«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики» (обобщающий опыт работы)
статья по аппликации, лепке на тему
«Истоки способностей и
дарований детей
- на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают
источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 142 ОАО «РЖД»
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами тестопластики»
Подготовила: воспитатель
Шакурская Ирина Анатольевна
Тобольск, 2018 г.
«Истоки способностей и
дарований детей
- на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают
источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображения, ребенок приобретает знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.
Работы выдающихся педагогов прошлого – Я А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля - свидетельствуют: занятия различными видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребёнок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Наиболее доступной для самостоятельного освоения и самой безыскусственной является тестопластика.
Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Тесто - это материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет . Основным инструментом в тестопластике является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, или ножницами. Именно в ней впервые дети начинают чувствовать движение каждого навыка (когда вдавливают тесто, отрывают от него кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком). Сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста. Новизна опыта заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность – дети очень любят лепить. Занятие тестопластикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Тестопластика помогает детям отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно – прикладной деятельности.
Целью моей работы являлось создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Для достижения цели определены и решены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и педагогический опыт по проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного материала – соленого теста и основы технологии «Тестопластика».
- Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологии тестопластики.
- Разработать и внедрить комплекс занятий тестопластики, способствующих развитию творческих способностей дошкольников.
- Определить эффективность развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Объект исследования: нетрадиционные материалы и технология «Тестопластика» в работе с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс обучения детей дошкольного возраста лепке из соленого теста.
Я разработала структуру своих занятий:
- Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж; игры – драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
- Лепка изделия: знакомство с изображаемыми предметом, последовательностью действий и приёмами изображения.
- Доработка изделия с помощью дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
На занятиях использую различные приёмы:
- Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
- Отщипывание – отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.
- «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
- Сплющивание – Сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев.
В основу моей работы положена идея обучения без принуждения, основанная на искрением интересе ребёнка в выполнении задания. Это придаёт малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребёнка.
Во время занятий с тестом у детей улучшается настроение, тестопластика оказывает благотворное влияние на нервную систему. Воспитывается трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца, повышается самооценка, совершенствуется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Поддерживать интерес детей к занятиям тестопластикой помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Тесто является одним из самых интересных пластичных материалов, и не требуется многих усилий, чтобы приготовить солёное тесто. Детей очень увлекает сам процесс приготовления теста: насыпать муку, добавить соль и воду, а самое увлекательное – это месить, пробовать на ощупь, какое оно, - липкое, гладкое, эластичное, белое, холодное, твёрдое. В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать своё впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребёнок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками. Распределяя действия с тестом, пробуждает ребёнка высказывать своё мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время ребёнок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила, что у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребёнка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учётом общей цели. Самая большая радость для мня, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будем так лепить?». Значит ребёнку понравился процесс творения и он хочет продолжения этой деятельности.
Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями. Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Проводила с родителями мастер - класс, практикум, собрания по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приёмы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой. При организации работы с родителями проводила тематические родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, информационные выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Приглашаю родителей и педагогов детского сада на занятия. Предлагаю родителям стать активными участниками занятия, что вызывает наибольший интерес у детей. Занятия становятся увлекательными и радостными как для детей, так и для взрослых. Я уверена – успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. За период своей работы я заметила – чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок.
Работа с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь». Таким образом, я пришла к выводу, что тестопластика является средством развития творческих способностей ребёнка. Современное общество заинтересованно в том, чтобы воспитать ребёнка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребёнок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.
Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности."...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Проект на развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционной техники рисования....
"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр"
консультация для родителей...
Презентация "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возрастасредствами театрализованной деятельности"
Развитие творческих способностейу детей дошкольного возрастасредствами театрализованной деятельности...
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (опыт работы)
Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего ...