Азбука АУ
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Радченко Татьяна Михайловна

Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение

Рамонский детский сад № 3

 

 

 

 

 

 

«Как стать друзьями природы». Конспект итогового занятия по экологической безопасности

 

 

 

 

 

 

                                 Подготовила воспитатель        

                                  подготовительной группы      

                                                  Радченко Т. М.

 

 

 

 

 

Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в природе.

Задачи: 1. Закрепить знания о съедобных и несъедобных ягодах.

2. Познакомить с ядовитыми растениями.

3. Закрепить знания об опасных и безопасных насекомых.

4. Познакомить детей с правилами поведения, если потерялся в лесу.

5. Совершенствовать умение рассказывать по схемам.

6. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи.

7. Развивать смекалку при разгадывании загадок.

8. Развивать память, логическое мышление, внимание.

9. Воспитывать любовь к природе родного края, бережно относиться ко всему живому.

Оборудование: кукла – Буратино, схемы: «Из чего состоит лес», «Предупреждающие знаки»; иллюстрации ядовитых растений, ягод, насекомых; слайды: «Вид леса», «Ягодная полянка»; видеофильм «Пожар в лесу»; шапочка «Сова»; лукошко; письмо «Жалобы леса».

Ход занятия:

I. Оргмомент:

«Всем говорю я «Здравствуйте! »

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я! »

II. Сюрпризный момент.

Ребята, сегодня к нам пришел Буратино. Наступила весна. Стало совсем тепло. А скоро и долгожданное лето. Друзья пригласили Буратино на прогулку в лес. Но прежде, Мальвина дала ему задание, узнать правила безопасного поведения в природе.

- Поможем Буратино узнать как нужно вести себя в лесу?

Буратино: - А что такое лес?

- А об этом тебе расскажет Миша К.

«Что такое лес?

Сосны до небес.

Березы и дубы.

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый.

И родник живой

С ключевой водой. »

III. Работа со схемами.

- Давайте ещё раз напомним, что обязательно должно быть в здоровом лесу? (Схемы: «Деревья», «Травы», «Цветы», «Ягоды», «Грибы», «Насекомые», «Птицы», «Звери») .

 

 

IV. Рассматривание картин леса.

- А сейчас мы отправляемся в лес (слайды «лес», музыка «голоса леса») .

- Посмотрите, какая красота кругом, птицы поют, жужжат шмели – природа словно поет.

Буратино: - Как красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

V. Беседа с детьми.

- Как вы думаете какие опасности таит лес?

Дети: - в лесу можно заблудиться.

- Правильно. Опасность 1.: В лесу можно заблудиться.

- Давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу?

Дети: - «Маша и медведь», «Три медведя».

- Что же надо делать, что бы не заблудиться в лесу?

Дети: - не ходить в лес одним, а только со взрослыми.

- Правильно. Правило 1: Чтобы не заблудиться не ходи в лес один.

- Ребята, но ведь Машенька была не одна, с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети: - Она ушла от подружек далеко собирать ягоды.

- Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел со взрослыми?

Дети: - надо держаться вместе.

- Правильно. Правило 2: В лесу нужно держаться вместе.

Буратино: - А если все-таки потерялся?

Дети: - Нельзя никуда убегать. Надо стоять на месте и громко кричать: «Ау! ».

- А еще нужно прислушаться, не слышно ли где голосов людей, шум автомобилей, поездов, лай собак, говорящих о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук и иди в этом направлении. Если звук становится громче, ты идёшь правильно. Самое главное не плачь, знай – тебя найдут!

VI. Физминутка.

«Защелестели листочки,

Закачались деревья,

Грянул гром,

Пошёл дождь.

Но вот выглянуло солнышко

И все стало тихо и спокойно. »

Игра: «Можно – нельзя». (Можно – хлопаем, нельзя – топаем) .

- Ходить одному в лес за грибами и ягодами.

- Ездить с родителями в лес.

