Формирование у дошкольников навыков (культуры) безопастного поведения на улицах и дорогах.
статья по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 Кировского района Санкт-Петербурга
Статья
Формирование у дошкольников навыков (культуры)безопастного поведения на улицах и дорогах.
Составили:
Воспитатели. Логашева Л. Е. Тюлютаева А.К.
Санкт-Петербург
2017 г
Формирование у дошкольников навыков (культуры)безлопастного поведения на улицах и дорогах.
«Самое дорогое у человека – это его жизнь», - писал Н.А. Островский. Обеспечение здоровья и охрана жизни ребенка, главная задача нас взрослых. И от того, донесем ли мы до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет завесить его жизнь. Большинство из нас, видя опасное для жизни и здоровья поведение своих детей, прибегают, как правило, к брани, многословным предупреждениям и даже наказаниям. Однако такой подход не дает эффекта, ведь ребенок 3—5 лет (а часто и старше) не осознает опасности: для него транспорт — приятное средство передвижения, а не источник угрозы. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий. Между тем детей можно научить безопасному поведению, не прибегая к запугиванию, наказанию для этого необходимо внушить им, что, проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, и еще до того, как они пойдут в школу, сформировать умение ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара. Терпение и настойчивость — вот что станет эффективными средствами в формировании безопасного поведения детей на улице и дороге, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья детей. Поэтому наша с вами главная задача состоит в том, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка – соблюдать правила дорожного движения. Ведь от этого зависит безопасность наших детей.
Решить эту задачу непросто, но необходимо. Для начала работы по формированию у дошкольников навыков (культуры)безлопастного поведения на улицах и дорогах давайте рассмотрим причины возникновения ДТП с ними:
Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.
Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра дошкольников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)
Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения
Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.
Неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства.
Нетрезвое состояние водителей и пешеходов.
Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.
Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с дошкольниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребёнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребёнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.
Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на дошкольников, которых водители не видят и потому не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.
Неподчинение сигналам светофора. Дошкольники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дошкольники медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.
Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Дошкольники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.
Незнание правил перехода перекрёстка. Дошкольники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали. Дошкольники не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.
Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей дошкольники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.
Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дошкольники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.
Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Дошкольники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.
Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, дошкольники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь со взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.
Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, дошкольники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.
Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей дошкольного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые сопровождающие детей, которые недостаточно бдительны (не держат детей за руку или сами нарушают правила движения), а также сами дети, в основном из-за возрастных и психофизических особенностей.
Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и ещё не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации. Дошкольники попадают в ДТП в основном
- из-за несформированной у них координации движений,
- неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние,
- отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.),
Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущегося транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопаснее. Однако при попадании в поток движущегося транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперёд, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. Такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом. По сути, все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах.
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге.Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Для этого важно знать, что:
♦ начиная с 3—4лет:
— дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;
♦ начиная с 6 лет:
обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;
большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;
еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь их от всего остального);
♦ начиная с 7лет:
— уверенно отличают правую сторону дороги от левой;
♦ начиная с 8лет:
уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаться, когда их окликнут;
у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;
они могут определить, откуда доносится шум;
учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);
могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;
но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. В ходе профилактической работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста необходимо привить детям чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности. Знакомство детей с правилами дорожного движения, формирование навыков правильного безопасного поведения на улице, на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, привычки, полученные в детстве, наиболее прочные, впоследствии становиться нормой поведения, а их соблюдение жизненной необходимостью.
Берегите себя и своих близких и не забывайте, что самая доходчивая форма воспитания – личный пример!
Литература:
• Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2009 – 80с.
• Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 64с.
• Е.А Козловская, С.А. Коловский Методические рекомендации у дошкольников безопастного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М:Идательский Дом Третий Рим, 2006. - 48
• Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд.,. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
• Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. _ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр по теме "Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города"
Картотека содержит подвижные игры и физультминутки...
«Знакомство дошкольников с основными правилами поведения на улице и дороге».
Материал для воспитателей ДОО. Закре5пление у дошкольников правид дорожного движения....
"Дошкольникам о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города"
Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. И с самого раннего возраста ребенка мама и папа должны рассказывать ему обо всех потенциальных угрозах его жизни и здоровью.Многие род...
Формирование у дошкольников навыков (культуры) безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формирование у дошкольников навыков (культуры) безопасного поведения на улицах и дорогах....
СИМ-(ситуативно-имитационное моделировани)е- это эффективный метод формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
СИМ (ситуативно-имитационное моделирование)-отмечает И.А. Щёголев, это процесс конструирования модели реальной ситуации ( в данном случае, опасной обстановки ПДД) и постановка экспериментов на этой мо...
«Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».
Система работы СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию безопасного поведения на улицах и дорогах...
Сообщение из опыта работы. "Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города".
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, и будет прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все бол...