Образовательный проект «Чтобы не было беды» (Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности).
Актуальность проекта: Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и развивается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстренных ситуациях. Дошкольные учреждения должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями.
Данный проект посвящен профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстренных ситуациях и знакомству с профессией пожарного.
Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое - кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка - опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.
В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я, особое внимание уделяю обучению детей правилам пожарной безопасности.
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.
Я хочу подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.
Цель проекта: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться своими знаниями и следить за своим поведением) в окружающей среде; формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
• Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара;
• Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
• Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;
• Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет, служб спасения: «01», «02», «03», «04»;
• Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;
• Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
• Активизировать словарь детей по данной теме;
• Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;
• Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.
• Познакомить с историей возникновения огня;
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Содержание:
I раздел «Обеспечение пожарной безопасности детей дошкольного возраста».
1. Актуальность, новизна.
2. Система работы по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности:
• цель;
• задачи;
• принципы;
• методика работы;
• методы подачи содержания;
• формирование опыта безопасного поведения с огнем у детей дошкольного возраста;
• ожидаемые результаты;
II раздел «Содержание работы с дошкольниками»
• «Перспективный план работы по формированию у детей основ пожарной безопасности» (старший дошкольный возраст (5-7 лет).
III раздел «Метод проектов в обучении дошкольников пожарной безопасности».
• Проект «Уроки пожарной безопасности»
IV раздел «Материал для творческой работы педагогов».
V раздел «Литература. Актуальность».
Механизмы реализации проекта:
1-ый этап – постановочный
1. Выбор художественной литературы для чтения детям.
2. Знакомство родителей с планом работы по проекту.
3. Домашнее задание для родителей и детей: выучить стихи о пожарной безопасности и нарисовать о ней картинку.
2-ой этап – поисковый
1. Чтение детям художественных произведений: "Пожар, "Пожарные собаки" Л. Толстой; "Дым", "Пожар" Б. Житков, "Рассказ о неизвестно герое" С. Маршак, отрывки произведений "Путаница" К. Чуковский, "Дядя Степа" С. Михалков и др.
2. Экскурсия в пожарную часть.
3. Рассматривание иллюстраций, буклетов о пожаре.
4. Рисование
3-ий – заключительный
1. Открытое занятие «Игра - викторина по пожарной безопасности"
2. Подведение итогов по проекту, подготовка фотоотчета и презентация
Этапы реализации проекта: краткосрочный
Принципы реализации проекта:
1. Принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы.
2. Принцип системности – работа проводится весь учебный год, специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние отрезки времени.
3. Принцип доступности содержания детям.
4. Принцип возрастной адресованности.
5. Принцип координации деятельности педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель, учитель – логопед)
6. Принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Чтобы процесс обучения детей основам пожарной безопасности был наиболее эффективным, я
• использую инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;
• реализую педагогические условий (планирование воспитательно - образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности, референтность пожаробезопасного поведения участников педагогического процесса);
• осуществляю педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.
Основные направления работы с детьми:
• Система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности, ценностей здорового образа жизни, экологической культуры;
• Беседы, основанные на опыте детей;
• Дидактические игры;
• Сюжетно – ролевые игры;
• Игры – драматизации;
• Игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой;
• Конкурсы;
• Чтение художественной литературы;
• Продуктивную деятельность: изодеятельность, аппликация, конструирование, лепка;
• Составление творческих рассказов на противопожарную тему;
• Досуги и спортивные развлечения
Продолжительность - краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта:
дети;
педагоги;
музыкальный руководитель;
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.
• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.
• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.
• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.
• Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ОГНЕМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем в нашем дошкольном учреждении рассматривается как составная часть общей воспитательно - образовательной работы, при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей.
Дошкольникам необходимо представить следующее:
• Опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому, окружающим, природе, животному миру.
• Причина – от чего случилась или произошла беда, что способствовало реализации опасности.
• Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.
Знакомство с правилами обращения с огнем продолжается во всех видах деятельности. Фрагменты, связанные с безопасным поведением включаются в занятия по ознакомлению с окружающим (знакомство с профессиями спасателей, пожарных, чтение художественной литературы, конструированию, изодеятельности). При организации викторин я особое внимание обращаю на точность формулировок вопросов. Викторина, как форма игры имеет особую привлекательность для дошколят, давая детям шанс для самовыражения. Также в целях готовности детей к действиям во время пожара я целесообразно провожу разнообразные конкурсы по данной тематике. Это могут быть конкурсы рисунков, стихотворные, музыкальные или спортивные развлечения. Подобные мероприятия в нашем дошкольном учреждении проводятся совместно с ОГПН и родителями, что также привлекает внимание детей. Целью таких мероприятий было ознакомление ребят с основами противопожарной безопасности и службы спасения «01».
