Обобщающий опыт работы по обученю дошкольников ПДД
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Обобщающий опыт работы по обученю дошкольников правилам дорожного движения с использованием модульного принципа. Работ с детьми. Формы и методы. Диагностика. Формы работы с родителями. работа с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающий опыт работы по обучению дошкольников ПДД | 35.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием модульного принципа.
Обобщающий опыт работы
В течение нескольких лет я углубленно занимаюсь проблемой по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Тема ПДД в наши дни очень актуальна. Мы с ней сталкиваемся практически каждый день, и не обязательно надо быть автомобилистом, чтобы ощутить на себе все серьезность этого вопроса. Проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) как одно из приоритетных направлений деятельности в сфере обеспечения безопасности пешеходов затрагивает различные стороны научного знания и социально-экономической жизни общества.
Чаще всего виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Поэтому для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Поэтому, с самого раннего возраста я учу детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом принимают активное участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, в учебный план вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое благополучие. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические рекомендации, позволяющие гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности. Несмотря на новизну и сложность ситуации, необходимо, используя имеющиеся знания, опыт, найти эффективные методики обучения пдд.
Сегодня у педагога есть возможность отобрать и выявить для себя оптимальный набор современных приемов и методов обучения, адаптировать их в соответствующие технологии. В ходе работы мне, как и любому педагогу , пришлось столкнуться с трудностями, существующими противоречиями: как в условиях многообразия программ и пособий , найти наиболее оптимальные пути обучения дошкольников пдд в соответствии с требованиями государственного стандарта, задачами развивающего обучения, потребностью применения новых технологий и целями модернизации образования в целом?
Цель моей работы: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
- Обучать детей дорожной лексике и включать их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнения правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Создавать условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
- Привлечь внимание родителей к необходимости принимать активное участие в обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного и культурного поведения на дорогах.
- Решение этих задач осуществляется в трех направлениях:
- работа с детьми
- работа с родителями
- работа с педагогами
Работа с детьми
Закон «Об образовании» предоставляет педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу ни выбрало ДОУ, содержание дошкольного образования должно быть направлено на сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности, построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности. Наш детский сад работал по программе «Детство», где, к сожалению, не было раздела по обучению детей Правилам дорожного движения. Нужно отметить, что дети посещают учреждение со всех районов и микрорайонов города и села, как отдаленных, так и близких, поэтому они выступают в роли пешеходов, пассажиров и водителей велосипедов. Данные анализа свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения системы занятий, которая сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения более интересным, позволит реализовать принцип обучения в игре и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения. Решить эту проблему, на мой взгляд, помогает блочно-модульная технология, которая способствует глубокому усвоению базовых знаний дошкольниками по ПДД. Я убеждена в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Модульный принцип построения образовательной деятельности является совершенно новым аспектом в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении. В словарях термин «модуль» определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие. В традиционной системе обучения все темы образовательной деятельности разрознены, в модульной – объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он же позволяет объединить так называемую предварительную работу педагога. «Центральным звеном», вокруг которого группируется образовательная деятельность , является тематика модуля. Как всякий законченный узел, модуль имеет начало («завязку»), основную часть и завершение - заключительный итоговый блок. Модуль коренным образом отличается от цикла занятий. Модульный принцип построения образовательной деятельности позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка); в интересной, игровой форме обогащать словарь устной речи; развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свою мысль); познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни). В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития. Образовательную деятельность , объединенную в модули, в подавляющем большинстве случаев дети не оценивают как занятие.
Модульный курс реализуется в рамках изучения программы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром
и программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной). Структура модуля представлена системой обучающих занятий и развивающих мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города на основе реализации модульного принципа.
При определении количества часов, отведенных на модуль, учитывались возрастные психологические особенности детей и задачи обучения дошкольников правилам дорожного движения на каждом возрастном этапе. Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности и являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Игровая деятельность, беседы, экскурсии, обучающие игры с задачей решения проблемных ситуаций осуществляются в свободное время.
Каждый модуль имеет свои цели, задачи, завязку и сюжет, вокруг которого объединяются занятия по дорожной безопасности по видам деятельности (познавательной, игровой, продуктивной). Он дает определенную сумму знаний по ПДД, необходимую именно в данной возрастной группе. ( приложение №1)
Модульный курс по обучению дошкольников правилам дорожного движения основывается на принципах:
-обучение в процессе игры, как главного принципа дошкольной педагогики;
-модульный принцип построения образовательной программы, позволяющий использовать ее как часть программы по основам безопасности детей дошкольного возраста, направленной на развитие у детей осознанного выполнения правил дорожного движения;
- последовательности - любая ступень в обучении ребенка правилам дорожного движения опирается на уже усвоенное в предыдущем модуле.
Цель модуля: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице через систему организации педагогической деятельности на модульной основе.
В основе реализации модульного курса использовался принцип эмоционального восприятия, который позволил сделать педагогический процесс более интересным для дошкольников и реализовать принцип обучения в игре.
