«Подвижные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».
статья по обж (подготовительная группа) на тему
Автор данной статьи отмечает, что основы безопасности жизнедеятельности выступают в качестве одной из важных задач современного образования. Предлагает их решать с помощью подвижных игр и упражнений.
В статье приведены примеры рассчитанные на детей самых разных возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_igry_.docx | 38.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».
Одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников предусматривает обучение применению сформированных двигательных навыков и умений в естественных условиях, по выбору наиболее рационального способа перемещения в зависимости от препятствий и условий (скользкая дорога, рыхлый снег, высокая трава и т.д.) с целью предупреждения травматизма и безопасного поведения на улицах и дорогах.
Так как сама природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его чувством «мышечной радости» (И. П. Павлов), которое он испытывает, двигаясь, то задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить двигательную активность, создать оптимальный двигательный режим в дошкольном учреждении.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Расширение двигательного режима дошкольников мы видим в самостоятельной активной деятельности, которая может быть построена на опыте детей в выполнении физических упражнений, развитии интереса к движениям. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием играют в подвижные игры, отдавая им предпочтения, среди других форм работы по физическому воспитанию.
Подвижная игра - сознательная активная деятельность детей, направленная на достижение цели посредством точного выполнения двигательных действий, в рамках установленных правил. Правила регулируют поведение играющих детей и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.
Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.
Игра по сравнению с периодом разучивания физических упражнений, движений предъявляет к детям новые требования к их выполнению. В ней, как и в жизни, приходится действовать с хода, без долгих раздумий и подготовки. А ведь долгожданный сигнал к действию, наоборот, приводит некоторых дошкольников к состоянию «ступора», они «теряются» и дезориентируются.
Условия игры ограничивают действия ребенка, ему приходится согласовывать свои действия с поведением всех играющих.
Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Вызывая у дошкольников проявления самостоятельности, инициативы, творчества, физического и умственного напряжения, волевого усилия, усвоения практическим путем норм этикета и морали мы готовим его к взрослой, безопасной жизни.
Очень важной задачей мы считаем: развитие у детей умения чувствовать время, правильно его оценивать, представлять, что можно успеть сделать в тот или иной промежуток времени и сколько его нужно на выполнение какого- либо действия. Что такое секунда, минута, час? Что можно сделать за промежуток данного времени? Дети должны иметь четкие представления уже в старшем дошкольном возрасте.
В развитии навыков безопасного поведения у детей на улицах и дорогах должна стоять задача по развитию глазомера детей.
Глазомер- это способность определять расстояние на глаз, без каких-либо приборов. Водитель любого транспортного средства, будь то машина или велосипед (а водителем этого транспортного средства ребенок становится довольно таки рано), чтобы не подвергать свою жизнь и жизнь окружающих должен уметь определять расстояния разной величины. Чтобы сделать глазомер ребенка достаточно точным и правильным нужны специальные упражнения. Глазомер приобретается только путем упражнений. Тренируясь в определении расстояния на глаз, мы развиваем у дошкольников и наблюдательность.
Целью данной статьи является подборка подвижных игр для формирования у детей: умения управлять своим телом, поведением, чувствовать временные отрезки: секунда, минута, 3,5, 10 минут, умение быстро действовать на сигнал и правильно реагировать на изменившиеся обстоятельства в окружающей ребенка среде.
«Доставить по назначению» подготовительная к школе группа
Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве группы, находить свое место в соответствии со словесной инструкцией; умение выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации; проявлять внимание, активную мыслительную деятельность;
Материал: нагрудные знаки «транспортные средства»: пассажирский и грузовой транспорт, транспорт специального назначения; нагрудные знаки: сюжетные картинки; картинки домов разного назначения; «точки отправления и прибытия» (2 плоскостные геометрические фигуры- круги разного цвета: красный и зеленый, диаметром 25-30 см).
Ход игры: 1.педагог предлагает ребятам помочь доставить по назначению грузы, людей и животных; (эти картинки лежат на столе), для этого ребенку надо:
- взять заявку (выбрать сюжетную картинку, с предложенной ситуацией);
- 2. выбрать машину, подходящую для этой цели;
- 3. определить объект - куда эта машина должна прибыть.
Например: 1. отвезти заболевшего ребенка,2.нужна машина «скорая помощь», 3 повезем больного в больницу; или 1. прибыл в город царь зверей - лев, 2. нужен «грузовой закрытый фургон», 3. отвезем льва в цирк; а если на картинке у льва перевязана лапа? Значит, отвезти его надо в ветеринарную клинику.
