Проект «Юный пешеход» для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с основами дорожного движения.
проект по обж (старшая группа) по теме
ПРОЕКТ
« ЮНЫЙ ПЕШЕХОД».
ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Воспитатель I квалификационной категории
Марьина-Старкова Седа Георгиевна
Вид проекта: познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
База для реализации проекта: старшая группа
Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию).
Срок реализации проекта: три недели.
Предполагаемый результат:
* Дети умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, находить пути решения и выхода из них.
* Умеют правильно вести себя в незнакомом и людном месте.
* Знают: назначение светофора и каждого его цвета; правила поведения на проезжей части, в транспорте; как правильно переходить улицу; кто такие пешеходы.
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Финансовое обеспечение: приобретение материалов для осуществления проекта из средств детского сада и родителей.
Возможные риски проекта: усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное от образовательной деятельности время в виде бесед познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных и подвижных игр; пополнения уголка по Правилам дорожного движения.
Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно–транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно–транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят их них. Приводят к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В обязательно должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.
Задачи:
* Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
* Обучать детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков.
* Сформировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
* Учить детей грамотно использовать полученные знания.
*Обогащать и расширять словарный запас детского кругозора.
*Продолжать вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге.
* Воспитывать умение естественно вести себя в различных ситуациях, принимать правильные решения.
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет правильно оценивать ситуацию.
Работа воспитателя при подготовке к проекту:
* Консультации.
* Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по ПДД.
* Подбор материала о Правилах дородного движения.
* Консультации «Родителям - о безопасности дорожного движения», «Три закона безопасности пешехода на дороге».
Формы работы с детьми:
* Тематические экскурсии.
* Наблюдение за транспортом и пешеходами.
* Беседы о труде взрослых.
* Рассматривание альбомов, иллюстраций о жизни города.
* Изготовление атрибутов для игр, сюжетно – ролевых игр.
*Дидактическая игра «Назови ошибки» (по правилам дорожного движения).
* Сюжетно–ролевые игры: «В гостях у светофорчика».
«Дорожное движение».
* Подвижные игры: «Воробышки а автомобиль»; «Цветные автомобили»; «Ловкий пешеход»; «Пешеходы и транспорт» и т.д.
* Беседа о правилах поведения в общественных местах.
* Изучение элементарных правил дорожного движения.
* Беседа по ПДД «Я – пешеход».
* Разбор обозначения знаков дорожного движения.
Формы работы с родителями:
* Анкетирование.
* Проведение консультаций.
* Оформление папок-передвижек.
* Памятки.
*Буклеты, информационные листки.
* Беседы за круглым столом.
*Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей вести себя на улице.
* Консультации и сообщения о ПДД.
* Участие в выставке «Зеленый огонек».
Роль родителей в реализации проекта:
* Сбор материала по тематике.
* Приобретение книг и оснащения для пополнения уголка ПДД в группе.
* Изготовление реквизитов для проведения сюжетно - ролевой игры.
*Родителям во время прогулок знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром, транспортом.
*Знакомить детей с правилами поведения на улице.
*Во время прогулок закреплять представления детей о работе сотрудника ГИБДД.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Подготовительный этап:
* Постановка цели и задач.
* Определение методов исследования.
* Подбор материала по Правилам дорожного движения.
* Подбор рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
* Подбор мультфильмов о правилах дорожного движения.
* Подбор художественной литературы по теме.
* Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
* Создание картотеки дидактических игр.
* Создание картотеки подвижных игр по теме.
* Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами.
* Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной этап:
* Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.
* Решение игровых ситуаций.
* Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
* Отгадывание загадок по теме.
* Чтение художественной литературы по теме.
* Рассматривание плакатов по ПДД.
* Наблюдение за транспортом.
* Беседа.
* Экскурсия к проезжей части.
Заключительный этап:
* Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Светофорчика».
* Выставка поделок « Зеленый огонек».
Предметно – развивающая среда по обучению детей ПДД.
* Игрушки и игровое оборудование: автобус, легковые и грузовые машины, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», рули. Макет дороги.
* Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением общественно-городского транспорта. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: «Катание на велосипеде», «На санках», «Игра детей в мяч на дороге». Иллюстрации с изображением светофора, со знаками. Картинки с изображением всех частей машин.
* Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «На дорогах города», «Правила движения», «Автомобили и светофор», «Пешеходы».
* Дидактические игры: «Угадай на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
Вывод:
Если ребенку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя свое поведение. Перед нами встает вопрос: как и чему следует учить детей? Какие знания и навыки им следует привить? Ребенка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Это в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребенок должен твердо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребенок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут соблюдать и другие участники движения.
Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Светофорчика».
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. И для этого необходимо сесть в машину (заранее подготовлен автобус из стульев). А чтобы она поехала надо произнести волшебные слова:
Воспитатель и дети:
Машина, машина идет, гудит,
В машине, в машине шофер сидит.
