Перспективно - тематическое планирование по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения в рамках недели «Грамотный пешеход»
методическая разработка по обж (старшая группа)
данный материал может быть полезен для педагогов ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno_-_tematicheskoe_lanirovanie_po_pdd_-_kopiya.docx | 41.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению
развития детей
Перспективно - тематическое планирование
по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
в рамках недели «Грамотный пешеход»
Составили:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории,
Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности - дорожная безопасность. Именно она, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста и в этом очень часто виноваты взрослые. Дошкольники еще не умеют управлять своим поведением, у них не выработалась способность предвидеть возможные опасности на дороге, на улице. И наша задача как педагогов развить в ребенке понимание опасности, которую таит в себе дорога.
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. И мы прилагаем много усилий для того, чтобы помочь ребенку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно самостоятельно применять правила безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона. В 2018 и в 2019г.г. наш детский сад стал победителем в конкурсном отборе по распределению субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. № 510-п, на приобретение для дошкольных образовательных организаций оборудования, позволяющего в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Ежегодно в детском саду проходит неделя «Грамотный пешеход». В связи с этим нами разработано перспективно- тематическое планирование по обучению правилам дородного движения для детей старшего дошкольного возраста. Весь материал систематизирован по темам. Согласно планированию мероприятия по ПДД проходят в течение недели в первую и во вторую половину дня, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. При организации образовательного процесса используем различные методы, формы и средства по обучению детей правилам дорожного движения.
Данную работу проводим в тесном контакте с родителями, так как считаем, что родители являются образцом поведения на улице, дороге, транспорте. И только в тесном сотрудничестве с семьей можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. Совместно с родителями в группе оборудован центр «Дорожная азбука», где находятся макет по правилам дорожного движения с дорожными знаками, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, плакаты, дидактические и развивающие игры по ОБЖ. Родители активно принимают участие во всех мероприятиях, участвуют в акциях.
Таким образом, считаем, что в ходе целенаправленной и систематической работы у дошкольников своевременно формируются представления о безопасном поведении на дороге и улице, а у родителей повысится степень ответственности за своих детей.
Перспективно - тематическое планирование по обучению дошкольников правилам дорожного движения
в рамках недели «Грамотный пешеход»
Дни недели | 1 половина дня | 2 половина дня | Работа с родителями |
Понедельник Тема: «Транспорт вокруг нас» | Беседа о транспорте, о труде водителя. Цель: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить активный словарь за счет названий автомашин, закрепить обобщающее понятие «транспорт», рассказать о труде водителя. Загадки о транспорте. Цель: учить детей отгадывать загадки по описанию предметов, развивать логическое мышление, воображение, закреплять знания о многообразии видов транспорта Игры – тренинги на площадке Автогородка. Чтение стихотворения С. Маршака «Мяч». Цель: дать понятие, что играть в мяч близи проезжей части опасно | Сюжетно – ролевая игра «Магазин автомобилей. Цель: учить детей составлять описание машин, пользуясь планом, предложенным воспитателем, воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий словарь. Д/и «Собери машину» (разрезные картинки»). Цель: развивать мышление, внимание, закреплять знания основных частей машин. Раскрашивание транспортных средств. Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять понятие «транспорт» П/и «Воробушки и автомобиль». Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» | Родительское собрание на тему: «Родители – образец поведения на улицах и дорогах» приглашением инспектора ОГИБДД Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1) Предложить родителям принять участие в сборе коллекции машин |
РППС | Пополнение центра «мир книги» художественной литературой о правилах дорожного движения. Цель: расширить знания детей о правилах и дорожных знаков для пешеходов, активизировать соответствующий словарь | ||
Вторник Тема: «Дорожные знаки» | Беседа о дорожных знаках. Цель: дать детям представление о том, что знаки бывают запрещающие и разрешающие, познакомить с доступными пониманию детей знаками.