Большое внимание в своей работе наш детский сад уделяет ролевым, дидактическим играм, играм – драматизациям, игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию, игровым персонажам. Игра – нормальная и обязательная форма деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяющая ему связывать и автоматизировать свои умения и попытаться применить знания на практике, пока они не востребованы жизнью. Поэтому игра является неотъемлемым атрибутом учебной и воспитательной деятельности растущего человека. Особенностью сюжетно – ролевых игр является то, что все дети заранее получают роли в рамках задуманного воспитателем сюжета игры, а также материал для подготовки к действиям в данной роли. В ходе игры детям наглядно объяснялось, куда звонить в случае возникновения пожара, как правильно вызвать пожарных, что делать во время пожара и как себя вести, чтобы не случилась беда. Дети с большим интересом усваивают новую информацию и принимают активное участие в ролевых играх, предложенных воспитателем.
Также в нашем дошкольном учреждении был разработан блок познавательных занятий на противопожарную тему, при составлении которых учитывались следующие дидактические методы: доступность, систематичность, последовательность от простого к сложному, от частного к общему. По форме и используемым методам и приемам занятия не похожи одно на другое. Основными методами в выборе методов служат познавательные возможности детей, степень сложности материала или заданий.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении,
• Формировать представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
• Формировать навыки адекватного поведения в пожароопасных ситуациях;
• Воспитывать осознанное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Познавательно - исследовательская деятельность:
Рассматривание иллюстраций «Средства пожаротушения. Знаки безопасности»
Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения.
Проблемная ситуация «Почему случился пожар? »
Тренинг «Действия при пожаре»
Дидактические игры: «Собери картинку»
«Чрезвычайные ситуации»
«Горит – не горит»
Речевое развитие
Беседа «Злой и добрый огонь»
Общение «Откуда может прийти беда? »
Беседа «Пожарные – кто они? »
Дидактические игры: «Что для чего? »
«Отгадай слово»
«Что необходимо пожарному? »
«Огонь и вода»
«Разрешается – запрещается»
«Разложи по порядку»
Составление рассказа по серии сюжетных картин на противопожарную тему.
Игровая деятельность:
Сюжетно – ролевые игры «Детский сад»
«Мы помощники пожарных»
«Пожароопасные предметы»
Моделирование игровой ситуации «Дым в группе. Как поступить? »
Продуктивная деятельность:
Рисование «Огонь – друг, огонь – враг»
Рисование «Чтобы не было беды»
Конструирование из конструктора «Пожарная машина»
Выставка рисунков «Береги свой дом от пожара»
Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных
Составление коллажа «Средства пожаротушения»
Чтение художественной литературы:
«Пожарыч» Д. Кокшаров
«Хитрый огонь и вода» Молехина
«Бумажный самолетик»
«Спичка – невеличка» Е. Хоринский
«Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова
«Малышам об огне» Н. Пороховник
«Пожар в лесу»
«Пожар в поле» (приложение)
«Щепочка»
«Как мы с братом играли»
«Как ловили уголька» Ж. Толмазова
«Кошкин дом» С. Маршак
«Рассказ о неизвестном герое»
«Обыкновенная история» К. Орлова
«Загадки об электроприборах» Л. Сумина
«О спичках»
«Об опасных предметах»
«О средствах бытовой химии» А. Шевченко
Двигательная деятельность:
Подвижные игры «Огненный дракон»
«Кто быстрее? »
«Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»
Спортивные эстафеты «Пожарный щит»
«Не затушенный костер»
«Мы помощники пожарных»
«Пронеси не урони»
«Убери на место», «Огненный дракон»
Игры – эстафеты «Окажи помощь при пожаре», «Ловкие и быстрые»
Музыкально - художественная деятельность:
Драматизация «Кошкин дом»
Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, пение, слушание
Трудовая деятельность:
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Мы помощники пожарных»
Моделирование правил поведения в природе
Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых"
Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»
Работа со схемой «Найди выход из горящего дома»
Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать? »
Работа со схемой «Где опасно? »
Экспериментирование «Огонь гаснет без поступления кислорода»
Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер? »
Викторина «Защитим лес от пожара»
Коммуникативная деятельность
Общение «Спички не тронь, в спичках огонь»
Составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось »
Тренинг «Вызови пожарных»
Продуктивная деятельность
Тематические недели «Моя семья, дом», «Бытовая техника»
Загадки о бытовых приборах
Викторина «Береги свой дом от пожара»
Викторина «Пожарный герой – он с огнем вступает в бой"
Составление творческого рассказа «Почему это случилось? »
Игровые ситуации «Дым в квартире», «Сестра обожгла палец, что делать?»