Сюжеты модулей послужили объединяющим стержнем для всех занятий, они позволили сделать цель обучения правилам дорожного движения понятной для детей. Направление, в котором реализуется модуль – это взаимодействие педагогов и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного движения.
Совместная деятельность с детьми включает 4 блока:
- Транспорт.
- Улицы города.
- Светофор.
- Дорожные знаки.
Обучение дошкольников ПДД на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений между собой и с педагогом, что ведет к становлению личностно-ориентированной модели обучения.
Ожидаемые результаты :
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Формы, методы и средства реализации программы обучения детей ПДД.
Я использую достаточно разнообразный арсенал форм, методов и средств: дети знакомятся с правилами безопасного поведения на улице и упражняются в выполнении этих правил. Учебный материал преподносится в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.
- встречи с работниками ГАИ;
- разнообразные виды игровой деятельности
- чтение художественной литературы ;
- просмотр фильмов (по ПДД: «Зебра»);
- целенаправленные занятия;
- наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
- праздники и развлечения;
- совместное создание атрибутов к играм;
- проведение тематической недели (Приложение №2).
Для того, чтобы работа по теме профилактике дорожно-транспортного травматизма была более интересной и не только мне самой , но и детям я использовала инновационные методы.
В работе с детьми использую педагогические технологии:
- Проблемно-диалогическое обучение,
- Здоровьесберегающие технологии,
- Личностно-ориентированный подход,
- Информационные технологии (мультимедийная установка),
- ТРИЗтехнологии,
- Мнемотаблицы,
- Алгоритмические игры.
Так в группе появились новые игры – алгоритмические, морфологическая дорожка, мнемотаблицы. В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления. Морфологическую дорожку использую для закрепления знаний о светофоре, правилах перехода по светофору. В своей работе с детьми использую мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели. (Конспекты занятий с использованием инновационных технологий в приложении №2).
Дети при переходе из одной возрастной группы в другую должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать необходимо обучение уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они могли ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения. Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения я ежегодно составляю план работы с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма . (приложение №4).
Вместе с детьми активно принимаю участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах, конкурсах проводимых в ДОУ: «По безопасной дороге в безопасное будущее»,
« Моё безопасное кресло», «Я на дорогах моего города», «Правила дорожного движения дети знать должны» и другие.
Диагностика
Для выявления уровня образованности детей по знаниям дорожного движения я использую педагогическую диагностику. Мною разработаны диагностические карты в соответствии с возрастом детей. Диагностика проводится два раза в год – в сентябре и мае. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности, для дальнейшего планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
Результаты диагностики по ПДД за 3 года
Уровни | Втора младшая группа кол-во детей в % | Средняя группа кол-во детей в % | Старшая группа кол-во детей в % | |||
Месяц | Сент. | Май. | Сент. | Май. | Сент. | Май. |
Высокий | 19 | 26 | 29 | 33 | 42 | |
Средний | 49 | 48 | 47 | 48 | 44 | |
Низкий | 32 | 26 | 24 | 19 | 14 |
Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты:
Дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, знают правила поведения пешеходов на улице, знакомы с культурой поведения в транспорте, знают дорожную лексику
Однако: у детей недостаточно сформированы навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице (предвидения опасных ситуаций, умение обходить их).
Предложение: продолжать работу в данном направлении, включить в совместную деятельность с детьми сюжетно-ролевые игры на предвидение опасных ситуаций, в индивидуальной работе с детьми низкого и среднего уровня использовать игры «Игры во дворе», «Поставь дорожный знак», «Светофор», «Отвечай быстрее», «Сходства-различия», обыгрывание ситуаций-ловушек. Для детей средней и подготовительной группы создать «Клуб пешеходных наук», с целью повысить уровень знаний детей по ПДД.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не является одноразовой акцией. Ее провожу планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды деятельности для того, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Необходимо отметить, что обучение правилам дорожного движения проводится и на занятиях по разным видам деятельности. Работа эта не выделяется в самостоятельный раздел, а входит во все разделы и направления программы воспитания в детском саду. Знания, умения и навыки, приобретенные детьми, уточняются, дополняются, совершенствуются во всех разделах и направлениях образовательной программы детского сада.
Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы необходимые условия, которые способствует на достаточном уровне усвоению ЗУН по безопасности дорожного движения. (приложение №)
Формы и методы работы с родителями.
За годы работы в детском саду я пришла к выводу, что для того, чтобы получились хорошие результаты, во всём должно быть взаимопонимание с родителями и их личный пример. Поэтому я решила проводить работу по обучению детей Правилам дорожного движения в непосредственном контакте с родителями моих дошкольников. Ведь основной принцип успешности воспитания дошкольников — это единство требований семьи и детского сада. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Работу с родителями моих воспитанников строю на основе двухстороннего взаимодействия, направленного на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
В своей работе с родителями я использую разнообразные формы, методы и приёмы.
- Знакомлю родителей с программным содержанием обучения дошкольников Правилам дорожного движения в зависимости от возраста детей и времени года.