- Убегать от родителей на соседнюю полянку.

- Все время находиться вместе с родителями.

- Если потерялся, стоять на одном месте и громко кричать: «Ау! ».

- Бегать по лесу и искать родителей.

VII. Съедобные и ядовитые растения.

(Слайд «Поляна с ягодами») .

- Посмотрите, какая красивая поляна! А сколько на ней ягод!

Буратино: - Я очень ягодки люблю. Я их все съем: и красные. и синие, и черные!

- Что, ты, Буратино! Все подряд ягоды есть нельзя. В лесу много вкусных и полезных ягод, но есть и очень опасные – ядовитые.

Буратино: - А как же мне узнать, какие ягоды можно есть, а какие – нет?

- Тебе помогут ребята.

Игра: «Собери ягоды в лукошко». (Картинки ягод на полу. Дети собирают только съедобные ягоды.)

- Какие ягоды вы взяли в свое лукошко? (малина, ежевика, земляника, смородина) .

- А какие ни в коем случае брать нельзя? (вороний глаз, волчье лыко, ягоды ландыша, бузина) .

- Кроме опасных ягод, ещё в лесу можно встретить и ядовитые растения (борщевик, дурман, лютик) .

Буратино: - Я всё понял. Теперь я не подойду даже близко к ядовитым растениям и не буду есть ядовитые ягоды.

VIII. Опасные и безопасные насекомые.

- Кроме растений в лесу, Буратино, ты встретишь множество очень маленьких жителей. Их часто называют «шестиногие малыши». Давайте отгадаем загадки, и узнаем о каких малышах идет речь.

1. Красный маленький жучок,

В пятнах спинка-сундучок.

С чёрной крошечной головкой,

Это … (Божья коровка)

2. Летит, пищит.

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

3. В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (Муравьи)

4. Не птица, а с крыльями

Над цветами летает,

Мёд собирает. (Пчела)

5. Модница крылатая

Платье полосатое

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса)

- Божья коровка, комар, муравьи, пчела, оса. Как же назвать их одним словом? (Насекомые)

- Почему же насекомых называют «шестиногие малыши»?

Дети: - Потому, что они маленькие и у них 6 ножек.

- В лесу много и других насекомых. Все они в природе нужны. Но некоторые из них опасны для человека.

Игра: «Опасные и неопасные для человека насекомые». (дети раскладывают на два наборных полотна изображения насекомых)

- А какие правила нужно знать, посещая лес, чтобы насекомые не доставили нам неприятности?

Дети: 1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки и свитер с длинным рукавом.

2. Открытые участки тела следует обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.

4. Старайтесь быть спокойными, если возле вас летает оса (пчела, не надо махать руками, нужно перейти на другое место.

5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.

Буратино: - Спасибо вам. Я буду в лесу очень осторожным.

IX. Физминутка.

Подвижная игра: «Совушка».

X. Жалобы леса.

- Каждый посещающий лес должен строго выполнять правила своей безопасности. Но опасность подстерегает не только человека, но и сам лес. Многие люди по своему незнанию могут причинить вред природе, и от этого лес может заболеть и даже погибнуть.

- Послушайте с какими жалобами обращается к нам лес.

Жалобная страница леса.

«Любят люди ко мне в гости приходить, воздухом свежим подышать. Но очень много мусора оставляют, а от грязи одни болезни – гибнут растения, животные. Любят мои гости цветов нарвать, а цветы завянут, и выбросят их ещё по дороге, не доходя до дома. А кто-то в лес с ножиком приходит, кору портит, ветки ломает и срезает. И стоят мои дубы и березки, срезами горькими обливаются. Придут люди в лес, начнут кричать, шуметь, а птицы и звери пугаются, поэтому уходят и улетают в чащу лесную. Но если придет самая большая беда, тогда всем моим жителям и мне будет очень плохо».

- Что же является самым страшным для леса? (Лесные пожары)

- Как вы думаете от чего может возникнуть лесной пожар?

