Проект "Мир полон неожиданностей"
проект по обж (старшая группа) на тему
Работа по проекту направлена на формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_polon_neozhidannostey_krat.doc | 809.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 25» пгт. Сибирцево
Организация образовательной деятельности по проекту
«Мир полон неожиданностей»
Авторы: Пашкова Елена Витальевна
Дубчак Тамара Николаевна
Сибирцево
Этапы | Содержание |
| Реальной сегодняшней жизни такова, что никто не застрахован от стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, ДТП. Любознательность детей дошкольного возраста часто приводит к играм со спичками, колющими и режущими предметами, травмам и многим другим опасным ситуациям. Проблема заключается в том, что дети не владеют элементарными правилами безопасности и правилами поведения в опасных ситуациях. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями; сформировать знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильным поведением при контактах с незнакомыми людьми; развивать основы экологической культуры ребенка, а также строение человеческого организма; формировать ценности здорового образа жизни; вырабатывать навыки безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте. |
| «Мир полон неожиданностей» Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. В экстремальных ситуациях ребенок испытывает чувство страха, впадает в панику. В психологическом словаре А. В. Петровского, М. Г. Ярочевского под редакцией А.А. Карпенко говорится: стресс – состояние человека, возникающее в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс может оказывать как мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её поной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Аналогичное состояние вызывает страх. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы человеку. В случаях когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас) он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенения, истерика и т.п.). Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка в опасных ситуациях показывает, что ребенок от страха прячется в угол комнаты, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Известно, что детям свойственна тяга к запретному, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Поэтому учить детей безопасному поведению необходима с дошкольного возраста. Просто запрещать или уговаривать мало. Надо обращаться к их разуму, учить оценивать свои действия, поведение товарищей, рассуждать по поводу тех или иных событий, обыгрывать ситуации, знакомиться с свойствами различных материалов и веществ, знакомить с художественными произведениями. Только конкретные эмоционально окрашенные знания и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребенка. Анализ знаний детей показал, что у них имеются:
Из вышеизложенного следует, что у детей не с формировано чувство безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях и нет практических пособий способствующих формированию этих навыков. Отсюда и цель: |
| Сформировать у детей чувство основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) |
|
|
|
|
7) Принципы | При организации образовательной деятельности по данному проекту мы придерживались следующих принципов: Принцип полноты Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности. Принцип системности Заключается в том, что работа по проекту ведется по всем образовательным областям. Специально организованную образовательную деятельность с детьми целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня; для этого можно выбрать определенный день недели или работать тематическими циклами. Также надо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникшие ситуации и сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организации игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы. Принцип учета условий городской и сельской местности Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения. Принцип возрастной адресованности При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.) Принцип интеграции Данный проект может быть реализован как самостоятельно, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом его содержание ограниченно вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего, это касается образовательной деятельности, изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающем миром, по экологическому и физическому воспитанию, а также нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Вместе с тем для большей эффективности следует использовать разнообразные формы работы (как специально организованную образовательную деятельность, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье Основные разделы проекта должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса. Что касается письменного оформления планов, то в каждом детском саду это имеет смысл делать наиболее удобными для данного педагогического коллектива способами, но при этом не следует забывать об индивидуальном подходе к детям, что, например, может быть отражено на долях или в отдельной колонке комментариев: «Саша К. часто проявляет застенчивость – проработать отдельно ситуацию обращения к врачу».
|
8) Работа с родителями | Работа с родителями Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Возможны следующие направления работы педагогов с родителями:
|
Образец тематического планирования по проекту
Тема «Правила безопасного поведения на дороге» (1-я неделя проекта» (образец организации образовательной деятельности)
Образец планирования по теме
«Правила безопасного поведения на дороге»
Развивающая среда группы
Пространство группы организовано в виде тематических центров.
Оснащение каждого центра подобрано таким образом, что позволяет
использовать во всех видах деятельности принцип интеграции образовательных областей с преимущественным освоением одной или нескольких образовательных областей.
