Почему и для чего появился светофор?
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Конспект по ПДД в старшей группе «Почему и для чего появился светофор?»
Воспитатели: Семенова О.Н.
Лебедева Е.А.
Цель: Закрепление детьми знаний о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
Задачи:
-познакомить с историей светофора
-Закрепить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых сигналах.
-Дать представления о видах светофора
-Развивать умения выполнять движения в соответствии сигнала светофора.
- Развивать умение логически мыслить.
- Приобщать к правилам безопасного поведения на проезжей части.
Методические приемы:
- Информационно-иллюстративный: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово ( загадки).
- Игровой: физкультминутка «Автомобили», дидактическая игра « Светофор», решение кроссворда.
Словарная работа: ухабистые дороги, светофор, трамвай, повозка, всадник, дальтоник.
Предварительная работа:
- Подвижные игры: « Воробушки и автомобиль», « Стой-иди», « Красный, желтый, зеленый».
- Беседы о правилах дорожного движения: « Как мы переходим дорогу», « Что я вижу в городе».
- Разбор опасных ситуаций на дорогах, улице.
- Инсценировка ситуаций: «Воспитанный пассажир», «Найди ошибку».
- Целевые прогулки к проезжей части дороги, к перекрёстку, к дорожным знакам.
- Рассматривание альбомов, книг по правилам дорожного движения.
- Просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки совы».
- Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер», «Машины на нашей улице» и другие.
- Сюжетно ролевые игры: «Транспорт», «Водитель»
- Игры за столом: «Как избежать неприятностей», «Азбука пешехода», «Внимание
дорога»и т. д.
-Дидактические игры: « Кто быстрей соберёт светофор», «Запрещается-разрешается», «Да-нет»
Оборудование:
Макет улицы, дорожные знаки, макет автобуса, рули, 2 набора разрезных картинок «Проезжая часть», загадки, игрушечные автомобили, знак светофора. презентация, карточки к дидактическим играм.
Ход занятия.
Появляется Лунтик с перевязанной ногой, рукой, весь в царапинах и ссадинах, издаёт звуки боли. – Что случилось? Вопрос воспитателя, а может кто-то из детей. Лунтик рассказывает о том, как он шёл к нам в гости и не правильно переходил дорогу.
А ты что не знаешь, что это не правильно? Когда мы переходим дорогу нам помогает наш друг. который оберегает нас от разных чрезвычайных ситуаций, подсказывает как правильно себя вести на дороге. Но этот друг необычный, а чтобы узнать кто это, ребята, я загадаю вам загадку.
Слайд №2
Ребята, а давайте мы вами отправимся в путешествие и узнаем: почему и когда появился светофор? А в этом поможет нам Автознайка. . Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать.
Слайд №3
- Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Слайд №4
Потом появились первые автомобили. Ездили они очень медленно. Со временем автомобилей становилось всё больше. Тогда и появились первые правила для автомобилистов. Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу. Как вы считаете, они правильно поступали? Что с ними могло случиться?
(Ответы детей)
Слайд№5
Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечном направлении, и им тоже необходимо освободить дорогу. Подумайте и скажите, что помогло отрегулировать движение на дороге?
(Ответы детей).
Правильно, на помощь участникам дорожного движения — и пешеходам, и водителям — приходит светофор. Светофор переводится с другого языка — «носитель света». Он регулирует движение с помощью световых сигналов.
Слайд №6,7
Знаете ли вы, когда появился первый светофор?
(Ответы детей)
Слайд №8
У нас в стране первый светофор появился почти 100лет назад в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Слайд №9
В большинстве светофоров используют сигналы трёх цветов. Какие?
(Ответы детей).
А вы знаете, почему именно эти цвета выбрали для светофора?
(Ответы детей)
Дидактическая игра «Светофор»
Воспитатель раздает детям круги желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие цветные круги и объясняют, что означает каждый сигнал.