- Верно. Причиной лесных пожаров становится не затушенный костер, детская шалость со спичками.

- Ребята, помните пословицу: «В одной коробке сто пожаров». Почему так говорят? (Потому, что в одной коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.)

- Ребята, давайте посмотрим, какая страшная беда может случиться с нашим лесом из-за неосторожного обращения с огнем. (Просмотр видеофильма: «Пожар в лесу».)

- Что бы с нашим лесом не случилось беды, мы должны обязательно соблюдать правила:

1. Костёр разводят только со взрослыми.

2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.

3. Не стоит разводит костры слишком большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

4. Не оставляйте рядом с костром свою одежду.

5. Уходя, надо убедиться, что костёр потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли – налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

XI. Правила поведения в лесу.

Буратино: - Мне очень хочется, чтобы наши леса были здоровыми, чистыми, чтобы радовали нас свежим воздухом, ягодами, грибами, красивыми цветами, пением птиц. Ребята, какие ещё нужно соблюдать правила, чтобы не навредить лесу?

Дидактическая игра: «Напоминающие знаки».

 

- Послушай, буратино, какой хотят видеть природу наши дети:

Стихотворение:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

Буратино: - Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Я буду соблюдать все правила безопасности, и со мной, и с лесом не случится никакой беды.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_au.docx415.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение

Рамонский детский сад № 3

«Как стать друзьями природы». Конспект итогового занятия по экологической безопасности

                                 Подготовила воспитатель        

                                  подготовительной группы      

                                                  Радченко Т. М.

Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в природе.

Задачи: 1. Закрепить знания о съедобных и несъедобных ягодах.

2. Познакомить с ядовитыми растениями.

3. Закрепить знания об опасных и безопасных насекомых.

4. Познакомить детей с правилами поведения, если потерялся в лесу.

5. Совершенствовать умение рассказывать по схемам.

6. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи.

7. Развивать смекалку при разгадывании загадок.

8. Развивать память, логическое мышление, внимание.

9. Воспитывать любовь к природе родного края, бережно относиться ко всему живому.

Оборудование: кукла – Буратино, схемы: «Из чего состоит лес», «Предупреждающие знаки»; иллюстрации ядовитых растений, ягод, насекомых; слайды: «Вид леса», «Ягодная полянка»; видеофильм «Пожар в лесу»; шапочка «Сова»; лукошко; письмо «Жалобы леса».

Ход занятия:

I. Оргмомент:

«Всем говорю я «Здравствуйте! »

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я! »

II. Сюрпризный момент.

Ребята, сегодня к нам пришел Буратино. Наступила весна. Стало совсем тепло. А скоро и долгожданное лето. Друзья пригласили Буратино на прогулку в лес. Но прежде, Мальвина дала ему задание, узнать правила безопасного поведения в природе.

- Поможем Буратино узнать как нужно вести себя в лесу?

Буратино: - А что такое лес?

- А об этом тебе расскажет Миша К.

«Что такое лес?

Сосны до небес.

Березы и дубы.

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки.

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый.

И родник живой

С ключевой водой. »

III. Работа со схемами.

- Давайте ещё раз напомним, что обязательно должно быть в здоровом лесу? (Схемы: «Деревья», «Травы», «Цветы», «Ягоды», «Грибы», «Насекомые», «Птицы», «Звери») .

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-222109-1430661116.jpg

IV. Рассматривание картин леса.

- А сейчас мы отправляемся в лес (слайды «лес», музыка «голоса леса») .

- Посмотрите, какая красота кругом, птицы поют, жужжат шмели – природа словно поет.

Буратино: - Как красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

V. Беседа с детьми.

- Как вы думаете какие опасности таит лес?

Дети: - в лесу можно заблудиться.

- Правильно. Опасность 1.: В лесу можно заблудиться.

- Давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу?

