Методическое пособие "Опасности вокруг нас"
учебно-методическое пособие по обж (старшая группа) на тему

Малышева Лариса Евгеньевна

В пособии представлен материал для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения в социуме, быту, природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_posobie.docx142.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»

городского округа город  Шарья Костромская область

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

C:\Users\Администратор\Desktop\1424250529_original.jpg

Автор

Малышева Лариса Евгеньевна –

воспитатель

г. Шарья

2016

Рисунок1

Малышева Лариса Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город  Шарья Костромская область

Педагог высшей квалификационной категории

Уважаемые педагоги и родители!

В методическом пособии представлен материал для обучения детей старшего дошкольного возраста  правилам безопасного поведения в быту, социуме, природе.  Предлагаемый материал можно использовать в совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе, дома в семье.

Методическое пособие адресовано воспитателям, родителям, гувернерам  детей – дошкольников.

Пояснительная записка

         Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношения с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящим к печальным последствиям.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательной программы дошкольного образования задача по формированию основ безопасного поведения у дошкольников  в быту, социуме, природе решается в различных видах деятельности в рамках, прежде всего образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Методическое пособие «Опасности вокруг нас» представлено в рамках авторской программы «ОБЖ для дошкольников».

Материал пособия предлагает осуществлять реализацию этой задачи в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.

1.    Тема пособия: «Опасности вокруг нас»

2. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через интерактивную игру.

3.   Задачи:

  • Сформировать навыки безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
  • закреплять представления об опасных предметах в окружающей жизни и правилах обращения с ними;
  • формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и природы ситуациям;
  • воспитывать  привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

4.     Возраст детей: методическое пособие «Опасности вокруг нас» создано для детей старшего дошкольного возраста.

5.      Разделы учебного материала:

1 раздел  «Опасности в быту»

«Опасные предметы»

«Не играй с огнем»

«Правильно поступает мальчик?»

2 раздел «Опасности в природе»

«Собери в корзинку съедобные грибы»

«Выбери нужный знак»

3 раздел «Опасности на дороге»

«Правильно дети ведут себя на дороге»

«Расставь знаки»

4. «Бережем свое здоровье»

«Полезные и вредные продукты»

«Чтобы быть здоровым, нужно…»

 6. Методическое пособие «Опасности вокруг нас» направлено на эффективное применение:

  • В интегрированных и комплексных занятиях с ИКТ,  
  • в совместной деятельности (Приложение 1,2)
  • самостоятельной деятельности детей,
  • индивидуальной работе,
  • дома, в семье,
  • праздники и развлечения,
  • викторины (Приложение 3)

  1. Технология использования методического пособия.

Методическое пособие представлено в программе PowerPoint состоит из 4 разделов.

1 Раздел «Опасности в быту»

 «Найди опасные предметы» (3 слайд), в котором нужно найти опасные предметы с помощью компьютерной мыши, при наведении которой опасный предмет увеличивается в размере. Нужно объяснить,  чем опасен предмет. Если правильно выполнено задание появляется смайлик.

«Не играй с огнем» (5, 6 слайд). Взрослый читает стихотворение под каждой картинкой, ребенку нужно объяснить, правильно поступают дети. Предложить ребенку назвать предметы, из-за которых может случится пожар.

 «Правильно поступает мальчик?» (7, 8 слайд). В этом разделе надо объяснить, чем опасна ситуация, в которой оказался мальчик. По  щелчку компьютерной мыши по очереди появляются картинки. Если правильно выполнено задание появляется смайлик (9 слайд).

2 раздел «Опасности в природе» (10, 11, 12 слайд)

Взрослый читает детям стихотворения, дети рассказывают об опасностях, которые могут встретиться в природе.

 «Собери в корзинку съедобные грибы» (13 слайд). Выбрать и сложить в корзинку съедобные грибы. Какие грибы остались? Назови их? Чем опасны ядовитые грибы? По  щелчку компьютерной мыши съедобные грибы двигаются в корзинку, а ядовитые остаются на месте. Если правильно выполнено задание появляется смайлик (14слайд).