№ | Центр | Образовательная область | Обозначение центра в календарном плане |
1. | Центр грамоты | Преимущественная реализация задач образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» | Коммуникация |
2. | Центр математики | Преимущественная реализация задач образовательной области «Познание» | Познание |
3. | Центр естествознания | Преимущественная реализация задач образовательной области «Познание» | Познание |
4. | Центр социализации | Преимущественная реализация задач образовательных областей «Социализация», «Безопасность», «Труд» | Социализация |
5. | Центр искусства | Преимущественная реализация задач образовательной области «Художественное творчество» | Художественное творчество |
6. | Центр физического развития | Преимущественная реализация задач образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье» | Физическое развитие |
7. | Открытая площадка (участок) | Реализация задач всех образовательных областей | Открытая площадка |
Работа в центрах развития по теме «Правила безопасного поведения на дороге»
Центр грамоты (коммуникация, чтение художественной литературы)
- чтение художественных произведений: Сегал «Улицы нашего города», «Мой друг светофор» , «Скверная история» С. Михалкова, «Дядя Стёпа»
- Изготовление книжек-самоделок про транспорт;
- выполнение росчерков «Еду-еду, не догонишь», «Светофор»;
- печатание слов по теме «машина», «паровоз», «грузовик»;
- беседа «На чем я ездил», «Улицы посёлка»
-заучивание «Светофор» М. Пляцковский
Центр математики (Познание)
-Закрепить знание по цифре «9», работа по карточкам : игра «Считаем автомобили».
-Рисуем машины по клеточкам. Работа по карточкам . «Д\и: «Сколько».
-Работа по карточкам. Прописываем номера машин. Игра : «Выложи из частей машину».
-Составление транспорта из палочек и геометрических фигур, деление квадрата на треугольники. Задание на внимание «Дорисуй тротуар пунктирной линией.
Образцы письменных работ
Центр социализации
- драматизация
- изготовление машин из коробок
- сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Самолет», «Путешествие»
- обыгрывание проблемных ситуаций «Как перейти дорогу без светофора и перехода».
Центр естествознания
- придумывание и изготовление запрещающих и предупреждающих знаков
-закрепление знаний о пешеходном переходе
-знакомство с правилами пешеходов
-беседа: «Будьте взаимовежливы на дороге»
Центр искусства
-рисуем машины, дорогу, светофор, знаки
-лепка: «пешеходы»
-аппликация: «машины на нашей улице»
-конструирование машин, дома из коробок
Центр физического развития
- утренняя гимнастика
-физическая культура
-физ. минутки
-упражнения для стопы (профилактика плоскостопия)
Центр Открытая площадка
-наблюдение за движущимся транспортом
-наблюдение за пешеходами
-сюжетно-ролевая игра «перекрёсток»
-п\игры: «Найди свой гараж»; «Цветные автомобили» ; «Воробушки и автомобиль»
Диагностика освоения образовательной области «Безопасность» и «Здоровье» (подготовительная группа)
Ф.И. ребенка Критерий | |||
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения | |||
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. | |||
Понимает значения сигналов светофора. | |||
Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». | |||
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». | |||
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). | |||
Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви). | |||
Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОЛОН ЛЕС И ЗАГАДОК И ЧУДЕС»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе. Активизировать речь детей, пополнить их словарный запас по теме: «Лес и его обитатели». Воспитывать у детей интерес к жизни леса, любить пр...
“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)
Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...
Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"
КОНСПЕКТ Комплексного занятия по...
Конспект спортивного праздника «Зимний лес полон сказок и чудес» для детей средней группы
_ обогащать и расширять знания детей о зиме, используя средства физической культуры,- сформировать привычку к здоровому образу жизни, научить детей заботиться о своём здоровье. Развивать ум...
Тематическое развлечение по ПДД "Город полон неожиданностей"
Цель: продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения.Задачи:Закрепить умение называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора. Развивать наблюдательность, быстроту; а ...
Рекомендации для родителей по теме "Мир полон неожиданностей"
Тема недели: "Мир полон неожиданностей"На этой неделе мы с детьми будем говорить:- О безопасности дома;- О безопасности на улице;- О безопасности на дороге;- О пожарной безопасности;- ...
Конспект совместной деятельности «Мир полон неожиданностей» Тема. Безопасность на льду.
Конспект совместной деятельности«Мир полон неожиданностей»Тема. Безопасность на льду....