Методическое пособие "Опасности вокруг нас"
учебно-методическое пособие по обж (старшая группа) на тему
В пособии представлен материал для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения в социуме, быту, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_posobie.docx | 142.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»»
городского округа город Шарья Костромская область
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Автор
Малышева Лариса Евгеньевна –
воспитатель
г. Шарья
2016
Малышева Лариса Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромская область
Педагог высшей квалификационной категории
Уважаемые педагоги и родители!
В методическом пособии представлен материал для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения в быту, социуме, природе. Предлагаемый материал можно использовать в совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе, дома в семье.
Методическое пособие адресовано воспитателям, родителям, гувернерам детей – дошкольников.
Пояснительная записка
Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношения с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящим к печальным последствиям.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию образовательной программы дошкольного образования задача по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе решается в различных видах деятельности в рамках, прежде всего образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Методическое пособие «Опасности вокруг нас» представлено в рамках авторской программы «ОБЖ для дошкольников».
Материал пособия предлагает осуществлять реализацию этой задачи в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
1. Тема пособия: «Опасности вокруг нас»
2. Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через интерактивную игру.
3. Задачи:
- Сформировать навыки безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста;
- закреплять представления об опасных предметах в окружающей жизни и правилах обращения с ними;
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и природы ситуациям;
- воспитывать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
4. Возраст детей: методическое пособие «Опасности вокруг нас» создано для детей старшего дошкольного возраста.
5. Разделы учебного материала:
1 раздел «Опасности в быту»
«Опасные предметы»
«Не играй с огнем»
«Правильно поступает мальчик?»
2 раздел «Опасности в природе»
«Собери в корзинку съедобные грибы»
«Выбери нужный знак»
3 раздел «Опасности на дороге»
«Правильно дети ведут себя на дороге»
«Расставь знаки»
4. «Бережем свое здоровье»
«Полезные и вредные продукты»
«Чтобы быть здоровым, нужно…»
6. Методическое пособие «Опасности вокруг нас» направлено на эффективное применение:
- В интегрированных и комплексных занятиях с ИКТ,
- в совместной деятельности (Приложение 1,2)
- самостоятельной деятельности детей,
- индивидуальной работе,
- дома, в семье,
- праздники и развлечения,
- викторины (Приложение 3)
- Технология использования методического пособия.
Методическое пособие представлено в программе PowerPoint состоит из 4 разделов.
1 Раздел «Опасности в быту»
«Найди опасные предметы» (3 слайд), в котором нужно найти опасные предметы с помощью компьютерной мыши, при наведении которой опасный предмет увеличивается в размере. Нужно объяснить, чем опасен предмет. Если правильно выполнено задание появляется смайлик.
«Не играй с огнем» (5, 6 слайд). Взрослый читает стихотворение под каждой картинкой, ребенку нужно объяснить, правильно поступают дети. Предложить ребенку назвать предметы, из-за которых может случится пожар.
«Правильно поступает мальчик?» (7, 8 слайд). В этом разделе надо объяснить, чем опасна ситуация, в которой оказался мальчик. По щелчку компьютерной мыши по очереди появляются картинки. Если правильно выполнено задание появляется смайлик (9 слайд).
2 раздел «Опасности в природе» (10, 11, 12 слайд)
Взрослый читает детям стихотворения, дети рассказывают об опасностях, которые могут встретиться в природе.
«Собери в корзинку съедобные грибы» (13 слайд). Выбрать и сложить в корзинку съедобные грибы. Какие грибы остались? Назови их? Чем опасны ядовитые грибы? По щелчку компьютерной мыши съедобные грибы двигаются в корзинку, а ядовитые остаются на месте. Если правильно выполнено задание появляется смайлик (14слайд).
3 раздел «Опасности на дороге» (15 слайд)
«Правильно ведут себя дети на дороге» (16 слайд). Правильно ли поступают дети на картинке слева и справа? Что может случится? Где нужно гулять детям?
«Расставь знаки» (17 слайд). Назовите знак и что он означает. По щелчку мыши знаки встают на нужную картинку. Если правильно, то появляется смайлик (18 слайд).
4 раздел «Бережем свое здоровье» (19 слайд).
«Полезные и вредные продукты» (20 слайд). По щелчку мыши полезные продукты увеличиваются в размере. Почему они их называют полезные? Почему другие продукты вредные?
«Чтобы быть здоровым нужно…» (21 слайд). Взрослый рассказывает – «Чтобы быть здоровым нужно выполнять правила личной гигиены. Спросить детей, как нужно ухаживать за своими зубами. Если дети правильно рассказали появляется смайлик (22 слайд).
- Ожидаемый результат:
Применение методического пособия «Опасности вокруг нас» позволит достичь следующих результатов:
- У детей сформированы знания об опасных предметах и обращение с ними;
- дети знают как вести себя в опасных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
- дети узнают съедобные и несъедобные грибы;
- дети имеют представления о дорожных знаках и их назначении
- дети знают правила личной гигиены.
- Заключение
Методическое пособие составлено на основе социально-педагогического заказа родителей и молодых педагогов. Оно не заменяет, а существенно обогащает образование детей, вовлекая в воспитательный процесс семью. Пособие «Опасности вокруг нас» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов, гувернёров, студентов педагогических колледжей и всех тех, кто заинтересован в воспитании ребёнка.
Пособие «Опасности вокруг нас» разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, для решения задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Направлено на формирование основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе. Может быть использовано в совместной деятельности педагога с детьми, на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей, дома в семье.
Литература:
- Безопасность. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2012.
- ОБЖ для дошкольников. Гарнышева Т.П. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СП.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
- Формирование основ безопасности у дошкольников. Белая К.Ю. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозайка-Синтез, 2013.
- Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 -7. Коломиец Н.В. Волгоград: Учитель, 2015
- Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. Равчеева И.П., Журавлева В.В. Волгоград: Учитель, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоколлаж с методическими рекомендациями "Проектирование образовательного процесса по теме "Цветы вокруг нас" в условиях созданной предменно - развивающей среды"
Представленные материалы познакомят педагогов со способами организации образовательной деятельности в соответствии с ФГТ по теме "Цветы вокруг нас, продемонстрируют вариант пос...
Учебно-методическое пособие «Звучащий мир вокруг нас»
Исследовательские игры для старшего дошкольного возраста...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ВОДА! ВОКРУГ НАС ВОДА?!»АВТОРЫ ПРОЕКТА: дети, родители воспитатель – ИВАЩЕНКО ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА ГБОУ 762 общеразвивающего вида. ...
Собственная методическая разработка,Конспект.Тема:"Интересное вокруг нас"
Цель: закрепить представление о воде и ее свойствах, используя различные приемы работы; труд, психогимгнастика, экспериментирование.Задачи:• Активизация словаря: стремительный, могучий, неторопливое, ...
методическое пособие "Математика вокруг нас"
рабочая программа педагога по формированию элементарных математических представлений средствами дидактических игр...
Методическая разработка проекта «Я в мире, мир вокруг меня»
Система дошкольного и дополнительного образования по экологической направленности должна быть ориентирована на становление базиса экологической личностной культуры дошкольника и установившимся традици...
«Я В МИРЕ, МИР ВОКРУГ МЕНЯ…»(методическая разработка проекта)
Содержание Введение ……………………………………………………………………..3Теоретическое обоснование метода проектов…..........................................5Методическая разработка проекта «Я в мире, мир вокруг меня».…...