Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Тайны лекарственных растений» в старшей группе
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Татьяна Иосифовна Воробьева

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные:

*    Продолжать знакомить детей с чудодейственной силой природы.

*    Закреплять знания о растениях: лекарственные; познакомить с некоторыми особенностями использования лекарственных растений, правилами сбора лекарственных растений.

 

Развивающие:

*    Развивать творческую активность, воображение (Познавательное развитие)

*     Развивать речь дошкольников. (Речевое развитие)

*     Развивать координацию движений. (Физическое развитие)

*     Развивать навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.( Социально-коммуникативное развитие)

Воспитывающие:

*    Воспитывать бережное, доброе  отношение к природным ресурсам и желание вести здоровый образ жизни.

 

Материал и оборудование: компьютер,  интерактивная доска, фонограмма пения лесных птиц презентация лекарственных растений ( подорожник,  крапива, одуванчик, ромашка, шиповник), мяч среднего размера, пиктограммы (правила сбора лекарственных растений ),  отвар шиповника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tayna_lekarstvennyh_rasteniy.docx133.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 детский сад № 69 «Веточка» корпус № 4

 городского округа Тольятти

Конспект образовательной  деятельности

по познавательному развитию

с использованием ИКТ

«Тайны лекарственных растений»

в старшей  группе  №4 «Петушки»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16355_8651363e344e7c8d693b1bb3c40eb523.jpg.jpg

Воспитатель: Воробьева Т.И

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: 

  • Продолжать знакомить детей с чудодейственной силой природы.
  • Закреплять знания о растениях: лекарственные; познакомить с некоторыми особенностями использования лекарственных растений, правилами сбора лекарственных растений.

Развивающие: 

  • Развивать творческую активность, воображение (Познавательное развитие)
  •  Развивать речь дошкольников. (Речевое развитие)
  •  Развивать координацию движений. (Физическое развитие)
  •  Развивать навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.( Социально-коммуникативное развитие)

Воспитывающие: 

  • Воспитывать бережное, доброе  отношение к природным ресурсам и желание вести здоровый образ жизни.

Материал и оборудование: компьютер,  интерактивная доска, фонограмма пения лесных птиц презентация лекарственных растений ( подорожник,  крапива, одуванчик, ромашка, шиповник), мяч среднего размера, пиктограммы (правила сбора лекарственных растений ),  отвар шиповника.

Ход:   Начало на коврике, все дети  сидят полукругом.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит –

 Эта травка исцелит! (дети: лекарственные растения)

Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (детио лекарственных растениях)

Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Все эти чудо растения  чаще всего можно  встретить  в лесу.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом , растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура , и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить.

Воспитатель: Ребята, хотите  узнать больше о лекарственных растениях,  как находить их в лесу, какую пользу они приносят человеку?

Тогда, сейчас мы с вами отправимся в лес.

( дети встают и идут друг за другом свободным шагом по группе ,  останавливаются, слышат звуки пения птиц ( фонограмма  пения лесных птиц )

 Физминутка   «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес,   (Широко развести руки в стороны  
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  
Ты о чем шумишь листвою,   (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои.  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами, ребята  в лесу. В лесу очень много загадок. А вот и одна из них.

Загадка:

Каждый лист мой любит тропки

У обочины  дорог

Но однажды людям добрым

Раны вылечить помог.

- Правильно. Это подорожник.

На экране появляется слайд №1.(подорожник)

Подорожник ещё называют зелёным бинтом, потому что листья его упругие с прочными жилками растут пучком. Листья подорожника используют при ушибе, ранах. Лист нужно очистить от пыли, поцарапать, чтоб выделился сок, и приложить к ране. Вскоре они заживут, боль пройдет. Ещё отвар подорожника лечит желудок,очищает кровь, успокаивает нервы.

-А вот следующая загадка.

Растет зеленый кустик,

дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! 

- Да, правильно, это крапива.

слайд №2.(крапива)

Воспитатель: Почему же обжигает крапива? Оказывается у неё на листьях и стеблях имеются особые волоски, каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волоска едкая жидкость. Дотронешься, получай укол. Когда её заготавливают, одевают перчатки.

Крапивой лечат раны. Берут сырую крапиву, толкут и прикладывают ранам. Она раны вычистит и заживит. В ней содержатся вещества убивающие микробов. Ещё она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

Ребята, а это растение вам хорошо известно, попробуйте отгадать?

На  лесной лужайке,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!

(Одуванчики)

слайд №3.(одуванчики)

Эти цветочки растут полянками, как будто семьями. С древних времён его используют в лечебных целях и называют «Солнечная аптека», потому что все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки – имеют целебные свойства. Есть старинная поговорка:

«Если употреблять в пищу одуванчик, то болезнь проходит мимо дверей дома»

Благодаря разнообразию полезных свойств, одуванчики помогают лечить многие заболевания человека, улучшают и укрепляют общее состояние организма. Полезные вещества, содержащиеся в одуванчике, оказывают болеутоляющее, противовоспалительное действие. 

Воспитатель: Вы, наверное, устали? Давайте поиграем. Сейчас вы произнесёте волшебные слова, и все превратитесь в одуванчиков.

 Дети(кружась на месте, произносят)

- Вокруг себя повернусь,

- И в одуванчика превращусь.

Воспитатель: Вот сколько одуванчиков выросло на полянке (Дети приседают)

- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся всё больше. (Дети тихонечко встают).

- Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики. (Дети раскачивают руками)

- Ветер подул ещё сильнее. Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашютики. (Дети разбегаются в разные стороны, бегают на носочках).

- Парашютики упали на землю. (Дети приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики(Дети встают)

-А вот ,ребята , еще одна загадка.

В лесу сестрички стоят,

желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

белые реснички (ромашки)

слайд №4.(ромашки)

Свежесорванной ромашкой лечиться нельзя, но заваренной ромашкой или ее настойкой можно. Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

И последняя загадка, слушайте внимательно:

Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить.

                     (шиповник)

слайд №5.(шиповник)

 Ребята, как вы думаете, почему у этого растения такое название?   (Потому что у него на веточках есть шипы.)

Воспитатель. Молодцы, правильно –  слово шиповник  произошло от слова «шип», которое означает острая колючка. Куст этого растения имеет на своих ветках много шипов  - колючек, о которые можно уколоться и пораниться.

В старину на Руси шиповник считался символ красоты, молодости и здоровья.

В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Настой из лепестков освежает кожу лица. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.

Воспитатель. Ну вот,  ребята, наша прогулка по лесу подошла к концу, пора возвращаться в садик.

Для этого ребята,  улыбнитесь

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

По дорожке побежали.

- Вот мы  вернулись в наш садик .

Ребята, сегодня вы много узнали  о некоторых лекарственных растениях. Чтобы лекарственные растения приносили человеку помощь нужно правильно их собирать.

Запомните правила сбора лекарственных растений (по пиктограммам):

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

 - Нельзя рвать много растений.

- Нельзя пробовать плоды, корневища.

- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.

Давайте встанем и  поиграем в игру «Мяч лови- бросай, на вопросы отвечай!»

 (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).

Вопросы:

- Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)

- Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней)

- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

- Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)

- Какое растение «обжигает» и останавливает кровотечение ?

- Почему шиповник так назвали? (Потому что у него на веточках есть шипы.)

- Какое растение называют « солнечной аптекой» и используют при простуде и кашле? (ромашка)

- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

( Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)

- Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу,  у рек, на лугах)

 Молодцы , ребята, вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.

(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Тайны лекарственных растений» в старшей группе №2 «Звездочки»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».Программные задачи: Образовательные:...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Тайны деревянной ложки"

Познакомить детей с историей русской ложки, расширять представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новы...

Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментально-исследовательская деятельность) «Тайны снега и воды»

Данный материал поможет провести занятие по экспериментальной деятельности со снегом и льдом....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана».

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема : «Тайны вулкана».Цель: Знакомство детей с природным явлением – вулканом .Задачи:•Обучающие:рас...