- Ежегодно разрабатываю план взаимодействия с семьей по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. (Приложение № 5)
- Провожу систематическую просветительскую работу среди родителей в форме бесед, консультаций.
- Предлагаю практический материал в папках-передвижках: дидактические игры, детскую художественную литературу, стендовую информацию. (Приложение №6)
- Провожу экспресс - опросы, анкетирование родителей. (Приложение №7)
- Использую различный консультативный материал с рекомендательным характером.
- Провожу досуги и развлечения совместно с родителями.
- Совместная взросло-детская деятельность: дети вместе с родителями придумывали и рисовали сказки, изготавливали поделки к выставкам, родители оказывали помощь в сооружении макетов перекрёстков и прилегающих к их дому микрорайонов.
При организации работы с родителями строю свою работу так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию слушателей, становились активными участниками в процессе ее усвоения. Ежегодно в содержание родительского собрания включаю вопросы по ПДД. Провожу обсуждение проблем детского дорожно-транспортного травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения в процессе пешего движения, разбираются конкретные дорожно-транспортные происшествия с участием детей. С этой же целью в родительском уголке имеется иллюстративный материал и рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, организую различные виды досуговой деятельности: конкурсы, праздники.
Ежегодно провожу конкурс на лучший рисунок по безопасности дорожного движения «Мое безопасное кресло », обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка.
Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге. Важную роль в вопросах формирования у детей дисциплинарного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности на дорогах играют окружающие его взрослые. Для закрепления программного материала, детям, дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например: “Нарисуй дорогу в детский сад”, “Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой”, “Придумай сказку, про тот знак, который мы изучали”.
Для детей с низким и средним уровнем усвоения правил по ПДД даю домашние работы для совместной работы родителей и ребенка. (Приложение № 8)
Совместно с музыкальным руководителем был разработан сценарий открытого мероприятия родителей. В нем принимали участие родители вместе со своими детьми. В предварительной работе папы и мамы придумывали названия и девиз для своих команд, изучали Правила дорожного движения, ведь стыдно было бы им выглядеть в глазах своих детей «незнайками». Все участники получили массу удовольствия. Дети гордо смотрели на своих родителей – победителей, а родители радостно смотрели на своих малышей-грамотеев по ПДД. Эти соревнования способствовали формированию у детей и взрослых навыков безопасного поведения на дорогах, а что самое главное — совместной деятельности родителей и детей и как следствие — их сближению. (Приложение №9 )
Уголок для родителей по изучению правил дорожного движения: единый стенд, состоящий из набора составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации и книжка-раскладушка.
Об эффективности проведенных мероприятий по взаимодействию с семьей по вопросам БДД можно говорить по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, конкурсах. Я считаю, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Однако: необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Предложение: продолжить работу с родителями в данном направлении, привлечь родителей к созданию «Клуба пешеходных наук».
Формы и методы работы с педагогами.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду проводится планомерная работа, в которой я, как педагог, углубленно работающий по данной теме, принимаю непосредственное участие. Администрация МАУ ДО оказывает финансовую поддержку. Старший воспитатель выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание модульного курса с программой по основам безопасности жизнедеятельности, консультирует воспитателей, участвует в проведении конкурсов и т. д. Совместно с музыкальным руководителем разрабатываем сценарии праздников и развлечений по ПДД, также она помогает в подборе музыкальных произведений. Логопед формирует правильное, чёткое произношение звуков в словах, фразах, речи.
Работа с педагогами включает в себя презентацию уголка по ПДД, консультации, семинары-практикумы, папки-передвижки, рекомендации, изготовление методических игр, пособий. (приложение №12)
Литература
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» программа, под редакцией Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. «Дети и дорожное движение», под редакцией Н. Климановой
- «Три сигналя светофора» под ред. Саулиной Т.Ф.
- «Правила дорожного движения для детей» под ред. Романовой Е.А.
- «Мы – пешеходы» , ред. Н.Климанова, А. Шатаева
- «Мы по улице шагаем», сост.: А. Гимадеева, Е.Казакова, Н.Климанова, Л. Уразаева
- «Свисток и его помощники» сост.: Е. Анисимова, Н. Климанова, Л. Мингалеева
- «Светофорик», методическое пособие для детей 6-7 лет, ред. М. Сидорова
- «Дошкольникам о правилах дорожного движения»,под ред. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф.
- «Сохраните жизни детям!», брошюра по ситуационному минимуму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий опыт работы по экологическим играм в системе использования ИКТ при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области). Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка» корп.2 - Старицына И.В.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результ...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики» (обобщающий опыт работы)
laquo;Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский....
Обобщающий опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...
Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности
Опыт работы по обучению дошкольников ПДД...
Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....
Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район Харсекина Наталья Юр...
Опыт работы "Эффективное обучение дошкольников в результате взаимодействия специалистов в образовательном пространстве ДОУ"
Представлен опыт работы взаимодействия специалистов ДОУ - инструктора по ФК и музыкального руководителя...