Описание опыта работы. Тема: «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих способностей и других сторон психической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы.
Тема: «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».
В течение последних лет углубленно работаю по теме «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».
Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих способностей и других сторон психической деятельности. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, излагать свои суждения- всё это требует достаточного уровня развития связной речи. В старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками монологической речи только в условиях целенаправленного обучения. Вопросы формирования связной монологической речи при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие особенно проблематичны.
Работая над формированием связной речи, я сделала вывод, что причиной отставания в развитии связной речи является несформированность деятельности программирования и затруднения в операциях перевода мысли в развёрнутое высказывание. При передаче содержания последовательных картинок дети нарушают логическое предложение рассказа: одни не могут их правильно разложить, другие затрудняются при оречевлении даже правильно разложенных. Несформированность речевых операций выражается и в том, что ребёнок не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль.
Это повлияло на выбор темы моей работы, я стала строить свою работу по пути поиска вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, на важность которого указывали П.Я. Гальперин, Л.В. Знаков, Н.Г. Салмин и другие, как средства расширяющего чувственный опыт детей и являющегося как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством педагога в процессе овладения знаниями.
Значимость второго вспомогательного средства - моделирования плана высказывания - поддерживалась Л.С.Выготским, как процесса интериоризации – перехода внешних действий во внутренние. Таким образом, метод моделирования способствует формированию умения программирования вначале в наглядном плане, с последующим переводом его во внутреннее. В работе я опиралась на высказывания ряда авторов (Д.Б. Эльконина, В.Н. Балаевой, Т.И. Ткаченко, Л.Е. Журовой), которые уделяют большое значение данному методу обучения в разных видах учебной деятельности.
Поэтому, целью моей работы явилось применение наглядного моделирования как специфической формы опосредованной мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.
Применение данного метода как вспомогательного средства в формировании связной монологической речи при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
Исследования последних лет показали, что развитие способностей к наглядному моделированию является предпосылкой к успешному обучению в школе. По данным, проведенным социальным педагогом детского сада мои выпускники (90%) имеют отличные знания по русскому языку и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем
Выступление на педсовете для воспитателей....
Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».
Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....
Описание опыта работы "Особенности обучения дошкольников риторике"
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ Выполнил:...
Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»
Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...
Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"
Данный педагогический опыт направлен на поиск наиболее эффективных путей и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих «психолог...
Обобщение опыта по теме «Развитие связной речи по средствам дидактических игр в коррекционной работе».
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев ...
Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наша главная задача – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-т...