2.Следовать словесной инструкции воспитателя: встать на «точку отправления» (красный круг, который лежит на полу)
«Машинки в гараж!»
младший и средний дошкольный возраст
Цель игры: Приучать детей начинать бег по сигналу и заканчивать движения согласно требования игры.
Организация: дети сидят на стульчиках вдоль одной стороны стены.
Ход игры: Воспитатель говорит ребятам, что они машинки, у каждой машинки есть свой гараж (стульчик). Дети сидят на стульчиках, и по сигналу «Бегите к флажку!» бегут на противоположную сторону, по сигналу «Машинки в гараж!» возвращаются на стульчики. Дети должны понять, что начинать бежать можно только по сигналу.
«Поезд»
младший и средний дошкольный возраст
Цель игры: Приучать детей менять скорость бега постепенно её увеличивая или снижая. Согласовывать свою скорость движения с другими играющими.
Материал: таблички с картинками названий станций, куда прибывает поезд, например «Веселые нотки», «Цветочная поляна», «Разноцветные мячики» и др.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам превратиться в вагончики, и когда «дети- вагоны» прицепятся друг к другу, то получится большой поезд. Вагончики должны крепко держаться друг за друга, чтобы не случилось беды. «Поезд» отходит от станции, набирая скорость, затем двигается на большой скорости, а подъезжая к другой станции, замедляет ход. Для регулирования скоростью движения воспитатель встает первым.
«Веселые машинки»
младший и средний дошкольный возраст
Цель игры: Развивать у детей наблюдательность, быстроту реакции на цветовой сигнал (красный, зеленый и желтый).
Материал: рули по количеству играющих, флажки: красный, желтый, зеленый.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам превратиться в веселые машинки. В качестве сигнала к началу и окончанию действий в игре используются флажки двух цветов (красный - стоп и зеленый- начало движения), а затем включить соответствующие действия на желтый флажок.
«Кто быстрее отправит груз по воде»
старший дошкольный возраст
Цель игры: Упражнять в беге по прямой; развивать точность при перепрыгивании через предметы; воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их.
Материал: нагрудники с изображением разного вида водного транспорта; игрушки; 2 -3 длинные гимнастические палки (или канат).
Ход игры: Вместе с ребятами определить длину «реки», обозначив её «берега» гимнастическими палками или канатом. Поинтересоваться, а как можно переправить груз по реке, какие транспортные средства помогут в этом? Дети выбирают нагрудник и игрушку, которую будут переправлять на другой берег. Закрепить правила игры: переправляясь на «берег» нельзя задевать «границы берега» (гимнастические палки). Кто уронил в «реку» свой груз (выронил игрушку) или повредил «берег» (сдвинул гимнастическую палку), тот выбывает из игры. Перед границей «берега» надо остановиться и перепрыгнуть его. Побеждает тот, кто доставил «груз» на другую сторону и вернулся благополучно в свой порт.
«Путешествие на транспорте»
старший дошкольный возраст
Цель игры: Упражнять в прыжках на двух ногах; воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их; закрепить названия транспортных средств, их видов (наземный, водный, воздушный).
Материал: четыре круга- синий (вода), голубой (небо), зеленый (земля), с изображением дома, белый мел для рисования круга на асфальте.
Подготовка к игре: Нарисовать на асфальте большой круг, разделенный на 4 сектора, вверху каждого сектора выложить круг- символ: вода, земля, воздух, дом.
Ход игры: Считалкой выбираем ведущего.Ведущий называет разные буквы. Первый игрок встает на сектор-«дом». Ждет, какую букву назовет ему ведущий, например: «М». Задача игрока придумать название транспортного средства на «М». Например, игрок говорит: мотоцикл. И определяет, к какому виду относится это транспортное средство: мотоцикл- это наземный вид транспорта, прыгает в сектор «земля», объяснив, что мотоцикл двигается по земле. Если ребенку нужно время подумать он остается в секторе «дом», если не может придумать и назвать слово или не правильно определил вид транспорта, то выбывает из игры.
«Скорость бывает разная»
старший дошкольный возраст
Цель игры: Упражнять в ходьбе и беге парами, в разном темпе; действовать по сигналу ведущего; развивать слуховое внимание; ориентировку в пространстве.
