Познавательный мир ребенка в возрасте до 7 лет. Среда жизнедеятельности ребенка,как источник воспитания.
статья по обж на тему

Емельянова Наталья Ивановна

Задачей данной статьи является раскрытие особенностей познавательного мира ребенка, а также, как среда жизнедеятельности ребенка влияет на воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_mir_rebenka_v_vozraste_do_7_let.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ДО 7 ЛЕТ

1. Особенности познавательного возраста

В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых...

Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»

Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Она обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. Как ребенок воспринимает явления, так он на них и реагирует. Со временем эта реакция приобретает все более и более осознанный характер. Социальное изменение ребенка закономерно. На каждом возрастном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкультуру, играющую особую роль в этом процессе.

Познавательный мир ребенка — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развитии. Понятие «познавательный мир ребенка» предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме.

Процесс познания отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д., например в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников и т.д.

Термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зависимости от возраста, с одной стороны, представляет собой определенную детскую субкультуру, с другой — конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде — реализованную социокультурную реальность. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие.

Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме.

Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный — это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребёнка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания.

Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания. Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в социальном развитии.

Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокулътуры ребенка являются:

•  восприятие окружающей среды и реакция на нее;

•  речь;

•  душевное состояние и переживания;

• самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения;

•  поведение, действия и поступки.

Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией.

Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977), что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения».

Речь по своей природе, социальна: в ребенке заложена предрасположенность к овладению языком, но она развертывается в способность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью.

Каждый язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа, он представляет собой органическое сочетание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изначально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней. Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностранный. Сам по себе иностранный язык, изучаемый ребенком в русской обстановке, отмечал Ушинский, «никогда не окажет такого сильного влияния на его духовное развитие, какой оказал бы родной ему язык; никогда не проникнет так глубоко в его дух и тело, никогда не пустит таких глубоких, здоровых корней, обещающих богатое, обильное развитие» его как личности.

Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Характерно, что учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям.

Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отношения к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ребенка отражает особенности его детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе окружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на его безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление.

Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в \ данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру или злу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во (  многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях. Душевные состояния и переживания детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие.

 Они естественным образом формируют такое явление, как детский страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных  условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на  психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве  его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одиночество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей,  типичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимулируют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превращая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению.

 Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, ' отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это находит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), к бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти отношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и I самосовершенствования. Позиция Я личности также может со временем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных  обстоятельств.

     Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно социокультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то переходит в привычки и становится характерной особенностью, что-то преодолевается (изживается). Данный факт исключительно важен в социальном формировании личности. Он диктует необходимость умения видеть своеобразие проявлений ребенка, понимать их субкультурный характер перспективы изменения, прогнозировать динамику и определять пути целесообразного педагогического влияния. Исключительно важно не забегать вперед (не требовать от ребенка того, что ему по возрасту, по уровню развития трудно понять) и не задерживаться (сохраняя в нем детские черты и тормозя социальное формирование).


2. Среда жизнедеятельности ребенка, как источник воспитания

Человек развивается в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педагогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирование личности, и исследует возможности целесообразного использования их, профилактирования их негативного влияния.

Целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают стихийное воспитание. По данным специальных исследований, должна иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг):

•  показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;

• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;

•  разговаривать с ребенком, называть его по имени;

•  обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования ими;

•  начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

• организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;

•.проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй достать его»);

•  пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;

•  играть с куклами и др.;

•  имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию;

•  объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому что ты ударил по нему»);

•  играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;

•  ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;

•  обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.

Основной задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.

Личные усилия самого ребенка; проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятельности. Детские игры представляют собой один из видов социальной деятельности детского организма, средство развития ребенка как личности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в детских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.

Семейные игры обусловлены национальными и семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослужащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально-педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.

Предметом игры являются ролевое поведение, направленная активность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игрушек принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. И.К. Лафатер (1741—1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятиям. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла отражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фребеля (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского развития», разработал теорию игры.

В раскопках стоянок древних славян находят большое количество игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о детях, понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упражняет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разного рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. Посредством игры приобретаются навыки определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, развивается сообразительность, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом они выступают важнейшим средством разностороннего развития ребенка.

Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социальному развитию, формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его психического развития как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к общению и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на проявлении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для самостоятельной игры.

Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно он способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблюдать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в песочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.

Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельности, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его является естественная любознательность ребенка, которая проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), что способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нравится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством, разбирает ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и начинает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к  творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые символические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойников и т.п.

Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие накоплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те игры, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада характера. Через них педагоги стараются направлять развитие умственных способностей ребенка, развивая у него склонность к определенным видам деятельности.

В социальном развитии особенно важны совместные (общественные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пламени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретательность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязываются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисциплине и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формировании у него понимания своих общественных отношений.

Изложенное представляет только некоторые наиболее существенные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные процессы ребенка дошкольного возраста

Краткие выдержки по развитию познавательных процессов в разных возрастных группах...

Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста

Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста

Познавательная активность напрямую связана с волевыми усилиями и является важнейшим стимулом в воспитании целеустремленности, умении завершать начатую деятельность, что в последствии отражается на фор...

Проектная работа Игры для познавательного развития ребенка раннего возраста

Познавательное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и ...

Развитие познавательных интересов ребенка дошкольного возраста по средствам традиционной тряпичной куклы.

Тадиционная тряпичная кукла, как средство для обогащения жизненного опыта,развития творческих способностей, развитие навыков общения как со свестниками, так и людьми старшего поколения.. Приобщение де...

"Воображение как составляющая развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста"

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. ...