ЗАГАДКИ
На улице столбом, в избе скатертью.
(Дым)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова
Целый час, а может два.
(Огонь)
Это темный – темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
(Коробок спичек)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
С языком, а не лается,
Без зубов, а кусается.
(Огонь)
Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый?
(Пожар)
От огня бывает
И от огня сгорает.
(Уголек)
Огневые стрелы пускает,
Никто их не поймает.
(Молния)
В одном амбаре сто пожаров.
(Коробок спичек)
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь,
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь.
(Пожарный)
Что встретит – пожирает.
Но если дать ему воды,
Он мигом погибает.
(Огонь)
Вокруг глаз и рук вьется, А в руки не дается.
(Дым)
Висит – молчит,
А повернешь – шипит,
И пена летит.
(Огнетушитель)
Я – помощница – сестрица,
А зовут меня… (водица)
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с (огнем).
Дидактические игры
«Найди ответ»
Цель:
• Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара.
Ход игры:
Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом – ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ.
Ситуации - Ответы
Возник пожар. Звони по телефону «01».
В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу.
На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся.
Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом.
Горит старая трава. Забросай землей, залей водой.
Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04».
Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку.
«Разложи по порядку»
Цель:
• Ознакомить детей с порядком действий при пожаре.
Ход игры:
Используются карточки с изображениями:
• Сообщение по телефону «01» о пожаре;
• Эвакуация людей;
• Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;
• Встреча пожарных;
• Работа пожарных;
Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.
«С чем можно играть»
Цель:
• Развивать внимание, мышление
• Закреплять знания о пожарной безопасности.
Ход игры:
Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя – черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом.
Сказки
«ХИТРЫЙ ОГОНЬ И ВОДА»
Жил да был Огонь – неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку – сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает прочие проказы.
И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь, ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не прикрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном из домов, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка испугалась его, отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой. Вода расплескалась и затушила пламя.
Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел – люди прикрыли свой очаг заслонкой.
Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения – на праздниках, которые проходят ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали танцевать вокруг него. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад- радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул, даже не дождь, а ливень, который затушил пламя.
После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард
«СКАЗКА – БЫЛЬ ОБ ОГНЕННОМ ЗМЕЕ»
Эта история произошла в Новый год. Дети весело кружились вокруг елки в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом. Баба Яга и Леший всех заразили своим зажигательным плясом. На праздник прибывали все новые и новые гости, и никто не заметил, как в зал потихоньку прокрался Огненный Змей. Он сразу стал пробираться к елке, по пути слизывая языком разный новогодний мусор. В зале потянуло дымком, но все продолжали веселиться. Вот длинный язык хитрого Змея уже дотянулся до проводки электрической гирлянды и затерялся среди разноцветных огоньков. Но больше всего он хотел достичь верхушки елки, где сверкала звезда.
Но коварный Огненный Змей рано торжествовал победу. Он не знал, что в зале дежурят юные пожарные, и они заранее спрятали под елкой плотную Ткань, Песок и Огнетушитель. Первыми, почувствовав запах дыма и заметив среди веток огненный язык, юные пожарные смело вступили в бой со зловредным Змеем, используя припрятанные средства огнетушения. Особенно помог Огнетушитель, который так усердно плевался пеной в Огненного Змея, что тот от бессилия и злобы зашипел и стал медленно отступать. Не отступали и Ткань с Песком: они накидывались на Змея со всех сторон. Песок лез ему в глаза, забивал ноздри и уши. Неудачливый злодей чихал и кашлял, извивался и изворачивался, но, к радости присутствующих, становился все меньше и меньше. На помощь юным огнеборцам поспешили и гости: Бабушка Метелица махала длинными рукавами, Снежная Королева дышала на него холодом, и Змей из последних сил прошипел от злости и исчез. Осталась лишь маленькая кучка золы и облачко дыма. А обрадованные Дед Мороз и Снегурочка подарили юным пожарным за смелость и находчивость, лучшие подарки из своего мешка. Так благополучно закончилась эта история.