Ход игры: Дети встают в пары. Пары движутся на встречу друг другу из противоположных концов площадки, не наталкиваясь друг на друга. Ведущий дает команды и смотрит, кто выполняет правильно. Задания: 1. если ведущий хлопает в ладоши громко- то пары должны идти быстро, если тихо – то медленно. 2. если хлопает быстро- то дети в парах должны побежать, если хлопает медленно, то продолжают ходьбу спокойным шагом.
«Самая быстрая машина»
старший дошкольный возраст
Цель игры: Упражнять в прыжках; развивать точность при перепрыгивании на предметы; воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их;
Материал: Круги зеленого цвета, по количеству игроков; жилетки с изображением транспортных средств, таблички- «пункт назначения»- магазин, больница, дом, школа и др..
Ход игры: Педагог определяет условия игры: дети- «машины». Машины могут двигаться до пункта назначения только по дороге. Расстояние можно пересечь ребенку-«машине» только ступая на участок дороги (цветной круг зеленого цвета). Предупреждает, что если кружок бросить слишком далеко, то «машина « может и не доехать до пункта назначения и упасть в кювет, съехать с трассы, сломаться. Если бросать слишком близко - замедлится скорость. Кто быстрее доберется до пункта назначения- финиша, та машина и будет самой быстрой.
«Провези машинку под мостами»
средний дошкольный возраст
Цель игры: Упражнять в пролезании под дугами разной высоты; развивать ориентировку в пространстве; развивать ловкость.
Материал: 2-3 дуги разной высоты; 2-3 игрушечных самосвала среднего размера с грузом- кубиками.
Ход игры: Детям предлагают доставить груз (кубики в кузове машины) по назначению, для этого им нужно будет преодолеть препятствия в виде мостов, разной высоты, (проехать под дугой, не задев её). Выигрывает тот, кто преодолеет препятствие и не потеряет груз.
«Остановка»
средний и старший дошкольный возраст
Цель игры: Развивать двигательную активность; упражнять в игровой деятельности со строгим соблюдением условий; умение ориентироваться по карте- схеме, в пространстве; делать нужное количество шагов;
Материал: 3 больших обруча (символизируют транспортное средство); карты – схемы движения общественного транспорта ( где стрелками указано направление движения, черточками, количество шагов, которые нужно сделать в данном направлении, а прямоугольники- это остановочные павильоны, где могут выйти пассажиры); жилетки с изображением общественного транспорта: автобус, троллейбус, маршрутное такси.
Ход игры: Педагог просит отгадать загадку :
«В этом транспорте друзья,
Могут ехать: ты и я.
На работу, в школу, в сад
Добраться быстро, каждый рад».
-Что это за транспорт для всех? (дети: общественный транспорт: автобус, троллейбус, маршрутная газель)
Воспитатель: Общественный транспорт едет по определенному маршруту, у каждого водителя есть схема передвижения по городу ( показывает карты схемы, объясняет условные обозначения).
Водитель внимательно изучает свой маршрут: надо ехать прямо или повернуть направо, налево. Через определенные отрезки пути транспортное средство останавливается. Как вы думаете, зачем? (дети: входят и выходят пассажиры).
- Как называется место, где останавливается общественный транспорт? (Дети: остановка)
Воспитатель: На остановке столпотворенье:
Люди автобуса ждут с нетерпеньем,
Надо народу успеть на работу-
Всем поместиться в автобус охота.
- А как называют людей, которые пользуются общественным транспортом? (Дети: пассажиры).
Педагог помогает детям организовать движение общественного транспорта, распределить роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей младшего и среднего возраста
В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения , развивающая среда, список художественной литературы...
Перспективно-тематическое планирование по обучению детей безопасному поведению на улице для детей старшего возраста
В перспективно-тематическом планировании представлены задачи обучения, развивающая среда, список художественной литературы...
Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на улицах города.
Консультация для родителей.Цель: Дать рекомендации родителям по обучению детей безопасному поведению на улицах города.Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольног...
Музыкальные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города.
Автор данной статьи отмечает, что основы безопасности жизнедеятельности выступают в качестве одной из важных задач современного образования. Предлагает их решать с помощью музыкальных игр ...
Обобщенный опыт работы по теме: «Обучение дошкольников безопасному поведению на улицах города».
Опыт работы с дошкольниками по ПДД...
Обобщенный опыт работы по теме: «Обучение дошкольников безопасному поведению на улицах города».
Опыт работы с дошкольниками по ПДД...
Музыкальные игры - средство решения задач обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города
Консультация для родителей и воспитателей...