Почему были выбраны именно эти цвета светофора?
(Ответы детей)
Красный — цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в дождь и в туман. Не случайно пожарные машины всех стран выкрашены в красный цвет. Они предупреждают других участников движения об опасности и требуют уступить им дорогу. Вот и красный сигнал светофора запрещает движение. Он словно говорит: «Стой! Путь закрыт!»
Зелёный - цвет резко отличается от красного; их невозможно перепутать. Поэтому зелёный сигнал светофора, в отличие от красного, не запрещает, а разрешает движение. Он как будто говорит: «Путь открыт!»
Между красным и зелёным «глазами» светофора поместили ещё один — жёлтый. Он призывает водителей и пешеходов быть внимательными, словно говоря им: «Внимание! Скоро движение будет либо разрешено, либо запрещено».
Иногда на светофорах, кроме трёх основных цветовых секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указывают направление, в котором разрешено движение.
Слайд №10
Какие еще бывают светофоры?
(Ответы детей)
По своему назначению светофоры бывают пешеходные или транспортные
По расположению сигналов горизонтальные и вертикальные
Слайд №11
В пешеходных светофорах используются только два световых сигнала — красный и зелёный. На них изображены человечки-пешеходы. Красный человечек — стоит, а зелёный — идёт.
- Как вы думаете, что эти цветные человечки обозначают?
Да, правильно, если светится красный пешеход — идти через дорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход — можно переходить улицу, но обязательно убедившись в том, что нет помех для безопасного перехода.
Чаще всего такие пешеходные светофоры устанавливают в тех местах, где движется большой поток машин и пешеходам трудно перейти дорогу.
Слайд №12
Для людей которые не видят используют светофор со звуковым сопровождением
Слайд №13
Для тех кто плохо различает цвета
Слайд №14
Физкультминутка “Автомобили”.
Проснулись, потянулись.
Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох.
Заводим мотор.
Ноги врозь, руки – в стороны. Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.
Проверяем ремни безопасности.
Ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.
Проверяем тормоза.
Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.
Поехали.
Ходьба на месте, переходящая в бег.
Кроме этого существуют транспортные светофоры. Они тоже бывают разные.
Для регулирования движения автомобилей применяют привычные нам светофоры.
Слайд №15
Для регулирования движения велосипедистов иногда применяют специальные светофоры. Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда.
Слайд №16
Для регулирования движения трамваев используют светофор с горизонтальным расположением
Слайд №17
Для поездов тоже есть свой светофор.
Слайд №18
Решение проблемных ситуаций:
Почему на одном столбе висят два светофора?(для водителей и пешеходов)
(Ответы детей)
Если на светофоре для водителей горит красный сигнал, то каким цветом загорится сигнал на светофоре для пешеходов?(зеленым)
(Ответы детей)
А если на светофоре для водителей загорелся зеленый цвет, то какой свет будет гореть на светофоре для пешеходов?(красный). Можно ли переходить дорогу?
(Ответы детей)
Если на перекрестке висит только светофор для водителей, то на какой сигнал светофора будешь переходить улицу?
(Ответы детей)
Если во время перехода дороги загорелся желтый сигнал, что будешь делать дальше, стоять или продолжить путь?
(Ответы детей)
А еще в зависимости от назначения сигналы светофора могут быть в виде стрелок, Х-образные,
Слайд №19
Ребята а вы знаете что у светофора есть даже свой праздник который отмечают 5 августа
Слайд №20
Наш автознайка много путешествовал и привез много фотографий ,где изображены памятники светофору.
Слайд №21
Дидактическая игра «Подумай — отгадай» или Кроссворд
- Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы и бросать мяч, а вы его ловите и, отвечая на вопрос, бросаете мне его обратно.
Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)
Сколько сигналов у светофора? (Три.)
С каким животным сравнивают пешеходный переход? (С зеброй.)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
Ребята вам понравилось наше путешествие? .Мы с Автознайкой узнали историю светофора, назначение, виды.
