Кто плохой?»,

А.Шевченко «Как ловили уголька»

Социализация

Игра «Пожарные на учении»

Другие формы работы

Развлечение «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»

Взаимодействие с родителями

Оформление папки-передвижки на тему: «Что нужно сделать, чтобы не случился пожар?»

Февраль

НОД

«Познание» - «Пожар в квартире»

«Коммуникация» - пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

Чтение худ. литературы

К.Чуковский «Путаница»,

«Сказка о том, как огонь с человеком подружился» (марийская народная сказка)

Социализация

Игра «Дорисуй чего не хватает»

Другие формы работы

Просмотр мультфильма «Злой огонь»,

Экскурсия в пожарную часть №89

Взаимодействие с родителями

Оформление папки-передвижки на тему: «Если в доме пожар»

Март

НОД

«Познание» - «Чем опасны пожары в лесу»

«Коммуникация» - «Лесной пожар»

Чтение худ. литературы

Т.А. Шорыгина «Незатушенный костер»

Социализация

Игра «Юный пожарный»

Другие формы работы

Досуг «Моя безопасность»

Взаимодействие с родителями

Конкурс детско – родительских работ на тему: «Пожар в лесу»

Апрель

НОД

«Познание» - «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

«Коммуникация» - «Рассказ детей об электрических приборах из личного опыта»

Чтение худ. литературы

Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»

Социализация

Компьютерная игра «Огнеопасно!»

Другие формы работы

Утренник, посвященный

Дню пожарной охраны

Взаимодействие с родителями

Выступление инспектора госпожарнадзора «Если в доме пожар» на родительском собрании

Май

НОД

«Познание» - «Все об огне»

«Коммуникация» - «Закончи фразу»

Чтение худ. литературы

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»,

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Социализация

Игра «Что нужно пожарному для работы»

Другие формы работы

Спортивный досуг «Юный пожарный»

Практическая ситуация

«Эвакуация в случае возникновения пожара»

Взаимодействие с родителями

Оформление стенда об итогах работы

по проекту за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

« Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее о...

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Данная методическая разработка поможет воспитателям формировать у детей знания о правилах поведения во время пожара, основах безопасного поведения...

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности

Проект по пожарной безопасности.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции....

Методическая разработка "Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности"

Актуальность проекта:1.Активизация целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры пожаробезопасного поведения и защитной психологической реакции.2.Азбука пожарной безопа...

Методическая разработка "Искорка" по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности

Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного  возраста по ПБ....