Описание опыта работы. Тема: «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Луценко Наталья Александровна

Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих способностей и других сторон психической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы.

Тема: «Обучение связной речи детей  с ОРН с применением наглядности и  моделирования».

                                     

                                     

                                     

          В течение последних лет углубленно работаю по теме  «Обучение связной речи детей  с ОРН с применением наглядности и  моделирования».

Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих способностей и других сторон психической деятельности. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, излагать свои суждения- всё это требует достаточного уровня развития связной речи. В старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками монологической речи только в условиях целенаправленного обучения. Вопросы формирования связной монологической  речи  при проведении коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие особенно проблематичны.

               Работая над формированием связной речи, я сделала вывод, что причиной отставания в развитии связной речи является несформированность деятельности программирования и затруднения в операциях перевода мысли в развёрнутое  высказывание. При  передаче содержания последовательных  картинок дети нарушают логическое предложение рассказа: одни не могут их  правильно разложить, другие затрудняются  при оречевлении даже правильно разложенных. Несформированность речевых операций выражается и в том, что ребёнок не умеет лексически и грамматически правильно оформить мысль.

               Это повлияло на выбор темы моей работы, я стала строить свою работу по пути поиска вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, на важность которого указывали П.Я. Гальперин, Л.В. Знаков, Н.Г. Салмин и другие, как средства расширяющего чувственный опыт детей и являющегося как бы внешней опорой  внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством педагога в процессе овладения знаниями.

        Значимость второго вспомогательного средства - моделирования плана высказывания - поддерживалась Л.С.Выготским, как процесса интериоризации – перехода  внешних действий во внутренние. Таким образом, метод моделирования способствует формированию умения программирования вначале в наглядном плане, с последующим переводом его во внутреннее. В работе я опиралась на высказывания ряда авторов (Д.Б. Эльконина, В.Н. Балаевой, Т.И. Ткаченко, Л.Е. Журовой), которые уделяют большое значение данному  методу обучения в разных видах учебной деятельности.

        Поэтому, целью моей работы явилось применение наглядного моделирования как специфической формы опосредованной мыслительной деятельности в дошкольном возрасте.

        Применение данного метода как вспомогательного средства в формировании  связной монологической речи при проведении коррекционной работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие речи.

        Исследования последних лет показали, что развитие    способностей к наглядному моделированию является предпосылкой к успешному обучению в школе. По данным, проведенным социальным педагогом детского сада мои выпускники (90%) имеют отличные знания по русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе».

Доклад об опыте работе. Может быть использован родителями при подготовке ребёнка к школе....

Описание опыта работы "Особенности обучения дошкольников риторике"

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ  Выполнил:...

Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»

Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...

Обобщение педагогического опыта работы тема "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной"

Данный педагогический  опыт направлен на поиск наиболее эффективных  путей  и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих  «психолог...

Обобщение опыта по теме «Развитие связной речи по средствам дидактических игр в коррекционной работе».

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны -это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев ...

Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наша главная задача – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-т...