В машине, в машине детей полно,
Поехали дети, глядят в окно.
(звучит заранее подготовленная запись звука работающей машины).
Воспитатель: Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Воспитатель: город Светофория (читает на вывеске). Почему у этого города такое интересное и необычное название?
Дети: Много света, там есть светофор, цветные улицы.
Воспитатель: Это город, где все люди, даже дети знают правила дорожного движения и постоянно ими пользуются, поэтому в этом городе никогда не происходит дорожных происшествий. А почему в Светофории никогда не бывает дорожных происшествий?
Дети: Они соблюдают правила дорожного движения.
Воспитатель: Какие правила дорожного движения знаете вы?
Дети: …….
Светофор: Здравствуйте, ребята! Куда вы направляетесь?
Дети: В город Светофория.
Светофор: А вы знаете, что просто так туда не войдешь.
Дети: Почему?
Светофор: Посмотрите, на воротах города висят зашифрованные знаки и их надо отгадать и открыть. Если у вас получиться, тогда ворота откроются.
Воспитатель: Давайте ребята попробуем открыть дорожные знаки.
Дети: Да.
Воспитатель: Что надо делать?
Светофор: Надо выполнить задание и при правильно выполнении будут открываться знаки. Готовы?
Дети: Да.
Светофор: Первое задание. Отгадайте загадки:
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Он по улице идет
На работу всех везет.
Дети: Автобус.
Светофор: Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда вздымая пыль,
Нас помчит (автомобиль)
Дети: Автомобиль.
Светофор: По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.
Дети: Колеса.
Светофор: Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ
Это мой…
Дети: велосипед.
Светофор: В этом месте, как не странно.
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Дети: Остановка.
Светофор: Не четыре ноги
Надевают сапоги.
Перед тем как надевать
Надо обувь надувать.
Дети: Шины.
Светофор: Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?
Дети: Регулировщик.
Светофор: Сами не видят, а другим указывают.
Дети: Дорожные знаки.
Светофор: затихают все моторы!
И внимательней шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»
Дети: Дети.
Светофор: Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
За собой пешехода ведут.
Дети: Пешеходный переход.
(при правильных ответах детей открываются знаки).
Светофор: Молодцы, ребята, с заданием справились.
Воспитатель: Но у нас еще не все знаки открылись. Ребята, давайте вспомним правила перехода по светофору.
Красный глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Стоять.
Воспитатель: Желтый глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Внимание.
Воспитатель: А зеленый глаз для нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Можно идти.
Светофор: Следующее задание. Посмотрите перед вами светофор.
Воспитатель: Загорелся этот свет (красный),
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
Не ходите на дорогу!
Если этот свет горит (желтый)
Подождать он нам велит.
А когда горит зеленый
Это значит путь свободный,
Светофор нам говорит:
Переход для вас открыт!
Светофор: А теперь скажите, что означает каждый свет светофора.
Дети: Красный – стоп.
Желтый – жди.
Зеленый – иди.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем (игра «Светофор»)
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера
(Светофор показывает цвета)
Красный – дети присели.
Желтый – дети встали,
Зеленый – побежали.
Светофор: Вот вы и отдохнули и готовы к последнему заданию. Ответьте правильно на вопросы, которые я задам и я открою последние знаки. Как расположены знаки светофора?
Дети: Красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу.
Светофор: Чем транспортный светофор отличается от пешеходного?
Дети: У транспортного тир сигнала, а у пешеходного два – красный и зеленый.
Светофор: Вижу вы, молодцы, знаете правила дорожного движения. Вы теперь являетесь почетными гостями Светофории. А мне пора. До свидания!
Воспитатель: Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Запомните ребята: Правила движения должны все соблюдать без возражения.
Надо: ходить по тротуарам, переходить улицу по пешеходному переходу; смотреть внимательно на светофор; если оказался в потоке машин, то стоять нужно спокойно, не метаться.
Нельзя: кататься на велосипеде по проезжей части.
Никогда не торопись!
У дороги осмотрись.
За другими не спеши.
Маму за руку держи.
Нужно правила все знать!
Возле трассы не играть
И животных без присмотра
На дорогу не пускать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»
Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»...
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров».
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров».Цель: познакомить детей с правилами для пешеходов и пассажиров.Задачи:1. Закреп...
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров»
Конспект занятия по ПДД для детей старшего дошкольного возраста.«Правила дорожного движения для пешеходов и ...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного с правилами дорожного движения "Поможем стране Светофории"
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного с правилами дорожного движения ...
Рекомендация родителям по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Уважаемые родители! Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки роди...
"Шапокляк в детском саду" Сценарий развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Сценарий развлечения по ознакомлению детей с правилами дорожного движения « Шапокляк в детском саду»(для детей старшего дошкольного возраста).Восп: Внимание, внимание! Начинаем вечер...
- Мне нравится (1)