Перспективный план по правилам дорожного движения для детей средней группы
методическая разработка по обж (средняя группа) на тему
«Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план по правилам дорожного движения для детей средней группы | 893.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по правилам
дорожного движения
для детей
средней группы
Составила: воспитатель
Васенина
Ирина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее), но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Зачастую малыши живут далеко от детского учреждения, поликлиники, дедушки с бабушкой и им приходится пользоваться городским транспортом. В этих случаях ребёнок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро.
Таким образом, проблема «ребёнок на улице города» или «ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Реализация программы
«Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать»
В. Головко
Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
- Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Материалы, используемые на занятиях:
- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
- Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- Плакаты;
- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
- Дорожные знаки.
Дидактические игры:
- «Наша улица»
- «Поставь дорожный знак»
- «Теремок»
- «Угадай, какой знак»
- «Виды перекрёстков»
- «Улица города»
- «Запрещается - разрешается»
- «Собери светофор»
- «О чём говорят знаки?»
- «Где спрятался знак?»
Методические приёмы:
- Рассказ;
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Дидактические игры;
- Чтение и заучивание стихов;
- Рассматривание иллюстраций;
- Наблюдение;
- Экскурсии;
- Целевая прогулка на специально оборудованную площадку.
- Подвижные игры
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Сентябрь | Тема: «Транспорт». Цель: Знакомить с историей автомобиля. Учить складывать из частей целое. Расширять знания о грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить свойства и различия. Воспитывать интерес к окружающему миру. | 1. Д/и «Собери машину по образцу». Цель: расширять знания о транспорте, развивать конструктивные способности. 2. Д/и «Покажи, что назову». Цель: закрепить знания частей грузовой машины. | 1. С/р игра «Мы водители». Цель: учить самостоятельно организовывать игру, распределять роли. 2. П /и «Мы грузовики». Цель: учить детей «водить» машины, не сталкиваясь друг с другом. | 1. Я. Пишунов «О транспорте». Цель: развивать интерес к художественной литературе. 2. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Машина моя». | 1. Рассматривание пассажирского транспорта, его назначение. 2. Загадки о пассажирском транспорте. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Октябрь | Тема: «Знакомство с улицей». Цель: уточнять и расширять представление детей об улице. Уметь отличать тротуар от проезжей части. Развивать внимание. Литература: Т. И. Данилова «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД». | 1. Д/и «Доскажи словечко». Цель: развитие речи детей. 2. Игра “Продолжи предложение». Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления. | 1. П /и «Зебра». Цель: умение точно исполнять команды за определенный промежуток времени. 2. П /и «Цветные автомобили». Цель: совершенствовать умение детей быстро реагировать на зрительный сигнал; начинать движение и заканчивать его по сигналу воспитателя.
| 1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица». Цель: развивать интерес к художественной литературе. 2. Чтение сказки «Приключения Бабы – Яги». | 1. Рассматривание макета улицы. 2. «Знакомство с улицей и дорогой». Цель. Расширять представления детей об улице (дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения); машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Ноябрь | Тема: «Трамвай». Цель: знакомить детей с транспортным средством: трамвай. Уточнять представление об особенностях передвижения троллейбуса и трамвая. Развивать мелкую моторику. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Литература: Т. И. Данилова «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД». | 1. Д/и «По дороге». Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память. 2. С/р игра «Поездка в город». Цель: формировать умение взаимодействовать, распределять роли. | 1. П/и «Трамваи». Цель: упражнять детей в беге, быстрому построению по сигналу. Закреплять прыжки на двух ногах. Закреплять понятия «водитель», «пассажир». 2. П /и «Птицы и автомобиль». Цель: развивать умение выполнять несложные движения, ориентируясь на слова воспитателя, развивать внимание, речь. | 1. Чтение сказки Н.Киселева «Котенок и щенок» 2. Заучивание считалки «Стоп, машина, стоп, мотор!» 3. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Азбука города». | 1. Рассматривание трамвая. Сравнение трамвая и троллейбуса. 2. Конструктивная игра «Депо для трамвая» Цель: учить строить гараж из кубиков. 3. Беседа «Когда мы пассажиры». Цель: усвоить понятие «пешеход», «пассажир», представление о правилах поведения в общественном транспорте, воспитывать вежливое отношение друг к другу. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Декабрь | Тема: «Железнодорожный транспорт». Цель: формировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте. Литература: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России». Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. | 1. Д/и «Разрезные картинки». Цели: Развивать умение различать виды транспорта; развивать у детей логическое мышление, глазомер. 2. «Четвертый лишний». Цель: развитие внимания, мышления, речи детей. | 1. П /и «Поезд». Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом. 2. Физминутка «Мы сядем в паровозик».