Дети: - «Маша и медведь», «Три медведя».

- Что же надо делать, что бы не заблудиться в лесу?

Дети: - не ходить в лес одним, а только со взрослыми.

- Правильно. Правило 1: Чтобы не заблудиться не ходи в лес один.

- Ребята, но ведь Машенька была не одна, с подружками, а все равно заблудилась. Почему?

Дети: - Она ушла от подружек далеко собирать ягоды.

- Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел со взрослыми?

Дети: - надо держаться вместе.

- Правильно. Правило 2: В лесу нужно держаться вместе.

Буратино: - А если все-таки потерялся?

Дети: - Нельзя никуда убегать. Надо стоять на месте и громко кричать: «Ау! ».

- А еще нужно прислушаться, не слышно ли где голосов людей, шум автомобилей, поездов, лай собак, говорящих о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук и иди в этом направлении. Если звук становится громче, ты идёшь правильно. Самое главное не плачь, знай – тебя найдут!

VI. Физминутка.

«Защелестели листочки,

Закачались деревья,

Грянул гром,

Пошёл дождь.

Но вот выглянуло солнышко

И все стало тихо и спокойно. »

Игра: «Можно – нельзя». (Можно – хлопаем, нельзя – топаем) .

- Ходить одному в лес за грибами и ягодами.

- Ездить с родителями в лес.

- Убегать от родителей на соседнюю полянку.

- Все время находиться вместе с родителями.

- Если потерялся, стоять на одном месте и громко кричать: «Ау! ».

- Бегать по лесу и искать родителей.

VII. Съедобные и ядовитые растения.

(Слайд «Поляна с ягодами») .

- Посмотрите, какая красивая поляна! А сколько на ней ягод!

Буратино: - Я очень ягодки люблю. Я их все съем: и красные. и синие, и черные!

- Что, ты, Буратино! Все подряд ягоды есть нельзя. В лесу много вкусных и полезных ягод, но есть и очень опасные – ядовитые.

Буратино: - А как же мне узнать, какие ягоды можно есть, а какие – нет?

- Тебе помогут ребята.

Игра: «Собери ягоды в лукошко». (Картинки ягод на полу. Дети собирают только съедобные ягоды.)

- Какие ягоды вы взяли в свое лукошко? (малина, ежевика, земляника, смородина) .

- А какие ни в коем случае брать нельзя? (вороний глаз, волчье лыко, ягоды ландыша, бузина) .

- Кроме опасных ягод, ещё в лесу можно встретить и ядовитые растения (борщевик, дурман, лютик) .

Буратино: - Я всё понял. Теперь я не подойду даже близко к ядовитым растениям и не буду есть ядовитые ягоды.

VIII. Опасные и безопасные насекомые.

- Кроме растений в лесу, Буратино, ты встретишь множество очень маленьких жителей. Их часто называют «шестиногие малыши». Давайте отгадаем загадки, и узнаем о каких малышах идет речь.

1. Красный маленький жучок,

В пятнах спинка-сундучок.

С чёрной крошечной головкой,

Это … (Божья коровка)

2. Летит, пищит.

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

3. В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет. (Муравьи)

4. Не птица, а с крыльями

Над цветами летает,

Мёд собирает. (Пчела)

5. Модница крылатая

Платье полосатое

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса)

- Божья коровка, комар, муравьи, пчела, оса. Как же назвать их одним словом? (Насекомые)

- Почему же насекомых называют «шестиногие малыши»?

Дети: - Потому, что они маленькие и у них 6 ножек.

- В лесу много и других насекомых. Все они в природе нужны. Но некоторые из них опасны для человека.

Игра: «Опасные и неопасные для человека насекомые». (дети раскладывают на два наборных полотна изображения насекомых)

- А какие правила нужно знать, посещая лес, чтобы насекомые не доставили нам неприятности?

Дети: 1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки и свитер с длинным рукавом.

2. Открытые участки тела следует обрабатывать мазью от комаров.

