Конспект организованной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшей группы
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Материал занятия помогает закреплению знаний и навыков, необходимых для действия в экстремальных ситуациях, формированию осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Знакомство с кинологическим подразделением МЧС. Дидактические, подвижные игры, проводится серия опытов для ознакомления со свойствами огня,творческая работа по изготовлению памятника собакам- спасателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagolovok.docx | 26.64 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста.
Тема : « На страже безопасности».
Воспитатель МБДОУ ЦРР №5: Халимонова Н.А.
Цель:
Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Программные задачи:
формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;
закрепить знания о причинах возникновения пожара;
формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; познакомить с огнём и его свойствами;
дать представление о кинологическом подразделении МЧС;
формировать умение доказательно, выражать свои мысли;
развивать память, любознательность, логическое мышление, координацию движений, внимание, ловкость;
воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
воспитывать чувство благодарности ко всем, кто помогает нам в трудных ситуациях.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физическая, художественно-эстетическая.
Предварительная работа: беседы, рассматривание картин, обыгрывание
проблемных ситуаций, чтение произведений о пожаре, экскурсия в пожарную часть, заучивание стихотворений, просмотр видеороликов и мультфильмов о противопожарной безопасности.
Материал: проектор; слайды; белый халат лаборанта; для опытов: металлический поднос, свеча, спички, стеклянная колба , снег, песок, земля; для эстафет: кегли, шарики синего цвета, обручи, игрушки, 2 ведра, дуги, разрезанные картинки, карточки с вопросами, фишки; музыка соревновательного характера; медали; пластилин, доски, стеки, салфетки.
Ход деятельности:
1.Введение в ситуацию (мотивационный этап): (звонок на телефон воспитателю.)
В: ребята, мне позвонил мой знакомый мальчик Ваня. Его котенок забрался на дерево, на самую высокую ветку , а спускаться боится, дрожит от страха и жалобно мяукает. Вот беда, что же Ване теперь делать?
Д: позвать на помощь взрослого .
В: как вы думаете, можно ли, даже взрослому лезть на такую высоту без специального снаряжения?
Д: нет, это опасно.
В: как надо поступить?
Д: позвать спасателей.
В: вы уверены? А почему именно спасателей?
В: молодцы ребята, вы правильно ответили.
2.Рассказ воспитателя (с использованием мультимедийной презентации).
Спасатели - это сотрудники МЧС (министерство чрезвычайных ситуаций) : водители, альпинисты, водолазы, летчики ,пожарные-
настоящие герои, ежедневно решающие вопросы сохранения жизни и здоровья людей, животных, окружающей среды.
(слайд № 1, 2, 3,4,5)
(Воспитатель по телефону передает Ване совет детей: позвать на помощь спасателей)
3. Актуализация имеющихся знаний (деятельностный этап)
Ребята, а в каких еще случаях обязательно надо обращаться за помощью к спасателям ?
Д: при пожаре, наводнении, землетрясении и т.д.
В: Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
В: о ком эта загадка?
Д: о пожарном.
В: правильно. А вы знаете, что пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий . Первые противопожарные мероприятия проводились очень давно, еще в одиннадцатом веке.
Шли годы , издавались новые законы и указы о мерах борьбы с огнем. Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – мощная оперативная организация в составе МЧС России.
Дидактическая игра
1.«Раньше и теперь»
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.
-Как узнать и сообщить о пожаре?
Что делали раньше
-Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар. ( слайд №6)
Как поступают сегодня
-Звонят по телефону 101.( слайд № 7)
-Как пожарным добраться до пожара?
Что делали раньше
-На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.( слайд № 8)
Как поступают сегодня
-На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете. ( слайд №9)
-Какая одежда (экипировка) у пожарных?
Что делали раньше
-Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы. ( слайд №10)
Как поступают сегодня
-Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.( слайд №11)
Какими средствами тушат пожар?
Что делали раньше
-Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.( слайд № 12)
Как поступают сегодня
-Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.
(Слайд № 13).
В: молодцы.
-Отчего же происходят пожары?
Д: играют со спичками, зажигалками, забывают выключать электроприборы.
(Слайд №14,15 )
В: ребята, чтобы обезопасить себя и сохранить свое здоровье, надо знать особенные свойства огня. Вы их знаете? Какие у вас есть предположения?
Ответы детей.
4.Введение способа действия в систему знаний и умений ребенка
В: отлично, ваши предположения мы можем проверить в нашей лаборатории. Проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?
Д: огонек
. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?
Д: Нет.
Объясните, почему?
Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.
В: Да, действительно, огонь- стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.
Эксперимент второй
В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
Д: Его нужно потушить).
В: Чего же боится огонь?
Д: Воды, снега, песка, земли.
В: А давайте проверим правильность ваших утверждений.
В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?
Д: Да.
В: Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?
Д: Огонь погас , потому что он боится воды.
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Д: Он гаснет.
Почему наш огонек через некоторое время погас?
Ответы детей
В: Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Игра «Карточная викторина»
Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку карточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого по окончании игры окажется больше фишек.
