Обобщающий опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Сайфуллина Алла Миргановна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта работы

«Развитие графических навыков у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Сайфуллина Алла Миргановна                                                                                            воспитатель                                                                                                             стаж работы: 32 года                                                                                   квалификационная категория: высшая

 

 

2019 г.

Аннотация

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

          Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоение детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

          Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми более 10 лет. За это время выработалась определенная система упражнений, которая является принципиально новой по психологическому подходу к этой проблеме.

          Я хочу поделиться опытом своей работы, раскрыть наиболее существенные аспекты этой методики.


 

Когда и где обобщен опыт:

1. Занятия по ФЭМП в старших и подготовительных группах (проводятся еженедельно, более 10 лет);

2. Кружок подготовки руки к письму в старших и подготовительных группах (2017-2018 годы, группа №9);

3. Творческий отчет и мастер-класс по теме: «Развитие графических навыков у дошкольников» на методическом объединении старших воспитателей.


 

Актуальность опыта работы:

Влияние мануальных, т. е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости

Важность решения этих вопросов и определило актуальность выбора темы.

 

Определение ведущей педагогической идеи:

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти.

 

Цель опыта:

Помочь детям развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

 

 

Технология реализации ведущей педагогической идеи:

Определяя содержания работы по обучению графическим навыкам, для обеспечения объективности требований и оценки результатов обучения ребенка педагог должен знать некоторые моторные и графические возможности дошкольника при нормальном развитии. Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает развиваться как специфический орган.

До 3,5–4 месяцев движения рук ребенка носят, безусловно, рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. Первая  двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляются как врожденный рефлекс; новорожденный не только схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным, потому что он возникает в ответе на раздражение  ладони, а не пальцев.

В 4–4,5 месяцев у ребенка появляются правильные движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета и его ощупывание. Но действия рук носят случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.

В возрасте от 4 до 7 месяцев в развитии действий с предметами наступает новый этап – этап простого «результативного» действия. У ребенка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием. Малыш похлопывает по предмету, стучит им, размахивает, бросает на пол, чтобы вызвать звучание.

Около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании. Теперь захватывание предмета осуществляется не всей ладонью, а пальцами. На 6 месяце движения становятся все более точными, уверенными. Дети уже могут не только крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

С 7 месяцев ребенок начинает соотносить предмет с определенным местом в пространстве. В 8-9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами, указывает пальцем на привлекший его предмет. Начинает проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. Ребенок манипулирует двумя предметами, а также подражает предметным действиям взрослых.

Начиная с одного года, активизируется кончик большого пальца, а затем указательного пальца. В это же время начинается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев и продолжается на протяжении всего раннего и дошкольного детства. Уже к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослых.

Все виды манипуляций с игрушками предметами, ползание, сидение, вставание, первые хождения осуществляются вначале с помощью рук, движения которых в свою очередь корректируются зрением. Во втором полугодии жизни появляются направления движения руки к определенному предмету, захват его и удержание. Движения руки начинают все больше «подчиняться» движениям пальцев. Первоначально петлеобразные движения с частыми промахами сменяются в конце первого года жизни более прямыми, обеспечивая более точное приближение к предмету. Примерно с 10 месяцев дети начинают предварительно приспосабливать  пальцы рук к форме объекта, например мячика, шарика, который ребенок намеревается схватить. Появляются хватательные движения в слепую за счет предварительного нацеливания на предмет. Возникновения к первому году жизни подобных усложненных форм двигательной активности, надо полагать, свидетельствуют о становлении такой сложной и важной организации движений функции головного мозга, как функция программирования и предвидения.

Большой интерес представляют наблюдения за развитием у маленьких детей движений рук при ощупывании. У детей 3–5 лет  движения обеих рук при ощупывании асинхронны, прерывисты. К 5–6 годам появляются более продолжительные ощупывания, дающие, естественно, больше информации о предмете. В 6–7 лет при ощупывании уже наблюдаются непрерывные движения пальцев рук, что отражает более совершенную форму   кинестетического анализа (А.В.Запорожец, 1960, 1967). При узнавании предмета в одном случае воспринимаемого зрительного и опознаваемого затем на ощупь, а в другом случае – наоборот, оказывается, что процесс узнавания, начинающийся с тактильно- кинестетического восприятия, протекает у маленьких детей труднее. У детей 3-4 лет время тактильного опознания составляет около 40 сек.; у детей 4–5 лет – 20 сек.; у детей 5–6 лет – 15 сек.; у детей 6–7 лет всего 7 сек.