3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят.

4. Старайтесь быть спокойными, если возле вас летает оса (пчела, не надо махать руками, нужно перейти на другое место.

5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят.

Буратино: - Спасибо вам. Я буду в лесу очень осторожным.

IX. Физминутка.

Подвижная игра: «Совушка».

X. Жалобы леса.

- Каждый посещающий лес должен строго выполнять правила своей безопасности. Но опасность подстерегает не только человека, но и сам лес. Многие люди по своему незнанию могут причинить вред природе, и от этого лес может заболеть и даже погибнуть.

- Послушайте с какими жалобами обращается к нам лес.

Жалобная страница леса.

«Любят люди ко мне в гости приходить, воздухом свежим подышать. Но очень много мусора оставляют, а от грязи одни болезни – гибнут растения, животные. Любят мои гости цветов нарвать, а цветы завянут, и выбросят их ещё по дороге, не доходя до дома. А кто-то в лес с ножиком приходит, кору портит, ветки ломает и срезает. И стоят мои дубы и березки, срезами горькими обливаются. Придут люди в лес, начнут кричать, шуметь, а птицы и звери пугаются, поэтому уходят и улетают в чащу лесную. Но если придет самая большая беда, тогда всем моим жителям и мне будет очень плохо».

- Что же является самым страшным для леса? (Лесные пожары)

- Как вы думаете от чего может возникнуть лесной пожар?

- Верно. Причиной лесных пожаров становится не затушенный костер, детская шалость со спичками.

- Ребята, помните пословицу: «В одной коробке сто пожаров». Почему так говорят? (Потому, что в одной коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара.)

- Ребята, давайте посмотрим, какая страшная беда может случиться с нашим лесом из-за неосторожного обращения с огнем. (Просмотр видеофильма: «Пожар в лесу».)

- Что бы с нашим лесом не случилось беды, мы должны обязательно соблюдать правила:

1. Костёр разводят только со взрослыми.

2. Никогда не поджигай сухую траву и листья.

3. Не стоит разводит костры слишком большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья.

4. Не оставляйте рядом с костром свою одежду.

5. Уходя, надо убедиться, что костёр потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли – налетевший ветер может раздуть из них пламя.

6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей.

XI. Правила поведения в лесу.

Буратино: - Мне очень хочется, чтобы наши леса были здоровыми, чистыми, чтобы радовали нас свежим воздухом, ягодами, грибами, красивыми цветами, пением птиц. Ребята, какие ещё нужно соблюдать правила, чтобы не навредить лесу?

Дидактическая игра: «Напоминающие знаки».

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-222109-1430661615.jpg

- Послушай, буратино, какой хотят видеть природу наши дети:

Стихотворение:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил весёлый дождь.

Буратино: - Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Я буду соблюдать все правила безопасности, и со мной, и с лесом не случится никакой беды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная азбука дошколят"

Пальчиковый игротренинг помогает приобщить родителей к образовательногму процессу, ознакомлению их с нетрадиционными методами и приемами по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста. Создани...

Планирование пректной деятельности,используя ФГТ. Проект "Дорожная азбука"

Планирование проекной деятельности,используя ФГТ...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Презентация "Азбука за азбукой"

Презентация составлена для ознакомления детей с буквами, дополняя традиционный подход оригинальным способом ввиде занимательных стишков, и носит развлекательный характер, что должно доставить детям ра...

Информационно-дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука» АЗБУКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Информационно-дидактическое пособие включает  в себя краткое описания растительного и животного мира республики Коми, а так же  сведения о памятниках природы родного края....

Отчет по проекту «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики» 2019г. гр. «Солнышко» ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балковской Лилии Дмитриевны.

Отчет по проекту  «Азбука жизни» раздел «Азбука экономики»  2019г. гр. «Солнышко»   ГБУСОН РО «СРЦ» г.Волгодонска воспитателя Балков...