А ты всё запомнил, Лунтик?
-Чтобы наш Лунтик больше не попадал в неприятности и не забывал правила дорожного движения, давайте мы ему изготовим светофоры.
У вас на столах лежат светофоры, но в них не хватает цветов. Давайте мы вырежем круг нужного цвета и приклеим к светофору. Каким образом мы можем получить круг из квадрата?
Молодцы, посмотрите , как я делаю и повторите за мной.
Ну а теперь вы делайте светофоры. Какие цвета вы используете?
В каком порядке эти цвета должны стоять?
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали. Я отдам ваши светофоры нашему гостю.
Лунтик: « Спасибо вам, ребята. До свидания!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_o_svetofore.ppt | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вот трёхглазый молодец. До чего же он хитрец! Кто откуда ни поедет, Подмигнёт и тем, и этим. Знает, как уладить спор, Разноцветный…
Автознайка
Светофор- это уже привычное всем нам устройство, которое регулирует движение транспорта и пешеходов. Откуда же возник светофор и почему его так назвали? Расскажет нам об этом наш новый друг Автознайка
Самый первый светофор появился еще в 1868 году в Лондоне. Создал его железнодорожный инженер Джон Пик Найт.
В нашей стране первый светофор был в форме круга. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
Почему светофор назвали светофором? В самом деле, почему? Начать надо с того, что слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну, «свет» и есть свет. А «фор»? Слово «фор» произошло от греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». А все вместе— «светофор» — значит «носитель света», «несущий свет». Он и верно «несет свет», причем чаще трех разных цветов: красного, желтого и зеленого цвета.
Что же означает каждый из сигналов светофора и почему выбраны эти три цвета? Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности. Вот почему красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов. Желтый цвет напоминает нам солнышко, оно может быть другом или врагом(если перегреться).солнышко как бы предупреждает : «Внимание! Будь осторожен, не торопись!» Зеленый цвет : зеленые поля, леса, луга, все что связано у нас с покоем и отдыхом. Это безопасность.
Светофоры бывают разные. Для пешеходов Для автомобилей Для слепых Для дальтоников(те ,кто не различает цвета) Для велосипедистов Для трамваев Для поездов
У светофора есть свой праздник, который отмечается 5 августа.
Автознайка много путешествовал по разным городам и странам и привез нам фотографии, где изображены памятники светофору . В Новосибирске. В Перми В Лондоне В Берлине
1 2 3 4 5 6 7 8 с и р е н а а в т о м о б и л ь п е ш е х о д п е р е к р е с т о к д о р о г а ф а р а п е р е х о д р е г у л и р о в щ и к 1. Издает пожарная, полицейская и скорая помощь . 2.Пью бензин и масло ем, Хоть не голодно совсем. А без них я такболею, Что поехать не сумею! 3.Человек , идущий по тротуару . 4.Две дороги пересекаются 5.По ней ездят машины 6.Светит у машины 7.Бывает подземный 8.Человек, стоящий вместо светофора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Детские страхи - чего и почему бояться дети"
Буклет предназначен для педагогов и родителей...
Как и почему появились у людей имена
Как и почему появились у людей имена...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина. Как появился флаг»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «С чего начинается Родина. Как появился флаг»...
«Почему появился светофор?»
Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Поэтому обеспечение безопасности движения, связанного с предупреждением детского д...
Проект «Когда и почему появились правила дорожного движения?»
ПроектТема: «Когда и почему появились правила дорожного движения?» ...
Отчет по проекту "Что такое деньги? Как они появились и для чего они нужны"
Дети знакомятся с деньгами достаточно рано. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши, подражая взрослым, играют в магазин, где в качестве денежных единиц выступают фантики или простые бумажки. Поэтому...
Вопрос - ответ "Почему у ребёнка может появиться заикание?"
Признаки заикания:* ребёнок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);* употребление перед отдельны...