| 1. Чтение и разучивание стихотворения Я. Пишунова «Машины». 2. Чтение сказки «Приключения ёжика». | 1. Загадки о транспорте и профессиях. 2. Рассматривание иллюстраций профессии людей, работающих на железнодорожном транспорте. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Январь | Тема: «Пешеходный переход (экскурсия)». Цель: Знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице. Литература: Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы./Л. Б. Поддубная. | 1. Д/и «Верно - неверно» Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения. 2. Д/и «Собери знак». Цель: развитие мышления. | 1. П /и «Воробушки и кот». Цель: развивать умение выполнять несложные движения. 2. П /и «Передай жезл». Цель: повторить знания ПДД, развитие координации. 3. Физминутка «Встали прямо, потянулись…». | 1. Чтение сказки по ПДД «Маша и медведь». 2. Н. Сорокин «Для пешеходов». 3. Чтение стихотворения Я. Пишумова «Пешеходный переход». | 1. Целевая прогулка «Пешеходный переход». Цель: закрепить правила поведения на улице, учить переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре». 2. Наблюдения за прохожими. Загадки о дорожных знаках. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Февраль | Тема: «Какие бывают машины». Цель: уточнить знания детей о том, какие виды транспорта они знают; знакомить детей с транспортом специального назначения. Литература: Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова.; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
| 1. Д/и «Соблюдай правила дорожного движения» Цели: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу. 2. Сюжетно – ролевая игра «Водители». Цель: формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. | 1. П /и «К своим флажкам». Цель: закрепить знания светов светофора, упражнять детей в беге, развивать внимание. 2. П /и «Да или нет». Цель: развитие воображения ребенка, внимательности, умения играть в коллективе. Развивать ловкость. 3. Физминутка «Мы поехали кататься». | 1. Чтение стихотворения Э. Мошковской «Не задавите машину». 2. Чтение сказки по ПДД «Машина, которую научили рисовать». | 1. Лепка «Транспорт». Цель: продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей; развитие фантазии. 2. Наблюдения на прогулке за транспортом 3. Загадки о транспорте специального назначения. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Март | Тема: «В гостях у светофора». Цель: уточнять представление о работе светофора, учить решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать умение изготавливать из готовых частей светофор. Воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве. Литература: Т. И. Данилова «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД». | 1. Д/и «Объяснялки». Цель: умение подбирать слова, которые характеризуют тот или иной предмет, работать в команде; развитие речи, внимания детей. 2. Д/и «Игра в слова». Цель: закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, развитие внимания, речи детей. | 1. П /и «Красный, желтый, зелёный». Цель: развивать умение выполнять несложные движения, развивать внимание, быстроту. 2. П /и «Сигналы светофора». Цель: развитие двигательной активности, умения работать в команде, повторить знания ПДД. | 1. Чтение стихотворения И. Гурина «Светофор». Цель: развивать интерес к художественной литературе. 2. Чтение сказки Е. Жидков «Светофор». | 1. Целевая прогулка «Наблюдение за светофором». Цели: закрепить знания детей о работе светофора, о правилах перехода улицы; познакомить с назначением желтого сигнала. 2. Загадки о правилах дорожного движения. 3. Рисование «Светофор». Цель: продолжаем говорить о светофоре, его огоньках. Уметь дополнять рисунок. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Апрель | Тема: «Юный пешеход» Цель: учить детей различать дорожные знаки; развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Воспитывать в детях чувство ответственности, довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Литература: Интернет – источник: vospitatel.com | 1. Д/и «Правила поведения». Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности. 2. Д/и «Разрезные знаки». Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер. | 1. П /и «Зебра». Цель: умение точно исполнять команды за определенный промежуток времени. 2. П /и «Водитель такси». Цель: развитие ловкости, быстроты. | 1. Чтение и заучивание В. Головко «Правила движения». Цель: продолжать знакомить детей с творчеством писателей. 2. Чтение сказки «История про грузовичок…» | 1. Загадки о правилах движения. 2. Рассматривание иллюстраций улицы. |
Месяц | Основная образовательная деятельность | Дидактические, сюжетно - ролевые игры | Подвижные игры, физминутки | Чтение художественной литературы | Дополнительная деятельность |
Май | Тема: «Путешествие в страну Безопасности». Цель: расширение знаний детей об улицах города; закрепление навыков поведения в транспорте; закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, о их значениях; формирование у детей наблюдательности, осторожности на дороге. Литература: Интернет – источник: http://www.ivalex.vistcom.ru | 1. Д/и «Я грамотный пешеход». Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность. 2. Д/и «Дорожное лото» Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность. | 1. П /и «Зажги светофор». Цель: учить детей в беге, закрепить света светофора, развивать координацию движений. 2. П /и «Найди знак». Цель: учить детей различать дорожные знаки. 3. П /и «Красный, желтый, зелёный». | 1. Чтение сказки «Кто важнее всех на улице». 2. Чтение стихотворения «Светофор». | 1. Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения». 2. Аппликация «Светофор». Цель: закрепляем полученные навыки, закрепить навыки работы с ножницами и клеем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-календарное планирование в средней группе по теме: «Осень»
Перспективно-календарный план в средней группе по теме "Осень" в соответствии с ФГТ...
Перспективное планирование игр-занятий в группе раннего возраста и первой младшей группе
Перспективное планирование игр-занятий в группе раннего возраста и первой младшей групее по теме "Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования"...
Перспективное планирование во второй младшей группе. Тема недели: "Наша группа".
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю. Тема " Наша группа"....
Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)
Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...
Перспективный план работы с родителями группы №12 (средняя группа).
Перспективный план работы с родителями группы №12 (средняя группа)....
Перспективный план работы с родителями группы №2( младшая группа)
Перспективный план работы с родителями группы №2( младшая группа)...
перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию
перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы. перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...