Варианты вопросов:
- Назови возможную причину пожара;
- как правильно вызвать пожарных;
- что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
- можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
- что нужно делать, если в доме запахло газом;
- можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
- можно ли поджигать тополиный пух;
- можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
- можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
- что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
- как правильно покинуть задымлённое помещение;
- можно ли играть спичками и зажигалками и почему.
Подсчитать фишки , похвалить всех детей.
В: пожар тушить нелегко, какими же качествами должен обладать пожарный?
Д: должен быть сильным, смелым, ловким, выносливым.
В: а вы хотите быть такими же, как спасатели, сильными и выносливыми?
Что для этого надо делать?
Д: тренироваться. ( слайд № 16, 17 )
В: вот мы сейчас с вами и потренируемся.
Подвижная игра – эстафета «Пожарная тревога».
На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до потерпевшего, иногда в огне оказываются животные. Сейчас мы будем спасать животных.
2 команды по 5 человек. Дети встают в шеренгу. Преодолев препятствия, спасти животное и отнести в больницу.
Игра «Тушение пожара»
При пожаре очень важно уметь работать дружно и сообща. Взявшись за руки допрыгать на одной ноге до ведра с синими шариками, взять по одному и вернуться к пожару ( красный обруч).
Игра «Кто быстрее»
Собрать целую картинку из разрезных картинок иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки» .
В: ребята, как называется рассказ, иллюстрацию к которому вы сейчас собирали? Кто автор? ( слайд № 18 )
Д:автор рассказа «Пожарные собаки» Л.Н.Толстой.
В: правильно ,давайте вспомним содержание рассказа.
Ответы детей.
В : эта история произошла в Англии, как вы думаете, ребята, а у нас есть собаки - спасатели?
Д : есть.
В: приказ принимать собак на службу в МЧС в нашей стране был издан 20 лет назад .С тех пор четвероногие бойцы верно несут службу в спасательных отрядах. ( слайд № 19,20,21 )
Как вы думаете, любая собака может работать спасателем? Почему?
Ответы детей.
В: вы правы , ребята, служебные собаки должны иметь крепкую устойчивую психику, острое чутье, развитый слух и зрение, должны быть сильными и выносливыми. Именно благодаря четвероногим спасателям с момента создания подразделения были спасены около 2 тысяч человеческих жизней!
В: в каждом крупном городе есть памятники собакам спасателям, в каждом крупном городе живут люди, чьи судьбы когда-то зависели от кожаного мокрого носа. ( слайд № 22,23,24,25,26,27 )
Ребята, а с кем-нибудь из вас или с вашими родителями случались такие истории, где без помощи собаки - спасателя не обойтись?
Ответы детей.
В : интересные истории вы рассказали о бесстрашных четвероногих спасателях.
В: интересно , а какой памятник четвероногому спасателю мог бы стоять в нашем городе? Ваши предложения.
Д: сделать из пластилина собаку - спасателя.
В: замечательное предложение. Каким способом можно вылепить фигуру собаки?
Д: из целого куска пластилина, из частей.
В: приступайте к работе, обращайтесь, если понадобится помощь.
Дети лепят собаку.
5. Подведение итогов. Рефлексивный этап:
Звонит телефон воспитателя.
В: это звонил Ваня, он поблагодарил вас за правильный совет.
Спасатели сняли Ваниного котенка с верхушки дерева. Котенок успокоился, поел и уже спит. Все хорошо. Ваня очень доволен.
Ребята, кто напомнит, что мы посоветовали Ване?
Д: в чрезвычайных ситуациях всегда обращаться к спасателям.
В: приведите примеры таких ситуаций.
Ответы детей.
В: я вижу, что вы были внимательными и все запомнили!
( слайд №28)
О чем вы теперь можете рассказать своим родителям и друзьям?
Ответы детей.
Установить пластилиновые «памятники» собакам - спасателям на макете города, изготовленного родителями и детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЮДИ В ФОРМЕ МЧС- ЭТО СИЛА, ДУХ И ЧЕСТЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.
Конспект ООД по ФЭМП на тему «Часть и целое» для детей старшей группы.Образовательная область: "Познание".Цель: Формирование понятий части и целого.Образовательные задачи:1. Закрепить навыки прямого и...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «Ах, картошка, ты картошка!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
- формировать у детей представления о растениях, выращиваемых человеком для употребления в пищу;- закреплять представления детей о потребности растения в свете, тепле, воде;- формировать умение понима...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь другу» для детей старшей группы.
конспект занятия по развитию речи...
Организованная образовательная деятельность с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшей группы. ТЕМА: «ТАМ , ГДЕ ЖИВЕТ СКАЗКА».
Организованная образовательная деятельность с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшей группы. ТЕМА: «ТАМ , ГДЕ ЖИВЕТ СКАЗКА»....
Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Знакомство с родным городом Тамбовом» для детей старшей группы с использованием современных технологий
Конспект формирует представления детей о символике города Тамбова – флаг, герб, гимн; поможет подвести детей к пониманию того...
Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА « На страже безопасности»
Авторская методическая разработка: конспект организованной образовательной ситуации по основам безопасности жизнедеятельности с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старше...