Целевая прогулка по улице. Цель: рассмотреть дорожные знаки, объяснить детям их значение. Рисование на тему: «Я придумал новый дорожный знак» Цель: развивать воображение, донести до сознания детей, что каждый знак, о чем предупреждает всех участников дорожного движения» Д/и «Дорожные знаки?». Цель: познакомить детей с наиболее часто встречающимися дорожными знаками, со средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Домино «Знаки на дороге». Цель: закреплять знание дорожных знаков, умение играть в домино, развивать коммуникативные навыки | Развивающая игра «Расставь знак». Цель: закрепить знания детей о значении и месте расположения знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!» Д/и «Какой дорожный знак здесь нужен?». Цель: развивать внимание, мышление, речь, формировать навыки безопасного поведения на улице и в транспорте Д/и «Разрезные картинки». Цель: развивать логическое мышление, внимание, зрительно – пространственное восприятие, приучать к самоконтролю и самопроверке. Аудиочтение В.кожевников «Переход», «Знакомые полоски» Конструирование «Светофор из геометрических фигур». Цель: развивать конструктивное мышление, внимание, мелкую моторику рук. | Анкетирование родителей «Правила и безопасность дорожного движения» Оформление папки - передвижки на тему: «Уроки дорожной безопасности для родителей» (Приложение 2) |
РППС | Рассматривание плакатов «Дорожные знаки». Цель: познакомить с доступными для детей знаками и их обозначением. Строительный центр «Самоделкин» дополнен различными видами транспорта | ||
Среда Тема: «Мы – пассажиры» | Образовательная деятельность на тему: «Пассажиром быть не просто». Цель: продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте (нельзя ездить без сопровождения взрослых, стоять у двери, высовывать голову или руки в открытое окно, уступать место пожилым людям и людям с маленькими детьми). Встреча с инспектором ОГИБДД Цель: уточнить знания детей о правилах дорожного движения и в игровой форме закрепить навыки практических ситуаций. Решение проблемно – практической ситуации «Как вести себя в наземном транспорте» Ситуация общения «Что значит быть культурным пассажиром» | Сюжетно – ролевая игра на тему: «Поездка на природу». Цель: закреплять правила поведения в автобусе, при входе и выходе из него, учить культуре общения, уточнить представления о работе кондуктора. Н/и «Крутые гонки» Цель: развивать счет, пространственную ориентировку, закреплять правила дорожного движения Д/и «Лото», «Транспорт». Цель: развивать внимание, память, быстроту реакции Спортивное развлечение «Дорожная эстафета» | Информация для родителей – водителей «Неблагоприятная погода на дорогах» Участие в акции «Пристегни самое дорогое» или «Мой ребенок в автокресле» Участие родителей в спортивном развлечении «Дорожная эстафета» |
РППС | Центр логико - математических игр дополнен играми в соответствии с темой недели: - игры с палочками Кюизенера («Автокран», «Грузовик», «Пожарная машина») и др.; - дидактические игры для развития мелкой моторики с использованием прищепок «Найди и отметь транспорт»; «Выложи транспорт из пуговиц», «Проеду по лабиринту», лото «Виды транспорта» с прищепками) и др. - игры - головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др. - игра «Геоконт»; - интеллектуальная игра «Пифагорик»; -«Четвертый лишний»; - «Разрезные картинки»; - ребусы и мн. др. | ||
Четверг Тема «Мы - пешеходы» | Образовательная деятельность на тему: «Мы – пешеходы». Цель: расширить знания детей о правилах безопасности на улице, формируя навыки безопасного поведения, обогатить словарь детей: «зебра», проезжая часть. Целевая прогулка в парк. Цель: донести до сознания детей, что играть можно с определенных местах отдыха. Чтение стихотворения В. Тимофеева «Для пешехода». Цель: формировать у детей положительное отношение к выполнению правил дорожного движения. Уроки тетушки Совы («Азбука дорожной безопасности», «Пешеходные переходы») Проигрывание ситуаций «Мы переходим дорогу» | Сюжетно – ролевая игра «Водители и пешеходы» в Автогородке. Решение проблемных ситуаций (на настольном макете) Цель: закрепить знания детьми ПДД, формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Аудиочтение С. Михалкова «Шагая осторожно». П/и «Внимание: пешеход» Цель: развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве, выполнять правила игры. Настольно печатная игра «Кто первым добреется до цирка». Цель: закрепить правила поведения пешехода на улице | Мини - лекция «Собственный пример или нотация» Оформление Памятка для родителей (Приложение3) |
РППС | Пополнить Центр «Цветная палитра» пооперационными картами (схемами) с изображением последовательности работы для рисования и изготовления машин. | ||
Пятница Тема «Улицы нашего города» | Образовательная деятельность на тему: «Улицы нашего города». Цель: уточнить и закрепить правила поведения на улице, виды транспорта Заучивание стихотворения Н.Сорокина «Перекресток». Цель: учить заучивать стихи, используя карточки – схемы, развивать память при заучивании наизусть. Просмотр мультфильмов «Азбука безопасности от Смешариков» Чтение и обсуждение книги М. Большакова и М.. Корнилова «Смешарики на дороге». Д/и «Прятки с дорожными знаками». Цель: развивать внимание, быстроту реакции, закреплять дорожные знаки | Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением улиц нашего города. Цель: познакомить детей с родным городом, рассмотреть микрорайоны, улицы города, транспорт. Сюжетно – ролевая игра «Мы строители» Цель: развивать конструктивные способности детей, учить сооружать постройки из мягких модулей. Сказка – драматизация «По городу, по улице не ходят просто так» Цель: активизировать и закрепить знания ПДД, видов транспорта, назначение дорожных знаков. | Составление с детьми маршрута «Дорога в детский сад» |
РППС | Рассмотреть коллекцию машин Выставка «Семейные книжки – малышки по ПДД» |
Приложение 1
Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста
Ничто не убеждает лучше примера (французская пословица)
Уважаемые родители!
В старшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- кто является участником дорожного движения и его обязанности;
- основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, механическое транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекресток, пешеходный переход, линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
- обязанности пешеходов;
- обязанности пассажиров;
- регулирование дорожного движения;
- сигналы светофора и регулировщика;
- предупредительные сигналы;
- движение через железнодорожные пути;
- движение в жилых зонах;
- перевозка людей;
- особенности движения на велосипеде. Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребенок.
Методические рекомендации по привитию ребенку устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации:
- в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
- разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
- воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
- разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным на дороге, но не запугивайте транспортной ситуацией;
- указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
- разъясняйте, что такое дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и причины их;
- закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
- используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребенку с вопросами по дорожной обстановке.
ПОМНИТЕ!
Ребенок учится законам безопасного поведения на дороге у родителей и взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Берегите ребенка!
Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!
Приложение 2
Уроки дорожной безопасности для родителей
Для того чтобы воспитание детей было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.
Л.II. Толстой
Движение с ребенком
Ребенок на руках. Учить его, пожалуй, еще рано. Будьте осторожны - ребенок на руках закрывает вам обзор дороги.
Ребенок в детской коляске. При посадке или высадке из транспорта не забудьте предупредить водителя, потому что в зеркало ему не видно! При движении держитесь правой стороны.
Ребенок в саночках. Саночки, как известно, легко опрокидываются. На проезжей части или рядом с ней этого нельзя допустить! Чаще смотрите на ребенка. Держитесь середины тротуара, дальше от «сосулек».
Вы едете в такси. Конечно, мать или отец с ребенком - на заднем сиденье, учитывайте возможность резкого торможения, чтобы ребенок не ушибся. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей. Не разрешайте высовываться ребенку из окон. Дверь должна быть заперта.
Выход из автобуса, троллейбуса, трамвая. Первыми всегда выходят взрослые, принимая ребенка, потому что он легко может вырваться, пока вы заняты выходом, выбежать из-за автобуса на дорогу. Кроме того, маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным на взрослого, может упасть. Особая осторожность при выходе из автобуса должна быть, когда выходите среди последних выходящих на остановке пассажиров. Наблюдая за высадкой пассажиров в зеркало заднего вида, водитель может не заметить стоящего на ступеньках ребенка, которого вы, выйдя, приготовились взять, и, считая, что высадка окончена, закроет дверь и тронется, поэтому надо выходить не последним, взять ребенка на руки или предупредить водителя перед выходом.
Проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому при движении надо занимать устойчивое к возможным толчкам положение, быть особенно осторожным возле кабины водителя, как и во время приготовления к выходу.
За руку с ребенком. На дороге или рядом с ней не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться. И это типичная причина дорожных происшествий. Ребенок чаще пытается вырваться, когда он знает о предстоящем переходе и хочет сделать это раньше, когда он увидел на другой стороне дороги -кого-либо из родных, друзей, воспитателей. При переходе внезапно не останавливайтесь, не предупредив ребенка.
Учите ребенка наблюдать. Именно с 2 до 6 лет, пока ребенок на улице рядом с вами, во время прогулок, по пути в детский сад и обратно лучше всего прививать те навыки, о которых речь шла выше! Используйте каждый случай пребывания рядом с ребенком на дороге, чтобы по ходу дела учить его наблюдать, узнавать уличные дорожные «ловушки». Пусть при переходе проезжей части он тоже надает, а не просто доверяется вам. Иначе он привыкнет ходить через проезжую часть не глядя. Не посылайте ребенка бежать впереди вас в конце перехода проезжей части, как делают некоторые родители, это закрепляет все ту же привычку двигаться по проезжей части не глядя.
Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть сто словесных правильных указаний. По-этому с ребенком - никакой спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких разговоров о постороннем во время перехода, никаких движений наискосок, в стороне от перехода на красный сигнал светофора. Если конечно, хотите, чтобы ваш ребенок в будущем, когда он будет на улице один, был в безопасности.
Ваш ребенок носит очки. Очки «исправляют» зрение только перед собой, и на дороге очень важную роль играет так называемое «боковое зрение», потому что часто пешеход находится боком к приближающемуся транспорту. Поскольку «боковое зрение» остается ослабленным, несмотря на очки, надо с удвоенной тщательностью учить ребенка наблюдать, узнавать типичные ситуации «закрытого обзора», «отвлечение внимания», «действие не глядя». Более тщательно ребенка с ослабленным зрением надо учить оценивать и скорость приближающегося транспорта.
Приложение3
Памятка для родителей
Переходите улицу с ребенком только по пешеходным переходам, а у перекрестка - по линии тротуаров.
Выход из подъезда дома
Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание ребенка и посмотрите вместе, нет ли его.
Если у подъезда стоит транспорт или растет дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и «выгляните», нет ли за препятствием скрытой опасности.
Движение по тротуару
Периодически обращайте внимание ребенка на появляющиеся вдали и проезжающие транспортные средства, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребенка замечать транспорт издали, провожать его. глазами и оценивать скорость.
Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребенка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти из-за транспорта, а в это время из-за него выедет другой транспорт.
Такое наблюдение во время прогулок полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, - кустами, деревьями, заборами и т.д. В этом случае у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
Переход через проезжую часть, где нет светофора
На перекрестке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает указатель правого поворота, а поворачивающий налево - крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что пока он не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет навстречу. Поэтому лучше подождать, пока такой транспорт отъедет подальше.
Посадка в автобус, поездка и выход из него
Подходите к двери только при полной остановке автобуса.
Приучите ребенка держаться за поручни. Уступать место пожилым людям.
К выходу надо подготовиться заранее. Объясните ребенку, как водитель видит (в зеркало) пассажиров и что он иногда может в зеркало не заметить пассажира и пешехода.
Выходите из автобуса, взяв ребенка на руки или впереди него. Если ребенок будет выходить первым, он может упасть или, выйдя, выбежать из-за автобуса на проезжую часть дороги.
Постарайтесь не оказаться при выходе с ребенком из автобуса последним, лучше предупредить водителя словами или сигналом «Водитель, внимание!».
Особенно полезно показывать с тротуара ребенку моменты выезда попутного или встречного транспорта. При этом у ребенка развивается условный рефлекс предвидения скрытой опасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей старшей группы правилам дорожного движения. Тема:"Письмо от Бараша"
Занятие проводится с использованием интерактивной - сенсорной доски. Дети выполняя задания, в игровой форме, самостоятельно двигают картинки, могут рисовать, раскрашивать, исправлять. Это занятие на з...
Доклад к районному семинару "Современные образовательные технологии в дошкольных организациях" на тему "Обучение детей старшего возраста правилам дорожного движения"
Доклад по теме ПДД...
Электронное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Дорожное движение»
Пояснительная запискаДанное электронное пособие предназначено для детей подготовительной группы дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно образовател...
Перспективно - тематическое планирование по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения в рамках недели «Грамотный пешеход»
Ежегодно в нашем детском саду проходит неделя «Грамотный пешеход». В связи с этим нами разработано перспективно- тематическое планирование по обучению правилам дородного движения для...
Развернутое перспективное планирование по обучению детей старшей группы правилам дорожного движения
Предметно-развивающая средаИгрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, машина скорой помощи, милицейская машина; куклы, ко...
Тематический досуг для детей старшей группы «Правила дорожного движения»
Программное содержание;Цель: продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения,о правилах поведения на улице, познакомить детей со знаками,обозначающими пешеходные переходы, об...
Перспективный план работы по обучению детей старшей группы Правилам дорожного движения
С каждым годом на улицах не только городов, но и таких маленьких поселков, как Новокумский, увеличивается количество автомобилей. Автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к ...