«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики» (обобщающий опыт работы)
статья по аппликации, лепке на тему

Шакурская Ирина Анатольевна

«Истоки способностей и

дарований детей

- на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли»

В.А.Сухомлинский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 142 ОАО «РЖД»

Обобщение опыта работы по теме:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики»

Подготовила: воспитатель

Шакурская Ирина Анатольевна

Тобольск, 2018 г.

«Истоки способностей и

дарований детей

- на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли»

В.А.Сухомлинский.

        Формирование  творческой  личности – одна из важных задач  педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно  начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для  этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

        В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображения, ребенок приобретает знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он  начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные  особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.

        Работы выдающихся педагогов прошлого – Я А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля -  свидетельствуют: занятия различными видами художественной деятельности  создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют  терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное  эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребёнок может наиболее  полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

        Наиболее доступной для самостоятельного освоения и самой безыскусственной является тестопластика.

        Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Тесто  - это материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет . Основным инструментом в тестопластике является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а  не кисточкой, или ножницами. Именно в ней впервые дети  начинают чувствовать движение каждого навыка (когда вдавливают тесто, отрывают от него кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком). Сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила  заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста. Новизна опыта заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс,  в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её  реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как  именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определенной  учебы, подготовки, которая непременно должна иметь  комплексный характер, то есть быть и образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

        Актуальность – дети очень любят лепить. Занятие тестопластикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Тестопластика помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно – прикладной деятельности.

        Целью моей работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

        Для достижения цели определены и решены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и основы технологии  «Тестопластика».
  2. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.
  3. Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих  способностей дошкольников.
  4. Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология «Тестопластика» в работе с детьми дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из соленого теста.

 

Я разработала структуру своих занятий:

  1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры – драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
  2. Лепка изделия: знакомство с изображаемыми предметом, последовательностью действий и приёмами изображения.
  3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала.
  4. Рассматривание готовых работ.

На занятиях использую различные приёмы:

  1. Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
  2. Отщипывание – отделение от большого куска  теста небольших кусочков при  помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
  3. «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений  можно варьировать.
  4. Сплющивание – Сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев.

В основу моей работы  положена идея обучения без принуждения, основанная на искрением интересе ребёнка  в выполнении задания. Это придаёт малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребёнка.

        Во время занятий с тестом у детей улучшается настроение, тестопластика оказывает благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца,  повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Поддерживать интерес детей к занятиям тестопластикой помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Тесто является одним из  самых интересных пластичных материалов, и не требуется многих усилий, чтобы приготовить солёное тесто. Детей очень увлекает сам процесс приготовления теста: насыпать муку, добавить соль и воду, а самое увлекательное – это месить, пробовать на ощупь, какое оно, - липкое, гладкое, эластичное, белое, холодное, твёрдое. В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать своё впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится  любой ребёнок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно  разукрасить гуашевыми красками. Распределяя действия с тестом, пробуждает ребёнка высказывать своё мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время ребёнок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при  лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

        Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, что у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребёнка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учётом общей цели. Самая большая радость для мня, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будем так лепить?». Значит ребёнку понравился процесс творения и он хочет продолжения этой деятельности.

        Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Стараюсь устанавливать  доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личном  плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Проводила с родителями мастер - класс, практикум,  собрания по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приёмы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой. При организации работы с родителями проводила  тематические родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, информационные выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

        Приглашаю родителей и педагогов детского сада на занятия. Предлагаю родителям стать активными участниками занятия, что вызывает наибольший интерес у детей. Занятия становятся увлекательными и радостными как для детей, так и для взрослых. Я уверена – успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. За период своей работы я заметила – чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок.

        Работа с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать  развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше, и проводить  регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от  занятий и упражнений.

        Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь». Таким образом, я пришла к выводу, что тестопластика является средством развития творческих способностей ребёнка. Современное общество заинтересованно в том, чтобы воспитать ребёнка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребёнок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности."...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Проект на развитие творческих способностей   у детей средствами  нетрадиционной техники  рисования....

Презентация "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Развитие творческих способностейу детей дошкольного возрастасредствами театрализованной деятельности...

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (опыт работы)

        Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего ...