Конспект образовательной деятельности в старшей группе. " Городской общественный транспорт"
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Цель: Познакомить детей с историей возникновения разных видов общественного транспорта. Закрепить знания о пользовании общественным транспортом.

 

Задачи:

1. Обеспечить в ходе занятия повторение и закрепление следующих понятий: «общественный транспорт», «автобус», «трамвай», «троллейбус», «метро».

2. Повторить и закрепить правила пользования общественным транспортом:

- правильно обходить общественный городской транспорт

- правильно вести себя в автобусе, троллейбусе и трамвае.

3. Продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать.

4. Содействовать воспитанию нравственных качеств, уделив особое внимание этическим нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvennyy_transport.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект  образовательной  деятельности в  старшей группе.

               Социально нравственное развитие и ознакомление с окружающим.

                              На тему:  «Городской общественный транспорт»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения разных видов общественного транспорта. Закрепить знания о пользовании общественным транспортом.

Задачи:

1. Обеспечить в ходе занятия повторение и закрепление следующих понятий: «общественный транспорт», «автобус», «трамвай», «троллейбус», «метро».

2. Повторить и закрепить правила пользования общественным транспортом:

- правильно обходить общественный городской транспорт

- правильно вести себя в автобусе, троллейбусе и трамвае.

3. Продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать.

4. Содействовать воспитанию нравственных качеств, уделив особое внимание этическим нормам.

Материал: Картинки различных видов общественного и другого транспорта, приглашение.

Программное содержание:

Дети сидят на коврике полукругом.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что нам прислали. Это же приглашение, давайте мы его прочитаем:

«Дорогие мои друзья! Приглашаем вас на  день рождения! Доехать до нашего дома, вы сможете на городском общественном транспорте. Не забудьте о правилах дорожного движения!

Ваши друзья, звери зоопарка.»

Воспитатель: Ребята, а что такое «городской общественный транспорт»?

Дети: В этом транспорте по городу ездят люди.

Воспитатель: Да, ребята, общественный транспорт – техническое средство перевозки людей в пределах города и за городом, находящиеся в государственном (ведомственном) подчинении.

А что относится к общественному транспорту?

Дети: Автобус, троллейбус, трамвай, метро.

Воспитатель: Да,  это все городской общественный транспорт. Посмотрите на картинку и угадайте, какой вид транспорта здесь лишний, то есть, не относится к городскому общественному транспорту?

Дети: Самолет, корабль и автомобиль.

Воспитатель: Правильно, а теперь назовите оставшиеся виды.

Дети: Трамвай, автобус, троллейбус и метро.

Воспитатель: Всё верно. А теперь мы отправляемся в наш зоопарк. А вот на чём мы сначала поедем, вы узнаете, отгадав загадку, послушайте:

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Для чего нужен автобус?

Дети: Для того, чтобы куда-нибудь доехать.

Воспитатель: Когда нам надо в детский сад, на работу, в гости, мы садимся в автобус. Автобус доступен для любого человека, поэтому являются общественным транспортом. Общественный транспорт - это значит «транспорт для всех».

На остановке столпотворение:

Люди автобуса ждут с нетерпением.

Надо народу успеть на работу -

Всем поместиться в автобус охота.

Только обидно, что в транспорт бензиновый

Все не войдут: он, увы, не резиновый!

Воспитатель:  Давайте представим, что мы сели в автобус и поехали.

( Воспитатель приглашает детей пересесть за столы.)

Воспитатель: Как выглядит автобус?

(Дети, опираясь на представленную картинку, описывают автобус.)

Воспитатель: Слово «автобус» означает «многоместный». Внешне он выглядит как большой вагон на колесах с окнами и дверьми. Внутри автобус оборудован так, чтобы людям было удобно находится в нем. В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряды кресел. Для тех, кто стоит, имеются перекладины – поручни, чтобы можно было держаться за них и не упасть во время движения. В автобусах, которые ездят в другие города или за границу, могут быть телевизор, туалет и другие дополнительные удобства. Нередко на дорогах можно увидеть так называемый «двойной автобус», или «автобус с гармошкой». Это один из видов автопоезда. А какие бывают автобусы?

Дети: Городские.

Воспитатель. Правильно,  а ещё в зависимости от маршрута, автобусы бывают пригородные, междугородные и специальные. Городские автобусы ездят по городу, пригородные возят людей за город или работают за городом. На междугородных автобусах пассажиры могут добраться в другие города или поехать за рубеж. Специальные автобусы могут доставить, например, детей в летний лагерь или бригаду строителей к месту работы. Хотите узнать, как работает автобус?

Дети: Да

Воспитатель: Этот вид общественного транспорта обычно ездит по определенному маршруту. Когда подходит автобус, мы обычно смотрим на его лобовое стекло. Если, к примеру, мы видим цифру 37, значит, автобус следует по 37-му маршруту.

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открыть двери. После того, как одни пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери автобус и едет до следующей остановки.

В городском автобусе, для проезда нужно покупать магнитный билет и пропускать его через специальное устройство.

Иногда в автобус заходит контролер. Он проверяет, есть ли у пассажиров билеты. Безбилетники должны заплатить контролеру определенный штраф.

А ещё бывают микроавтобусы.

Слово «микро» означает «маленький». Микроавтобус-это маленький автобус.

В микроавтобус помещается меньше людей, чем в автобус, но больше, чем в легковой автомобиль, поэтому его используют как маршрутное такси. Такой вид транспорта называют «маршруткой». Микроавтобус возит пассажиров по определенному маршруту, а не в любое место, как такси.

«Маршрутка» ездит быстрее обычного автобуса. Автобус обязан останавливаться на любой остановке, чтобы впустить или выпустить пассажиров, а микроавтобус остановиться и тогда, когда его попросят едущие в нем люди.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а как пассажиры попадают  в автобус?

Дети: Они садятся на остановке общественного транспорта.

Воспитатель: Да. Ребята, а как нужно заходить в автобус?

Дети: Заходить в автобус нужно через переднюю дверь, а выходить через среднюю и заднюю.

Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, как нужно вести себя на улицах города? Скажите, как нужно обходить автобус и троллейбус, переходя улицу?

Дети: Автобус и троллейбус нужно обходить сзади, чтобы можно было увидеть машины.

Воспитатель: Мы доехали до определённой остановки, теперь нам нужно сделать пересадку. На чем же мы дальше поедем? Отгадайте загадку.

Что такое, отгадай:

Не автобус, не трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

Дети: Троллейбус.

Воспитатель: Но прежде чем сесть, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

1.  После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.

2.  Не отвлекай водителя.

3.  В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.

4.  При выходе не суетись и не толкайся.

(Воспитатель приглашает детей подняться со своих мест и встать между рядами.)

Воспитатель: А пока мы с вами едем, мы немного отдохнем. (Физкультминутка)

Троллейбус, троллейбус бежит, гудит. (Дети бегут на месте)

В троллейбусе этом шофер сидит. (Изображают, как рулит)

В троллейбусе, в троллейбусе детей полно. (Наклоны)

Поехали дети, глядят в окно. (Показывают руками окно).

(Воспитатель приглашает детей сесть обратно за столы.)

Воспитатель: А хотите узнать, как появился троллейбус?

Дети: Хотим.

Воспитатель: А началось всё с трамвая.  Тяжело было жить без трамвая в большом городе. Но большие города начали появляться уже несколько веков тому назад.

А как вы думаете, на чем же тогда ездили горожане?

(Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель: Сначала придумали омнибус - большую многоместную карету. (Воспитатель показывает картинку) Слово «омнибус»- латинское, оно означает «для всех». Омнибусов давно уже нет, но слово оказалось живучим. Его кусочек - «бус» живет в названиях нынешних машин: «троллейбус», «автобус».

Когда в 1837 году русский ученый Борис Семенович Якоби изобрел электродвигатель, он попробовал приспособить его для перевозки людей. Вскоре был готов электрический вагончик, ходивший по рельсам. В вагончик мог сесть человек. Правда, помещался он там с трудом: почти все место занимали батареи.

Почти сорок лет прошло, прежде чем появились первые электростанции. Теперь уже не нужно было возить дорогие батареи, и в 1879 году появился первый трамвай.

Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Только оно произносится там «трэм-вэй». «Трэм»- «вагон», «вэй»-«путь». «Трэм-вэй»- «вагон, ходящий по путям, по рельсам».

И все-таки его заменяют троллейбусом. Что значит это слово? Окончание «бус»- это часть слова «омнибус»- «карета для всех». А «троллей»- «контактный провод». Троллейбус, как и трамвай, питается электрическим током от подвешенных над улицей контактных проводов. Но у троллейбусов нет рельсов.

Троллейбус катится мягко, почти неслышно на своих резиновых шинах. Он словно идет в своих мягких домашних туфлях, а трамвай, сколько ни стараются его утихомирить, гремит своими колесами, словно кованными сапогами.

Если один трамвай испортится в пути, остановится на линии, за ним все трамваи станут. Они исправны, а ехать не могут – линия занята. А троллейбус откатят в сторонку, отсоединят от проводов – и путь свободен.

Провести в городе троллейбус гораздо дешевле и проще, чем трамвай. Ведь троллейбусу не нужны рельсы. Правда, ему, зато нужен не один контактный провод, а два. Но все равно – подвесить второй провод куда проще, чем рельсы проложить. Поэтому все больше троллейбусов появляется не только в больших, но и в маленьких городах.

Но почему же такая хорошая машина появилась не сразу? Троллейбус – почти ровесник трамвая. Первый, опытный троллейбус построен в 1882 году. Только опыты с ним оказались неудачными. Резиновых надувных шин тогда еще не было, колеса у первого троллейбуса были такие же, как и у телеги. А улицы в городах мостили булыжником. На булыжной мостовой быстроходный троллейбус подпрыгивал и раскачивался, как телега, несущаяся с горы. Понятно, что при этом его токоприемники все время соскакивали с проводов. И сколько ни бились инженеры, так и не смогли помочь этому горю.

Победил трамвай. Его вагон ровно катился по рельсам, дуга не соскакивала с провода. А троллейбус был осмеян, как гадкий утенок в сказке Андерсена.

Но прошло пятьдесят лет – и улицы больших городов покрылись гладким асфальтом. Бесшумно и плавно покатились по ним автомобили на упругих шинах. И тут пришло, наконец, время троллейбуса. На хорошей дороге он казался лучше, чем трамвай. Гуляя по городу, замечаешь, что асфальтовую дорогу пересекают железные линии. Они, словно змеи, извиваясь, убегают вдаль. Но это вовсе не змеи – это рельсы. Над рельсами натянуты электрические провода. Перед нами городская железная дорога – трамвайные пути. По ним, громко стуча колесами, к остановке подъезжает трамвай.

Чтоб пешком нам не идти,

Есть трамвайные пути.

К остановке подойдем

И трамвая подождем.

Как выглядит троллейбус и трамвай?

(Дети описывают транспорт по картинкам.)

Воспитатель: Трамвай и троллейбус похожи друг на друга. Они оба питаются электричеством с помощью проводов, натянутых над дорогой. Но если дуги, которыми троллейбус цепляется за провода, похожи на усики бабочки или рога, то дуга трамвая напоминает согнутую руку, которой он крепко держит электрический провод.

Внешне и тот и другой вид транспорта представляет собой вагоны на колёсах, однако трамвай может состоять из нескольких вагонах, соединенных между собой.

Если колеса троллейбуса « обуты» в резиновые шины, так как он ездит по асфальту, то у трамвая они железные, поэтому так громко стучат по рельсам.

Внутри трамвая, как у троллейбуса и автобуса, те же ряды сидений и поручни, за которые можно держаться. Работает он так же: впуская и выпуская пассажиров на остановках, спешит дальше, гремя вагонами.

Ребята, а чем же трамвай отличается от троллейбуса?

Дети: Трамвай может состоять из нескольких вагонов, а троллейбус один.

Воспитатель: У троллейбуса колеса «обуты» в резиновые шины, а у трамвая?

Дети: У трамвая они железные, поэтому так громко стучат по рельсам.

Воспитатель: Вот мы и приехали, дети, а как нужно обходить трамвай?

Дети: Трамвай нужно обходить спереди.

Воспитатель: Теперь пересаживается на последний вид городского транспорта.

(Воспитатель предлагает детям пересесть на ковёр друг за другом, образуя так называемый «паровозик».)

Воспитатель: Как вы думаете, на какой вид городского транспорта мы попали? Послушайте и отгадайте, о каком виде общественного городского транспорта идет речь:

Под землей огни горят.

Под землей дворцы стоят.

Под землею чудо мчится.

Сядь – и можешь прокатится.

Дети: Метро.

Воспитатель: Верно. Для чего нужно метро?

Дети: Чтобы ездить под землёй, там, где невозможно проехать по земле.

(Воспитатель предлагает детям представить, что они едут на метро.) ( Физкультминутка) Взявшись за пояс, друг друга дети раскачиваются то влево, то вправо и чётко произносят то быстрее то медленнее, то громче, то  тише: ту-ту-ту-ту, ту-ту-ту-ту.

Воспитатель:  По дорогам больших городов спешат по своим делам разные машины. Всем надо куда-то срочно успеть: и большим тяжелым грузовикам, и специальному транспорту, и шустрым легковым автомобилям. Развести пассажиров торопится и общественный транспорт - автобусы, троллейбусы, трамвай. Но вот беда: транспорта много, а дорога одна! Не поместиться на ней всем машинам! Вот и возникают заторы. Их ещё называют пробками. Машины, попавшие в такую пробку, движутся со скоростью черепахи, а то и вовсе стоят. Стоит и общественный транспорт. В результате опаздывают все.

И вот тут перегруженным автобусам, троллейбусам и трамваям приходит на помощь МЕТРО. Так как большая часть людей спускается под землю и добирается до нужного места на метро, то на городских дорогах становится просторнее. В результате довольны все.

Под землю я спускаюсь,

Гляжу и удивляюсь:

Кругом красиво и светло,

Как дома, сухо и тепло.

МЕТРО – это вид железнодорожного транспорта, который перевозит пассажиров под землёй. Подземные поезда движутся при помощи электричества. Слово «метро» происходит от полного слова «метрополитен», которое означает «городской», «столичный».

В нашей стране метро есть в нескольких крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Казани.

Вот и доехали мы до Зоопарка.

Скажите, а на каких видах общественного транспорта мы сюда добирались?

Дети: На автобусе, троллейбусе, трамвае и метро.

Воспитатель: Какие правила мы соблюдали?

(Дети отвечают правила посадки и поведения в общественном транспорте.)

Воспитатель: Этим правилам движения. Подчиняйся без сомнения. Ты, дружок, доверься им,

Будешь цел и невредим!

 ( После детям предлагается сыграть в игру «Зоопарк»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Городской общественный транспорт"

конспект занятия" Гордской общественный транспорт" для детей старшей группы...

Конспект занятия "Городской общественный транспорт"

конспект занятия" Гордской общественный транспорт" для детей старшей группы...

Конспект занятия по обучению детей ПДД (средняя группа) Тема:" Городской общественный транспорт"

С каждым годом всё больше внимания уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Культура поведения на дороге становится необходимым навыком в жизни ребёнка.Каждый день случаются аварии на дор...

Знакомство детей с городским общественным транспортом

Учить детей как вести себя в общественном транспорте, познакомить с понятием "пассажиры", "городской общественный транспорт", "проезжая часть"....

Знакомство детей с городским общественным транспортом

Учить детей как вести себя в общественном транспорте, познакомить с понятием  «пассажир», «городской общественный транспорт»,  « проезжая часть»,  закрепить знания о светофоре, воспитыв...

Конспект занятия во второй младшей группе "Городской общественный транспорт"

Конспект занятия во второй младшей группе "Городской общественный транспорт"...

Конспект занятия по ПДД в группе детей среднего дошкольного возраста на тему: «Городской общественный транспорт»

Цель: закрепить знания детей о ПДД Задачи: · закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; · систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении; · ...