В рассматриваемый период онтогенеза у детей по мере накопления с возрастом двигательного опыта постепенно меняется относительная роль кинестетического и зрительного контроля движений. Если ребенок 3–4 лет регулирует собственные движения в основном с помощью зрения, сопровождая взором всю траекторию движения рук, то в последние годы, особенно к семилетнему возрасту, все более возрастает роль кинестетического контроля за процессом движения.

Таким образом, мы видим, что развитие функций руки начинается уже в первые дни жизни ребенка. Сначала развивается сама рука, затем начинают развиваться тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Эти движения совершенствуются, становятся более точными и уверенными к концу дошкольного возраста.        

Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:

- до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;

- в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;

- к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);

- к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;

- в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения.

При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, а учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. В тоже время глазомерные функции совершенствуются постепенно.  

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Как писал физиолог И.И.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

 

 

Результативность:

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетради с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а так же, создает благоприятные условия для развития ориентировки в пространстве.

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве-клетке; закрепляет умение измерять условной меркой-клеткой; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

 

Список использованных источников и литературы:

1. Шестернина Н.Л., Развитие графических навыков у детей 3-4 лет, 2017
2. Квач Н., Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2001

3. Касицина М.А., Рисующий гномик. Формирование графических навыков и мений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, 2011

4. Безруких М. М., «Как научить ребенка писать красиво», 1995

5. Безруких М. М., «Проблемные дети», 2000

6. Безруких М. М., «Ступеньки к школе. Азбука письма», 2002

7. Большакова С. Е., «Работа логопеда с дошкольником», 1996

8. Комарова Т. О., «Формирование графических навыков у дошкольников», 1970

9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», 2001.

10. Трохильчук Л. Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка», 994

11. Интернет - ресурсы

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Обобщение опыта работы

«Развитие графических навыков у дошкольников»

Сайфуллина Алла Миргановна                                                                                            воспитатель                                                                                                             стаж работы: 32 года                                                                                   квалификационная категория: высшая

2019 г.

Аннотация

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

        Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоение детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

        Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми более 10 лет. За это время выработалась определенная система упражнений, которая является принципиально новой по психологическому подходу к этой проблеме.

        Я хочу поделиться опытом своей работы, раскрыть наиболее существенные аспекты этой методики.


Когда и где обобщен опыт:

1. Занятия по ФЭМП в старших и подготовительных группах (проводятся еженедельно, более 10 лет);

2. Кружок подготовки руки к письму в старших и подготовительных группах (2017-2018 годы, группа №9);

3. Творческий отчет и мастер-класс по теме: «Развитие графических навыков у дошкольников» на методическом объединении старших воспитателей.


Актуальность опыта работы:

Влияние мануальных, т. е. ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во 11 веке до нашей эры в Китае, Японии и Индии. Древние специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Талантом нашей русской народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор достаточно не осмыслено взрослыми. Многие родители и педагоги видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости

Важность решения этих вопросов и определило актуальность выбора темы.

Определение ведущей педагогической идеи: 

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти.

Цель опыта:

Помочь детям развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Технология реализации ведущей педагогической идеи:

Определяя содержания работы по обучению графическим навыкам, для обеспечения объективности требований и оценки результатов обучения ребенка педагог должен знать некоторые моторные и графические возможности дошкольника при нормальном развитии. Формирование движения рук начинается постепенно на протяжении уже первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предметов пытаются выполнить пальцы. Так рука начинает развиваться как специфический орган.

До 3,5–4 месяцев движения рук ребенка носят, безусловно, рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды, не требующие специальных условий для своего возникновения. Первая  двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляются как врожденный рефлекс; новорожденный не только схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным, потому что он возникает в ответе на раздражение  ладони, а не пальцев.

В 4–4,5 месяцев у ребенка появляются правильные движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета и его ощупывание. Но действия рук носят случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.

В возрасте от 4 до 7 месяцев в развитии действий с предметами наступает новый этап – этап простого «результативного» действия. У ребенка появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием. Малыш похлопывает по предмету, стучит им, размахивает, бросает на пол, чтобы вызвать звучание.

Около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании. Теперь захватывание предмета осуществляется не всей ладонью, а пальцами. На 6 месяце движения становятся все более точными, уверенными. Дети уже могут не только крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения.

С 7 месяцев ребенок начинает соотносить предмет с определенным местом в пространстве. В 8-9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами, указывает пальцем на привлекший его предмет. Начинает проявляться преобладание одной руки, как правило, правой. Ребенок манипулирует двумя предметами, а также подражает предметным действиям взрослых.

Начиная с одного года, активизируется кончик большого пальца, а затем указательного пальца. В это же время начинается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев и продолжается на протяжении всего раннего и дошкольного детства. Уже к трем годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослых.