3 раздел «Опасности на дороге» (15 слайд)

«Правильно ведут себя дети на дороге» (16 слайд). Правильно ли поступают дети на картинке слева и справа? Что может случится? Где нужно гулять детям?

«Расставь знаки» (17 слайд). Назовите знак и что он означает. По щелчку мыши знаки встают на нужную картинку. Если правильно, то появляется смайлик (18 слайд).

4 раздел «Бережем свое здоровье» (19 слайд).

«Полезные и вредные продукты» (20 слайд). По щелчку мыши полезные продукты увеличиваются в размере. Почему они их называют полезные? Почему другие продукты вредные?

«Чтобы быть здоровым нужно…» (21 слайд). Взрослый рассказывает – «Чтобы быть здоровым нужно выполнять правила личной гигиены. Спросить детей, как нужно ухаживать за своими зубами. Если дети правильно рассказали появляется смайлик (22 слайд).

  1. Ожидаемый результат:

Применение методического пособия «Опасности вокруг нас» позволит достичь следующих результатов:

  • У детей сформированы знания об опасных предметах и обращение с ними;
  • дети знают как вести себя в опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
  • дети узнают съедобные и несъедобные грибы;
  • дети имеют представления о дорожных знаках и их назначении
  • дети знают правила личной гигиены.

  1. Заключение  

       Методическое пособие составлено на основе социально-педагогического заказа родителей и молодых педагогов. Оно не заменяет, а существенно обогащает образование детей, вовлекая в воспитательный процесс семью. Пособие «Опасности вокруг нас» предназначено для детей старшего дошкольного  возраста, родителей, педагогов, гувернёров, студентов педагогических колледжей и всех тех, кто заинтересован в воспитании ребёнка.

Пособие «Опасности вокруг нас» разработано в соответствии с федеральным  государственным  образовательным  стандартом дошкольного образования, для решения задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Направлено на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе. Может быть использовано в совместной деятельности педагога с детьми, на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей, дома в семье.

Литература:

  1. Безопасность. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2012.
  2. ОБЖ для дошкольников. Гарнышева Т.П. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СП.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  3. Формирование основ безопасности у дошкольников. Белая К.Ю. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозайка-Синтез, 2013.
  4. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 -7. Коломиец Н.В. Волгоград: Учитель, 2015
  5. Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. Равчеева И.П., Журавлева В.В. Волгоград: Учитель, 2016

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоколлаж с методическими рекомендациями "Проектирование образовательного процесса по теме "Цветы вокруг нас" в условиях созданной предменно - развивающей среды"

Представленные материалы  познакомят педагогов со способами организации образовательной деятельности  в соответствии с ФГТ  по теме "Цветы вокруг нас,  продемонстрируют вариант пос...

Учебно-методическое пособие «Звучащий мир вокруг нас»

Исследовательские игры для старшего дошкольного возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...

Собственная методическая разработка,Конспект.Тема:"Интересное вокруг нас"

Цель: закрепить представление о воде и ее свойствах, используя различные приемы работы; труд, психогимгнастика, экспериментирование.Задачи:• Активизация словаря: стремительный, могучий, неторопливое, ...

методическое пособие "Математика вокруг нас"

рабочая программа педагога по формированию элементарных математических представлений средствами дидактических игр...

Методическая разработка проекта «Я в мире, мир вокруг меня»

Система дошкольного и дополнительного образования по экологической направленности должна быть ориентирована на становление базиса экологической личностной культуры дошкольника и установившимся традици...

«Я В МИРЕ, МИР ВОКРУГ МЕНЯ…»(методическая разработка проекта)

Содержание Введение ……………………………………………………………………..3Теоретическое обоснование метода проектов…..........................................5Методическая разработка проекта «Я в мире, мир вокруг меня».…...