Проект "Мир полон неожиданностей"
проект по обж (старшая группа) на тему

Пашкова Елена Витальевна

Работа по проекту направлена на формирование у детей  основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_polon_neozhidannostey_krat.doc809.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 25» пгт. Сибирцево

   

 

 Организация образовательной    деятельности по проекту

«Мир полон неожиданностей»

Авторы: Пашкова Елена Витальевна

              Дубчак Тамара Николаевна

                                      Сибирцево

Этапы

Содержание

  1. Проблема:

Реальной сегодняшней жизни такова, что никто не застрахован от стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, ДТП. Любознательность детей дошкольного возраста часто приводит к играм со спичками, колющими и режущими предметами, травмам и многим другим опасным ситуациям. Проблема заключается в том, что дети не владеют элементарными правилами безопасности и правилами поведения в опасных ситуациях.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями; сформировать знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильным поведением при контактах с незнакомыми людьми; развивать основы экологической культуры ребенка, а также строение человеческого организма; формировать ценности здорового образа жизни; вырабатывать навыки безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

  1. Тема
  2. Актуальность

«Мир полон неожиданностей»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

В экстремальных ситуациях ребенок испытывает чувство страха, впадает в панику. В психологическом словаре А. В. Петровского, М. Г. Ярочевского под редакцией А.А. Карпенко говорится: стресс – состояние человека, возникающее в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс может оказывать как мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её поной дезорганизации.

Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Аналогичное состояние вызывает страх.  Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы человеку. В случаях  когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас) он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенения, истерика и т.п.).

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка в опасных ситуациях показывает, что ребенок от страха прячется в угол комнаты, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Известно, что детям свойственна тяга к запретному, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Поэтому учить детей безопасному поведению необходима с дошкольного возраста. Просто запрещать или уговаривать мало. Надо обращаться к их разуму, учить оценивать свои действия, поведение товарищей, рассуждать по поводу тех или иных событий, обыгрывать ситуации, знакомиться с свойствами различных материалов и веществ, знакомить с художественными произведениями. Только конкретные эмоционально окрашенные знания и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка.

Анализ знаний детей показал, что у них имеются:

  1. Частичные знания, а иногда и полное отсутствие знаний и навыков поведения в опасных ситуациях;
  2. Стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать силы и возможности;
  3. Склонность детей к состоянию страха пред экстремальными ситуациями.

Из вышеизложенного следует, что у детей не с формировано чувство безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях и нет практических пособий способствующих формированию этих навыков.

Отсюда и цель:

  1. Цель:

Сформировать у детей чувство основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

  1. Задачи:
  • Провести вводную и итоговую диагностику знания детей
  • Разработать схемы обобщенных действий в опасных ситуациях совместно с детьми, правила безопасного поведения в различных ситуациях, которые дадут возможность обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; развивать коммуникативные навыки; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивать способность предвосхитить результат, основываясь на своем прошлом опыте; искать различные средства достижения цели; формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своем здоровье; формировать правильное отношение к опасным предметам; воспитывать умения адекватно оценивать свои силы м возможности.
  • Приобщение детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
  • Отработать практические навыки эвакуации детей в случае пожара и других ситуаций
  • Разработать принципы и перспективное планирование по теме.
  • Анализ результатов итоговой диагностики.
  • Дать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

  1. Ожидаемый результат знаний детей
  • Сформируется умение соблюдать правила пребывания в детском саду:
  • Научатся называть свою фамилию и имя, ФИО родителей, домашний адрес и телефон.
  • Получат знания о том, что в случае необходимости при пожаре звонят по телефону «01»; вызов милиции «02»; скорой помощи «03».
  • Получат представления о правилах поведения с незнакомыми людьми
  • Получат необходимые знания о правилах дорожного движения, поведения на улице и общественном транспорте;
  • Сформируются навыки культурного поведения в природе и правильного взаимодействия с растениями и животными;
  • Расширятся представления о полезных и ядовитых растениях, опасных насекомых и пресмыкающихся;
  • Расширятся представления и вырабатываются навыки здорового образа жизни  

7) Принципы

При организации образовательной деятельности по данному проекту мы придерживались следующих принципов:

Принцип полноты

Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Заключается в том, что работа по проекту ведется по всем образовательным областям. Специально организованную образовательную деятельность с детьми целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами.

Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникшие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организации игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

Принцип учета условий городской и сельской местности

Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции

Данный проект может быть реализован как самостоятельно, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом его содержание ограниченно вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается образовательной деятельности, изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающем миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов.

Вместе с тем для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованную образовательную деятельность, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры).

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье

Основные разделы проекта должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Что касается письменного оформления планов, то в каждом детском саду это имеет смысл делать наиболее удобными для данного педагогического коллектива способами, но при этом не следует забывать об индивидуальном подходе к детям, что, например, может быть отражено на долях или в отдельной колонке комментариев: «Саша К. часто проявляет застенчивость – проработать отдельно ситуацию обращения к врачу».