Все виды манипуляций с игрушками предметами, ползание, сидение, вставание, первые хождения осуществляются вначале с помощью рук, движения которых в свою очередь корректируются зрением. Во втором полугодии жизни появляются направления движения руки к определенному предмету, захват его и удержание. Движения руки начинают все больше «подчиняться» движениям пальцев. Первоначально петлеобразные движения с частыми промахами сменяются в конце первого года жизни более прямыми, обеспечивая более точное приближение к предмету. Примерно с 10 месяцев дети начинают предварительно приспосабливать  пальцы рук к форме объекта, например мячика, шарика, который ребенок намеревается схватить. Появляются хватательные движения в слепую за счет предварительного нацеливания на предмет. Возникновения к первому году жизни подобных усложненных форм двигательной активности, надо полагать, свидетельствуют о становлении такой сложной и важной организации движений функции головного мозга, как функция программирования и предвидения.

Большой интерес представляют наблюдения за развитием у маленьких детей движений рук при ощупывании. У детей 3–5 лет  движения обеих рук при ощупывании асинхронны, прерывисты. К 5–6 годам появляются более продолжительные ощупывания, дающие, естественно, больше информации о предмете. В 6–7 лет при ощупывании уже наблюдаются непрерывные движения пальцев рук, что отражает более совершенную форму   кинестетического анализа (А.В.Запорожец, 1960, 1967). При узнавании предмета в одном случае воспринимаемого зрительного и опознаваемого затем на ощупь, а в другом случае – наоборот, оказывается, что процесс узнавания, начинающийся с тактильно- кинестетического восприятия, протекает у маленьких детей труднее. У детей 3-4 лет время тактильного опознания составляет около 40 сек.; у детей 4–5 лет – 20 сек.; у детей 5–6 лет – 15 сек.; у детей 6–7 лет всего 7 сек.

В рассматриваемый период онтогенеза у детей по мере накопления с возрастом двигательного опыта постепенно меняется относительная роль кинестетического и зрительного контроля движений. Если ребенок 3–4 лет регулирует собственные движения в основном с помощью зрения, сопровождая взором всю траекторию движения рук, то в последние годы, особенно к семилетнему возрасту, все более возрастает роль кинестетического контроля за процессом движения.

Таким образом, мы видим, что развитие функций руки начинается уже в первые дни жизни ребенка. Сначала развивается сама рука, затем начинают развиваться тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Эти движения совершенствуются, становятся более точными и уверенными к концу дошкольного возраста.        

Профессор М.М.Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:

- до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;

- в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;

- к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);

- к 4–5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;

- в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения.

При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, а учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. В тоже время глазомерные функции совершенствуются постепенно.  

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Как писал физиолог И.И.Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.

Результативность:

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетради с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а так же, создает благоприятные условия для развития ориентировки в пространстве.

Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве-клетке; закрепляет умение измерять условной меркой-клеткой; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рисует по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета. Он учится анализировать учебное задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в пространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Список использованных источников и литературы:

1. Шестернина Н.Л., Развитие графических навыков у детей 3-4 лет, 2017
2. Квач Н., Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2001

3. Касицина М.А., Рисующий гномик. Формирование графических навыков и мений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, 2011

4. Безруких М. М., «Как научить ребенка писать красиво», 1995

5. Безруких М. М., «Проблемные дети», 2000

6. Безруких М. М., «Ступеньки к школе. Азбука письма», 2002

7. Большакова С. Е., «Работа логопеда с дошкольником», 1996

8. Комарова Т. О., «Формирование графических навыков у дошкольников», 1970

9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников», 2001.

10. Трохильчук Л. Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка», 994

11. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графических навыков у дошкольников. Буклет

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые...

Опыт работы "Развитие графических навыков при подготовке к школе"

Глава 1. Актуальность проблемы           Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих пе...

Опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей подготовительной группы. Представлен опыт работы по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Как правильно подготовить ребенка к школе? Этот вопрос всегда волнует и родителей и педагогов.Учеными доказано, что «развитие мелкой моторики пальцев находится  в  тесной связи с разви...

Из опыта работы "Развитие графических навыков у дошкольников"

Как правильно подготовить ребенка к школе? Этот вопрос всегда волнует и родителей и педагогов.Учеными доказано, что «развитие мелкой моторики пальцев находится  в  тесной связи с разви...

Из опыта работы «Развитие графических навыков у дошкольников» (материалы предназначены для воспитателей дошкольных учреждений)

Из опыта работы  «Развитие графических навыков у дошкольников»(материалы предназначены  для воспитателей дошкольных учреждений)...

Из опыта работы «Развитие графических навыков у дошкольников» (материалы предназначены для воспитателей дошкольных учреждений)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 5»(МБДОУ «Д/с № 5»)         Из опыта работы...