    

8) Работа с родителями

Работа с родителями

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:

  • Информирование родителей о сроках, целях и задачах проекта (родительский уголок);
  • Преобразование развивающей среды группы в соответствии с целями проекта совместно с родителями (изготовление дидактических пособий, макетов, наглядного и раздаточного материалов, оборудование центров и т.д.); 
  • Привлечение родителей к работе в центрах;
  • Организация встреч с представителями различных профессий (врач, полицейский, пожарный и т.д.);
  • Ознакомление родителей с результатами образовательной деятельности с детьми (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Образец тематического планирования по проекту

     

Тема «Правила безопасного поведения на дороге» (1-я неделя проекта»  (образец организации образовательной деятельности)F:\Тема Правила  БДД.jpg     

                       

                   Образец планирования по теме

             «Правила безопасного поведения на дороге»

                         

J:\Календарное по ПДД.jpg

Развивающая среда группы

Пространство группы организовано в виде тематических  центров.

Оснащение каждого центра подобрано таким образом, что позволяет

использовать  во всех видах деятельности принцип интеграции  образовательных областей с преимущественным освоением одной или нескольких образовательных областей.

Центр

Образовательная область

Обозначение центра в календарном плане

1.

Центр грамоты

Преимущественная реализация задач образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Коммуникация

2.

Центр математики

Преимущественная реализация задач образовательной области «Познание»

Познание

3.

Центр естествознания

Преимущественная реализация задач образовательной области «Познание»

Познание

4.

Центр социализации

Преимущественная реализация задач образовательных областей «Социализация», «Безопасность», «Труд»

Социализация

5.

Центр искусства

Преимущественная реализация задач образовательной области «Художественное творчество»

Художественное творчество

6.

Центр физического развития

Преимущественная реализация задач образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»

Физическое развитие

7.

Открытая площадка (участок)

Реализация задач  всех образовательных областей

Открытая площадка

Работа в центрах развития по теме «Правила безопасного поведения на дороге»

Центр грамоты (коммуникация, чтение художественной литературы)

- чтение художественных произведений: Сегал «Улицы нашего города», «Мой друг светофор» , «Скверная история» С. Михалкова, «Дядя Стёпа»

- Изготовление книжек-самоделок про транспорт;

- выполнение росчерков «Еду-еду, не догонишь», «Светофор»;

- печатание слов по теме «машина», «паровоз», «грузовик»;

- беседа «На чем я ездил», «Улицы посёлка»

-заучивание «Светофор» М. Пляцковский

     

Центр математики (Познание)

-Закрепить знание по цифре «9», работа по карточкам : игра «Считаем автомобили».

-Рисуем машины по клеточкам. Работа по карточкам . «Д\и: «Сколько».

-Работа по карточкам. Прописываем номера машин. Игра : «Выложи из частей машину».

-Составление транспорта из палочек и геометрических фигур, деление квадрата на треугольники. Задание на внимание «Дорисуй тротуар  пунктирной линией.

Образцы письменных работ

   

Центр социализации

- драматизация

- изготовление машин из коробок

- сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Самолет», «Путешествие»

- обыгрывание проблемных ситуаций «Как перейти дорогу без светофора и перехода».

Центр естествознания

- придумывание и изготовление запрещающих и предупреждающих знаков

-закрепление знаний о пешеходном переходе

-знакомство с правилами пешеходов

-беседа: «Будьте взаимовежливы на дороге»

Центр искусства

-рисуем машины, дорогу, светофор, знаки

-лепка: «пешеходы»

-аппликация: «машины на нашей улице»

-конструирование машин, дома из коробок

Центр физического развития

- утренняя гимнастика

-физическая культура

-физ. минутки

-упражнения для стопы (профилактика плоскостопия)

Центр Открытая площадка

-наблюдение за движущимся транспортом

-наблюдение за пешеходами

-сюжетно-ролевая игра «перекрёсток»

-п\игры: «Найди свой гараж»; «Цветные автомобили» ; «Воробушки и автомобиль»

Диагностика освоения образовательной области «Безопасность» и «Здоровье» (подготовительная группа)

                                                                                                                                                           Ф.И. ребенка  

Критерий

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора.

Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОЛОН ЛЕС И ЗАГАДОК И ЧУДЕС»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе. Активизировать речь детей, пополнить их словарный запас по теме: «Лес и его обитатели». Воспитывать у детей интерес к жизни леса, любить пр...

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"

                                   КОНСПЕКТ      Комплексного занятия по...

Конспект спортивного праздника «Зимний лес полон сказок и чудес» для детей средней группы

_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать ум...

Тематическое развлечение по ПДД "Город полон неожиданностей"

Цель: продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения.Задачи:Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора. Развивать наблюдательность, быстроту; а ...

Рекомендации для родителей по теме "Мир полон неожиданностей"

Тема недели: "Мир полон неожиданностей"На этой неделе мы с детьми будем говорить:-  О безопасности дома;- О безопасности на улице;- О безопасности на дороге;- О пожарной безопасности;- ...

Конспект совместной деятельности «Мир полон неожиданностей» Тема. Безопасность на льду.

Конспект совместной деятельности«Мир полон неожиданностей»Тема. Безопасность на льду....